Решение Верховного суда Республики Коми
от 14 ноября 2007 г. N 3-38-2007
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 января 2008 г. N 3-Г07-24 настоящее решение отменено
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 14 ноября 2007 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащей федеральному законодательству и не действующей со дня принятия ч.1 ст.2 Закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 21 сентября 2007 года N 64-РЗ в той части, в какой она устанавливает различные меры социальной поддержки гражданам, достигшим пожилого возраста до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года, и ветеранам труда из числа лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст.7 Федерального закона "О ветеранах", до выдачи документов о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" гражданам, достигшим пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) после 1 января 2005 года, получавшим трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством и имеющим стаж трудовой деятельности (учитываемый в календарном порядке) не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, и присвоения ветеранам труда из числа лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 ст.7 Федерального закона "О ветеранах", в порядке, предусмотренном законодательством Республики Коми, звания "Ветеран труда" и выдачи им соответствующего удостоверения, установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и не действующей со дня принятия ч.1 ст.2 Закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 21 сентября 2007 года N 64-РЗ в той части, в какой она устанавливает различные меры социальной поддержки гражданам, достигшим пожилого возраста до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года, и ветеранам труда из числа лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст.7 Федерального закона "О ветеранах", до выдачи документов о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" гражданам, достигшим пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) после 1 января 2005 года, получавшим трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством и имеющим стаж трудовой деятельности (учитываемый в календарном порядке) не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, и присвоения ветеранам труда из числа лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 ст.7 Федерального закона "О ветеранах", в порядке, предусмотренном законодательством Республики Коми, звания "Ветеран труда" и выдачи им соответствующего удостоверения.
В обоснование заявления указал, что в нарушение действующего федерального законодательства о социальной поддержке ветеранов и других категорий граждан ч.1 ст.2 Закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" установлены меры социальной поддержки ветеранам труда и гражданам, достигшим пожилого возраста после 1 января 2005 года, в меньшем объеме, чем лицам, имеющим звание "Ветеран труда", и гражданам, достигшим пожилого возраста до 1 января 2005 года, несмотря на то, что данные различия носят формально-юридический характер и не являются основанием для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
В судебном заседании прокурор Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Представители Главы Республики Коми Бабенко А.В., Константинов С.И. и Лукина А.Н. считали, что заявление прокурора Республики Коми подлежит отклонению. Полагали, что ч.1 ст.2 Закона Республики Коми принята в пределах предоставленных Республике Коми полномочий, полностью согласуется с нормами федерального законодательства, регулирующими вопросы социальной поддержки населения, и не нарушает прав и свобод граждан.
Государственный Совет Республики Коми ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителей.
Заслушав прокурора, представителей Главы Республики Коми и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что законных оснований для удовлетворения заявления прокурора Республики Коми не имеется.
Согласно п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст.76 Конституции Российской Федерации, ст.1, 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания ч.1 ст.2 Закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 21 сентября 2007 года N 64-РЗ применительно к приведенному принципу свидетельствует о соответствии указанной нормы действующему федеральному законодательству о социальной поддержке населения в Российской Федерации.
Так, по делу установлено, что оспариваемые прокурором положения Закона Республики Коми приняты с целью сохранения ранее предусмотренных ч.2 ст.11 и ч.2 ст.12 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в редакциях законов Республики Коми от 14 мая 2005 года N 39-РЗ и 6 октября 2006 года N 100-РЗ мер социальной поддержки гражданам, достигшим пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) после 1 января 2005 года, получавшим трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством и имеющим стаж трудовой деятельности (учитываемый в календарном порядке) не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, и ветеранам труда из числа лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 ст.7 Федерального закона "О ветеранах", и не имеющим звания "Ветеран труда", до выдачи гражданам, достигшим пожилого возраста, документов о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", и присвоения ветеранам труда из числа лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 ст.7 Федерального закона "О ветеранах", в порядке, предусмотренном законодательством Республики Коми, звания "Ветеран труда" и выдачи им соответствующего удостоверения.
При этом временное сохранение ранее установленных для указанных категорий лиц мер социальной поддержки в виде получения субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с жилищным законодательством, республиканской ежемесячной денежной выплаты, сохранения обслуживания в поликлиниках и других государственных медицинских учреждениях, внеочередного оказания медицинской помощи, преимущественного права на получение земельных участков под индивидуальные жилищно-строительное и гаражно-строительные кооперативы, преимущественного права на получение земельных участков под индивидуальное жилищное и гаражное строительство, садово-огородное хозяйство обусловлено требованиями ст.11, 12 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в редакции Закона Республики Коми от 21 сентября 2007 года N 64-РЗ, согласно которым меры социальной поддержки в том объеме, в каком они прописаны в данных нормах, предоставляются лицам, имеющим звание "Ветеран труда", и гражданам, достигшим пожилого возраста и отвечающим приведенным выше критериям, независимо от времени достижения ими этого возраста.
Поскольку в соответствии с положениями ст.22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в редакции Закона Республики Коми от 21 сентября 2007 года N 64-РЗ и постановлением Правительства Республики Коми "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 31 декабря 2004 года N 280 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 9 октября 2007 года меры социальной поддержки, предусмотренные ст.11, 12 Закона Республики Коми в редакции Закона Республики Коми от 21 сентября 2007 года N 64-РЗ, предоставляются в заявительном порядке и только после присвоения гражданам звания "Ветеран труда" с выдачей соответствующего удостоверения, получения гражданами, достигшими пожилого возраста до 1 января 2005 года, в органах социальной защиты справки о праве на меры социальной поддержки, установленные ст.12 настоящего Закона, то в силу этих обстоятельств и в соответствии с требованиями ст.7, 10, 11, 22 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ с изменениями и дополнениями, ст.26.3, 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодатель Республики Коми правомерно пролонгировал действие норм, регулировавших вопросы предоставления данным категориям граждан мер социальной поддержки, до дня возникновения у этих граждан права на меры социальной поддержки, установленные ст.11, 12 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в редакции Закона Республики Коми от 21 сентября 2007 года N 64-РЗ.
Такое правовое регулирование соответствует приведенным выше нормам федерального законодательства, предусматривающим, что меры социальной поддержки для ветеранов труда и граждан, достигших пожилого возраста, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, исполняемыми за счет собственных средств бюджетов этих субъектов, и согласуется с общими принципами социальной защиты граждан в Российской Федерации, на основании которых законодатель при принятии нормативных правовых актов об установлении мер социальной поддержки обязан не только сохранять ранее достигнутый уровень социальной защиты граждан, но и принимать все возможные меры для его повышения.
При таких обстоятельствах следует признать, что ч.1 ст.2 Закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" принята в пределах предоставленных Республике Коми полномочий, с соблюдением правил финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не только не нарушает права и свободы ветеранов труда, не имеющих звания "Ветеран труда", и граждан, достигших пожилого возраста после 1 января 2005 года, но и способствует сохранению ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий лиц до дня получения ими документов о праве на меры социальной поддержки в большем объеме.
Доводы прокурора о том, что в силу ст.7 Федерального закона "О ветеранах" лица, указанные в подпункте 2 пункта 1 ст.7 настоящего Закона, имеют право на меры социальной поддержки в таком же объеме, как и ветераны труда, имеющие звание "Ветеран труда", являются несостоятельными, поскольку ст.11 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в редакции Закона Республики Коми от 21 сентября 2007 года N 64-РЗ предусматривает предоставление соответствующих мер социальной поддержки именно гражданам, имеющим звание "Ветеран труда".
Лица же, указанные в подпункте 2 пункта 1 ст.7 Федерального закона "О ветеранах", не относятся к гражданам, имеющим удостоверение "Ветеран труда", но в силу определенных в настоящем Федеральном законе критериев пользуются безусловным правом на присвоение им в установленном ст.22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" порядке звания "Ветеран труда", а после присвоения данного звания и предъявления в органы социальной защиты соответствующего удостоверения и на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.11 того же Закона.
Ссылки на формально-юридический характер различий в статусе граждан, достигших пожилого возраста до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года, также не могут быть приняты во внимание, т.к. ст.12 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в редакции Закона Республики Коми от 21 сентября 2007 года N 64-РЗ такого различия не предусматривает и гарантирует предоставление равных мер социальной поддержки независимо от времени достижения гражданином пожилого возраста, но при условии получения им (в заявительном порядке) справки о праве на меры социальной поддержки, установленные ст.12 настоящего Закона.
Таким образом, законных оснований для признания ч.1 ст.2 Закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 21 сентября 2007 года N 64-РЗ (в оспариваемой части) противоречащей федеральному законодательству и недействующей не имеется, поскольку данная норма полностью согласуется с принципами разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, с правилами финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в области социальной защиты граждан и предписанием о сохранении и возможном повышении ранее достигнутого уровня такой защиты и не нарушает право ветеранов труда и граждан, достигших пожилого возраста, на меры социальной поддержки в том объеме, в каком они установлены Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в действующей редакции.
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и не действующей со дня принятия ч.1 ст.2 Закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 21 сентября 2007 года N 64-РЗ в той части, в какой она устанавливает различные меры социальной поддержки гражданам, достигшим пожилого возраста до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года, и ветеранам труда из числа лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 7 ст.1 Федерального закона "О ветеранах", до выдачи документов о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" гражданам, достигшим пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) после 1 января 2005 года, получавшим трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством и имеющим стаж трудовой деятельности (учитываемый в календарном порядке) не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, и присвоения ветеранам труда из числа лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 ст.7 Федерального закона "О ветеранах", в порядке, предусмотренном законодательством Республики Коми, звания "Ветеран труда" и выдачи им соответствующего удостоверения, прокурору Республики Коми отказать.
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
В.В.Кретов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 14 ноября 2007 г. N 3-38-2007
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 15 марта 2008 г. N 51-52 (3725-3726)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 января 2008 г. N 3-Г07-24 настоящее решение отменено