Решение Верховного суда Республики Коми
от 5 февраля 2008 г. N 3-3-2008
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 апреля 2008 г. N 3-Г08-6 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 5 февраля 2008 года дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия подпункта "в" пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле", утвержденных постановлением Правительства Республики Коми "О финансировании расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 5 декабря 2006 года N 296,
установил:
И.о. прокурора Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия подпункта "в" пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле", утвержденных постановлением Правительства Республики Коми "О финансировании расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 5 декабря 2006 года N 296.
В обоснование заявления указал, что в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Правил гражданин, имеющий право на получение социального пособия на погребение, должен представить в территориальный орган Агентства Республики Коми по социальному развитию документ, подтверждающий, что умерший на день смерти не работал и не являлся пенсионером, хотя действующее федеральное законодательство такой обязанности не устанавливает.
В судебном заседании прокурор Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Представители Правительства Республики Коми Бабенко А.В. и Штеер О.В. требование и.о. прокурора не признали и полагали, что оспариваемая норма Правил принята в пределах предоставленных Республике Коми полномочий и согласуется с принципами финансового обеспечения осуществления полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и требованиями бюджетного законодательства.
Заслушав участвующего в деле прокурора, представителей Правительства Республики Коми и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление и.о. прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению.
Согласно ст.72 Конституции Российской Федерации, ст.2 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 года N 8-ФЗ с изменениями и дополнениями законодательство о погребении и похоронном деле находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст.76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания подпункта "в" пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле", утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 5 декабря 2006 года N 296, применительно к приведенному принципу свидетельствует о несоответствии данной нормы действующему федеральному законодательству об организации похоронного дела.
Так, подпунктом "в" пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что выплата социального пособия на погребение лиц, которые на день смерти не работали и не являлись пенсионерами, возможна только при условии представления гражданином в территориальный орган Агентства Республики Коми по социальному развитию документа, подтверждающего, что умерший на день смерти действительно не работал и не являлся пенсионером.
Данное положение Правил противоречит требованиям ст.10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", в соответствии с которыми выплата данного вида социального пособия гражданину, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, производится только на основании справки о смерти и в день обращения в соответствующий орган социальной защиты.
Получение же гражданином, осуществившим погребение лица, которое на день смерти не работало и не являлось пенсионером, каких-либо дополнительных документов о прижизненном статусе этого лица действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
Поэтому возложение на граждан обязанности по представлению в территориальный орган Агентства Республики Коми по социальному развитию документа, подтверждающего, что умерший на день смерти не работал и не являлся пенсионером, не может быть признано законным как по изложенным выше причинам, так и в связи с тем, что ни трудовое законодательство, ни законодательство о пенсионном обеспечении граждан не предусматривает выдачу соответствующими органами или организациями такого документа по заявлению граждан.
Кроме того, подпункт "в" пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле" не отвечает и принципу определенности, поскольку в нем не содержится сведений о названии документа, органах или организациях, наделенных полномочиями по выдаче этого документа, способах и порядке его получения гражданами, претендующими на получение данного вида социального пособия.
Доводы представителей Правительства Республики Коми о том, что представление данного документа необходимо для осуществления контроля за расходованием денежных средств, предусмотренных в республиканском бюджете на выплату социальных пособий на погребение, не могут быть приняты во внимание, т.к. граждане не только не являются участниками бюджетного процесса, но и в силу норм федерального законодательства не обязаны доказывать, что умерший, погребение которого они осуществили, на день смерти не работал и не являлся пенсионером.
При таких обстоятельствах подпункт "в" пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле", утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 5 декабря 2006 года N 296, следует признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении приведенной нормы, суд находит, что она подлежит признанию не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с требованиями ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о настоящем решении после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление и.о. прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "в" пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле", утвержденных постановлением Правительства Республики Коми "О финансировании расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 5 декабря 2006 года N 296.
Сообщение о принятом судом решении после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в газете "Республика".
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
В.В.Кретов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 5 февраля 2008 г. N 3-3-2008
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 4 июня 2008 г. N 108 (3782)