Решение Верховного суда Республики Коми
от 5 марта 2008 г. N 3-16-2008
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.
при секретаре Козловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 5 марта 2008 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия ч.1, 2, 3, 4, 5 ст.3 в той части, в какой они допускают возможность привлечения к административной ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти; ч.2 ст.3 в части установления административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности депутатов Государственного Совета Республики Коми, Главы Республике# Коми, Правительства Республики Коми, Уполномоченного по правам человека в Республике Коми, министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми и их должностных лиц, выразившееся в непредставлении или несвоевременном представлении названным органам или должностным лицам документов, необходимых для выполнения возложенных на них функций; ст.4(1); ст.5; ст.6; ст.7; ст.8 Закона Республики Коми "Об административной ответственности в Республике Коми" от 30 декабря 2003 года N 95-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 21 сентября 2007 года N 68-РЗ, установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия ч.1, 2, 3, 4, 5 ст.3 в той части, в какой они допускают возможность привлечения к административной ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти; ч.2 ст.3 в части установления административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности депутатов Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми, Уполномоченного по правам человека в Республике Коми, министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми и их должностных лиц, выразившееся в непредставлении или несвоевременном представлении названным органам или должностным лицам документов, необходимых для выполнения возложенных на них функций; ст.4(1); ст.5; ст.6; ст.7; ст.8 Закона Республики Коми "Об административной ответственности в Республике Коми" от 30 декабря 2003 года N 95-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 21 сентября 2007 года N 68-P3.
В обоснование заявления указал, что в нарушение действующего федерального законодательства оспариваемые нормы Закона Республики Коми допускают возможность привлечения к административной ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти, предусматривают административную ответственность за правонарушения, ответственность за которые уже установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях либо может быть установлена только настоящим Кодексом.
В судебном заседании прокурор Калашникова О.Е. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Представители Государственного Совета Республики Коми Вытегоров В.А. и Главы Республики Коми Тимофеева Т.В. считали, что требования прокурора Республики Коми подлежат отклонению. Полагали, что приведенные выше нормы Закона Республики Коми "Об административной ответственности в Республике Коми" приняты в пределах предоставленных Республике Коми полномочий и полностью соответствуют федеральному законодательству.
Заслушав прокурора, представителей Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление прокурора Республики Коми подлежит частичному удовлетворению.
Согласно п."к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст.76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания ч.1, 2, 3, 4, 5 ст.3; ч.12, 13, 14 ст.7; ч.4 ст.8; ч.2 ст.3; ст.4(1); ст.5; ч.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18 ст.6; ч.1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14 ст.7; п.1 ч.1 ст.8; п.2 ч.1 ст.8; ч.3 ст.8; п.2 ч.4 ст.8 Закона Республики Коми "Об административной ответственности в Республике Коми" применительно к приведенному выше правилу свидетельствует о полном либо частичном несоответствии указанных норм законодательству Российской Федерации об административной ответственности.
Так, в силу положений ст.1.1; 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом к исключительному ведению Российской Федерации, в частности, относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В нарушение указанных требований Кодекса, а также принципа определенности содержания нормативных правовых актов формулировки ч.1, 2, 3, 4, 5 ст.3; ч.12, 13, 14 ст.7; ч.4 ст.8 Закона Республики Коми "Об административной ответственности в Республике Коми" в части установления административной ответственности должностных лиц допускают возможность привлечения к такой ответственности и должностных лиц федеральных органов государственной власти, хотя в соответствии с положениями Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ с изменениями и дополнениями, иных федеральных законов вопросы деятельности должностных лиц федеральных государственных органов и ответственности данных лиц за действия (бездействие), совершенные при осуществлении ими своих полномочий, могут быть урегулированы только в законодательстве Российской Федерации.
Согласно ст.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях субъекты Российской Федерации не вправе принимать законы, устанавливающие административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе и в случаях, когда ответственность за те или иные правонарушения уже предусмотрена настоящим Кодексом.
Однако ч.2 ст.3 Закона Республики Коми "Об административной ответственности в Республике Коми" установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности депутатов Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми, Уполномоченного по правам человека в Республике Коми, министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми и их должностных лиц, выразившееся в непредставлении или несвоевременном представлении названным органам или должностным лицам документов, необходимых для выполнения возложенных на них функций, несмотря на то, что в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст.19.7) предусмотрена ответственность за аналогичное правонарушение. При этом диспозиция данной нормы имеет универсальный характер и в силу положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с изменениями и дополнениями, "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ с изменениями и дополнениями, "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ с изменениями и дополнениями распространяет свое действие на все государственные органы и их должностных лиц.
В соответствии с положениями ст.1.3 Кодекса и ст.3, 6, 7, 8 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ вопросы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр и требования к организаторам азартных игр, собственно игорному заведению и посетителям данного заведения прописаны в настоящем Федеральном законе, и поэтому ст.4(1) Закона Республики Коми "Об административной ответственности в Республике Коми", предусматривающая привлечение к административной ответственности должностных и юридических лиц за нарушение порядка размещения объектов игорного бизнеса, допуск в помещения игорных заведений и тотализаторов лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, а также лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не может быть признана законной, поскольку установление такой ответственности отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.
В связи с тем, что Федеральным законом "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ с изменениями и дополнениями, Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации в редакции от 27 марта 2007 года N 185, установлены требования к осуществлению торговли на рынках и других отведенных для этой цели местах, а Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст.14.8, 14.15) предусмотрена административная ответственность за нарушение прав потребителей и правил продажи отдельных видов товаров, то в силу этих обстоятельств и положений ст.1.3 Кодекса следует признать противоречащей федеральному законодательству и ст.5 Закона Республики Коми "Об административной ответственности в Республике Коми", тем более что по своей сути данная норма направлена на урегулирование вопросов гражданского права, отнесенных к ведению Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер названного постановления следует читать как "от 19 января 1998 г. N 55"
Согласно требованиям федеральных законов "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ с изменениями и дополнениями, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ с изменениями и дополнениями, "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ с изменениями и дополнениями, Закона Российской Федерации "О ветеринарии" от 14 мая 1993 года N 4979-1 с изменениями и дополнениями, Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569, Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федора от 21 января 2006 года N 25, административная ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями, эксплуатации нежилых зданий, требований в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а равно ответственность за несоблюдение правил обращения с отходами производства, животноводства и потребления и нарушение требований, предъявляемых к государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, может быть установлена только Кодексом РФ об административных правонарушениях.
В частности, ст.6.3, 6.4, 9.4 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий и сооружений, за нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил в области строительства.
Кроме того, настоящим Кодексом установлена административная ответственность и за появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст.20.21), а также за нарушение правил пользования жилыми помещениями (ст.7.21).
Однако ч.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18 ст.6; ч.1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ст.7; п.1 ч.1, ч.3, п.2 ч.4 ст.8 Закона Республики Коми "Об административной ответственности в Республике Коми" прописаны административные правонарушения в области общественного порядка, содержания домашних животных и использования для этих целей жилых помещений, сохранности и эксплуатации нежилых зданий (помещений), содержания территорий поселений, правонарушения в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства, объект посягательства и объективная сторона которых заключается в нарушении норм и правил, установленных приведенными выше законами, Кодексом и иными нормативными правовыми актами федерального значения в части охраны общественного порядка, охраны окружающей среды, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдения правил обращения с отходами производства, животноводства и потребления, государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, включающего в себя единые требования к планировке и застройке поселений и их содержанию, к использованию жилых помещений и эксплуатации общественных помещений, зданий и сооружений.
Так, из содержания указанных выше норм Закона Республики Коми следует, что в них установлена административная ответственность за самовольное переустройство, реконструкцию нежилых помещений, а равно их инженерного оборудования, за необеспечение ограждения опасных зон в целях безопасности пешеходов при толщине снега на кровлях нежилых зданий более 30 см, а также при наступлении оттепели, способствующей образованию наледи и сосулек, а равно за непринятие ответственными лицами мер по очистке кровель нежилых зданий с наружным водоотводом от снега, наледи и сосулек, за неустранение протечек в отдельных местах кровли нежилых зданий, за неустранение повреждений системы организованного водоотвода (водосточных труб, воронок, колен, отметов, расстройство их креплений) на кровлях нежилых зданий, за неустранение дефектов стен нежилых зданий в виде нарушения герметичности межпанельных швов, утраты связи отдельных кирпичей с кладкой стен, наличия трещин и местных разрушений облицовки, штукатурки, фактурного или окрасочного слоев, выкрашивания раствора из облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки с немедленным ограждением опасной зоны, за неустранение трещин в дымоходах и газоходах и в сопряжениях их с печами в нежилых зданиях, а также неисправностей в печах, дымоходах и газоходах, могущих вызвать отравление граждан дымовыми газами, за неустранение неисправности конструкций оконных, дверных заполнений в виде разбитых стекол, сорванных створок оконных переплетов, форточек, балконных дверных полотен, входных дверей в подъезды нежилых зданий, за неустранение протечек в перекрытиях, вызванных нарушением водонепроницаемости гидроизоляции полов в сантехузлах нежилых зданий, за неустранение течи в водопроводных кранах и в кранах сливных бачков при унитазах в нежилых зданиях, за неустранение неисправности аварийного порядка магистральных, внутриквартальных трубопроводов и их сопряжения с фитингами, арматурой и приборами водопровода, канализации, газооборудования, а также внутридомовых тепловых, водопроводных, канализационных сетей в виде течи, засоров, неисправности запорной арматуры нежилых зданий, за неустранение неисправности мусоропровода в виде дефектов ствола, шибера, приемных клапанов, устройств для прочистки ствола в нежилых зданиях, за неустранение неисправности лифта в виде дефектов дверей шахты или кабины, неправильной остановки на этажах, неисправного движения кабины, отсутствия или неисправности запирающих устройств на входе в машинное отделение, затопления шахты, машинного отделения, загрязненности шахты, кабины, отсутствия кнопок вызова в лифтовых кабинах нежилых зданий, за неустранение неисправности в системе освещения помещений общего пользования (с заменой ламп накаливания, люминесцентных ламп, стартеров, пускорегулирующих аппаратов, выключателей и конструктивных элементов светильников) в нежилых зданиях, за неустранение неисправности аварийного порядка (короткое замыкание) в элементах внутридомовой электрической сети в нежилых зданиях, за неустранение неисправности автоматов защиты стояков и питающих электролиний, неисправности во вводно-распределительном устройстве, связанной с заменой предохранителей, автоматических выключателей, рубильников, а равно неустранение повреждения одного из питающих электрических кабелей, повлекших отключение системы питания нежилых помещений или силового электрооборудования, за неустранение неисправности самозакрывающих устройств, дверей, люков, неисправности входных дверей, окон, остекления, жалюзи слуховых окон, а равно нарушения утепления входных тамбуров, лестничных клеток, подвальных помещений в нежилых зданиях, за непринятие мер по обеспечению уборки закрепленных за организациями территорий поселений от снега, наледи, строительного и бытового мусора, грязи, опавшей листвы: площадей, парков, скверов, улиц, дорог, тротуаров, за повреждение или уничтожение клумб, цветников, газонов, за неудовлетворительное содержание газонов, цветников, а также деревьев и (или) кустарников, расположенных вне придомовой территории жилых домов (несвоевременная стрижка газонов, наличие дикорастущих трав, сорняков, сухостоя, прикорневой и стволовой поросли и т.п.). за порубку, повреждение либо выкапывание без соответствующего разрешения древесно-кустарниковой и (или) травянистой растительности, входящих в зеленый фонд поселений (кроме придомовой территории жилых домов), за порубку, повреждение либо выкапывание без соответствующего разрешения древесно-кустарниковой и (или) травянистой растительности на озелененной придомовой территории жилых домов, за повреждение, за захламление дворов, придомовых территорий, улиц бытовыми отходами, мусором, организацию несанкционированных свалок грунта и снега, за самовольную установку без соответствующего разрешения контейнеров, бытовок, техники, гаражей, складских помещений, а также объектов бытового назначения (сарай, балок, баня и т.п.), за размещение строительных материалов, запасов топлива, оборудования и механизмов, иного имущества за пределами отведенных в установленном порядке земельных участков, за выбрасывание бытового мусора, бумаг, окурков, использованных упаковок, бутылок в подъездах, во дворах жилых домов, на улицах, площадях, в парках, скверах, других общественных местах, в общественном транспорте вне мест их утилизации (сбора), за производство без разрешения в установленном порядке земляных работ во дворах домов, на придомовых территориях, на улицах, площадях, в парках, скверах, а также на других территориях, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно ведение работ после окончания срока действия разрешения без его официального продления, за мойку автотранспортных средств на территории поселения вне специально отведенных для этой цели мест, за выгул собак лицами, находящимися в состоянии опьянения, за непринятие владельцами собак и (или) кошек необходимых мер по предотвращению загрязнения принадлежащими им животными подъездов домов, лифтов, других помещений общего пользования в жилых домах, детских площадок, тротуаров, а также использование лоджий, балконов для выгула собак, а равно за непринятие указанными лицами мер по предотвращению и (или) прекращению издаваемых животными громких звуков, нарушающих спокойствие граждан в период с 23.00 часов до 6.00 часов, за свободный выпас владельцами на территориях поселений Республики Коми вне специально отведенных для этой цели мест крупного и мелкого рогатого скота, повлекший загрязнение территорий поселений, потраву посевов, порчу или уничтожение зеленых насаждений или порчу урожая.
Анализ приведенных положений закона свидетельствует о превышении Республикой Коми предоставленных ей полномочий в части установления административной ответственности за указанные нарушения, поскольку вопросы ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения, за нарушение правил застройки и содержания поселений, использования жилых помещений, эксплуатации общественных помещений, зданий и сооружений, сбора, обезвреживания, захоронения отходов производства, животноводства и потребления, защиты окружающей природной среды, природно-антропогенных и антропогенных объектов от любого негативного воздействия, предотвращения вредного влияния среды обитания на человека имеют федеральное значение и отнесены к исключительному ведению Российской Федерации.
Кроме того, ответственность за непринятие мер по предотвращению и (или) прекращению издаваемых домашними животными громких звуков, нарушающих спокойствие граждан в период с 23.00 часов до 6.00 часов, установлена без учета физиологических и иных особенностей этих животных и возможностей человека по оказанию влияния на их повадки.
Не соответствует федеральному законодательству и п.2 ч.1 ст.8 Закона Республики Коми "Об административной ответственности в Республике Коми", поскольку в силу положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов установление какой-либо ответственности за причинение вреда здоровью человека или нарушение его личных неимущественных прав возможно только на основании нормативных правовых актов федерального значения.
При таких обстоятельствах ч.1, 2, 3, 4, 5 ст.3; ч.12, 13, 14 ст.7; ч.4 ст.8 в той части, в какой они допускают возможность привлечения к административной ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти; ч.2 ст.3 в части установления административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности депутатов Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми, Уполномоченного по правам человека в Республике Коми, министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми и их должностных лиц, выразившееся в непредставлении или несвоевременном представлении названным органам или должностным лицам документов, необходимых для выполнения возложенных на них функций; ст.4(1); ст.5; ч.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18 ст.6; ч.1 в части слов: "повреждение или уничтожение клумб, цветников, газонов" ст.7; ч.2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ст.7; ч.14 ст.7 в отношении ч.2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ст.7; п.1 ч.1 ст.8 в части слов: "лицами, находящимися в состоянии опьянения"; п.2 ч.1 ст.8; ч.3 ст.8; п.2 ч.4 ст.8 в части слов: "повлекшие загрязнение территорий поселений, потраву посевов, порчу или уничтожение зеленых насаждений или порчу урожая" Закона Республики Коми "Об административной ответственности в Республике Коми" от 30 декабря 2003 года N 95-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 21 сентября 2007 года N 68-РЗ следует признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении в течение длительного времени приведенных норм Закона Республики Коми, суд находит, что они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о принятом судом решении (в его указанной части) после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Вместе с тем суд не находит оснований для признания недействующими ч.17 ст.6; ч.1 ст.7 в части хождения по клумбам, цветникам, газонам, размещения на указанных объектах и движения по ним транспортных средств; ч.5, 12, 13 ст.7; ч.1 ст.8 за исключением слов: "лицами, находящимися в состоянии опьянения"; ч.2 ст.8; п.1 ч.4 ст.8 Закона Республики Коми "Об административной ответственности в Республике Коми", поскольку установленная этими нормами ответственность за виновное неустранение неисправностей системы наружного освещения и освещения тоннелей, за хождение по клумбам, цветникам, газонам, размещение на указанных объектах и движение по ним транспортных средств, за повреждение, опрокидывание или перемещение в другие места размещенных в установленном порядке во дворах домов, на улицах и площадях, в парках и скверах, в иных общественных местах скамеек, оборудования детских площадок, контейнеров для бытовых отходов и урн, за срыв или повреждение афиш, рекламных плакатов, аншлагов, стендов, щитов, объявлений, иных рекламных и (или) информационных печатных материалов, размещенных в общественных местах с соблюдением установленного порядка, за самовольное нанесение на здания, заборы надписей, рисунков, частных объявлений, размещение на них рекламных, информационных и (или) агитационных материалов, за выгул собак без присмотра, а равно выгул собак без поводка и (или) без намордника (за исключением комнатных - декоративных пород собак) во дворах домов, на улицах, площадях, в парках, скверах, в других общественных местах, за нахождение граждан с собаками в помещениях магазинов, предприятий общественного питания, государственных или муниципальных учреждений, на территориях рынков, в местах во время проведения массовых общественных мероприятий (за исключением организаций, оказывающих специальные услуги собаководам), за свободный выпас владельцами на территориях поселений Республики Коми вне специально отведенных для этой цели мест крупного и мелкого рогатого скота, а также других домашних сельскохозяйственных животных или птиц ни Кодексом РФ об административных правонарушениях, ни иными федеральными законами не предусмотрена.
Поэтому с учетом данного обстоятельства и положений федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует признать, что приведенные выше нормы Закона Республики Коми приняты в пределах предоставленных данному субъекту Российской Федерации полномочий, с соблюдением требований ст.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и всего лишь устанавливают ответственность за нарушение общепринятых правил нахождения и поведения в населенных пунктах и других общественных местах, за совершение действий (бездействия), отрицательно влияющих на степень благоустройства поселений и иных общественных мест, т.е. регулируют вопросы местного значения, не отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации.
Руководствуясь ст.194, 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу ч.1, 2, 3, 4, 5 ст.3; ч.12, 13, 14 ст.7; ч.4 ст.8 в той части, в какой они допускают возможность привлечения к административной ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти; ч.2 ст.3 в части установления административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности депутатов Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми, Уполномоченного по правам человека в Республике Коми, министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми и их должностных лиц, выразившееся в непредставлении или несвоевременном представлении названным органам или должностным лицам документов, необходимых для выполнения возложенных на них функций; ст.4(1); ст.5; ч.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18 ст.6; ч.1 в части слов: "повреждение или уничтожение клумб, цветников, газонов" ст.7; ч.2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ст.7; ч.14 ст.7 в отношении ч.2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ст.7; п.1 ч.1 ст.8 в части слов: "лицами, находящимися в состоянии опьянения"; п.2 ч.1 ст.8; ч.3 ст.8; п.2 ч.4 ст.8 в части слов: "повлекшие загрязнение территорий поселений, потраву посевов, порчу или уничтожение зеленых насаждений или порчу урожая" Закона Республики Коми "Об административной ответственности в Республике Коми" от 30 декабря 2003 года N 95-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 21 сентября 2007 года N 68-РЗ.
Сообщение о решении в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими указанных норм Закона Республики Коми "Об административной ответственности в Республике Коми" после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в газете "Республика".
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Республики Коми отказать.
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
В.В.Кретов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 5 марта 2008 г. N 3-16-2008
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 5 апреля 2008 г. N 66-67 (3740-3741)