Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В. Гаврюсова, судей Д.Н. Басманова, А.В. Проскурова,
с участием представителя Главы Республики Коми, стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Республики Коми, - начальника отдела конституционного законодательства и государственного строительства Государственно-правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми Т.В. Тимофеевой, руководствуясь статьей 96 (часть 4) Конституции Республики Коми, пунктом 3 части первой статьи 3, статьями 32, 99, 100, 101 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом заседании дело о толковании части 1 статьи 2 Конституции Республики Коми.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Главы Республики Коми о толковании положения части 1 статьи 2 Конституции Республики Коми. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений.
Заслушав выступление судьи-докладчика Ю.В. Гаврюсова, объяснения начальника отдела конституционного законодательства и государственного строительства Государственно-правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми Т.В. Тимофеевой, консультанта-эксперта отдела конституционного законодательства и государственного строительства Правового управления аппарата Государственного Совета Республики Коми Е.В. Глуховой, заместителя начальника Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Республики Коми В.А. Тучнолобовой, выступление консультанта Конституционного Суда Республики Коми С.Г. Толстова, изучив представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. Основанием для обращения Главы Республики Коми в Конституционный Суд Республики Коми явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений части 1 статьи 2 Конституции Республики Коми, устанавливающей, что источником власти Республики Коми является ее многонациональный народ.
Прокуратурой Республики Коми был внесен протест от 7 июля 2008 года на соответствие части 1 статьи 2 Конституции Республики Коми Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Обосновывая свою точку зрения, Прокуратура Республики Коми утверждала, что Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Таким образом, народ субъекта Российской Федерации, проживающий на обособленной территории субъекта, не может быть источником власти в отрыве от многонационального народа Российской Федерации.
По мнению Прокуратуры Республики Коми, такая же правовая позиция высказана в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года.
2. Содержащаяся в части 1 статьи 2 Конституции Республики Коми правовая норма о том, что источником власти Республики Коми является ее многонациональный народ, означает народовластие или суверенитет народа. Эти понятия, входящие в систему естественных прав и свобод человека и гражданина, стали составной частью основ конституционного строя демократических государств. По существу, речь идет о независимом ни от кого праве народа самостоятельно и в полном объеме распоряжаться своей судьбой, создавать такой общественный и государственный строй, который соответствует его воле, иметь такую форму цивилизации и культуры, какую он желает.
В этом значении понятие народного суверенитета закреплено в Уставе ООН в форме положений о суверенном равенстве государств и праве наций (народов) на самоопределение, а также в Хельсинских соглашениях. В соответствии с частью 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
В соотношении понятий суверенитета государства и суверенитета народа суверенитет народа первичен. Суверенная воля народа обязательна для всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц на территории государства.
Народ осуществляет власть в соответствии с широкими правами, предоставленными Конституцией. Наиболее общим, интегрирующим все другие политические права и свободы, является право участвовать в управлении делами государства.
Осуществление этого права граждан выражается в различных формах, как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственными формами демократии является участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, а также путем реализации права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Избираемый народом парламент рассматривается как выразитель интересов и воли народа, т.е. всей совокупности граждан данного государства. Это орган народного представительства. Народ, как носитель суверенитета, уполномачивает парламент от его имени осуществлять законодательную власть.
Каналами воздействия народа на деятельность органов законодательной и исполнительной власти всех уровней является влияние избирателей на своих избранников, различные формы выражения общественного мнения по вопросам руководства государственными делами, направления усилий государства на удовлетворение социальных потребностей общества.
3. Законодательство Российской Федерации не только не препятствует народу субъектов Российской Федерации осуществлять свои властные полномочия, но гарантирует и обеспечивает их реализацию. В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации Россия является демократической республикой, где органы власти формируются народом или его представителями, периодически проводятся новые выборы, что позволяет гражданам обновлять властные структуры, оказывая доверие другим политическим партиям.
На основании части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство России основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в России осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях и определениях с позитивным содержанием неоднократно высказывал свою правовую позицию по вопросам реализации избирательных прав в субъектах Российской Федерации, обеспечивая соблюдение демократических начал при проведении выборов. В частности, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2002 года N 2-П по делу о проверке конституционности части 2 статьи 69, части 2 статьи 70 и статьи 90 Конституции Республики Татарстан отмечается, что субъекты Российской Федерации не могут снижать уровень конституционных гарантий избирательных прав, обеспечиваемый в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и соответствующими положениями Конституции Российской Федерации.
Постановление же Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года N 10-П, на которой# ссылается Прокурор Республики Коми, предлагая исключить из статьи 2 Конституции Республики Коми положение о том, что источником власти Республики Коми является ее многонациональный народ, отрицает возможность обладать республикам в составе Российской Федерации государственным, а не народным суверенитетом. Под государственным суверенитетом субъекта федерации обычно понимают возможность одностороннего установления субъектом федерации права на выход из федерации, что означало бы признание правомерности полного или частичного нарушения территориального единства суверенного федеративного государства и национального единства населяющих его народов.
Признавая содержащиеся в статьях 4 и 162 Конституции Республики Алтай положения о суверенитете Республики Алтай не соответствующими Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что этим не затрагивается принадлежность Республике Алтай всей полноты государственной власти, которой она в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации - обладает вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
4. Бесспорно, что властные полномочия многонационального народа Республики Коми ограничены. Они не такие широкие, как властные полномочия многонационального народа Российской Федерации, закрепленные в части 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации.
Многонациональный народ Республики Коми является источником только той власти, которой обладает Республика Коми. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через систему государственных органов власти и органов местного самоуправления вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми.
В статьях 63 и 64 Конституции Республики Коми закреплены предметы ведения и полномочия Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми. На основании части 1 статьи 65 Конституции Республики Коми законы и иные правовые акты Республики Коми не могут противоречить законам, принятым федеральными органами государственной власти в соответствии с полномочиями Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 66, статьями 67, 68 и 69 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Из положений части 1 статьи 2 Конституции Республики Коми во взаимосвязи со статьями 63, 64, 65 (часть 1) следует, что под конституционной нормой "Источником власти Республики Коми является ее многонациональный народ" понимается принадлежность многонациональному народу Республики Коми всей полноты власти в Республике Коми вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми.
2. Согласно статье 101 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" данное Конституционным Судом Республики Коми в настоящем постановлении толкование является официальным и обязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, должностных лиц, граждан и их объединений.
3. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд Республики Коми |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 11 ноября 2008 г. "По делу о толковании части 1 статьи 2 Конституции Республики Коми"
Текст постановления опубликован в газете "Республика" от 19 ноября 2008 г. N 213 (3887), в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 2008 г., N 11, ст. 679