Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция
создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Коми
(одобрена распоряжением Правительства Республики Коми от 30 мая 2012 г. N 221-р)
20 июня 2012 г.
Постановлением Правительства Республики Коми от 20 июня 2012 г. N 253 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Общие положения
Настоящая Концепция создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Коми (далее - Концепция) определяет порядок создания и функционирования (развития) многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Коми (далее - МФЦ) как механизма совершенствования системы оказания государственных и муниципальных услуг в Республике Коми.
Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг в рамках построения сервисно-ориентированной модели государства является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Коми. Базовым правовым актом, направленным на повышение эффективности оказания государственных и муниципальных услуг, является Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие предоставление государственных и муниципальных услуг, организацию деятельности многофункциональных центров и взаимодействие между федеральными, региональными органами власти, органами местного самоуправления и МФЦ при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Концепция включает определяющие принципы, организационную структуру, финансовые механизмы создания и организации деятельности МФЦ.
Координацию создания и развития МФЦ на территории Республики Коми осуществляет Комитет информатизации и связи Республики Коми (далее - Координатор МФЦ).
2. Анализ текущей ситуации по реализации принципа "одного окна" в оказании государственных и муниципальных услуг в Республике Коми
В Республике Коми принцип "одного окна" в оказании государственных и муниципальных услуг внедряется с 2007 года. Организован обмен данными между Агентством Республики Коми по социальному развитию и отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации в городах и районах Республики Коми, территориальными отделами Управления записи актов гражданского состояния Республики Коми и государственными учреждениями Республики Коми государственной службы занятости населения, бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, с поставщиками жилищно-коммунальных услуг, отделениями банков и почтовыми отделениями.
В отдельных городах и районах Республики Коми обеспечено информационное взаимодействие и заключены соглашения об обмене данными с органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, районными больницами, службой судебных приставов, администрациями городских и сельских поселений в Республике Коми. Это позволяет упростить процесс оформления заявлений граждан и сдачи документов для назначения и предоставления различных выплат, компенсаций, субсидий и выдачи справок.
На базе служб "одного окна" предоставляется от 2 до 21 муниципальных услуги. Создание служб "одного окна" стало первым этапом по апробации внедрения принципа "одного окна" в деятельность органов местного самоуправления в Республике Коми, направленного на совершенствование порядка оказания муниципальных услуг населению.
Одной из основных проблем развития сферы предоставления государственных и муниципальных услуг остается наличие административных барьеров и низкий уровень удовлетворенности граждан качеством предоставляемых услуг.
В настоящее время практически отсутствуют услуги, которые могут быть получены заявителем без непосредственного посещения различных ведомств.
При получении услуг заявители сталкиваются с общим набором типовых проблем:
1) завышенное предельное время ожидания в очередях при подаче документов или получении результата услуги;
2) недостаточно высокое качество информирования и консультирования по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг;
3) несоблюдение требований, предъявляемых к помещениям, в которых предоставляются услуги.
Для решения задач повышения качества и своевременности предоставления государственных и муниципальных услуг, сокращения затрат, которые несет заявитель, необходимо интегрирование усилий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми при предоставлении ими услуг заявителю на основе заключенных в установленном порядке соглашений о взаимодействии.
В целях повышения качества информирования и консультирования населения по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг в 2011 году созданы Центр телефонного обслуживания населения на базе государственного автономного учреждения Республики Коми "Центр информационных технологий" и Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Коми.
Создание МФЦ обеспечит комплексное решение вышеобозначенных проблем при предоставлении государственных и муниципальных услуг на территории Республики Коми.
3. Роль МФЦ в Республике Коми
На данный момент в Республике Коми начата реализация концепции создания "сервисного" государства - государства, где взаимодействие органов власти и населения осуществляется на качественно новом уровне, характеризующемся высокой степенью доверия, информационной открытостью и прозрачностью административных процедур, созданием для населения условий для получения услуг, которые можно сопоставить с условиями в бизнес-сфере.
Доступность государственных и муниципальных услуг в Республике Коми должна обеспечиваться за счет многоканальности взаимодействия заявителя и организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги. В рамках создаваемой модели взаимодействия с заявителями рассматриваются три ключевых канала доступа к названным услугам:
1) многофункциональный центр;
2) портал государственных и муниципальных услуг Республики Коми;
3) центр телефонного обслуживания (далее - ЦТО).
Таким образом, реализуется вневедомственный подход, когда гражданин взаимодействует не с отдельным государственным или муниципальным органом, а с государственной системой в целом.
МФЦ будет предоставлять заявителю вне зависимости от места его проживания государственные и муниципальные услуги в установленном порядке на основании:
1) перечня государственных услуг, предоставление которых организуется в МФЦ федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797;
2) перечня государственных услуг, предоставление которых организуется в МФЦ органами исполнительной власти Республики Коми, утвержденного Правительством Республики Коми;
3) перечня муниципальных услуг, предоставление которых организуется в МФЦ, утвержденного муниципальным нормативным правовым актом соответствующего муниципального образования в Республике Коми.
Предоставление государственных и муниципальных услуг в МФЦ осуществляется на основании единого стандарта комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг.
4. Цель и задачи создания МФЦ
Основной целью создания МФЦ в Республике Коми является повышение качества, доступности и комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна".
Создание МФЦ позволит эффективно решать следующие задачи:
1) оптимизация административных процедур и повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг за счет предоставления на базе МФЦ;
2) предоставление заявителям возможности получения одновременно нескольких услуг при однократном обращении;
3) качественное информирование заявителей о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг;
4) внедрение единых стандартов комфортности для заявителей, обратившихся за получением государственной (муниципальной) услуги в МФЦ;
5) предоставление возможностей получения на базе МФЦ сопутствующих и дополнительных (платных) услуг населению с целью повышения доступности и комфортности получения основных государственных и муниципальных услуг, снижения издержек для заявителей.
5. Принципы организации деятельности МФЦ
Принципами, определяющими организацию МФЦ на территории Республики Коми в среднесрочной и долгосрочной перспективе, являются:
1) предоставление всем жителям Республики Коми возможности получения государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров;
2) экстерриториальное обслуживание, которое предполагает получение государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на территории Республики Коми, по обращению заявителя в МФЦ вне зависимости от места проживания;
3) обеспечение единых стандартов комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг во всех МФЦ Республики Коми;
4) создание условий для развития механизма финансирования МФЦ в рамках двухуровневой системы с использованием средств республиканского бюджета Республики Коми, бюджетов муниципальных образований в Республике Коми;
5) снижение расходов на содержание органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления за счет предоставления услуг на базе МФЦ.
6. Механизм обеспечения предоставления услуг МФЦ на территории Республики Коми
В рамках данной Концепции с учетом территориальной специфики Республики Коми предполагается обеспечение деятельности МФЦ на территории всех муниципальных образований в Республике Коми. При этом МФЦ может осуществлять свою деятельность как на территории одного муниципального образования Республики Коми, так и на территории нескольких муниципальных образований в Республике Коми.
МФЦ осуществляют свою деятельность на основании соглашений, заключаемых между МФЦ и территориальными органами федеральных органов власти и внебюджетных фондов, органами исполнительной власти Республики Коми, органом (органами) местного самоуправления в Республике Коми, не являющимся (не являющимися) учредителем (учредителями) данного МФЦ.
Для обеспечения принципа шаговой доступности при предоставлении государственных и муниципальных услуг для населения МФЦ может включать в себя филиалы МФЦ (удаленные рабочие места), в том числе созданные на базе действующих служб "одного окна" или на основе заключенных соглашений с использованием ресурса территориальных отделений ФГУП "Почта России", отделений банков и других организаций.
В целях создания единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Республики Коми планируется образование Единой региональной сети МФЦ (далее - Сеть МФЦ).
Сеть МФЦ представляет собой совокупность стационарных, мобильных и иных форм организации деятельности МФЦ на основании заключаемых соглашений между МФЦ.
Для достижения задач по созданию и обеспечению единой координации развития Сети МФЦ в Республике Коми планируется создать ролевую систему, обеспечивающую создание и функционирование (развитие) Сети МФЦ, включающую:
1) Координатора МФЦ;
2) Сервис-брокера - организацию, являющуюся региональным координационным центром по обеспечению функционирования всех сервисов электронного правительства в Республике Коми и осуществляющую технологическую поддержку деятельности МФЦ на территории Республики Коми;
3) Оператора Сети МФЦ - организацию, обеспечивающую функционирование Сети МФЦ и уполномоченную Координатором МФЦ на осуществление ряда функций по организационно-методическому обеспечению деятельности Сети МФЦ (в соответствии с переданными в установленном порядке полномочиями), а также осуществляющую функции МФЦ для муниципальных образований в Республики Коми, в которых муниципальные МФЦ не созданы;
4) МФЦ - государственное или муниципальное учреждение, созданное в соответствии с законодательством в целях организации централизованного предоставления государственных (муниципальных) услуг.
Функциями Координатора МФЦ являются:
1) правовое и методическое обеспечение деятельности Сети МФЦ;
2) обеспечение взаимодействия между органами (организациями), предоставляющими государственные (муниципальные) услуги, и МФЦ;
3) оказание содействия в решении споров между участниками МФЦ, возникающих в процессе создания и деятельности МФЦ;
4) осуществление мониторинга функционирования МФЦ и контроля качества предоставления услуг в МФЦ;
5) обеспечение информационной поддержки предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ путем публикации и распространения разъяснительных, справочных и других материалов;
6) разработка механизма финансирования МФЦ в рамках двухуровневой системы с использованием средств республиканского бюджета Республики Коми, местных бюджетов;
7) определение единых подходов к оказанию дополнительных услуг, в том числе коммерческих, оказываемых на базе МФЦ;
8) мониторинг и обеспечение бесперебойной работы программно-аппаратных средств МФЦ;
9) организация централизованного обучения специалистов МФЦ.
Координатор МФЦ вправе в установленном порядке передавать часть своих функций уполномоченным организациям, создаваемым в порядке, установленном законодательством, для обеспечения функционирования необходимых для предоставления государственных (муниципальных) услуг программно-аппаратных комплексов, а также информационных систем МФЦ и обеспечения координации деятельности МФЦ в муниципальных образованиях в Республике Коми.
Функциями Сервис-брокера являются:
1) создание, внедрение и обеспечение функционирования единой автоматизированной информационной системы Сети МФЦ;
2) определение и реализация единой региональной политики технического и технологического обеспечения деятельности Сети МФЦ в Республике Коми.
Сервис-брокер вправе передавать часть своих полномочий на основе заключаемых соглашений в порядке, установленном законодательством, Оператору Сети МФЦ либо МФЦ.
Функциями Оператора Сети МФЦ являются:
1) координация работ по осуществлению межведомственного взаимодействия органов и организаций, предоставляющих услуги на базе МФЦ;
2) обеспечение бесперебойной работы программно-аппаратных средств Сети МФЦ;
3) организационное и техническое обеспечение деятельности Сети МФЦ на территории Республики Коми;
4) контроль качества предоставления услуг в Сети МФЦ.
Оператор Сети МФЦ может выполнять функции, переданные ему в установленном порядке Координатором МФЦ и (или) Сервис-брокером.
В целях организации эффективной деятельности МФЦ в муниципальных образованиях Республики Коми Оператор Сети МФЦ вправе передавать свои функции для конкретного МФЦ учредителям МФЦ в муниципальных образованиях в Республике Коми на основе заключенных в установленном порядке соглашений.
Функциями МФЦ являются:
1) обеспечение соответствия зданий (помещений) для МФЦ требованиям федерального законодательства;
2) осуществление надлежащего содержания и необходимого эксплуатационного обслуживания помещений и оборудования МФЦ;
3) организация взаимодействия с заявителями, а также с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, организациями, участвующими в предоставлении соответствующих государственных и муниципальных услуг, в соответствии с соглашениями о взаимодействии;
4) организация работы по приему документов, необходимых для получения государственной (муниципальной) услуги, по первичной обработке документов, по выдаче заявителю результата предоставления государственной (муниципальной) услуги;
5) организация доставки необходимых документов из МФЦ в соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти Республики Коми, органы местного самоуправления в Республике Коми, организации, участвующие в предоставлении соответствующих государственных и муниципальных услуг, а также доставку заявителю результатов предоставления государственных и муниципальных услуг;
6) организация привлечения представителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми для решения возникающих спорных вопросов в процессе предоставления услуг в соответствии с заключенными соглашениями;
7) обеспечение администрирования системы электронного управления очередью в МФЦ;
8) иные функции, переданные МФЦ в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Коми.
Таким образом, ролевая система функций, обеспечивающих создание и функционирование (развитие) Сети МФЦ, основывается на балансе элементов централизации и децентрализации.
При этом централизация будет проявляться в:
1) осуществлении постоянного контроля качества предоставляемых услуг на базе МФЦ;
2) обеспечении функционирования МФЦ на базе единой программно-аппаратной платформы (единой автоматизированной информационной системы МФЦ);
3) унификации требований к стандартным операционным процедурам деятельности МФЦ (как в сфере предоставления услуг, так и в части внутренних процедур);
4) централизованном обучении сотрудников МФЦ;
5) предоставлении услуг единого центра телефонного обслуживания.
Децентрализация будет проявляться в:
1) повышении качества предоставляемых услуг на базе МФЦ;
2) повышении ответственности сотрудников МФЦ;
3) оперативности решения организационно-правовых вопросов;
4) обеспечении заявителей комфортными условиями при обращении за получением государственной (муниципальной) услуги.
Сервис-брокером и Оператором Сети МФЦ являются уполномоченные Координатором МФЦ организации.
7. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции состоит из следующих этапов, которые предполагается реализовать в течение 2012 - 2014 годов:
1) первый этап - этап подготовительных мероприятий по реализации Концепции создания МФЦ (май - июль 2012 года);
2) второй этап - принятие решений по вопросам создания МФЦ на территории муниципальных образований в Республике Коми (май - сентябрь 2012 года);
3) третий этап - реализации проектов по созданию МФЦ в муниципальных образованиях в Республике Коми (май 2012 года - март 2013 года);
4) четвертый этап - функционирования МФЦ на всей территории Республики Коми (2013 - 2014 гг.).
Первый этап включает в себя следующие мероприятия:
1) разработка и утверждение Координационным советом по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 21 мая 2010 г. N 148, методики организации деятельности МФЦ в муниципальных образованиях в Республике Коми;
2) выявление степени заинтересованности муниципальных образований, банковских учреждений, отделений ФГУП "Почта России" в создании МФЦ и определение пилотных муниципальных образований, в которых будут реализованы проекты по созданию МФЦ;
3) формирование перечня государственных и муниципальных услуг для организации их предоставления на базе МФЦ;
4) определение перечня участников МФЦ, в том числе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми и публично-правовых образований, которые будут выступать учредителями для создаваемых МФЦ.
Результатами первого этапа являются:
1) утвержденная Методика организации деятельности МФЦ в муниципальных образованиях в Республике Коми, включающая методические пособия и рекомендации для специалистов МФЦ и типовые формы уставных документов МФЦ;
2) формирование адресной схемы и очередности открытия МФЦ в муниципальных образованиях в Республике Коми.
В первую очередь открытие МФЦ предполагается в муниципальных образованиях, которые характеризуются максимальным уровнем заинтересованности органов местного самоуправления в создании МФЦ, при наличии организаций, предлагающих наиболее подходящие условия с точки зрения новой технологии предоставления услуги и наименее затратные с позиций стоимости реконструкции помещения под размещения МФЦ, в том числе предложившие предоставление комплексных государственных и муниципальных услуг на основе моделей частно-государственного партнерства;
3) формирование перечня документов, регламентирующих предоставление услуги на базе МФЦ и внесение в них необходимых изменений;
4) определение уполномоченной организации и возложение на нее функций Оператора Сети МФЦ.
Второй этап. На втором этапе Оператор Сети МФЦ совместно с учредителем МФЦ утверждает индивидуальные планы открытия МФЦ в пилотных муниципальных образованиях Республики Коми, разработанные в соответствии с Методикой организации деятельности МФЦ в муниципальных образованиях Республики Коми.
В плане предусматриваются сроки и механизм:
1) проведения мероприятий, связанных с подготовкой материальной базы, в том числе с обеспечением информационно-коммуникационной инфраструктурой, переоборудованием и ремонтом помещений, прочие работы по подготовке помещений, предназначенных для работы с заявителями;
2) подключения МФЦ к единой информационной системе;
3) обслуживания информационной системы;
4) проведения обучающих семинаров, тренингов для специалистов, участвующих в реализации пилотных проектов;
5) разработки и утверждения распорядительных документов, определяющих порядок деятельности МФЦ;
6) заключения соглашений о взаимодействии между МФЦ и территориальными органами федеральных органов власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми;
7) обеспечения информационной поддержки функционирования МФЦ (информационное и PR-сопровождение).
Результатом второго этапа является наличие утвержденных индивидуальных планов открытия МФЦ в пилотных муниципальных образованиях Республики Коми.
Третий этап. На третьем этапе осуществляется реализация в установленные сроки индивидуальных планов открытия МФЦ.
Результатом третьего этапа является открытие пилотных МФЦ в муниципальных образованиях Республики Коми.
Четвертый этап. На четвертом этапе осуществляется поэтапное расширение территорий, охваченных деятельностью МФЦ, с учетом опыта реализации пилотных проектов и предоставление государственных и муниципальных услуг в рамках МФЦ на территории всех муниципальных образований Республики Коми.
Результатом четвертого этапа является предоставление государственных и муниципальных услуг на территории всех муниципальных образований Республики Коми по единым стандартам предоставления государственных и муниципальных услуг.
8. Экономические основы создания и развития МФЦ в Республике Коми
В Республике Коми планируется использовать диверсифицированный подход к открытию МФЦ в зависимости от условий, сложившихся в каждом конкретном муниципальном образовании Республики Коми.
Источниками финансирования МФЦ могут являться (далее - бюджет МФЦ):
1) средства федерального бюджета;
2) средства республиканского бюджета Республики Коми;
3) средства бюджетов муниципальных образований в Республике Коми;
4) средства от приносящей доход иной незапрещенной деятельности.
Оказание централизованных услуг коммерческого характера, реализуемых во всех МФЦ Сети МФЦ, предполагает использование механизма частно-государственного партнерства при обеспечении большего спектра услуг для получателей услуг на базе МФЦ.
Финансово-экономическая модель предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ предусматривает все возможные источники привлечения средств.
С 2013 года порядок финансирования создания МФЦ из средств республиканского бюджета Республики Коми будет предусмотрен в рамках государственной программы Республики Коми "Информационное общество".
Оценка эффективности использования выделенного финансирования будет основываться на оценке показателей результативности проекта по созданию МФЦ.
Показателями результативности являются:
1) исполнение сроков создания МФЦ и организация текущей деятельности МФЦ;
2) соответствие перечня услуг, оказываемых на базе МФЦ, изначально заявляемому;
3) соответствие объемов частных инвестиций в проект МФЦ изначально заявляемым (в случае если проект создания МФЦ осуществляется по модели государственно-частного партнерства);
4) достигнутые значения сокращения пакетов документов по услугам, оказываемым на базе МФЦ, в сравнении с периодом традиционного предоставления указанных услуг;
5) достигнутые значения сокращения сроков предоставления услуг, оказываемых на базе МФЦ, в сравнении с периодом традиционного предоставления указанных услуг;
6) рост уровня удовлетворенности заявителей, обратившихся за получением государственных и муниципальных услуг в МФЦ, в сравнении с уровнем удовлетворенности при получении услуг в иных органах, оказывающих государственные и муниципальные услуги.
Финансирование текущей деятельности МФЦ будет осуществляться за счет средств бюджета МФЦ.
9. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации Концепции
Создание в Республике Коми МФЦ позволит значительно увеличить для заявителей возможности получения государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" с обеспечением высокого уровня качества и в комфортных условиях в соответствии с едиными стандартами комфортности оказания услуг на базе МФЦ.
Оптимизация административно-управленческих процессов позволит:
1) упростить процедуры получения заявителями государственных и муниципальных услуг;
2) сократить время прохождения комплекта документов в органах и организациях, участвующих в процессе предоставления услуг;
3) снизить коррупциогенные риски, возможные при взаимодействии заявителей с должностными лицами;
4) повысить качество информирования заявителей о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг за счет информирования населения через МФЦ.
Примерные количественные показатели, достижение которых предполагается установить в качестве измерителя достижения целей и задач Концепции:
N п/п |
Наименование целевого индикатора, количественный критерий |
Динамика изменения, в том числе по годам: |
|||
2011 (оценка) |
2012 (прогноз) |
2013 (прогноз) |
2014 (прогноз) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Доля населения Республики Коми, охваченного услугами, предоставляемыми на базе МФЦ, % |
0 |
40 |
90 |
90 |
2 |
Доля услуг от общего числа обязательных услуг, занесенных в реестр государственных и муниципальных услуг в Республике Коми, оказываемых на базе МФЦ, % |
0 |
25 |
30 |
50 |
3. |
Увеличение количества обращений заявителей в МФЦ, иные организации для получения государственной услуги к предыдущему году, % |
0 |
0 |
30 |
40 |
4. |
Доля услуг МФЦ, которые предоставляются по экстерриториальному принципу, % |
0 |
5 |
10 |
15 |
5. |
Уровень удовлетворенности населения качеством обслуживания в МФЦ* |
- |
- |
- |
- |
* По результатам проведения мониторинга качества оказания государственных и муниципальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.