Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 1
Федерального закона "Об общем числе
мировых судей и количестве
судебных участков в субъектах
Российской Федерации"
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Настоящий проект федерального закона подготовлен в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", согласно которой общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" для Республики Коми определены 52 должности мировых судей и соответствующее им количество судебных участков.
Проведенный анализ деятельности мировых судей в Республике Коми показал, что с момента назначения с сентября 2000 года и по настоящее время происходит увеличение нагрузки на мировых судей, что негативно сказывается на качестве и сроках рассмотрения дел, ограничивает доступ населения и организаций к судебной защите своих прав и законных интересов.
Значительно увеличили нагрузку на мировых судей вступившие с 1 июля 2002 года Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми к подсудности мировых судей дополнительно отнесены 25 составов уголовных преступлений и 196 составов административных правонарушений.
Служебная нагрузка судей федеральных судов (192 должности) и мировых судей в Республике Коми (52 штатные единицы) за 2004 год характеризуется следующим образом:
категория дел | судьи районных (городских) судов | мировые судьи |
гражданские | 20830 | 45418 |
уголовные | 5795 | 3241 |
административные | 3798 | 27535 |
По итогам работы за 2004 год мировыми судьями в Республике Коми рассмотрено:
- гражданских дел - 68,5%,
- уголовных дел - 35,8%,
- дел об административных правонарушениях - 87,8%.
Таким образом, в 2004 году средняя нагрузка по количеству рассматриваемых дел существенно превысила среднероссийские показатели и составила 160 дел в месяц на одного судью (103,4 дела в 2002 году). Значительно превышается этот показатель на отдельных судебных участках (Куратовский судебный участок города Сыктывкара - 319,4 дела, Горный судебный участок города Воркуты - 300,4 дела, Кутузовский судебный участок города Сыктывкара - 255,2 дела и т.д.).
Следует также учитывать, что Республика Коми является северной территорией со сложными климатическими условиями и занимает 416,8 тыс.кв.км. Территории отдельных административных районов, в пределах которых находится один судебный участок, настолько велики, что превышают территорию отдельных субъектов Российской Федерации. Так, площадь Белгородской области занимает 27,1 тыс.кв.км, а площадь Усть-Цилемского района республики - 42,5 тыс.кв.км, Троицко-Печорского района - 40,7 тыс.кв.км, Удорского района - 35,8 тыс.кв.км. Большая удаленность населенных пунктов от районных и городских центров, отсутствие устойчивого транспортного сообщения между ними значительно ограничивают права граждан на судебную защиту.
Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" установлено, что судебные участки создаются из расчета численности населения на одном судебном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. Закон Республики Коми "О судебных участках и должностях мировых судей в Республике Коми" принят с учетом названного критерия расчета количества судебных участков и должностей мировых судей. При этом использовался средний показатель численности населения на одном судебном участке, равный 22,5 тыс. человек.
Вместе с тем установленное Федеральным законом количество мировых судей для Республики Коми не позволило соблюсти установленный критерий, и в результате в Усть-Куломском районе Республики Коми количество проживающего населения превышает установленный верхний предел - 30 тыс. человек и составляет 32,1 тыс. человек.
Очень серьезно осложнил ситуацию принятый 30 ноября 2004 года Федеральный закон N 142-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", который установил, что в случае прекращения или приостановления полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка.
С учетом длительности северных отпусков, временной нетрудоспособности по болезни, прекращения полномочий мировые судьи практически постоянно несут двойную нагрузку. Например, в период с 2001 года по 2004 год четверо мировых судей в течение 1,5 лет не осуществляли свои полномочия, так как находились в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, за этот период 25 мировых судей прекратили полномочия в связи с переходом в федеральные суды и на другие места работы. Причем периоды с момента исключения мирового судьи из штата и назначения нового судьи составляют от четырех месяцев до одного года.
Большая удаленность населенных пунктов от районных и городских центров, отсутствие устойчивого транспортного сообщения между ними значительно ограничивают права граждан на судебную защиту, особенно в осенне-весенний периоды. Например, расстояние между селом Окунев Нос Усть-Цилемского района и районным центром составляет 156 км, численность населения села Окунев Нос с подчиненной ему территорией (села Хабариха, Мыза, Уег, Бугаево, Крестовка, Медвежка, Новый Бор, Харъяга, Леждуг и т.д.) составляет более 3 тысяч человек, организовано сообщение автомобильным и водным транспортом, однако, в период половодья реки Печоры происходит внутренняя изоляция населенных пунктов на период до двух месяцев. В Троицко-Печорском районе между районным центром и селом Митрофан-Дикост с подчиненной ему территорией (население более 2 тысяч человек) организовано автобусное сообщение один раз в неделю, причем только в зимний период по зимнику, в летние месяцы из-за отсутствия транспортных магистралей расстояние между населенными пунктами увеличивается и достигает 250 км.
Таким образом, передача дел для рассмотрения на другой судебный участок другого района республики с аналогичными природно-климатическими условиями, территориальной удаленностью и значительными расстояниями не может быть допустимой согласно принципу свободного доступа к правосудию, нарушает конституционные права и свободы участников судопроизводства.
Увеличение числа мировых судей и количества судебных участков в Республике Коми с 52 до 67 позволит в значительной мере устранить имеющиеся проблемы.
Принятие законопроекта потребует дополнительных расходов из федерального бюджета в сумме 6764227,80 рублей в год согласно финансово-экономическому обоснованию.
Средняя численность населения на 1 судебный участок в административно-территориальных образованиях Республики Коми
N п/п |
Город, район Республики Коми | Числен- ность на- селения (тыс. чел.) |
Коли- чество судебных участков |
Среднегодовая численность на- селения на 1 участке в 2003 году (тыс.чел.) |
1. | Город Сыктывкар, включая Эжвин- ский район города Сыктывкара |
244,7 | 11 | 22,2 |
2. | Город Воркута | 131,9 | 7 | 18,8 |
3. | Город Инта | 45,5 | 3 | 15,1 |
4. | Город Печора | 65,8 | 4 | 16,5 |
5. | Город Ухта | 123,7 | 6 | 20,6 |
6. | Город Сосногорск | 52,2 | 3 | 17,4 |
7. | Город Усинск | 52,9 | 3 | 17,6 |
8. | Город Вуктыл | 18,1 | 1 | 18,1 |
9. | Ижемский район | 21,4 | 1 | 21,4 |
10. | Княжпогостский район | 29,2 | 2 | 14,5 |
11. | Койгородский район | 9,9 | 1 | 9,9 |
12. | Корткеросский район | 23,5 | 1 | 23,5 |
13. | Прилузский район | 24,6 | 1 | 24,6 |
14. | Сыктывдинский район | 24 | 1 | 24 |
15. | Сысольский район | 16,8 | 1 | 16,8 |
16. | Троицко-Печорский район | 17,4 | 1 | 17,4 |
17. | Удорский район | 25 | 1 | 25 |
18. | Усть-Вымский район | 33,7 | 2 | 16,9 |
19. | Усть-Куломский район | 32 | 1 | 32 |
20. | Усть-Цилемский район | 15,3 | 1 | 15,3 |
По республике в целом | 1007,6 | 52 | 19,4 |
<< Статья 3 Статья 3 |
||
Содержание Постановление Государственного Совета Республики Коми от 23 марта 2005 г. N III-5/50 "О законодательной инициативе Государственного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.