Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Методика
определения платежеспособности Республики Коми с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств Республики Коми
(утв. постановлением Правительства Республики Коми от 30 июня 2005 г. N 188)
1. Общие положения
Настоящая Методика разработана в целях реализации Закона Республики Коми "О целевой республиканской программе "Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми" и устанавливает процедуру определения платежеспособности Республики Коми с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств Республики Коми.
В настоящей Методике используются следующие основные понятия:
"гарантии" - государственные гарантии Республики Коми;
"долг" - государственный долг Республики Коми;
"долговые обязательства" - государственные долговые обязательства Республики Коми;
"общая платежеспособность" - платежеспособность Республики Коми, определяемая за отчетный период (год);
"платежеспособность Республики Коми" - способность Республики Коми своевременно и в полном объеме выполнять за счет средств республиканского бюджета Республики Коми (далее - бюджет) принятые расходные обязательства, рассчитываться по долговым обязательствам Республики Коми, не допуская возникновения просроченных долговых обязательств и просроченной кредиторской задолженности бюджета;
"поручительства" - поручительства Республики Коми, выданные до введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации;
"текущая платежеспособность" - платежеспособность Республики Коми, определяемая на определенную дату (за определенный период).
2. Расчет текущей платежеспособности
За основной показатель, характеризующий текущую платежеспособность, принимается долговая емкость (профиль заемной мощности) бюджета.
Под долговой емкостью понимается превышение доходов бюджета над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени. Для расчета долговой емкости (профиля заемной мощности) бюджета в целях определения текущей платежеспособности бюджета за период расчета принят месяц.
Долговая ёмкость (профиль заемной мощности) бюджета определяет предельные объёмы погашения и обслуживания долговых обязательств, которые можно осуществлять за счёт доходов бюджета. Долговая ёмкость бюджета определяется в рамках системы бюджетного планирования.
Основаниями для расчета долговой емкости являются данные перспективного (среднесрочного) финансового плана и график погашения и обслуживания долговых обязательств.
Долговая емкость отражает среднесрочный прогноз разницы между доходами бюджета и расходами на поддержание функционирования существующей системы (то есть текущими расходами бюджета без учета обслуживания долговых обязательств).
В каждом периоде расчёта i на основе прогнозных данных рассчитывается превышение доходов над текущими расходами бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств, ДЕi
Расчёт долговой емкости бюджета осуществляется по следующей формуле:
ДЕi = Доходыi - (Текущие_Расходыi - Расходы_обслуж_долгаi), где:
ДЕi - долговая емкость (профиль заемной мощности) в i-ом периоде (месяце);
Доходыi - планируемые доходы в бюджет, в i-ом периоде (месяце);
Текущие_Расходыi - планируемые текущие расходы бюджета в i-ом периоде (месяце);
Расходы_обслуж_долгаi - планируемые расходы на обслуживание долговых обязательств в i-ом периоде (месяце).
Весь интервал времени, в котором производится расчёт, разбивается на периоды расчёта (месяцы).
Набор ДЕi для всех периодов (например, кварталов) представляет собой долговую емкость бюджета на выбранном интервале времени ДЕ = {ДЕi}, i = 1,...,N, где N - число периодов в интервале расчёта.
Платежеспособность Республики Коми является удовлетворительной при наличии положительной долговой емкости не менее чем в 3/4 интервала расчета.
Платежеспособность Республики Коми является хорошей при наличии положительной долговой емкости не менее чем в 9/10 интервала расчета.
Платежеспособность Республики Коми является отличной при наличии положительной долговой емкости во всем интервале расчета.
3. Показатели общей платежеспособности
Показатели общей платежеспособности применяются при годовой оценке качества управления финансами и характеризуют состояние относительной кредитоспособности Республики Коми, долговых рисков, выполнение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Оценка общей платежеспособности измеряется в баллах. Максимально возможная (наилучшая) величина составляет 10 баллов.
Для каждого индикатора установлены одно или два критических значения. В случае если значение индикатора (V) находится за пределами критического значения максимального риска неплатежеспособности (наихудшего качества управления финансами), то значение оценки индикатора (М) равно 0. Соответственно, если значение индикатора находится за пределами критического значения минимального риска неплатежеспособности (оптимального качества управления финансами), то значение оценки равно 1.
Если значение индикатора лежит в интервале между двумя критическими значениями, то по данному индикатору присваивается оценка в пределах от 0 до 1. Оценка по индикатору рассчитывается по формуле:
Mi = (Vi - Vmin) / (Vmax - Vmin), гдe:
Mi - оценка по индикатору i;
Vi - фактическое значение индикатора i;
Vmin - критическое значение индикатора i, соответствующее высокому риску неплатежеспособности (низкому качеству управления финансами);
Vmax - критическое значение индикатора i, соответствующее низкому риску неплатежеспособности (высокому качеству управления финансами).
В случае если индикатор имеет только одно критическое значение, оценке по данному индикатору присваивается либо наивысшее значение, равное 1 (если фактическое значение индикатора находится в области минимального риска неплатежеспособности, максимального качества управления финансами), либо наихудшее значение, равное 0 (если фактическое значение индикатора находится в области максимального риска неплатежеспособности, наихудшего качества управления финансами).
Для индикаторов установлены различные веса относительной значимости. Различия в величинах весов обусловлены разной степенью влияния отражаемых индикаторами факторов на общий уровень платежеспособности.
Итоговая оценка платежеспособности определяется суммой произведений оценок по всем индикаторам на соответствующие им веса относительной значимости индикаторов (W) по следующей формуле:
Р = сумма (Mi * Wi), где:
Р - комплексная оценка;
Mi - оценка по индикатору i;
Wi - удельный вес i-гo индикатора.
Индикаторы оценки отражают ключевые факторы платежеспособности, определяющие текущее финансовое состояние и потенциальные финансовые возможности.
Перечень индикаторов и удельные веса индикаторов оценки платежеспособности бюджета приведены в таблице 1.
Таблица 1
N | Наименование индикатора | Удельный вес ин- дикатора |
P1 | Доля первоочередных расходов в расходах бюджета | 0,250 |
Р2 | Доля капитальных вложений в расходах бюджета за последние 3 года |
0,250 |
Р3 | Зависимость бюджета от финансовой помощи | 0,500 |
Р4 | Изменение кредиторской задолженности | 0,250 |
Р5 | Отношение долга без учета гарантий и поручительств к дохо- дам бюджета |
0,750 |
Р6 | Отношение краткосрочного (до 1 года) долга к доходам бюд- жета |
0,500 |
Р7 | Отношение внешнего долга к доходам бюджета | 0,500 |
Р8 | Отношение объема выданных гарантий (поручительств) к дохо- дам бюджета |
0,750 |
Р9 | Отсутствие просроченных долговых обязательств | 0,500 |
Р10 | Соблюдение ограничения текущих расходов бюджета, установ- ленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
0,500 |
Р11 | Соблюдение ограничения дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
0,500 |
Р12 | Соблюдение ограничения на объем государственного долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
0,750 |
Р13 | Соблюдение ограничения расходов на обслуживание долга, ус- тановленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
0,750 |
Р14 | Отношение дефицита к доходам бюджета | 0,500 |
Р15 | Ограничение предоставления бюджетных кредитов и субсидий предприятиям |
0,250 |
Р16 | Закрепление нормативов отчислений по регулирующим доходам на долгосрочной основе |
0,250 |
Р17 | Закрепление формулы распределения безвозмездной финансовой помощи на долгосрочной основе |
0,500 |
Р18 | Закрепление методологии предоставления бюджетных кредитов на финансирование временных кассовых разрывов |
0,250 |
Р19 | Отношение объема долговых обязательств, погашаемых в тече- ние бюджетного года к объему доходов бюджета |
0,750 |
Р20 | Отношение прироста долга к доходам бюджета | 0,750 |
Критические значения каждого индикатора и формулы расчета индикаторов приведены в таблице 2.
Таблица 2
N | Индикаторы | Формула расчета значения индикатора | Минимальный риск неплатежеспособ- ности (наилучший уровень управле- ния финансами) |
Максимальный риск неплатежеспособ- ности (минимальный уровень управления финансами) |
Пояснение |
P1 | Доля первооче- редных расхо- дов в расходах бюджета |
V = (A + B + C) / D A - расходы бюджета на оплату труда и начисления на оплату труда; В - расходы бюджета на обслуживание долга; С - расходы бюджета на выплату транс- фертов населению; D - расходы бюджета с учетом прироста кредиторской задолженности за исключе- нием средств Федерального фонда компен- саций |
20% | 70% | Значительная доля первоочередных расходов свиде- тельствует о недостаточной финансовой гибкости. В случае сокращения доходов бюджет столкнется с вы- бором - снижать общий объем расходов на оплату труда, социальные выплаты или реструктурировать свои долговые обязательства |
Р2 | Доля капиталь- ных вложений в расходах бюд- жета за пос- ледние 3 года |
V = (A /B + A /B + A /B )/3 n-2 n-2 n-1 n-1 n n A - капитальные вложения за счет бюдже- та (включая целевые бюджетные фонды); B - расходы бюджета с учетом прироста кредиторской задолженности за исключе- нием средств Федерального фонда компен- саций; n - последний отчетный год |
15% | 5% | Данный индикатор отражает долю расходов бюджета, которые в случае необходимости могут быть сокра- щены без потерь по отношению к объему и качеству бюджетных услуг, предоставляемых Республикой Ко- ми. Большая доля капитальных расходов свидетель- ствует о финансовой гибкости бюджета и отражает возможность значительного сокращения расходов бюджета в случае возникновения такой потребности |
Р3 | Зависимость бюджета от фи- нансовой помо- щи |
V = A / B A - доходы бюджета от безвозмездных пе- речислений от бюджетов других уровней за исключением средств Федерального фонда компенсаций; В - доходы бюджета за исключением средств Федерального фонда компенсаций |
5% | 40% | Данный индикатор характеризует зависимость дохо- дов бюджета от перечислений из бюджетов других уровней. Чем выше значение данного индикатора, тем выше риск возможного выпадения доходов в ре- зультате уменьшения финансовой помощи, что может негативно сказаться на сбалансированности бюджета и способности обслуживать долговые обязательства и способности обслуживать долговые обязательства |
Р4 | Изменение кре- диторской за- долженности |
V = (A - A ) / (В / 12) n n-1 A - кредиторская задолженность учрежде- ний, финансируемых из бюджетa, на соот- ветствующую отчетную дату; В - объем расходов; n - последний отчетный месяц |
0 | 5% | Данный индикатор позволяет оценить уровень выпол- нения бюджетных обязательств Республики Коми |
Р5 | Отношение дол- га без учета гарантий пору- чительств к доходам бюдже- та |
V = A / В A - долг за вычетом гарантий и поручи- тельств на конец года; В - доходы бюджета без учета средств Федерального фонда компенсаций |
25% | 50% | Для расчета значения данного индикатора учитыва- ется сумма долговых обязательств, включающая долг без учета процентных платежей. Чем выше уровень долговой нагрузки (отношения долга к доходам бюд- жета), тем выше риск невыполнения долговых обяза- тельств |
Р6 | Отношение краткосрочного (до 1 года) долга к дохо- дам бюджета |
V = A / B A - объем краткосрочного (до 1 года) долга на конец года; В - доходы бюджета без учета средств Федерального фонда компенсаций |
10% | 20% | Данный индикатор отражает структуру долга по сро- кам гашения. Большая доля краткосрочных обяза- тельств свидетельствует о высокой зависимости от рефинансирования долга, что в совокупности со значительной долговой нагрузкой угрожает стабиль- ности финансов Республики Коми |
Р7 | Отношение внешнего долга к доходам бюд- жета |
V = A / В A - объем внешнего долга на конец года; В - доходы бюджета без учета средств Федерального фонда компенсаций |
5% | 10% | Данный индикатор корректирует оценку долговой на- грузки с учетом величины дополнительного валютно- го риска. Валютный риск связан с возможным увели- чением долговой нагрузки, обуславливаемым колеба- нием курса рубля относительно валюты внешнего долга. В случае значительного изменения курса рубля долговая нагрузка по внешним долговым обя- зательствам увеличивается пропорционально падению курса рубля |
Р8 | Отношение объема выдан- ных гарантий (поручи- тельств) к до- ходам бюджета |
V = A / B A - объем гарантий и поручительств Рес- публики Коми на конец года; В - всего доходов бюджета без учета средств Федерального фонда компенсаций |
15% | 30% | Гарантии являются менее рискованным видом долго- вых обязательств в связи с тем, что выплаты по гарантиям могут не наступить, если заемщик, полу- чивший гарантию, самостоятельно исполнит свои обязательства перед кредитором. Поэтому обяза- тельства по гарантиям оцениваются как отдельный фактор платежеспособности. Чем выше объем выдан- ных гарантий по отношению к доходам бюджета тем выше потенциальный объем выплат в случае неспо- собности получателя гарантии (поручительства) са- мостоятельно обслуживать свои обязательства |
Р9 | Отсутствие просроченных долговых обя- зательств |
V = A / B A - просроченная задолженность бюджета на конец года В - объем доходов бюджета за последний отчетный год |
0% | 0,5% | Данный индикатор отражает практику добросовестно- го (своевременно и в полном объеме) обслуживания и погашения долговых обязательств |
Р10 | Соблюдение ог- раничения те- кущих расходов бюджета, уста- новленного Бюджетным ко- дексом Россий- ской Федерации |
V = A / B A - текущие расходы бюджета с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением средств Федерального фонда компенсаций, В - доходы бюджета без учета средств Федерального фонда компенсаций |
100% | - | Данный индикатор отражает соблюдение требования установленного Бюджетным кодексом Российской Фе- дерации к текущим расходам бюджета |
Р11 | Соблюдение ог- раничения де- фицита бюдже- та, установ- ленного Бюд- жетным кодек- сом Российской Федерации |
V = A / B A - дефицит бюджета В - доходы бюджета без учета безвоз- мездных перечислений от бюджетов других уровней |
-15% | - | Дефицит бюджета не может превышать 15% доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и средств Федерального фонда компенсаций |
Р12 | Соблюдение ог- раничения на объем долга, установленного Бюджетным ко- дексом Россий- ской Федерации |
V = A / B A - объем долга В - доходы бюджета без учета безвоз- мездных перечислений от бюджетов других уровней |
100% | - | В соответствии с Бюджетным кодексом объем долга не может превышать объем доходов бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уров- ней и средств Федерального фонда компенсаций |
Р13 | Соблюдение ог- раничения рас- ходов на об- служивание долга, уста- новленного Бюджетным ко- дексом Россий- ской Федерации |
V = A / B A - расходы на обслуживание и погашение долга; В - расходы бюджета без учета безвоз- мездных перечислений от бюджетов других уровней |
15% | - | Данный индикатор отражает выполнение требования Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соот- ветствии с которым расходы на обслуживание долга ограничиваются 15% расходов бюджета |
Р14 | Отношение де- фицита бюджета к доходам бюд- жета |
V = (A - B) / A A - доходы бюджета без учета средств Федерального фонда компенсаций; В - расходы бюджета с учетом прироста кредиторской задолженности за исключе- нием средств Федерального фонда компен- саций |
0% | -10% | Этот индикатор отражает сбалансированность бюдже- та и характеризует возможность финансирования всех текущих и капитальных расходов бюджета за счет имеющихся доходов без увеличения объема за- имствований |
Р15 | Ограничение предоставления бюджетных кре- дитов и субси- дий организа- циям |
V = A / B A - объем бюджетных кредитов (ссуд) и субсидий, за исключением предоставлен- ных бюджетам других уровней, выданных за счет средств бюджета; В - расходы бюджета с учетом прироста кредиторской задолженности за исключе- нием средств Федерального фонда ком- пенсаций |
0% | 5% | Данный индикатор отражает практику ограничения предоставления бюджетных кредитов и субсидий ор- ганизациям (в первую очередь - организациям про- мышленности, торговли, сельского хозяйства, фи- нансовым организациям). Объем предоставленных бюджетных кредитов и субсидий отражает масштаб участия Республики Коми в региональной экономике и соответствующий объем финансовых ресурсов обще- ственного сектора, отвлекаемый для финансовой поддержки реального сектора |
Р16 | Закрепление нормативов от- числений по регулирующим доходам на долгосрочной основе |
V = (A / B) + (A / B) + (A / B) n n-1 n-2 A - количество изменений нормативов распределения налогов для всех муници- пальных образований в Республике Коми по каждому налогу по сравнению с пред- шествующим годом; В - общее количество муниципальных об- разований в Республике Коми; n - последний отчетный год |
20% | 50% | Данный индикатор отражает практику установления стабильных нормативов отчислений по основным ре- гулирующим доходам местных бюджетов. Нормативы отчислений по регулирующим доходам, закрепленные на постоянной основе, повышают стабильность фи- нансов Республики Коми и муниципальных образова- ний в Республике Коми |
Р17 | Закрепление формулы рас- пределения безвозмездной финансовой по- мощи на долго- срочной основе |
1) формула ут- верждается зако- ном Республики Коми не позднее 1 января n-2-го года (см. преды- дущий индика- тор), 2) в составе ис- ходных данных для расчета фи- нансовой помощи не используются данные о факти- чески полученных доходах и (или) фактически про- изведенных рас- ходах по отдель- ным муниципаль- ным образованиям в Республике Ко- ми; 3) за три пос- ледних отчетных года в формулу внесено не более 1 существенной поправки |
Данный индикатор отражает использование стабиль- ной и объективной формулы распределения безвоз- мездной финансовой помощи. Формула распределения финансовой помощи должна закрепляться законом Республики Коми, оставаться неизменной не менее тpex лет и включать, только данные официальной статистки и финансовой отчетности по Республике Коми и муниципальным образованиям в Республике Коми |
||
Р18 | Закрепление методологии предоставления бюджетных кре- дитив на фи- нансирование временных кас- совых разрывов |
1) порядок пре- доставления бюд- жетных кредитов муниципальным образованиям в Республике Коми утверждается нормативным пра- вовым актом Рес- публики Коми; 2) порядком фор- мализована про- цедура расчета временного кас- сового разрыва бюджетов муници- пальных образо- ваний в Респуб- лике Коми и рас- чета возможного объема кредита; 3) порядок уста- навливает пре- дельные сроки возврата креди- та, санкции, применяемые в случае нарушения сроков возврата; 4) порядком за- прещается предо- ставлять бюджет- ный кредит в случае наличия просроченной за- долженности по ранее предостав- ленному кредиту (ссуде) |
Данный индикатор отражает наличие формализованно- го порядка предоставления средств на финансирова- ние кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов муниципальных образований в Республике Коми, обеспечивающего наиболее эффективное и объективное использование этого механизма |
||
P19 | Отношение объема долго- вых обяза- тельств, пога- шаемых в тече- ние бюджетного года к объему доходов бюдже- та |
V = A / B A - объем долговых обязательств, пога- шаемых в течение бюджетного года; В - доходы бюджета без учета средств Федерального фонда компенсаций |
10% | 15% | Для субъектов Российской Федерации характерно значение данного показателя ниже 10%. Превышение уровня 15% свидетельствует о рискованности прово- димой долговой политики. При этом следует разли- чать следующие ситуации: а) высокий уровень расходов на погашение долга связан с погашением краткосрочных (в рамках бюд- жетного года) заимствований. В этом случае необ- ходим дополнительный анализ ситуации с ликвиднос- тью и политикой по рефинансированию долга; б) высокий уровень расходов на погашение долга связан с погашением крупного долгосрочного заим- ствования. В такой ситуации необходимо заблаго- временное создание резервов для осуществления по- гашения крупного заимствования. Также необходимо заблаговременно заключить соглашения о привлече- нии необходимых кредитных ресурсов для рефинанси- рования такого долгового обязательства |
Р20 | Отношение прироста долга к доходам бюд- жета |
V = A / B A - объем прироста долга в течение бюд- жетного года; В - доходы бюджета без учета средств Федерального фонда компенсаций |
0% | 10% | Рост уровня долга более чем на 10% доходов бюдже- та в течение года может привести к необходимости осуществления крупных разовых выплат по погашению долга в дальнейшем и косвенно свидетельствует о неуправляемом росте уровня долга |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.