Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Методика
определения нормативной себестоимости пассажирских авиарейсов, выполняемых во внутримуниципальном сообщении в труднодоступные населенные пункты и в межмуниципальном сообщении в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Коми, для расчета суммы возмещения выпадающих доходов
(утв. Приказом Министерства промышленности и энергетики Республики Коми от 2 апреля 2010 г. N 39)
I. Общие положения
Целью настоящей Методики является реализация единого методического подхода к формированию нормативной себестоимости пассажирских авиарейсов, выполняемых во внутримуниципальном сообщении в труднодоступные населенные пункты и в межмуниципальном сообщении в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Коми.
Методической основой для расчета нормативной себестоимости рейсов и летного часа воздушного судна (далее - ВС), как основы для формирования стоимости пассажирских авиарейсов, выполняемых по транспортной схеме во внутримуниципальном сообщении в труднодоступные населенные пункты и в межмуниципальном сообщении в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Коми (далее - пассажирские авиарейсы), являются Методические рекомендации по определению себестоимости внутренних и международных рейсов для российских авиакомпаний от 15 июля 1999 г. N 7.7-188.
Общими исходными данными для расчетов себестоимости рейсов и летного часа ВС как основы для формирования стоимости пассажирского авиационного рейса при воздушных перевозках являются:
- летно-технические характеристики ВС (весовые характеристики, пассажировместимость, расход топлива в воздухе и на земле, дальность полета, скорость);
- сеть маршрутов перевозок с указанием аэропортов вылета/назначения, промежуточных посадок, расстояния между пунктами вылета и посадки, фактические или планируемые объемы перевозок пассажиров, почты и груза; утвержденные штурманские расчеты по каждому маршруту;
- сведения по наличию ВС и налету часов; ресурсные характеристики планеров и силовых установок, данные по периодичности выполнения технического обслуживания и по трудоемкости оперативного и периодического технического обслуживания, данные о капитальных ремонтах ВС: планируемые (произведенные) капитальные ремонты, нормативные сроки выполнения капитальных ремонтов, сведения об авиаремонтных заводах, особенностях ценообразования; статистические данные за три предшествующих года (в %) по типам ВС об объемах дополнительных работ, необходимость которых была выявлена при дефектации на авиаремонтном заводе, и которые стали причиной увеличения нормативного срока и стоимости ремонта;
- учетная политика предприятия, предусматривающая раздельный бухгалтерский учет затрат предприятия на выполнение авиационных перевозок по маршрутам перевозок;
- регистры бухгалтерского учета по отдельным видам затрат, включаемым в себестоимость авиационных перевозок; накопительные ведомости учета первичных документов, отражающих произведенные затраты;
- нормативные акты (приказы, распоряжения, наставления, положения, инструкции и т.п.), действующие на воздушном транспорте Российской Федерации;
- государственная и внутренняя статистическая отчетность о финансовой и производственной деятельности предприятия, в том числе отчет по форме N 67-ГА (фин.) "Отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта" в полном объеме, отчет по форме 5-3;
- задания на полет экипажей, выполнявших рейсы по авиационным перевозкам по маршрутам, включенным в транспортную схему Республики Коми;
- сводно-загрузочные ведомости по рейсам;
- информация об объемах непроизводственного (служебного, тренировочного) налета часов за последние три отчетных года;
- действующие и планируемые на перспективу цены на авиационное топливо, смазочные материалы; цены на ВС, авиационные двигатели, агрегаты и комплектующие; данные о стоимости аренды ВС, двигателей, агрегатов и комплектующих; ставки сборов, тарифы (цены) за аэропортовое, наземное, аэронавигационное и метеорологическое обслуживание и обеспечение полетов; цены на выполнение различных форм и видов технического обслуживания; цены капитальных ремонтов, доработок и продлений ресурсов авиационной техники; виды и ставки страхования; ставки налогов, включаемых в себестоимость продукции;
- фактические данные по численности и заработной плате летного состава, инженерно-технического, административно-управленческого и прочего наземного персонала; Коллективный договор предприятия и приложения к нему: установленные разряды и коэффициенты по оплате труда для различных категорий работников, сдельные расценки, применяемые доплаты, ставки начислений на заработную плату, размеры компенсации расходов на питание в дни полетов;
- официальные индексы-дефляторы на будущие периоды;
- перечень действующих в Российской Федерации, Республике Коми и в муниципальных образованиях налогов и их ставки, особенности применения отдельных налогов, определенные Налоговым Кодексом РФ и иными нормативными актами, имеющими юридическую силу;
- иная нормативная, плановая и учетная информация, которая может быть получена из различных источников (с указанием источника информации).
Материалы, применяемые в качестве источников для выполнения расчетов затрат на выполнение авиационных перевозок по рейсам (маршрутам), подлежат предъявлению в ходе проверок.
Настоящая Методика сводится к расчетам трех групп статей затрат, которые могут быть прямо включены в себестоимость рейсов, но при этом различаются способами расчета.
К первой группе прямых затрат отнесены статьи непосредственно связанные с выполнением рейсов:
- аэропортовые расходы;
- расходы за наземное обслуживание;
- расходы на авиа ГСМ;
- сборы за аэронавигационное обслуживание;
- сборы за метеорологическое обеспечение полетов;
- командировочные расходы членов экипажей ВС;
- расходы на питание пассажиров и экипажей в рейсе;
- расходы на страхование пассажиров, почты и грузов;
- отчисления агентствам (комиссионные за продажу авиабилетов на транспортных перевозках).
Порядок расчета данных статей определяется пунктами 2.1. - 2.9. настоящей Методики.
Ко второй группе прямых затрат отнесены статьи, зависящие от налета часов по конкретному типу ВС:
- амортизация ВС и авиадвигателей;
- затраты, связанные арендой ВС, авиадвигателей и иных комплектующих;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца после слов "связанные" пропущен предлог "с"
- расходы на оплату труда летного состава и бортпроводников;
- начисления на оплату труда летного состава и бортпроводников;
- расходы на капитальный ремонт ВС и авиадвигателей;
- расходы на периодическое техническое обслуживание ВС;
- расходы на страхование ВС, летного состава, бортпроводников и гражданской ответственности перед третьими лицами.
Порядок расчета данных статей определяется пунктами 2.10. - 2.16. настоящей Методики.
К третьей группе - косвенные (или накладные) расходы - относятся затраты, связанные с управлением предприятием, расходы на содержание служб общехозяйственного назначения и прочие расходы, которые прямо отнести на выполненные перевозки не представляется возможным:
- расходы на оплату труда административно-управленческого и прочего наземного персонала авиакомпании, не относящегося к категории летного состава и бортпроводников;
- начисления на оплату труда административно-управленческого и прочего наземного персонала авиакомпании, не относящегося к категории летного состава и бортпроводников;
- прочие производственные и общехозяйственные расходы предприятия, включаемые в себестоимость работ и перевозок, не отраженные в вышеуказанных статьях затрат.
Порядок расчета данных статей определяется пунктами 3.1. - 3.2. настоящей Методики.
II. Этапы формирования нормативной себестоимости рейса
1 этап. Определение объемов воздушных перевозок.
2 этап. Определение себестоимости рейсов по статьям прямых затрат.
3 этап. Определение себестоимости рейсов по статьям косвенных (накладных) расходов
4 этап. Формирование совокупных расходов предприятия (авиакомпании) для определения нормативной себестоимости пассажирских авиарейсов (рейса).
1. Определение объемов воздушных перевозок
Определение объемов воздушных перевозок на территории Республики Коми осуществляется коммерческой службой предприятия на основании согласованной транспортной схемы Республики Коми на текущий год и выполненных по каждому из запланированных маршрутов предварительных штурманских расчетов. Штурманские расчеты полетов производятся соответствующими специалистами на основании предварительной заявки коммерческой службы по заранее согласованной форме расчета, которая должна содержать:
- летное время по маршруту;
- время работы ВС на земле;
- расход авиационного топлива в полете;
- расход авиационного топлива на земле;
- предельная коммерческая загрузка ВС по каждому из участков маршрута;
- протяженность маршрута (в км) по ортодромии.
Для проведения анализа себестоимости рейсов ВС объемы авиационных перевозок определяются на основании государственной и внутренней статистической отчетности предприятия.
При выполнении расчета необходимо учитывать:
- загрузку по перевозке пассажиров на уровне фактически сложившейся загрузки за предшествующий год по каждому маршруту;
- исключение условно неоплачиваемых перевозок (для случаев, когда фактическая перевозка пассажира по условиям выполнения полета, определенным авиакомпанией, производится на большее расстояние, чем предусмотрено тарифным расстоянием и оплаченным пассажиром);
Для рейсов (маршрутов), выполнение авиационных перевозок по которым осуществляется (планируется) на компенсационной основе за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, штурманские расчеты должны быть утверждены руководителем предприятия и согласованы компетентными специалистами органа государственного регулирования в области воздушного транспорта.
2. Определение себестоимости рейсов по статьям прямых затрат
2А. Прямые затраты, непосредственно связанные с выполнением рейсов
Затраты летно-технического комплекса (авиакомпании) на выполнение запланированных объемов производства определяются в соответствии со статьями затрат, определенными отраслевым калькуляционным отчетом (ф. 67-ГА). По отдельным видам затрат, которые в соответствии с вышеуказанным отчетом относятся к прочим производственным и общехозяйственным расходам, возможна более глубокая детализация, при которой расчет этих позиций производится отдельно. В издержки по эксплуатации ВС налог на добавленную стоимость не включается.
Для определения нормативной себестоимости рейсов применяются ставки, сборы и тарифы, действующие на момент выполнения расчетов.
2.1. Расходы на аэропортовое и наземное обслуживание ВС
Аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание ВС рассчитываются в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 г. N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" в действующей редакции.
Тарифы за обслуживание коммерческой загрузки и техническое обслуживание ВС включают блок регулируемых тарифов, которые регистрируются в Центре расписания и тарифов после согласования в установленном порядке, а также тарифов, устанавливаемых аэропортами самостоятельно, которые должны быть опубликованы в установленном порядке.
Аэропортовые сборы, тарифы и цены включают в себя:
2.1.1. Сбор за взлет-посадку, который устанавливается за:
- предоставление взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перронов;
- за светотехническое обеспечение аэродрома;
- наземное поисково-спасательное, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение в районе аэропорта;
- наземное штурманское обеспечение, включая:
формирование и предоставление аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке по аэродромам и воздушным трассам (бюллетеня предполетной информации или NOTAM), предусмотренным приложением 15 к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1994 г.);
проведение информационно-консультативного обслуживания экипажей по схемам, минимумам и процедурам маневрирования воздушного судна в районе аэродрома;
- орнитологическое обеспечение безопасности полетов, за предоставление места стоянки на аэродроме в течение 3-х часов после посадки.
Ставка сбора устанавливается на тонну максимальной взлетной массы, взимается при вылете. Сбор определяется на основе установленной ставки и максимальной взлетной массы ВС с учетом соответствующих типу ВС коэффициентов.
2.1.2. Сбор за обеспечение авиационной безопасности устанавливается за:
- осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту;
- охрану контролируемой территории аэропорта, включая охрану ВС на стоянках и объектов жизнеобеспечения аэропорта;
- досмотр членов экипажей ВС, пассажиров, ручной клади, багажа, грузов, почты, воздушного судна и его бортовых запасов;
Ставка сбора за обеспечение авиационной безопасности устанавливается на тонну максимальной взлетной массы ВС. Сбор определяется на основе установленной ставки и максимальной взлетной массы ВС, указанной в сертификате летной годности, с учетом соответствующих типу ВС коэффициентов.
2.1.3. Сбор за пользование аэровокзалом устанавливается на одного пассажира. Сбор взимается за каждого прибывающего, убывающего и транзитного пассажира.
Для детей до 12 лет применяется ставка сбора, уменьшенная на 50%, за маленьких детей (до 2 лет) сбор за пользование аэровокзалом не взимается.
Тарифы за обслуживание коммерческой загрузки воздушного судна включают:
2.1.4. Тариф за обслуживание пассажиров устанавливается за услуги, предоставляемые при регистрации и посадке на ВС убывающих пассажиров, встрече и сопровождении прибывающих пассажиров и обработке багажа.
Тариф устанавливается на одного пассажира.
Для детей до 12 лет применяются тарифы, уменьшенные на 50%, за маленьких детей (до 2 лет) тарифы не взимаются.
2.1.5. Тариф за обработку грузов устанавливается за услуги, предоставляемые при обработке прибывающих и убывающих грузов и почты.
Тариф устанавливается на 1 килограмм обработанного (прибывающего и убывающего) груза (почты). Плата определяется на основе установленного тарифа и веса обработанного груза и почты.
Тарифы за техническое обслуживание воздушного судна включают:
2.1.6 Тариф за обслуживание по формам обеспечение вылета и встречи устанавливается за выполнение работ, предусмотренных регламентом технического обслуживания по обеспечению вылета и встречи ВС.
Тариф определяется по типам воздушных судов путем умножения тарифной ставки на нормативную трудоемкость работ по обеспечению вылета и встречи ВС.
2.1.7. Тариф за обслуживание по форме А-1 (А-транзитная) устанавливается за выполнение работ, предусмотренных регламентом технического обслуживания по форме А-1 (А-транзитная).
Тарифная ставка устанавливается на 1 нормо-час. Тариф определяется по типам воздушных судов путем умножения установленной тарифной ставки на нормативную трудоемкость работ по форме А-1 (А-транзитная).
Нормативная трудоемкость работ определяется нормативными документами (регламентами, технологиями) по техническому обслуживанию ВС конкретного типа и утверждается приказом руководителя предприятия.
2.1.8. Приемка-выпуск ВС.
Тариф устанавливается за предоставление услуг по обеспечению приемки и выпуска воздушного судна, включая:
- подготовку места стоянки и приемку воздушного судна на место стоянки;
- установку стояночных колодок под колеса шасси;
- уборку стояночных колодок;
- заземление воздушного судна;
- установление связи с экипажем по СПУ (самолетно-переговорное устройство) или радиосвязи между перроном и кабиной экипажа;
- контроль за запуском двигателей;
- контроль за выруливанием воздушного судна с места стоянки;
Тариф устанавливается на одно обслуживание по типам ВС.
Оплата определяется по установленному тарифу за каждое обслуживание по обеспечению приемки и выпуска ВС.
2.1.9. Тариф за внутреннюю уборку ВС
Тариф устанавливается за обеспечение комплекса работ, предусмотренных технологией уборки пассажирских салонов, отсеков экипажей, кухонь, санузлов (туалетов).
Тариф устанавливается на одно обслуживание по типам воздушных судов.
Плата взимается по установленному тарифу за каждое обслуживание.
Тарифы за обслуживание воздушного судна включают:
2.1.10. Тариф за временную стоянку на аэродроме - тариф устанавливается за предоставление места для стоянки ВС на аэродроме (кроме случаев, связанных с технологией выполнения рейса по расписанию).
Тариф устанавливается на одни сутки или на 1 час стоянки по типам ВС. Плата определяется на основе установленного тарифа и количества суток или часов стоянки воздушного судна.
2.1.11. Тариф за обеспечение АвиаГСМ устанавливается за предоставление комплекса услуг по обеспечению воздушного судна авиаГСМ, включая организацию обеспечения, доставку, хранение, анализ качества, заправку авиаГСМ и т.д. Тариф устанавливается на заправку одной тонны авиатоплива.
Плата определяется на основе установленного тарифа и веса заправленного АвиаГСМ.
Сумма прочих расходов за дополнительные работы и услуги, не включенных в предыдущие статьи, определяется по данным фактического учета и отчетным данным ф. N 67-ГА (фин.) за предшествующий год.
Коэффициент дополнительных видов работ и услуг рассчитывается как соотношение суммы дополнительных видов работ к сумме основных видов обслуживания за предшествующий год.
2.2. Расходы на авиаГСМ
Расходы на авиаГСМ рассчитываются путем умножения количества (веса) топлива, необходимого на выполнение рейса, на стоимость топлива.
Рекомендации по заправке ВС топливом по маршрутам разрабатываются штурманской службой авиакомпании с учетом технических характеристик воздушного судна, маршрута полета, а также имеющихся ограничений.
Стоимость услуг по обеспечению авиаГСМ в расходы по статье авиаГСМ не включается.
В цену реализации авиационного топлива включаются: цена завода-изготовителя, транспортно-заготовительные расходы (за исключением затрат авиапредприятия, включенных в стоимостную основу тарифа за обеспечение авиаГСМ). Цена за одну тонну авиационного топлива подлежит регистрации и опубликованию.
Из стоимости топлива, принимаемой в расчет при определении себестоимости, налог на добавленную стоимость исключается.
Доля расходов, приходящихся на авиамасло и спецжидкости, определяется на основе фактических данных за предшествующий год как отношение суммы расходов на авиамасло и спецжидкости к сумме расходов на авиаГСМ.
В расчете может быть применен коэффициент, учитывающий непроизводственный налет часов, определяемый по данным учета предшествующего года, как отношение общего налета часов к производственному налету, при этом значение такого коэффициента не может превышать предельных нормативных значений, установленных ведомственными нормативными актами.
Определение количества авиационного топлива на рейс производится с учетом работы силовой установки на земле. Количество топлива определяется отдельно по нормативам расхода топлива на земле и в воздухе с учетом времени на работу силовой установки на земле и в воздухе.
2.3. Сборы за аэронавигационное обслуживание
Порядок взимания оплаты за аэронавигационное обеспечение полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации регулируется нормативными актами Федеральной аэронавигационной службы (ФАНС России). Для определения нормативной себестоимости рейса применяются ставки сборов, действующие на момент выполнения расчетов.
В соответствии с нормативными актами ФАНС России оплате подлежат сборы за:
- аэронавигационное обеспечение в районе аэродрома (в зоне взлета-посадки);
- аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районах авиационных работ;
- аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах.
В соответствии с установленным порядком ставки сборов установлены за:
- аэронавигационное обеспечение в зоне взлета-посадки - в рублях на 1 вылет (рейс) по типам ВС;
- аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях - в рублях на одну тонну максимальной взлетной массы ВС на час.
Для формирования себестоимости рейса расходы за аэронавигационное обслуживание принимаются за:
- аэронавигационное обеспечение в районе аэродрома (в зоне взлета-посадки) - по установленной ставке для конкретного типа ВС за каждый вылет ВС из классифицированного аэропорта;
- аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях - по установленной ставке для конкретного типа ВС, умноженной на летное время по маршруту в соответствии с утвержденным штурманским расчетом;
- аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах - по установленной ставке за 100 км ортодромии, при этом протяженность трассы принимается по утвержденному штурманскому расчету.
2.4. Сборы за метеорологическое обеспечение полетов
Порядок взимания сбора за метеорологическое обеспечение полетов воздушных судов устанавливается в аэропортах в порядке, определяемом Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды совместно с Федеральным агентством воздушного транспорта.
Ставка сбора за метеорологическое обеспечение полетов устанавливается в рублях на вылет (рейс).
Для определения нормативной себестоимости рейса применяются ставки сборов, действующие на момент выполнения расчетов.
2.5. Расходы на питание пассажиров и экипажей в рейсе
Расходы на питание пассажиров и экипажей в рейсе определяются в зависимости от стоимости рационов (набора продуктов) питания, от сложившегося уровня цен на продукты и на разовую посуду, продолжительности полета и устанавливаемого распорядка питания по маршруту, числа пассажиров и членов экипажа на рассматриваемом типе ВС.
Для планируемых рейсов распорядок питания устанавливается по данным службы бортпроводников. Стоимость питания запрашивается у предприятий бортового питания на момент выполнения расчетов нормативной себестоимости рейса.
Расходы на бортовое питание рассчитываются по участкам полета и за парный рейс складываются.
2.6. Расходы (компенсация) членам экипажей ВС за питание в дни полетов
В соответствии с Порядком обеспечения питанием экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденным Приказом Минтранса России от 30.09.02 г. N 122, экипажи ВС в дни полетов обеспечиваются работодателем бесплатным рационом питания.
Рацион питания или денежная компенсация расходов на питание предоставляется экипажу ВС в зависимости от продолжительности рабочего времени при выполнении полетного задания:
- до 3-х часов - одноразовое питание (30% суточного рациона)
- от 3 до 6 часов - двухразовое питание (70% суточного рациона)
- свыше 6 часов - трехразовое питание (суточный рацион)
Отсчет суток ведется с момента начала полетного рабочего времени экипажа. Компенсация расходов на питание экипажам при выполнении полетов, при задержках, на дежурствах вне базового аэропорта производится в тех же размерах, что и на базе, но по стоимости питания рассчитанного для того района, в котором выполняются работы.
При определении нормативной стоимости рейса применяются действующие на момент расчета размеры стоимости рациона питания или денежной компенсации расходов на питании, установленные Приказом руководителя предприятия.
2.7. Расходы на страхование пассажиров, платного багажа, почты и грузов
Обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна при выполнении авиационных перевозок осуществляется в соответствии со статьями 133, 134 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Расходы на страхование пассажиров, платного багажа, почты и грузов относятся к прямым затратам, определяемым в зависимости от перевозок за рейс (парный рейс) и от условий договоров страхования ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна и грузоотправителем (грузовладельцем).
2.8. Отчисления агентствам (комиссионные за продажу авиабилетов на транспортных перевозках)
В себестоимость рейсов включаются комиссионные вознаграждения агентствам за услуги по продаже авиаперевозок, расходы собственных агентств (авиакасс) и другие расходы, связанные с реализацией авиаперевозок.
Затраты по продаже авиационных перевозок учитываются в себестоимости перевозок следующим образом:
- при продаже авиаперевозок сторонними агентствами - в размере установленного договором комиссионного вознаграждения;
- при продаже авиаперевозок собственными агентствами (авиакассами, кассирами) затраты учитываются в составе эксплуатационных расходов аэропорта и отдельно в стоимость рейса не включаются;
- при обработке купонов Транспортной клиринговой палатой - в виде сбора за обработку купонов.
2.9. Командировочные расходы членов экипажей ВС
В себестоимость рейсов включаются планируемые на текущий год командировочные расходы по следующим статьям затрат:
- суточное содержание экипажей ВС, исходя из действующих на момент расчета норм содержания;
- расходы по найму жилого помещения, рассчитанные по отчетным данным предшествующего года, с учетом индекса дефлятора;
- проезд экипажа ВС к месту выполнения полетов и обратно, рассчитанные по отчетным данным предшествующего года, с учетом индекса дефлятора;
2Б. Прямые затраты, зависящие от налета часов по типам ВС
Прямые затраты, зависящие от налета часов, определяются по типам ВС в целом на текущий год, кроме расходов на оплату труда и начислений на оплату труда летного состава и бортпроводников, которые рассчитываются по отчетным данным предшествующего года.
Определение расходов проводится по общей схеме:
- определяются планируемые расходы по типу ВС в целом на текущий год;
- определяются расходы по статьям затрат в расчете на летный час, путем деления суммы планируемых расходов на запланированный годовой налет часов;
- для включения в себестоимость рейса, расходы, рассчитанные на летный час, умножаются на время выполнения рейса (летное время).
В связи с четко выраженной сезонностью авиаперевозок, целесообразно определять затраты на 1 летный час из расчета годовых затрат и годового объема налета часов.
2.10. Амортизация ВС и авиадвигателей
В авиапредприятии объектами для начисления амортизации являются самолеты, вертолеты и авиационные двигатели, находящиеся в авиапредприятии на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Амортизационные отчисления определяются исходя из балансовой стоимости планеров самолетов, вертолетов и авиадвигателей и установленных норм амортизационных отчислений.
Балансовая стоимость планеров самолетов, вертолетов и авиадвигателей определяется по результатам последней переоценки, проведенной в авиапредприятии, с учетом увеличения стоимости планеров ВС и авиадвигателей в результате модернизации, установки нового оборудования, замены агрегатов, приборов и оборудования, отработавших ресурс или непригодных.
Амортизация начисляется по эксплуатируемым планерам и авиационным двигателям, запасным авиадвигателям, а также по новым (замененным) объектам, установленным на ВС.
Нормы амортизационных отчислений по планерам ВС составляет 8% за год, по авиационным двигателям и вспомогательным силовым установкам - 10% за год.
Срок полезного использования планеров ВС и авиационных двигателей составляет:
- 12 лет по планерам ВС;
- 10 лет по авиационным двигателям.
При определении себестоимости рейсов амортизация по сданным в аренду ВС и авиадвигателям, в расчет не принимается.
Начисление амортизационных отчислений производится, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объектов к учету, до полного погашения стоимости планеров, авиадвигателей и объектов основных средств, установленных в процессе эксплуатации, либо списания в установленном порядке. По объектам основных средств, отработавшим установленные сроки полезного использования, амортизация не начисляется.
Амортизационные отчисления на текущий год рассчитываются по каждому инвентарному номеру планеров ВС и авиадвигателей путем умножения среднегодовой стоимости отдельных объектов основных средств на соответствующие нормы амортизационных отчислений.
Для дальнейших расчетов определяется размер амортизационных отчислений, приходящихся на один час летного времени, путем деления годовой суммы амортизационных отчислений на планируемый годовой налет часов.
Для отнесения на себестоимость рейса, амортизация, рассчитанная на один летный час, умножается на время рейса (летное время).
2.11. Расходы на аренду ВС
Порядок формирования платежей по взятым в аренду планерам и авиадвигателям определяется условиями каждого конкретного договора, поэтому для формирования данной статьи себестоимости необходимо:
- изучить условия договора аренды;
- определить условия эксплуатации ВС, взятого в аренду;
- определить приходящуюся на 1 час налета (летное время) сумму платежей.
Платежи за аренду ВС отражаются в себестоимости летного часа в виде отнесения общей суммы предполагаемых затрат на прогнозируемый налет часов на конкретном типе ВС на текущий год.
Применяемая в некоторых случаях практика получения в аренду ВС с оплатой гарантированного налета часов в месяц должна быть отражена как в планах использования арендованной техники, так и в себестоимости летного часа.
2.12. Расходы на оплату труда летного состава
Расчет затрат на оплату труда летного состава и бортпроводников, включаемых в себестоимость рейса, производится путем выборки из отчетных данных за предшествующий год расходов по заработной плате летного состава и бортпроводников соответствующего типа ВС и деления ее на налет часов рассматриваемого типа ВС за этот же период. Полученные затраты на оплату труда летного состава и бортпроводников на 1 летный час умножаются на время выполнения соответствующего рейса.
В ходе выполнения расчетов необходимо учитывать следующее:
- заработная плата летного состава, имеющего допуски для выполнения полетов на нескольких типах ВС, распределяется по каждому из типов ВС пропорционально приведенному налету;
- заработная плата командно-летного и инструкторского состава, выполняющего полеты на нескольких типах ВС, распределяется по каждому из эксплуатируемых типов ВС пропорционально приведенному налету.
Заработная плата (часть заработной платы) летного состава, начисленная и выплаченная за выполнение дежурств по срочным санитарным заданиям и не связанная с непосредственным выполнением полетов, исключается из суммы начисленной заработной платы за отчетный период.
При расчете повременной заработной платы учитываются оклады членов экипажей, надбавки за класс квалификации, доплата за работу с вредными условиями труда, выплаты по районному коэффициенту и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, процентная набавка за выслугу лет в системе гражданской авиации, другие компенсирующие и стимулирующие выплаты, установленные коллективным договором предприятия.
При определении сдельной оплаты в расчет принимаются сдельные расценки, условия выполнения полетов, налет часов.
В связи с применением в расчетах данных за предшествующий год, целесообразно применять коэффициент, учитывающий динамику заработной платы на предприятии.
При расчете расходов на оплату труда членов экипажей ВС следует учитывать повышение в оплате труда согласно изменениям, внесенным в Коллективный договор и другие внутренние нормативные акты, но не чаще одного раза в год.
2.13. Начисления на оплату труда
Начисления страховых взносов в Государственные внебюджетные фонды регулируются законодательством Российской Федерации.
Ставки (тарифы) начислений страховых взносов определены Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", Федеральным законом от 24.07.1998 г., N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федеральным законом от 27.11.2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
2.14. Расходы на капитальный ремонт ВС и силовых установок (авиадвигателей)
К затратам на капитальный ремонт помимо собственно капитального ремонта ВС на авиаремонтных заводах, его силовой установки относятся затраты на продление ресурсов планеров ВС, силовых установок, комплектующих изделий. Кроме этого к затратам на капитальный ремонт могут быть отнесены затраты на приобретение комплектующих изделий, имеющих ограниченный ресурс.
К затратам на капитальный ремонт относятся затраты на выполнение в процессе ремонта доработок по бюллетеням, обязательным к выполнению, а также работы, связанные с фактическим состоянием ВС и выявленные в процессе дефектации.
Не относятся к капитальному ремонту доработки ВС, выполненные в процессе капитального ремонта по бюллетеням, но не имеющие требования обязательности исполнения (например, установка дополнительных топливных баков, подготовка ВС к эксплуатации в конвертируемом варианте и т.п.).
При определении затрат на капитальный ремонт планеров ВС и авиадвигателей в расчете на летный час учитывается принятый на предприятии порядок списания затрат на себестоимость (единовременное списание на себестоимость после проведения оплаты либо создание в течение года резерва на ремонт - в целях равномерного включения затрат в себестоимость и исключения резких колебаний себестоимости летного часа).
Определение затрат на капитальный ремонт может проводиться одним из двух вариантов:
1 вариант:
- до начала предстоящего года составляются графики отхода ВС и силовых установок на капитальный ремонт, определяются сроки ремонта. Одновременно определяется потребность в капитальных ремонтах авиадвигателей и комплектующих изделий, а также в приобретении комплектующих, имеющих ограниченный ресурс и не подлежащих продлению;
- определяются цены капитальных ремонтов, условия и сроки платежей, стоимость комплектующих, имеющих ограниченный ресурс;
- определяется сумма предстоящих затрат на оплату капитальных ремонтов по типам ВС и приобретение комплектующих, имеющих ограниченный ресурс;
- определяются затраты, условия и сроки платежей по договорам продления ресурсов;
- по фактическим данным (средним за три предшествующих года) устанавливается доля (удельный вес) затрат на неплановые (досрочные) ремонты авиационной техники;
- сумма планируемых годовых затрат на оплату капитальных ремонтов делится на планируемый годовой объем летного времени по типу ВС.
2 вариант:
- определяется планируемая стоимость одного летного часа межремонтного ресурса планера и силовой установки, одного летного часа комплектующих, имеющих ограниченный ресурс;
- по фактическим данным за три предшествующих года определяется доля (удельный вес) затрат на неплановые (досрочные) ремонты авиационной техники;
- затраты на восполнение одного часа ресурса авиационной техники определяются путем суммирования капитального ремонта и приобретения комплектующих, имеющих ограниченный ресурс.
Расходы на капитальный ремонт формируются в соответствии с порядком учета межремонтного ресурса воздушного судна и его силовой установки, установленный НТЭРАТ ГА-93 (Наставлением по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники гражданской авиации - 1993 г.):
- продолжительность работы ВС во время полета учитывается в соответствии со штурманскими расчетами;
- время работы ВС на земле учитывается в размере 20% от нормативного времени работы ВС на земле, установленного штурманскими расчетами (например, при работе воздушного судна на земле в течение 5 минут принимается к учету в качестве расходования межремонтного ресурса 1 минута).
Учет наработки ВС в воздухе и на земле ведется соответствующими отделами авиационно-технической базы (АТБ) на основании документов, заполняемых экипажем.
2.15. Расходы на периодическое техническое обслуживание (ПТО) ВС
В статье отражаются расходы на ПТО ВС, выполняемое собственными силами, а также другими предприятиями, имеющими соответствующие сертификаты. Расходы на ПТО включают в себя расходы на периодическое обслуживание ВС и авиадвигателей, на текущий ремонт и замену комплектующих изделий, а также на доработки, целевые проверки, разовые работы и ремонтно-восстановительные работы, выполняемые в собственной АТБ предприятия.
Планирование объемов производственной деятельности АТБ предприятия производится с учетом запланированного на текущий год объема налета часов, состояния парка, с учетом регламентов технического обслуживания, графика отхода ВС на капитальный ремонт, поддающихся планированию объемов по доработкам, целевым проверкам, разовым работам и ремонтно-восстановительным работам.
Планирование и учет затрат АТБ по техническому обслуживанию ВС и авиадвигателей, выполняемых собственными силами, на текущий год проводится по статьям:
- оплата труда персонала, занятого обслуживанием авиационной техники;
- начисления на оплату труда персонала, занятого обслуживанием авиационной техники;
- амортизационные отчисления основных производственных фондов, предназначенных для технического обслуживания;
- материальные затраты, включая затраты на расходные материалы, расходы на замену агрегатов и съемных изделий ВС и силовых установок, приборов и блоков авиационного и радиоэлектронного оборудования, расходы различных видов энергоресурсов на технологические цели и прочие;
- расходы на содержание и эксплуатацию зданий и сооружений, спецавтотранспорта, оборудования, инвентаря, коммунальные расходы;
- аренда и услуги сторонних предприятий и организаций;
- прочие производственные и общехозяйственные расходы.
Затраты на техническое обслуживание учитываются в АТБ по видам обслуживания (оперативное и периодическое); отдельно по собственным и сторонним воздушным судам; отдельно по типам ВС. На ПТО собственных ВС конкретного типа относятся затраты, пропорциональные учитываемому объему работ по данному типу собственных ВС.
По типам ВС и видам обслуживания затраты распределяются пропорционально объему работ в нормо-часах. Затраты на ПТО в расчете на летный час определяются путем деления распределенных затрат на ПТО по типам ВС на запланированный налет часов на текущий год.
Для отнесения на себестоимость рейса расходы на ПТО, рассчитанные на летный час, умножаются на время рейса (летное время).
Затраты на ПТО собственного парка включаются в себестоимость часа летного времени по себестоимости.
2.16. Расходы на страхование ВС, летного состава и гражданской ответственности перед третьими лицами
Обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами и обязательное страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна осуществляется в соответствии со статьями 131, 132 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Страхование воздушного судна (судов) является добровольным, но в случае принятия решения о страховании, расходы на страхование также включаются в себестоимость продукции.
В общем виде расчет затрат на страхование производится путем определения доли расходов на страхование, приходящейся на 1 летный час. Для сохранения общего подхода к формированию себестоимости целесообразно использовать годовой объем страховой премии (страхового взноса), подлежащий уплате, и запланированный годовой объем летного времени по каждому из типов воздушных судов.
Для расчетов себестоимости используются сведения о страховых премиях по заключенным договорам по страхованию ВС, членов экипажа, ответственности перед третьими лицами.
Расходы на страхование жизни и здоровья летного состава имеющего допуски к выполнению полетов на двух и более типах ВС, распределяются по типам ВС пропорционально запланированным объемам летного времени по каждому из типов ВС в целом по предприятию (по приведенному налету).
По видам полетов (ПАНХ и транспортным) расходы на страхование рассчитываются пропорционально запланированному летному времени.
3. Определение себестоимости рейсов по статьям косвенных (накладных) расходов
К данной группе - косвенные (или накладные) расходы - относятся планируемые на текущий год затраты, связанные с управлением предприятием, на содержание служб общехозяйственного назначения и прочие расходы, на# которые прямо отнести на выполненные перевозки не представляется возможным:
- расходы на оплату труда административно-управленческого и прочего наземного персонала авиакомпании, не относящегося к категории летного состава и бортпроводников;
- начисления на оплату труда административно-управленческого и прочего наземного персонала авиакомпании, не относящегося к категории летного состава и бортпроводников;
- прочие производственные и общехозяйственные расходы предприятия, включаемые в себестоимость работ и перевозок, не отраженные в вышеуказанных статьях затрат.
Данные виды затрат распределяются по видам деятельности предприятия, типам ВС, видам полетов, рейсам (маршрутам перевозок) с помощью коэффициентов прямо пропорционально удельному весу.
3.1. Расходы на оплату труда и начисления на оплату труда административно-управленческого и прочего наземного персонала авиакомпании, не относящегося к категории летного состава и бортпроводников
Формирование расходов на оплату труда административно-управленческого и прочего наземного персонала авиакомпании, не относящегося к категории летного состава и бортпроводников, производится на основании штатного расписания авиакомпании и коллективного трудового договора предприятия.
Начисления на оплату труда административно-управленческого и прочего наземного персонала авиакомпании, не относящегося к категории летного состава и бортпроводников, формируются в соответствии с действующими нормативными актами.
Для исключения двойного счета расходы на оплату труда и начисления на оплату труда административно-управленческого и прочего наземного персонала авиакомпании, не относящегося к категории летного состава и бортпроводников, не включаются в затраты на оплату труда соответствующего персонала предприятия.
Накладные расходы авиакомпании распределяются: по видам полетов и по типам ВС. Распределение расходов производится поэтапно: по типам воздушных судов - пропорционально приведенному налету часов; по видам полетов на одном типе воздушных судов - пропорционально физическому налету часов.
Дальнейшее распределение расходов на авиационные перевозки производится по рейсам или маршрутам полетов.
3.2. Прочие производственные и общехозяйственные расходы предприятия, включаемые в себестоимость работ и перевозок, не отраженные в вышеуказанных статьях
К прочим производственным и общехозяйственным расходам предприятия, которые подлежат учету при формировании себестоимости рейса, относятся:
- затраты на изготовление руководств и наставлений по летной, технической и коммерческой эксплуатации воздушных судов, приобретение технологической документации и нормативно-методической литературы; затраты на обработку полетной документации;
- затраты на приобретение и изготовление бланков авиабилетов;
- затраты, связанные с управлением авиапредприятием, или часть затрат, связанных с управлением перевозочной деятельностью (за исключением затрат, учтенных в иных разделах расчета);
- расходы на аренду, содержание и все виды ремонтов наземных производственных зданий (помещений) и сооружений авиакомпаний, и авиапредприятий в части, относящейся к перевозочной деятельности (за исключением затрат, учтенных в иных разделах расчета);
- амортизация на полное восстановление наземных ОПФ авиапредприятий в части, относящейся к перевозочной деятельности (за исключением затрат, учтенных в иных разделах расчета);
- затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью (за исключением расходов на командировки членов экипажей воздушных судов, учтенных п. 2.9;
- платежи за услуги связи, банков, вычислительных центров; оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг; представительские расходы; содержание и обслуживание технических средств управления;
- затраты на содержание помещений и инвентаря медицинских пунктов и медсанчастей, расположенных непосредственно на территории предприятия, другие затраты связанные с медицинским обслуживанием летно-подъемного состава, обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности, определяемые спецификой отрасли и относимые на себестоимость в соответствии с нормативными документами;
- затраты на поддержание чистоты и порядка на производстве, платежи за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов;
- затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, плата за тренировки на тренажерах, затраты на обучение специалистов в соответствии с действующими нормативными документами;
- платежи за лицензии, затраты связанные с сертификацией;
- затраты, связанные с обеспечением пожарной безопасности и обеспечением сторожевой охраны и безопасности авиапредприятия в соответствии с установленными требованиями;
- прочие производственные затраты;
- общехозяйственные расходы в составе себестоимости продукции (работ, услуг), включая налоги, сборы, платежи, другие обязательные отчисления, и расходы, входящие в состав себестоимости продукции (работ, услуг), но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.
Прочие производственные и общехозяйственные расходы предприятия, включаемые в себестоимость работ и перевозок, распределяются:
- расходы, связанные с конкретным типом ВС - полностью относятся на парк определенного типа ВС;
- по видам деятельности предприятия - расходы, прямо принадлежащие к конкретному виду деятельности, относятся полностью на данный вид работ; расходы, не относящие к конкретному виду работ, распределяются по видам деятельности прямо пропорционально объему прямых затрат;
- по типам ВС - прямо пропорционально приведенному налету часов;
- по видам полетов (авиационным работам ПАНХ и пассажирским авиаперевозкам) доля затрат летно-технического комплекса (авиакомпании) распределяются прямо пропорционально объему прямых затрат на выполнение соответствующего вида полетов;
- по рейсам (маршрутам перевозок), выполняемым на одном типе ВС производится пропорционально физическому налету часов (летное время).
4. Формирование совокупных расходов предприятия (авиакомпании) для определения нормативной себестоимости пассажирских авиарейсов (рейса)
Совокупные расходы авиапредприятия на выполнение планируемого рейса (рейсов) рассчитываются путем суммирования:
- прямых затрат, непосредственно связанных с выполнением рейса (рейсов);
- прямых затрат, зависящих от налета часов по конкретному типу ВС;
- косвенных (накладных) расходов, не отраженных в прямых затратах.
Сумма затрат по планируемым рейсам авиакомпании во внутримуниципальном сообщении в труднодоступные населенные пункты и в межмуниципальном сообщении в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Коми должна совпадать с планируемыми расходами авиапредприятия по данным видам деятельности (по авиационным перевозкам) в сумме и по статьям расходов.
Нормативная себестоимость пассажирских авиарейсов, выполняемых по транспортной схеме во внутримуниципальном сообщении в труднодоступные населенные пункты и в межмуниципальном сообщении в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Коми, подлежит изменению не чаще одного раза в год.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства промышленности и энергетики Республики Коми от 2 апреля 2010 г. N 39 "О методике определения нормативной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.