Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Направления реализации программы и ожидаемые результаты
3.1. Обеспечение развития системы образования
3.1.1. Дошкольное образование
Основные направления развития:
сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений различных видов и обеспечение их функционирования;
обеспечение общедоступности услуг в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с потребностями населения;
создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста;
поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях различных видов;
разработка и внедрение национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и обеспечение их программным и учебно-методическим комплексом;
внедрение воспитательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования на основе новых образовательных и воспитательных технологий.
Ожидаемые результаты:
развитие сети дошкольных образовательных учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения;
расширение перечня дополнительных образовательныхи# воспитательных услуг, предоставляемых детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения;
реализация новых подходов к обучению и воспитанию детей с учетом их способностей и интересов;
введение занятий по изучению коми языка в 55 процентах от общего числа дошкольных образовательных учреждений.
3.1.2. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование
Основные направления развития:
развитие общеобразовательных учреждений всех видов и форм собственности и обеспечение их функционирования;
сохранение и развитие общеобразовательных учреждений в сельской местности;
совершенствование учебных программ в соответствии с требованиями национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и их программно-методического обеспечения;
адаптация учебных планов и программ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
разработка учебников для начального, основного и среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
создание условий для развития индивидуальных способностей одаренных учащихся;
создание условий для открытия республиканских экспериментальных площадок по апробации новых моделей управления деятельностью образовательных учреждений, внедрению инноваций, новых педагогических технологий, обновлению содержания образования и воспитания на основе традиций народной педагогики;
совершенствование механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений;
развитие международного сотрудничества.
Ожидаемые результаты:
развитие системы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и качественное обновление его содержания;
введение в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и обеспечение их программно-методическим комплексом;
изучение коми языка как одного из государственных языков Республики Коми в 66 процентах от общего числа общеобразовательных учреждений, прошедших государственную аккредитацию;
увеличение количества общеобразовательных учреждений, классов (групп) для способных и одаренных учащихся;
открытие к 2005 году не менее трех республиканских экспериментальных площадок по апробации новых моделей управления деятельностью образовательных учреждений, внедрению инноваций, новых педагогических технологий, обновлению содержания образования и воспитания на основе традиций народной педагогики.
3.1.3. Дополнительное образование для детей и учащейся молодежи
Основные направления развития:
сохранение и развитие сети различных видов учреждений дополнительного образования, расширение системы дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях начального профессионального образования и усиление ее воспитывающих функций;
удовлетворение потребностей детей и учащейся молодежи в дополнительном образовании, в том числе обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
совершенствование программно-методического обеспечения и материально-технической базы учреждений дополнительного образования различных видов.
Ожидаемые результаты:
удовлетворение потребностей детей и учащейся молодежи в занятиях по интересам;
расширение видов дополнительных образовательных услуг для детей и учащейся молодежи, оказываемых учреждениями дополнительного образования;
издание программ и учебно-методических материалов для учреждений дополнительного образования;
открытие двух филиалов и трех отделов Республиканского центра дополнительного образования в сельских районах республики, лаборатории дизайна в Республиканском центре дополнительного образования.
3.1.4. Начальное профессиональное образование
Основные направления развития:
развитие сети интегрированных учреждений начального профессионального образования, подготовка квалифицированных кадров рабочих на основе государственных образовательных стандартов и современных производственных технологий;
создание рабочих мест для прохождения учебно-производственной практики обучающимися на базе промышленых предприятий и организаций;
обновление содержания начального профессионального образования на основе введения национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов, внедрение и апробация новых инженерно-педагогических технологий, в т.ч. для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
расширение видов дополнительных образовательных услуг для незанятого населения, оказываемых учреждениями начального профессионального образования.
Ожидаемые результаты:
подготовка рабочих кадров в соответствии с потребностями отраслей промышленности и сферы услуг республики, повышение их конкурентоспособности на рынке труда;
реструктуризация сети учреждений начального профессионального образования с учетом особенностей социально-экономического развития республики;
расширение видов образовательных услуг для незанятого населения, оказываемых учреждениями начального профессионального образования;
оснащение образовательных учреждений начального профессионального образования современными средствами обучения и методическими разработками в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
разработка и введение в практику механизмов социального партнерства между заказчиками на подготовку и переподготовку кадров и учреждениями начального профессионального образования.
3.1.5. Среднее профессиональное, высшее и послевузовское профессиональное образование
Основные направления развития:
становление и развитие на базе учреждений среднего и высшего профессионального образования системы учебно-научно-методических комплексов, в т.ч. для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
открытие новых специальностей в учреждениях среднего и высшего профессионального образования в соответствии с потребностями отраслей производственных и непроизводственных сфер Республики Коми;
развитие дистанционной формы получения среднего и высшего профессионального образования;
обеспечение развития научной деятельности учреждений высшего профессионального образования, выполнения фундаментальных и прикладных научных исследований, интеграция науки и высшего профессионального образования;
осуществление мер по широкому привлечению студентов и довузовской учащейся молодежи к научно-исследовательской работе в рамках существующих и новых научных молодежных программ;
создание условий для введения национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования Республики Коми.
Ожидаемые результаты:
развитие учебных и научно-методических комплексов, включающих в себя однопрофильные учреждения начального и среднего профессионального образования и (или) специальности (профессии) в учреждениях высшего профессионального образования;
повышение конкурентоспособности выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования на рынке труда;
использование в учебном процессе современных информационных технологий, развитие системы дистанционного обучения студентов;
осуществление мониторинга среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, организация и формирование единого информационного пространства посредством развития региональных компьютерных сетей, баз данных и центра образовательной статистики;
участие преподавателей учреждений среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в решении задач социального, научно-технического и экономического развития Республики Коми;
развитие международного сотрудничества Республики Коми в области среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
3.2. Государственные и социальные гарантии обучающимся
Основные направления развития:
обеспечение реализации права всех граждан на получение общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и участие преподавателей учреждений среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в международных научных программах, технологических исследованиях и образовательных проектах;
улучшение оснащенности образовательных программ учебной, научно-методической литературой, средствами обучения, пособиями и оборудованием в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
участие учреждений начального профессионального образования, а также на конкурсной основе - бесплатного среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые;
развитие социально-психологической и медико-педагогической службы для детей и подростков, создание в образовательных учреждениях всех типов и видов гуманистических воспитательных систем;
обеспечение санитарно-гигиенических условий обучения и воспитания,
осуществление системы мер поощрения учащихся и студентов;
развитие студенческого самоуправления и институтов коллективной студенческой самоорганизации;
внедрение современных методов мониторинга здоровья детей и подростков;
создание разнопрофильных центров реабилитации для детей с отклонениями в развитии;
организация круглогодичного оздоровления детей-сирот, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования;
расширение перечня профессий в учреждениях начального профессионального образования для учащихся с отклонениями в развитии.
Ожидаемые результаты:
реализация права граждан на получение общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе - бесплатного среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые;
повышение ответственности руководителей и педагогических работников образовательных учреждений, родителей за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья детей;
обеспечение защиты прав обучающихся, воспитанников и студентов в образовательных учреждениях различных типов и видов;
улучшение социально-психологической и медико-педагогической помощи обучающимся и воспитанникам, введение гуманистических воспитательных систем в учебно-воспитательный процесс;
создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей;
открытие разнопрофильных центров реабилитации в городах Сыктывкаре, Ухте, Воркуте.
3.3. Обеспечение образовательных учреждений кадрами, их социальная поддержка
Основные направления работы:
прогнозирование потребностей образовательных учреждений республики в педагогических кадрах;
разработка новых механизмов подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
создание условий для увеличения количества специалистов высшей квалификации (докторов и кандидатов наук) и подготовки резерва научно-педагогических кадров для учреждений высшего профессионального образования Республики Коми;
реализация мер целевой финансовой и социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений республики, улучшение условий их труда и быта;
повышение профессионального мастерства педагогических работников, совершенствование системы стимулирования работников образовательных учреждений.
Ожидаемые результаты:
обеспечение образовательных учреждений всех типов и видов квалифицированными педагогическими кадрами в соответствии с потребностью;
совершенствование уровня профессионального мастерства руководящих и педагогических работников учреждений образования;
улучшение условий труда, социальная и материальная поддержка педагогических и других работников образовательных учреждений республики.
3.4. Материально-техническое обеспечение образовательных учреждений
Основные направления материально-технического обеспечения образовательных учреждений:
сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений республики в соответствии с требованиями социальных норм и финансовых нормативов, строительство, ремонт зданий и сооружений образовательных учреждений согласно приложениям 3, 4, 5 к настоящей Программе;
переход на новые социальные нормы, нормативы и механизмы оснащения образовательных учреждений средствами обучения, инвентарем, учебно-наглядными пособиями, станочным, лабораторным оборудованием, приборами, компьютерной, вычислительной, информационной и множительной техникой и другой продукцией;
использование современных форм хозяйствования (тендеры, конкурсы, торги);
создание условий для привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования образования без снижения норм, нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования.
Ожидаемые результаты:
укрепление и развитие материально-технической базы образовательных учреждений;
создание здоровых и безопасных условий труда и учебы в соответствии с санитарными правилами;
повышение уровня обеспечения образовательных учреждений учебно-наглядными пособиями, современными учебными приборами, компьютерами, вычислительной, информационной и иной техникой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.