Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Президиума
Верховного Совета Республики Коми
и Совета Министров Республики Коми
от 15 февраля 1994 г. N 63-13 сп
Положение
о государственной службе Республики Коми
I. Общие положения
1. Государственная служба в Республике Коми (далее - государственная служба) представляет собой осуществление должностных полномочий по реализации целей и функций государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Коми, законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Коми. Государственная служба осуществляется в республиканских органах представительной и исполнительной государственной власти, местных органах представительной власти, местной администрации, а также в иных государственных органах в соответствии с законодательством Республики Коми.
Отнесение к государственной службе Республики Коми должностей в других государственных органах осуществляется решениями Правительства Республики Коми.
Настоящее Положение не регламентирует вопросы, связанные с деятельностью должностных лиц органов представительной власти, избираемых на соответствущие# должности в соответствии с Конституцией Республики Коми и работающих на постоянной штатной основе в этих органах.
2. Государственная служба организуется и действует исходя из следующих основных принципов:
- законности;
- обязательности решений вышестоящих в порядке подчиненности государственных органов и должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, для нижестоящих государственных органов и должностных лиц;
- подконтрольности и подотчетности государственных органов и деятельности государственных служащих;
- внепартийности государственной службы. В государственных органах не образуются структуры политических партий и движений. Государственные служащие Республики Коми руководствуются законодательством и не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений;
- равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации;
- ответственности государственных служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей,
- социальной защищенности государственных служащих,
- стабильности государственной службы.
II. Государственная должность
3. Реестр государственных должностей учреждается Правительством Республики Коми.
4. К государственным должностям относятся следующие группы должностей: высшие государственные должности, главные государственные должности, ведущие государственные должности, старшие государственные должности, младшие государственные должности.
5. Гражданину, претендующему на государственную должность, необходимо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий этой должности.
6. Квалификационные требования по конкретным государственным должностям устанавливаются законодательством Республики Коми.
III. Государственный служащий
7. Государственным служащим Республики Коми (далее - государственный служащий) является гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном настоящим Положением, оплачиваемую государственную должность.
На государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с изъятиями, установленными настоящим Положением.
8. Государственный служащий обязан:
- осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с должностными обязанностями;
- исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, за исключением явно незаконных;
- поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий;
- соблюдать нормы служебной этики и установленный в государственном органе служебный распорядок;
- не совершать действий, затрудняющих работу органов государственной власти, а также приводящих к подрыву авторитета государственной службы.
9. Государственный служащий имеет право:
- требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий по соответствующей государственной должности и создания организационно-технических условий для их исполнения;
- принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями;
- запрашивать в установленном порядке и бесплатно получать от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, граждан и общественных объединений необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы;
- на продвижение по службе, увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы и уровня квалификации;
- знакомиться по первому требованию со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также требовать приобщения к личному делу своих объяснений;
- требовать служебного расследования для опровержения порочащих его честь и достоинство сведений;
- на выход в отставку.
10. Государственный служащий не вправе:
- занимать другую должность в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях, а также выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, кроме случаев, когда непосредственное участие в управлении хозяйствующим субъектом входит в его должностные обязанности в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми;
- быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо ему непосредственно подчиненном, либо непосредственно подконтрольном;
- использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию;
- получать гонорары за публикации и выступления в порядке осуществления служебной деятельности в качестве государственного служащего;
- получать в связи с исполнением должностных полномочий подарки, денежное или иное вознаграждение от юридических лиц и граждан;
- принимать без разрешения руководителя высшего органа исполнительной власти Республики Коми звания, ордена и другие знаки отличия иностранного государства;
- выезжать в командировку за границу за счет юридических лиц и граждан, за исключением служебных поездок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между государственными органами Республики Коми и иностранных государств;
- принимать участие в забастовках, а также в иных действиях, нарушающих функционирование государственных органов;
- использовать должностные полномочия государственного служащего для пропаганды отношения к религии, какой-либо идеологии, агитации в пользу общественно-политических организаций, объединений, партий и выступать в качестве государственного служащего участником политических акций и мероприятий и религиозных церемоний;
- использовать должностные полномочия государственного служащего в период выборных кампаний для поддержки отдельных кандидатов, общественно-политических движений, объединений, партий и выступать в их поддержку.
11. Государственный служащий обязан сохранять государственную, служебную и иную охраняемую законами Российской Федерации и Республики Коми тайну, в том числе и после прекращения государственной службы.
Государственный служащий обязан сохранять в тайне ставшие ему известными в связи с исполнением должностных полномочий сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Государственный служащий имеет право давать показания или делать заявления в отношении информации, содержащей государственную, служебную или иную охраняемую законами Российской Федерации и Республики Коми тайну, только в связи с возбужденным уголовным делом и в иных прямо предусмотренных законом случаях, письменно предупредив об этом руководителя государственного органа. При этом лица, получившие в указанном порядке информацию, содержащую государственную, служебную или иную охраняемую законами Российской Федерации и Республики Коми тайну, несут ответственность за ее сохранность.
Государственный служащий не может использовать после прекращения государственной службы информацию, которая стала ему известна в связи с исполнением должностных полномочий и составляет государственную, служебную или иную охраняемую законами Российской Федерации и Республики Коми тайну.
Государственный служащий при прекращении государственной службы обязан возвратить все документы, содержащие служебную информацию.
12. За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, а равно за несоблюдение установленных настоящим Положением ограничений, связанных с государственной службой, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено за деяние, за совершение которого законом предусмотрена иная ответственность.
Дисциплинарное взыскание налагается лицом или органом, назначившим государственного служащего на должность, и предусматривает следующие виды взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности на срок до четырех месяцев, увольнение с государственной службы.
13. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно, до решения вопроса об ответственности в установленном порядке, отстранен назначившим его руководителем от исполнения должностных обязанностей.
Порядок проведения при этом служебных расследований, применения и обжалования дисциплинарных взысканий определяется правовыми актами Республики Коми.
14. Государственный служащий несет ответственность за правомерность своих действий. При сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения он должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение. В случае, если вышестоящий по должности руководитель письменно подтверждает данное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, если выполнение его не влечет действий, которые относятся к уголовно наказуемым деяниям. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
15. Государственному служащему гарантируются:
- в период исполнения должности - денежное содержание и другие выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Коми, а в случаях оставления должности - сохранение денежного содержания и других выплат в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и настоящим Положением;
- условия службы, обеспечивающие выполнение должностных полномочий;
- ежегодный оплачиваемый отпуск с оплатой стоимости проезда к месту отдыха и обратно;
- медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию, за счет средств соответствующих бюджетов Республики Коми;
- переподготовка и повышение квалификации с сохранением на весь период обучения денежного содержания по занимаемой должности;
- при увольнении в связи с сокращением штатов, ликвидацией или реорганизацией государственного органа Республики Коми и другими не зависящими от государственного служащего причинами - переобучение (переквалификация) сроком от трех до шести месяцев с сохранением на этот период среднего зароботка# по ранее занимаемой должности и гарантией трудоустройства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- пенсионное обеспечение;
- государственное страхования# на случай смерти, причинения ущерба здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных полномочий, а также потери трудоспособности в период прохождения государственной службы или после ее прекращения, но наступившие в результате выполнения служебных обязанностей;
- в случаях, установленных законодательством, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома за счет средств соответствующих бюджетов Республики Коми;
- денежная компенсация транспортных расходов или предоставление с учетом содержания и объема исполняемых должностных обязанностей служебного транспорта;
- при направлении в служебную командировку - получение проездного документа, места в гостинице, возможности пользоваться транспортными средствами и средствами связи;
- защита государственного служащего и членов его семьи от насилия, угроз, оскорблений и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных полномочий.
Денежное содержание, пенсия и другие выплаты государственному служащему подлежат индексации в порядке, установленном действующим законодательством.
16. Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за особые условия службы, выслугу лет, классный чин и денежного поощрения по итогам службы за квартал и год. Денежное содержание выплачивается за счет средств соответствующих бюджетов.
Порядок назначения и размеры должностных окладов государственных служащих, надбавок к должностным окладам за особые условия службы, выслугу лет и классный чин устанавливаются законодательством Республики Коми.
Государственным служащим на отдельных видах государственной службы могут предоставляться льготы по налогообложению и другие, устанавливаемые в порядке и на условиях, определяемых правовыми актами Республики Коми.
17. Государственному служащему возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи с приемом на государственную службу, переводом в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, служебными командировками, пользованием транспорта, на оплату жилья, а также другие компенсационные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
18. Государственному служащему устанавливается оплачиваемый ежегодный отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней. Для отдельных категорий государственных служащих Республики Коми может быть установлен отпуск большей продолжительности.
Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск при стаже государственной службы:
от 5 до 10 лет - 5 календарных дней;
от 10 до 15 лет - 10 календарных дней;
свыше 15 лет - 15 календарных дней.
Порядок и условия исчисления стажа, дающего право на получение указанного дополнительного отпуска, устанавливаются законодательством Республики Коми.
Кроме установленных дополнительных оплачиваемых отпусков, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливается в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью в районах Крайнего Севера - 21 рабочий день, в приравненных к ним местностях - 14 рабочих дней.
Государственному служащему может быть предоставлен длительный отпуск без сохранения денежного содержания на срок не более одного года.
19. Государственные служащие, имеющие выслугу лет на государственной службе мужчины не менее 12,5 лет, женщины - 10 лет, имеют право выхода на пенсию досрочно, но не раньше чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию по старости.
Государственному служащему устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 80 процентов денежного содержания по должности, занимаемой на день прекращения государственной службы или на день достижения возраста, дающего право выхода по старости.
Указанная пенсия подлежит пересмотру при увеличении денежного содержания государственных служащих соответствующих должностей или исходя из повышения стоимости жизни в порядке индексации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
Выплата пенсий за выслугу лет производится в пределах максимального размера пенсии по старости за счет средств Пенсионного фонда, а в случае его превышения сумма превышения выплачивается за счет средств соответствующих бюджетов Республики Коми.
В случае смерти государственного служащего пенсионное обеспечение членов его семьи определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
20. За образцовое выполнение государственным служащим должностных обязанностей, продолжительную и безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности предусматриваются: единовременное денежное поощрение, объявление благодарности с денежным поощрением, награждение ценным подарком, присвоение почетного звания, награждение орденами и медалями.
Единовременное денежное поощрение государственному служащему выплачивается в виде премий за исполнение служебных заданий особой важности или сложности, а также в виде денежного вознаграждения в связи с юбилеем с учетом выслуги лет на государственной службе. Государственному служащему при выходе в отставку по основаниям, указанным в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 31 настоящего Положения, выплачивается вознаграждение в размере десяти должностных окладов.
IV. Прохождение государственной службы
21. Право поступления на государственную службу в Республике Коми имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено законом Республики Коми.
Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Гражданин не может быть принят на государственную службу или занимать государственную должность в случаях:
- признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- лишения его судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;
- наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий, в случаях, когда специальные требования к состоянию здоровья установлены для соответствующих должностей;
- наличия близкого родства или свойства (родители, супруги, их братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов) с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью и непосредственной подконтрольностью одного другому.
22. Прием на государственную службу осуществляется в порядке назначения или конкурса при наличии соответствующего образования, опыта работы, квалификации по государственной должности, если иное не предусмотрено законом Республики Коми.
23. Государственный служащий при назначении на государственную должность, а также при переводе на государственную должность другой группы либо иного профиля государственных должностей представляет документы, подтверждающие его квалификацию, или сдает квалификационный экзамен по государственной должности (далее - квалификационный экзамен).
Квалификационный экзамен принимает квалификационная комиссия.
На квалификационном экзамене квалификационная комиссия оценивает уровень знаний государственным служащим Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми, иных законодательных актов Российской Федерации, Республики Коми и его профессиональную подготовку.
По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о сдаче квалификационного экзамена по соответствующим группе или профилю государственных должностей.
24. Конкурс на замещение государственной должности проводится среди подавших заявление об участии в конкурсе государственных служащих и других граждан Российской Федерации.
Конкурс на замещение государственной должности проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном законодательством Республики Коми.
25. Государственный служащий представляет в порядке, установленном законодательством:
- при поступлении на государственную службу - сведения о своем имущественном положении;
- ежегодно - сведения о доходах и изменениях своего имущественного положения.
Непредставление или искажение указанных сведений является основанием для отказа в приеме на государственную службу или для привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности.
26. Для гражданина, впервые назначаемого на государственную должность или назначаемого на государственную должность иной группы или иного вида, устанавливается испытание по государственной должности на срок от трех до шести месяцев. В срок испытания не засчитываются периоды, когда государственный служащий отсутствовал на службе. В период испытания на государственного служащего распространяется настоящее Положение.
При признании руководителем государственного органа неудовлетворительного результата испытания по решению конкурсной комиссии государственный служащий может быть рекомендован для назначения на ранее занимаемую государственную должность или, по согласованию с ним, на другую государственную должность, либо уволен с государственной службы.
Если по истечении срока испытания не принимается отрицательных решений о пригодности государственного служащего к работе на занимаемой должности, он считается выдержавшим испытание, дополнительных решений о его назначении не принимается, испытательный срок засчитывается в стаж государственной службы.
27. Государственным служащим, занимающим государственные должности, присваиваются классные чины в соответствии с Положением, утвержденным в установленном порядке.
28. За государственным служащим, пребывающем в отставке (в резерве), сохраняется классный чин с указанием "в отставке" ("в резерве").
Порядок присвоения классных чинов, сохранение их при переходе на иную государственную должность или увольнение с государственной должности устанавливается законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
29. Государственный служащий, занимающий государственную должность, подлежит аттестации не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в четыре года.
Аттестационная комиссия формируется руководителем государственного органа.
В случае признания аттестационной комиссией государственного служащего не соответствующим занимаемой государственной должности он может быть направлен на профессиональную переподготовку либо, с его согласия, понижен в должности, либо уволен.
Порядок и условия проведения аттестации государственных служащих устанавливаются законодательством Республики Коми.
30. Прекращение государственной службы осуществляется в соответствии с личным заявлением государственного служащего об увольнении с государственной службы по основаниям, предусмотренным законом Российской Федерации и Республики Коми. Кроме того, основаниями для прекращения государственной службы являются:
- отставка государственного служащего по основаниям, предусмотренным пунктом 31 настоящего Положения;
- увольнение государственного служащего в связи с утратой гражданства Российской Федерации;
- увольнение в установленном порядке государственного служащего в связи с неисполнением требований, предусмотренных пунктами 8, 10, 11, 25 настоящего Положения.
31. Основаниями для отставки государственного служащего, занимающего государственную должность, являются:
1) достижение государственным служащим предельного для государственной службы возраста;
2) заявление государственного служащего о его добровольной отставке в связи с достижением возраста, при котором в Российской Федерации назначается пенсия по старости на общих основаниях;
3) инициатива государственного служащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет на государственной службе;
4) временная отставка государственного служащего;
5) инициатива государственного служащего, занимающего главную государственную должность, в связи с несогласием с решениями и действиями государственного органа или вышестоящего для государственного служащего руководителя;
6) ликвидация государственной должности, занимаемой государственным служащим. Акт о ликвидации государственного органа является одновременно актом о ликвидации всех должностей в этом органе.
Отставка государственного служащего в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта осуществляется по достижении им 65 лет и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
После подачи заявления об отставке в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта государственный служащий, при необходимости, по решению руководителя государственного органа обязан продолжать государственную службу, но не более трех месяцев.
Временная отставка (увольнение в резерв) государственного служащего в соответствии с подпунктом 4 настоящего пункта осуществляется Президиумом Верховного Совета Республики Коми или Советом Министров Республики Коми по представлению руководителя соответствующего государственного органа. Государственный служащий, пребывающий во временной отставке, считается находящимся в резерве государственной службы. При возвращении на государственную службу ему должна быть предоставлена прежняя или равноценная государственная должность.
Решение об отставке по основаниям, указанным в подпункте 6 настоящего пункта, прекращает полномочия государственного служащего по занимаемой должности с момента принятия указанного решения, но при этом, при служебной необходимости, он продолжает исполнять свои должностные обязанности и несет ответственность в предусмотренном настоящим Положением порядке в течение двух месяцев. По истечении указанного срока он считается уволенным в резерв государственной службы, если в этот период не будет осуществлено назначение на другую государственную должность или изменено основание для отставки.
При принятии решения об отставке по основаниям, указанным в подпунктах 4, 5 и 6 настоящего пункта, государственному служащему за счет средств соответствующего бюджета выплачивается пособие в размере денежного содержания до устройства на новое место службы (работы), а в случае если на новом месте службы (работы) размер заработной платы ниже прежней, то производится доплата до суммы, равной размеру денежного содержания. Время, в течение которого производятся указанные выплаты или доплаты, не может превышать одного года со дня отставки государственного служащего.
32. Порядок исполнения должностных полномочий, ведения финансовой, статистической и иной отчетности по государственной службе, делопроизводства, классификации, контроля, информационного обеспечения, иных процедур, связанных с деятельностью государственных органов и государственных служащих, определяется нормативными документами по государственной службе.
Порядок принятия указанных нормативных документов устанавливается правовыми актами Республики Коми.
33. Личное дело государственного служащего (далее - личное дело) содержит сведения о государственном служащем, прохождении им государственной службы. Личное дело ведется структурным подразделением кадров государственного органа и при переводе государственного служащего передается по новому месту его службы.
Ведение нескольких личных дел одного государственного служащего не допускается.
34. Реестр государственных служащих Республики Коми содержит сведения о всех государственных служащих, занимающих государственные должности в государственных органах Республики Коми, а также находящихся в отставке (в резерве).
35. Ведение личных дел и реестра осуществляется в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми.
Сбор и внесение в личные дела и реестр сведений о политической и религиозной принадлежности, частной жизни государственных служащих запрещены.
36. Расходы на государственную службу финансируются за счет средств соответствующих бюджетов Республики Коми. Сокращение бюджетных ассигнований не может служить основанием для приостановления либо прекращения выплат или уменьшения размеров денежного содержания, компенсационных выплат и пособий. Порядок финансирования государственной службы и контроля за использованием финансовых средств государственными органами устанавливается законодательством Республики Коми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.