Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 1 августа 2005 г. N А29-2070/05А
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителя от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу лесхоза
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10 июня 2005 года, принятое по заявлению лесхоза к Управлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Коми о признании недействительным решения от 18 февраля 2005 года N 37,
установил:
Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 10 июня 2005 года по делу N А29-2070/05А требования лесхоза о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Коми от 18 февраля 2005 года N 37 были оставлены без удовлетворения.
Заявитель не согласен с принятым решением и обратился с апелляционной жалобой, указав при этом на нарушения судом норм материального права при разрешении возникшего между сторонами спора.
Представители налогового органа возражают против удовлетворения поданной жалобы, доводы изложены в отзыве на жалобу (письмо от 28 июля 2005 года N 06-23/7/8796).
Заслушав представителей ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В декабре 2004 года Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Куломскому району была проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2004 года, представленной лесхозом.
В ходе проверки налоговый орган установил факт неполной уплаты налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы за 3 квартал 2004 года в сумме 1576105 руб. 00 коп.
По итогам проверки руководителем Инспекции МНС РФ по Усть-Куломскому району было вынесено решение от 21 декабря 2004 года N 05-13/196-К "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Указанным решением лесхоз был привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 26738 руб. 00 коп., лесхозу были также доначислен налог на добавленную стоимость в размере 283697 руб. 00 коп. и начислены пени в сумме 3279 руб. 46 коп..
По жалобе заявителя, направленном в Управление ФНС Республики Коми, решение Инспекции МНС РФ по Усть-Куломскому району было изменено.
В соответствии с решением Управления ФНС по РК от 18 февраля 2005 года N 37 жалоба лесхоза удовлетворена частично и лесхоз привлечен к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 9775 руб. 00 коп..
Кроме того, этим же решением лесхозу начислен налог на добавленную стоимость в размере 198880 руб. 00 коп. и пени за неуплату налога в сумме 2254 руб. 00 коп.
Лесхоз обжаловал решение от 18 февраля 2005 года в арбитражный суд, поскольку считал, что реализация древесины и дров, полученная от рубок ухода за лесом, также как доходы, полученные от оказания услуг по проведению лесовосстановительных работ, не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ.
Суд первой инстанции признал действия налогового органа обоснованными и требования налогоплательщика отклонил.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для отмены судебного акта, исходя из нижеследующего.
Согласно статьям 143, 146 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Операции, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения, указаны в пунктах 1 и 2 статьи 146 Кодекса.
Согласно статье 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ) предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций (исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса РФ территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Лесхоз в соответствии с Положением о лесхозе является юридическим лицом - государственным учреждением, имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах федерального казначейства и банках, осуществляет уход за лесами, в том числе рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок, принимает меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов.
Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставлены лесхозам подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.
Подпункт 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса также не исключает реализацию товаров из предусмотренных пунктом 1 этой статьи объектов налогообложения.
В данном случае судом первой инстанции дела установлено, что в проверяемый период лесхоз осуществлял реализацию древесины и дров, полученных от мер ухода за лесом (рубок ухода), а также - реализацию товаро-материальных ценностей.
На основании положений пункта 3 статьи 38 Налогового кодекса РФ и пункта 1 статьи 39 НК РФ суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что лесхоз в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров (древесины) и других товаро-материальных ценностей.
Применение к спорным правоотношениям положений подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно, так как операции по реализации указанной древесины, дров и иных товаро-материальных ценностей не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг). Кроме того, выполнение работ (услуг) по проведению рубок ухода за лесом, как и операции по реализации указанной древесины не относится к исключительным полномочиям лесхоза, поскольку в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации данные операции могут выполняться и лесопользователями.
Таким образом, выручка от реализации товаро-материальных ценностей, древесины и дров, полученная лесхозом от рубок ухода подлежала налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Согласно статье 83 Лесного кодекса РФ при осуществлении лесопользования лесопользователи обязаны: а) осуществлять лесовосстановительные мероприятия в сроки и на условиях, которые указаны в договоре аренды участка лесного фонда, договоре концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете; б) проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет на вырубках и площадях, на которых в результате деятельности лесопользователей уничтожен подрост или погибла древесно-кустарниковая растительность.
Из материалов дела следует, что между лесхозом и ОАО был заключен договор аренды участка лесного фонда от 22 марта 2004 года N 13, пунктом 3.4.14 которого предусмотрено, что Арендатор обязан за собственный счет проводить на арендованном участке лесовосстановительные мероприятия и рубки ухода в молодняке.
20 мая 2004 года между заявителем и лесопользователем - ОАО, был заключен договор на выполнение лесовосстановительных работ на участках лесного фонда, переданных лесопользователю в аренду на основании договора от 22 марта 2004 года.
В соответствии с указанным договором лесхоз брал на себя обязательства по исполнению лесовосстановительных работ, включая подготовку почвы под лесные культуры, созданию лесных культур на площади 70 га, рубок ухода в молодняке, обязанность по исполнению которых лежала в соответствии с договором от 22.03.2004 г. на заказчике. Согласно решению УФНС РФ по РК выручка от реализации услуг по проведению лесовосстановительных работ составила за 3 квартал 2004 года 704842 руб. 00 коп.
Между тем налог на добавленную стоимость с выручки, полученной от оказания данных услуг, лесхозом не был исчислен.
В связи с изложенным представляется правильным вывод суда первой инстанции о том, что выручка, полученная от данных услуг, подлежала обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях, поскольку обязанность по проведению этих работ возложена в соответствии с договорами аренды участков лесного фонда и соглашениями об объемах лесовосстановительных работ на лесопользователя, а не на лесхоз.
При этом положения статьи подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ в рассматриваемом случае неприменимы, поскольку проведение лесовосстановительных работ не относится к исключительным полномочиям лесхоза.
Суд первой инстанции также обоснованно не принял во внимание довод лесхоза о том, что в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость налоговым органом неправомерно включена выручка (сумма оплаты), поступившая от ОАО за услуги, оказанные лесхозом по проведению рубок ухода в молодняках (осветление, прочистка), поскольку в договоре аренды участка лесного фонда, заключенном между лесхозом и ОАО, предусмотрена обязанность арендатора, осуществлять лесовосстановительные мероприятия, в том числе рубки ухода в молодняке.
Ссылки заявителя на наличие разъяснений налогового органа, изложенных в письме Инспекции МНС РФ по Усть-Куломскому району от 25 октября 2001 года, о применении положений подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ, судом не были учтены, так как эти разъяснения были даны с учетом редакции Налогового кодекса РФ, действовавшей в тот период. В данном же случае спорные правоотношения возникли в период, когда подпункт 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ действовал в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ.
При таких обстоятельствах решение суда от 10 июня 2005 года не подлежит отмене, а жалоба лесхоза подлежит отклонению.
Руководствуясь статья 110, 112, 258, 267-271 АПК РФ, суд постановил:
1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 10 июня 2005 года по делу N А29-2070/05А оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
2. Настоящее постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 1 августа 2005 г. N А29-2070/05А (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании