Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 26 мая 2005 г. N А29-276/05А
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 сентября 2005 г. N А29-276/2005а настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 1 по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17 марта 2005 года по делу N А29-276/05А, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью, с.Объячево к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 1 по Республике Коми о признании решения N 09-11/336 от 28.12.2004 г. незаконным в части,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17 марта 2005 года по делу N А29-276/05А заявленные требования удовлетворены частично.
Ответчик не согласен с решением суда, просит его отменить, указав что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; нарушены нормы материального права.
Заявитель не согласен с доводами жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, указав что ООО (далее - Общество) имело право на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, поскольку суммы НДС при оказании услуг иностранной организацией на территории Российской Федерации были удержаны и перечислены в бюджет. По второму эпизоду общество также не согласно с позицией налогового органа, так как считает, что основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, являются их производственное назначение, учет и оплата.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Камеральной налоговой проверкой, проведенной межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам N 1 по Республике Коми (ныне - Межрайонная ИФНС РФ N 1 по РК) по уточненной налоговой декларации за август 2004 г., представленной ООО установлено, что в нарушение п.3 ст.171 Налогового кодекса Российской Федерации Общество, являясь плательщиком налога на добавленную стоимость, оплату за приобретенные услуги иностранному партнеру в августе и октябре 2003 года произвело согласно договорам в полном объеме, налог на добавленную стоимость с суммы оплаты не удержан. По мнению налоговой инспекции, у Общества отсутствует право предъявлять к вычету суммы налога, уплаченные в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента в августе 2003 года и в октябре 2003 года в общей сумме 46864 руб. а именно:
30.05.2003 года Обществом заключен договор с иностранной фирмой (США) на оказание услуг по лесоуправлению, с учетом дополнительного соглашения от 07.07.2003 года ООО производит оплату услуг в течение 10 дней с момента подписания акта приемо-передачи оказанных услуг, передачи отчета и выставления инвойса на оплату. Инвойс выставлен на сумму 5154 долларов США, сумма в указанном размере перечислена платежным поручением N 01 от 27.08.2003 года. Факт оказания услуг инопартнером подтверждается актом приемо-сдачи выполненных работ от 29.07.2003 года.
18.08.2004 года Обществом за счет собственных средств перечислен в бюджет налог в сумме 26080 руб., удержание налога на добавленную стоимость при перечислении денежных средств инопартнеру не произведено.
Согласно договору с инофирмой (Латвия) об оказании услуг по сертификации цепи поставки от 07.07.2003 года, Общество обязано было выплатить 100% от общего бюджета оценки или 124704 руб. в качестве предоплаты по получении счета от инопартнера. Сумма налога на добавленную стоимость в договоре не предусмотрена. Оплата инопартнеру произведена платежным поручением N 129 от 17.10.2003 года в сумме 124704 руб. Сумма перечисленного в бюджет налога в размере 20784 за октябрь 2003 года у инопартнера не удержана.
Камеральной проверкой также установлено, что в нарушение п.2, 4 ст.171, п.1, 5 ст.172 Налогового кодекса Российской Федерации ООО заявлена к вычету сумма налога, уплаченная налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в сумме 2003635 руб.
Обществом приобретено у иностранной фирмы (Нидерланды) оборудование по контракту N 97/2/04 от 25.05.2004 года на общую сумму 406580 Евро, что подтверждено грузовыми таможенными декларациями N 10202080/060804/0003000, N 10202080/180804/0003148, однако, монтаж оборудования не завершен и на учет в качестве основных средств оборудование не принято, в результате чего вычеты по декларации за август 2004 года в сумме 2003635 руб. заявлены не правомерно.
По результатам проверки вынесено решение N 09-11/336 от 28 декабря 2004 года, которым к ответчику в соответствии с п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации применена ответственность: за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога в размере 404082 руб., согласно расчету заявителя - 20% * (2102273 руб. - 81862 руб.), доначислен налог в сумме 2102273 руб. и пени в сумме 56187,68 руб.
Суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав материалы дела, правомерно признал, что налогоплательщик имеет право на предъявление к вычету из бюджета налога на добавленную стоимость.
1. В соответствии с п.п.1, 2 ст.161 Налогового кодекса РФ при приобретении оказанных на территории Российской Федерации услуг у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах РФ, заказчик данных услуг признается налоговым агентом, обязанным удержать и перечислить бюджет соответствующую сумму НДС.
В силу ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст.173 Кодекса покупателями - налоговыми агентами.
Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели-налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с настоящей главой.
Положения п.3 ст.171 НК РФ применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены указанным налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в п.2 настоящей статьи, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика.
В материалах дела имеются дополнительные соглашения: к договорам, заключенным между Заявителем и инопартнерами от 10.10.2003 года и от 10.08.2004 года, в которых предусмотрена оплата налога на добавленную стоимость в сумме, указанной заявителем. Факт уплаты НДС в бюджет подтвержден платежными поручениями N 01 от 27.08.2003 г. и N 129 от 17.10.2003 г.
Поскольку факт осуществления услуг по сертификации цепи поставки и услуг по лесоуправлению для производственной деятельности Общества подтвержден, а сумма НДС исчислена и уплачена в бюджет, вычеты по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиком заявлены правомерно.
2. В акте проверки инспекцией сделан вывод о том, что сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная Обществом при ввозе оборудования на таможенную территорию РФ в размере 2003635 руб. в налоговой декларации по НДС за август 2004 г. заявлена неправомерно.
В соответствии с п.5 ст.172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, указанных в абзаце первом пункта 6 статья 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации.
В тоже время согласно абз.1 п.6 ст.171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в п.2, 4 ст.171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Из содержания и смысла приведенных норм следует, что право на вычет возникает при наличии двух условий - принятие на учет товаров (работ, услуг) и их фактическая оплата, включая налог на добавленную стоимость.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и фактической уплате таможенному органу налога на добавленную стоимость для применения налогового вычета следует руководствоваться не особым порядком, установленным пунктом 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации для объектов завершенного или незавершенного капитального строительства, а абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 172 Кодекса, предусматривающими вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, являются их производственное назначение, фактическое наличие, учет и оплата.
Налогоплательщиком ввезено оборудование, подлежащее монтажу, которое в соответствии с пунктами 1, 3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств не относится к основным средствам.
Факт оплаты Обществом налога на добавленную стоимость в сумме 2003635 руб. руб. по оборудованию Инспекция не оспаривает.
Таким образом, Общество на законных основаниях применило налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость в сумме 2003635 рублей за август 2004 года.
В остальной части решение не обжаловалось, поэтому у суда апелляционной инстанции оснований для проверки законности и обоснованности принятого судебного акта не имеется.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 17 марта 2005 года по делу N А29-276/05А по заявлению ООО к Межрайонной ИМНС РФ N 1 по РК оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 26 мая 2005 г. N А29-276/05А (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании