Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета МО
городского округа "Сыктывкар"
от 23 ноября 2006 г. N 31/11-508
Муниципальная программа "Жилище - Сыктывкар" на 2006-2010 годы
Паспорт
Наименование Программы Муниципальная программа "Жилище - Сыктывкар" на
2006-2010 годы
Дата принятия решения Постановление главы МО городского округа
о разработке "Сыктывкар" от 19.05.2006 N 5/1614 "О разработке
Программы, дата ее муниципальной Программы "Жилище - Сыктывкар" и
утверждения входящих в нее подпрограмм на 2006-2010 годы";
решение Совета МО городского округа "Сыктывкар"
от от 28.06.2006 г. N 28/06-462
Государственный Министерство архитектуры, строительства и
заказчик по реализации коммунального хозяйства Республики Коми (далее по
федеральной целевой тексту - Минархстрой Республики Коми)
программы "Жилище" на
территории Республики
Коми
Основные разработчики Рабочая группа по разработке Программы,
Программы утвержденная постановлением главы администрации
МО городского округа "Сыктывкар" от 19.05.2006
года N 5/1614
Заказчик Совет МО городского округа "Сыктывкар"
Муниципальный заказчик Администрация МО городского округа "Сыктывкар"
Цели и задачи Основная цель Программы - комплексное решение
Программы проблемы перехода к устойчивому функционированию
и развитию жилищной сферы, обеспечивающее
доступность жилья для граждан, безопасные и
комфортные условия проживания в нем.
Основными задачами Программы являются:
создание условий для развития жилищного и
жилищно-коммунального секторов экономики и
повышения уровня обеспеченности населения жильем
путем увеличения объемов жилищного строительства
и развития финансово-кредитных институтов рынка
жилья;
создание условий для приведения жилищного фонда и
коммунальной инфраструктуры в соответствие со
стандартами качества, обеспечивающими комфортные
условия проживания;
обеспечение доступности жилья и коммунальных
услуг в соответствии с платежеспособным спросом
граждан и стандартами обеспечения жилыми
помещениями.
Сроки реализации 2006-2010 годы
Программы
Перечень подпрограмм 1. Обеспечение земельных участков коммунальной
инфраструктурой в целях жилищного строительства.
2. Модернизация объектов коммунальной
инфраструктуры.
3. Дом для молодой семьи.
4. Поддержка жилищного строительства и
приобретения жилья.
Объемы и источники В 2006-2010 годах общий объем финансирования
финансирования Программы составит 3060,3 млн. рублей,
Программы в том числе:
в 2006 году - 344,8 млн. рублей;
в 2007 году - 379,2 млн. рублей;
в 2008 году - 748,1 млн. рублей;
в 2009 году - 805,3 млн. рублей;
в 2010 году - 782,9 млн. рублей.
Предполагается привлечь за счет средств:
Федерального бюджета Российской Федерации - 522,1
млн.руб., в том числе:
в 2006 году - 55,2 млн. рублей;
в 2007 году - 72,2 млн. рублей;
в 2008 году - 177,5 млн. рублей;
в 2009 году - 114,3 млн. рублей;
в 2010 году - 102,9 млн. рублей.
республиканского бюджета Республики Коми - 187,6
млн. рублей, в том числе:
в 2006 году - 11,1 млн. рублей;
в 2007 году - 25,8 млн. рублей;
в 2008 году - 50,0 млн. рублей;
в 2009 году - 55 млн. рублей;
средств бюджета МО городского округа "Сыктывкар"
- 306,2 млн. рублей;
в том числе:
в 2006 году - 32,1 млн. рублей;
в 2007 году - 68,0 млн. рублей;
в 2008 году - 69,1 млн. рублей;
в 2009 году - 73,0 млн. рублей;
в 2010 году - 64,0 млн. рублей.
за счет внебюджетных источников - 2044,3 млн.
рублей;
в том числе:
в 2006 году - 246,4 млн. рублей;
в 2007 году - 213,2 млн. рублей;
в 2008 году - 451,5 млн. рублей;
в 2009 году - 563,0 млн. рублей;
в 2010 году - 570,3 млн. рублей.
Кроме того, в качестве механизмов реализации
мероприятий Программы возможно размещение
муниципальных облигационных займов, а также
предоставление муниципальных гарантий по
заимствованиям, осуществляемым на обеспечении
земельных участков коммунальной инфраструктурой и
модернизацию коммунальной инфраструктуры в целях
жилищного строительства.
Важнейшие целевые Увеличение объема ввода жилья за счет всех
индикаторы и источников финансирования.
показатели Снижение темпа роста средней цены 1 кв.м. жилья.
Сокращение доли вторичного рынка жилья.
Увеличение доли средств внебюджетных источников в
общем объеме инвестиций в сферы жилищного
строительства и коммунальной инфраструктуры;
Рост числа молодых семей, улучшивших жилищные
условия по подпрограмме "Дом для молодой семьи".
Рост числа семей работников бюджетной сферы МО
городского округа "Сыктывкар", улучшивших
жилищные условия (в том числе с использованием
ипотечных кредитов) при оказании содействия за
счет средств бюджета МО городского округа
"Сыктывкар".
Ожидаемые конечные Реализация Программы должна обеспечить достижение
результаты реализации в 2010 году следующих показателей (по сравнению с
Программы и показатели 2000 годом):
социально-экономической улучшение жилищных условий граждан (рост жилищной
эффективности обеспеченности с 20 кв.м на человека до 21,7
кв.м);
повышение доступности приобретения жилья, когда
средняя стоимость стандартной квартиры общей
площадью 54 кв.м будет равна среднему годовому
совокупному денежному доходу семьи из 3 человек
за 4,3 года (в 2004 году - 5 лет);
увеличение доли семей, которым будет доступно
приобретение жилья, соответствующего стандартам
обеспечения жилыми помещениями, с помощью
собственных и заемных средств - с 9 до 30
процентов;
снос ветхого и аварийного жилья к 2010 году более
65,0 тыс.кв.м.;
увеличение годового объема ввода жилья с 95
тыс.кв.м общей площади жилья до 190 тыс.кв.м;
снижение темпов роста стоимости 1 кв.м жилья с
30% до 10%;
снижение среднего времени ожидания предоставления
жилых помещений социального использования с 20
лет до 5-7 лет;
повышение качества коммунальных услуг,
безопасности и комфортности проживания (снижение
уровня износа основных фондов коммунального
хозяйства с 60 до 50 процентов);
увеличение объема средств местного бюджета,
выделенных в год на улучшение жилищных условий
работников бюджетной сферы МО городского округа
"Сыктывкар", с 5 млн. рублей до 18,2 млн.руб.;
совершенствование нормативной правовой базы МО
городского округа "Сыктывкар" в целях повышения
доступности жилья для населения.
Муниципальная программа "Жилище - Сыктывкар" на 2006-2010 годы
Муниципальная программа "Жилище - Сыктывкар" на 2006-2010 годы (далее - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы", руководствуясь приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жильё - гражданам России".
Программа представляет увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в рамках реализации муниципальной жилищной политики.
Введение
В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Программа) были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
Острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития города Сыктывкара требуют реализации комплекса мер. На сегодня существующие проблемы можно решить в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", привлекая различные источники финансирования.
Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов, наряду с развитием образования и здравоохранения, определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения.
В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории МО городского округа "Сыктывкар" должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению их жилищных условий.
I. Основные итоги реализации федеральной целевой Программы "Жилище" на территории МО "Город Сыктывкар" в 2002-2005 годах
В рамках реализации Программы (2002-2005 годы) выполнялись следующие подпрограммы и мероприятия:
подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы" (до 2003 года - федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты");
подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда";
подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации";
подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
В целом, за 2002-2005 годы за счет всех источников финансирования было обеспечено жильем 1214 семей граждан, относящихся к категориям, перед которыми имеются государственные обязательства по обеспечению жильем; за указанный период удалось ввести в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования общей площадью 508,2 тыс.кв.м.
Реализация Подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" позволила в 2004-2005 годах освоить 139,8 млн.руб., из них за счет федерального бюджета - 34,4 млн.руб., местного бюджета - 48,5 млн.руб. и внебюджетных средств - в сумме 56,9 млн.руб.
В 2005 году введены в эксплуатацию жилые дома по ул.К.Маркса 201 и 199 общей площадью 7,6 тыс.кв.м, впервые на условиях софинансирования из федерального бюджета были предусмотрены средства на приобретение квартир для переселения граждан, проживающих в ветхом аварийном жилищном фонде, в сумме 4,9 млн. рублей и привлечены внебюджетные средства в сумме 16,3 млн. рублей (приобретено 17 квартир общей площадью 780 кв.м и переселено 45 человек).
С привлечением средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" в 2004-2005 годах осуществлялось финансирование 186 объектов. В ходе реализации подпрограммы за счет всех источников финансирования удалось провести реконструкцию, капремонт 22,3 км сетей водоснабжения и канализации. Проводились работы по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами городского коммунального хозяйства.
Основной формой оказания государственной поддержки в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" стало предоставление субсидий молодым семьям - участникам подпрограммы в случае рождения (усыновления) ребенка.
Общее количество молодых семей, улучшивших жилищные условия в 2003-2005 годах, составило 71, из них 22 семьи воспользовались правом на получение субсидии по программе "Дом для молодой семьи".
В ходе реализации целевой муниципальной программы поддержки жилищного строительства и приобретения жилья в г.Сыктывкаре на 1 января 2006 г. улучшила жилищные условия 61 семья (общая площадь приобретаемого жилья составила 2,7 тыс.кв. метров).
Вместе с тем в 2002-2005 годах на территории МО "Город Сыктывкар" не удалось достичь ощутимого продвижения по следующим показателям реализации Программы:
среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования практически не изменилось и составляет около 20 лет,
износ основных фондов коммунального комплекса сохраняется на уровне более 60 процентов и имеет тенденцию к увеличению.
Основными проблемами в реализации Программы и подпрограмм, осуществлявшихся в ходе первого этапа, явились:
недостаточная ориентированность мероприятий Программы на увеличение объемов жилищного строительства (объем ввода в эксплуатацию жилья в 2005 году составил 99,1 тыс.кв.м, в 2000 году - 120,9 тыс.кв.м, в 1990 году - 158,7 тыс.кв.м),
недостаточная нацеленность мероприятий Программы на решение основных проблем, препятствующих развитию рынка доступного жилья,
недостаточное стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан,
недостаточность ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственных обязательств Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Основной проблемой реализации подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" явилось отсутствие четко отработанного механизма прохождения денежных потоков, не в полной мере использовались рыночные инструменты решения задачи. Возникли сложности в работе с частными застройщиками, так как они были не готовы участвовать в указанном проекте.
Основными проблемами реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" стали недостаточность ресурсов и отсутствие эффективных механизмов для стимулирования позитивных изменений в жилищно-коммунальном комплексе. В частности, средства федерального бюджета расходовались на безвозмездное финансирование проектов строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без четких критериев принятия решений, что не способствовало привлечению в сектор частных инвестиций.
В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в недостаточной степени был задействован механизм ипотечного жилищного кредитования.
II. Основные цели и задачи Программы, этапы ее реализации
Цели и задачи муниципальной Программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и Федеральной целевой программы "Жилище".
Целью приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России. Основной целью муниципальной Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы МО городского округа "Сыктывкар", обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Основными задачами Программы являются:
создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями, установленными законодательством.
Решение этих задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий по следующим основным направлениям:
развитие жилищного строительства;
совершенствование жилищно-коммунального комплекса;
развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;
усиление социальной поддержки жителей г.Сыктывкара, связанной со строительством и приобретением жилья на территории муниципального образования.
Для развития жилищного строительства и поддержки необходимо обеспечить:
формирование системы территориального планирования, совершенствование системы землепользования, разработка градостроительной документации для жилищного строительства на территории МО городского округа "Сыктывкар";
развитие конкуренции и внедрение прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;
развитие кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;
обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
комплексную застройку территорий, реконструкцию и обновление кварталов застройки;
модернизацию и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов;
эффективную систему оценки инвестиционных проектов участников программы;
внедрение инструментов мониторинга на всех этапах реализации программы.
Для совершенствования жилищно-коммунального комплекса необходимо обеспечить:
создание условий для развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом и коммунальным комплексом;
разработку механизма взаимодействия собственников жилья и их объединений, органов местного самоуправления, государства по вопросам управления многоквартирными домами;
развитие финансовых инструментов и институтов в целях привлечения инвестиций для модернизации жилищно-коммунального комплекса;
совершенствование процедур тарифного регулирования в коммунальном комплексе;
финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса;
создание условий для привлечения средств частных инвесторов для модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры;
финансовую поддержку процессов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, в том числе с целью минимизации рисков частных инвесторов;
развитие приборного учета в сфере предоставления коммунальных услуг и оплаты услуг по показаниям приборов учета;
прекращение дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса и перекрестного субсидирования различных потребителей коммунальных услуг.
В целях усиления социальной поддержки жителей г.Сыктывкара, связанной со строительством и приобретением жилья на территории муниципального образования, следует:
развивать новые рыночные институты и механизмы, формирующие инфраструктуру жилищного кредитования и рынка жилья;
обеспечить доступность современного жилья посредством привлечения средств кредитных организаций в развивающуюся систему ипотечного кредитования;
обеспечить правовые условия для развития ипотечного жилищного кредитования и других институтов жилищного финансирования населения;
оказывать бюджетное содействие повышению уровня доступности жилья;
совершенствовать систему защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства.
По каждому из этих приоритетных направлений предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия. Эти меры в основном будут реализованы в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера будут реализованы в рамках Программы в целом.
На протяжении всего периода реализации Программы осуществляются:
совершенствование и развитие нормативной правовой базы с учетом мониторинга реализации Программы;
широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий;
реализация подпрограмм и отдельных мероприятий.
Условиями досрочного прекращения реализации Программы могут быть достижение целей и выполнение задач Программы, изменение направлений и приоритетов государственной жилищной политики.
III. Механизм реализации Программы
Общая координация хода реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм, текущее управление и оперативный контроль над ходом ее реализации обеспечиваются заказчиком Программы.
Исполнение и текущий контроль над ходом реализации программы возлагается на муниципального заказчика, который совместно с заказчиком осуществляет следующие функции:
сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
внедрение информационных технологий управления реализацией Программы и входящих в ее состав подпрограмм, а также осуществление контроля над ходом программных мероприятий, размещение информации на официальном сайте администрации МО городского округа "Сыктывкар" в сети Интернет;
организация в установленном порядке отбора исполнителей Программы и входящих в ее состав подпрограмм;
обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления и организаций, участвующих в реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм;
предоставление в установленные сроки государственному заказчику отчета о ходе реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм, отчета об использовании бюджетных средств.
При реализации мероприятий Программы возможно:
размещение муниципальных облигационных займов;
предоставление муниципальных гарантий по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и модернизацию коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства.
IV. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Оценка социально-экономической эффективности Программы будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в жилищной сфере за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности Программы приведена в приложении N 1.
Значения целевых индикаторов Программы приведены в приложении N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.