14 марта 2001 г.
В соответствии с Законом Республики Коми "О молодежи" и в целях создания правовых, социально-экономических и организационных условий для дальнейшего развития и реализации государственной молодежной политики в Республике Коми постановляю:
1. Утвердить целевую республиканскую программу "Молодежь Республики Коми (2001-2003 годы)" (далее именуется - Программа) согласно приложению.
2. Министерству финансов Республики Коми при формировании республиканского бюджета Республики Коми на 2001 год и последующие годы ежегодно предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы отдельной строкой.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в реализации мероприятий Программы, а также разработать и утвердить соответствующие местные программы на 2001-2003 годы и ежегодно предусматривать выделение средств на их реализацию.
4. Считать утратившими силу с 1 января 2001 г.:
Указ Главы Республики Коми от 6 октября 1997 г. N 281 "О Республиканской комплексной программе "Молодежь Республики Коми (1998-2000 годы)";
Указ Главы Республики Коми от 28 октября 1996 г. N 290 "О Республиканской программе действий органов государственной власти и управления по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних на период до 2000 года";
Указ Главы Республики Коми от 26 сентября 1996 г. N 254 "О Республиканской комплексной программе подготовки подростков к трудовой деятельности на 1996-2000 годы".
5. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на заместителя Главы Республики Коми Конюхова А.К.
Глава Республики Коми |
Ю.Спиридонов |
г.Сыктывкар
14 ноября 2000 г.
N 482
Целевая республиканская программа
"Молодежь Республики Коми (2001-2003 годы)"
14 марта 2001 г.
Указом Главы Республики Коми от 14 марта 2001 г. N 114 в паспорт настоящей целевой республиканской программы внесены изменения
Паспорт целевой республиканской программы
"Молодежь Республики Коми (2001-2003 годы)"
I. Оценка сложившейся ситуации в области молодежной политики
Государственная молодежная политика в Республике Коми является частью государственной социальной политики Республики Коми и направлена на создание правовых, экономических, социальных и организационных условий и гарантий для созидательной деятельности и наиболее полной самореализации молодых граждан.
Особое значение молодежной политике в Республике Коми придается с 1997 года. В это время приняты Закон Республики Коми "О молодежи", Указ Главы Республики Коми от 7 июля 1997 г. N 188 "О государственной финансовой поддержке республиканских молодежных общественных объединений в Республике Коми".
Принят целый ряд документов, регулирующих вопросы реализации государственной молодежной политики по различным направлениям, в том числе в области образования, физической культуры и спорта, занятости, трудоустройства, поддержки предпринимательства (Законы Республики Коми "Об образовании", "О культуре" и др.).
В ноябре 1998 г. создан Комитет по делам молодежи Республики Коми - орган исполнительной власти Республики Коми, одной из основных задач которого является функция государственного управления и межведомственной координации в сфере молодежной политики.
Финансирование молодежной политики производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми через республиканскую комплексную программу "Молодежь Республики Коми (1998-2000 годы)", утвержденную Указом Главы Республики Коми от 6 октября 1997 г. N 281.
В результате реализации мероприятий Программы в 1998-2000 годах решены следующие вопросы:
разработка муниципальных программ о молодежи в 75 процентах муниципальных образований в Республике Коми, что позволило выстроить планомерную и целенаправленную деятельность органов местного самоуправления в сфере реализации государственной молодежной политики;
расширение системы социально-психологических служб поддержки молодежи и молодых семей;
формирование системы мероприятий по организации сезонной занятости молодежи старше 14 лет (профильные молодежные лагеря, летние трудовые бригады, студенческие строительные отряды);
реализация системы мероприятий интеллектуальной, творческой, долговой направленности на местном, республиканском и межрегиональном уровнях;
традиционное проведение республиканских спортивно-патриотических игр, творческих конкурсов гражданско-патриотической направленности;
создание условий для развития социальной молодежной инициативы, следствием чего стало увеличение количества молодежных и детских общественных объединений в республике;
формирование системы межведомственной координации органов исполнительной власти Республики Коми по профилактике негативных тенденций в молодежной среде.
Реализация программы "Молодежь Республики Коми (1998-2000 годы)" показала, что необходимы корректировка в концепции и в механизме осуществления государственной молодежной политики, внесение изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О молодежи", разработка новых нормативных правовых актов Республики Коми в области молодежной политики.
За период с 1998 года по 2000 год не решен ряд серьезных проблем в молодежной среде, среди которых основными являются:
ухудшение демографической ситуации в Республике Коми: в республике наблюдаются снижение рождаемости в 1,5 раза, и увеличение числа разводов (на 1000 человек населения 3,7 развода); в 2000 году доля пожилых людей в возрасте от 60 лет и старше фактически сравняется с количеством детей младше 15 лет;
ухудшение состояния здоровья значительной части молодежи: в студенческой среде уровень общей пораженности хроническими заболеваниями составляет 300 на 1000 студенческого населения. По итогам призыва 1999 года в Вооруженные Силы Российской Федерации только 42 процента призывников признаны годными к военной службе без ограничений, имеют ограничения к военной службе 27 процентов призывников, признано не годными к военной службе свыше 8 процентов юношей; основная часть призывников не обладает соответствующими физическими данными и физической подготовкой для прохождения военной службы;
в сфере образования молодежи период с 1998 по 2000 год характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, особое значение приобрела ценность образования, с другой стороны - диспропорция, сложившаяся между потребностями рынка труда и структурой специальностей, дисбаланс в оплате труда, другие обстоятельства как экономического, так и морального порядка обуславливают наличие проблем для реализации образовательного потенциала молодежи. Расширяются слои молодежи, для которых недоступно не только высшее и среднее специальное, но и среднее образование;
высоким остается уровень безработицы среди молодежи: доля молодых людей в общей численности безработных граждан в Республике Коми составляет 35,8 процента;
отсутствует система в организации отдыха, оздоровления и труда подростков и молодежи старше 14 лет;
требует совершенствования координация деятельности органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи;
растет уровень криминализации в молодежной среде: опасные размеры в республике приняли детская преступность, алкоголизм и наркомания; за 1998-1999 годы рост преступности среди несовершеннолетней молодежи составил 11,3 процента, за I полугодие 2000 года - 27 процентов; представления о допустимости различных нарушений закона в молодежной среде составляют 40-47 процентов; в 1999 году наркологическими службами республики поставлены на учет за немедицинское употребление наркотических средств 480 человек в возрасте от 18 до 30 лет, из них 250 человек - учащихся и студентов;
недостаточно развита инфраструктура органов и организаций, деятельность которых направлена на реализацию государственной молодежной политики;
отсутствует республиканский дом молодежи и как следствие - недостаточная методическая база для формирования молодежной политики.
Целевая республиканская программа "Молодежь Республики Коми (2001-2003 годы)" - это отдельная сфера деятельности государственных структур по отношению к молодому поколению, способствующая созданию условий и равных возможностей в вопросах труда, образования, занятости, досуга и творчества, поэтому она крайне необходима и объективно обусловлена.
II. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека в Республике Коми.
В этой связи предусматривается решение следующих задач:
совершенствование нормативной правовой базы в области молодежной политики;
внедрение инновационных социально-экономических форм поддержки деловой активности молодежи, содействие в строительстве жилья и обзаведении домашним хозяйством;
совершенствование правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи;
совершенствование системы органов, занимающихся вопросами временной и вторичной занятости молодежи, развития и поддержки молодежного предпринимательства;
создание условий для формирования комплексной системы работы с молодежью по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию, интеллектуальному и физическому развитию молодого поколения Республики Коми;
развитие творческой социальной инициативы молодежи на основе самоуправления;
создание системы информационного обеспечения молодежной политики;
создание системы информационного обеспечения молодежи.
III. Анализ проблем государственной молодежной политики в Республике Коми и обоснование необходимости решения их программными методами. Основные программные мероприятия
1. Гражданское становление, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, интеллектуальное и физическое развитие молодежи
В соответствии с приоритетами, определенными программой "Молодежь Республики Коми (1998-2000 годы)", в последние два года большое внимание уделялось организации воспитательной работы с молодежью, ядром которой является гражданское становление, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи. В общественном сознании усилились идеи патриотизма и гражданственности, что создало благоприятные возможности для ведения деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи, пропаганде здорового образа жизни.
Вместе с тем, наличие разрушительных процессов, которые возобладали в ходе коренной трансформации общества, привело к противоречивым тенденциям в личностном и профессиональном самоопределении молодых людей. Следствием этого являются совершаемые подростками и молодежью правонарушения и преступления.
Существующая ситуация в этой области требует незамедлительных и адекватных действий.
В целях комплексного построения работы по духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию, интеллектуальному и физическому развитию в рамках разрабатываемой Программы выделены четыре самостоятельных направления:
развитие гражданственности и патриотизма в молодежной среде;
поддержка научной, творческой, досуговой деятельности молодежи;
пропаганда здорового образа жизни. Развитие физической культуры, спорта и туризма в молодежной среде;
профилактика антиобщественных проявлений, негативных тенденций и безнадзорности среди несовершеннолетних и молодежи.
2. Содействие занятости молодежи и развитию молодежного предпринимательства
Важнейшее место среди программных мероприятий занимает содействие занятости молодежи и развитие молодежного предпринимательства. Это определяется необходимостью включения молодежи в реальные социально-экономические отношения, содействия ее адаптации к условиям продолжающегося формирования рынка, преодоления негативных последствий слома планово-распорядительной экономики.
Низкая конкурентоспособность молодежи на рынке рабочей силы обусловлена несколькими факторами:
нехваткой профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков;
недостаточным пониманием ситуации на рынке труда и спроса на конкретные специальности;
низким уровнем активности и предприимчивости основной части молодежи при решении вопросов трудоустройства.
Таким образом, четко обозначена необходимость принятия мер по оказанию помощи молодежи в подготовке их к самостоятельной жизни, к осознанному выбору профессии, планированию своего жизненного пути.
Решению проблемы занятости молодежи, прежде всего, содействуют мероприятия по подготовке и адаптации молодежи к современным условиям рынка труда, предусмотренные Программой занятости населения Республики Коми на период 2000-2001 годы, утвержденной Указом Главы Республики Коми от 22 февраля 2000 г. N 82.
Основными направлениями реализации данных мероприятий являются:
профориентационная и психологическая поддержка молодежи;
профессиональное образование безработной молодежи;
содействие в трудоустройстве.
Перспективным направлением деятельности Комитета по делам молодежи Республики Коми в содействии занятости молодежи является работа по организации отдыха, оздоровления и труда детей, подростков и молодежи.
Начиная с 1999 года, проводится целенаправленная работа по развитию содержательных малозатратных форм летней занятости молодежи.
Требуют поддержки и дальнейшего развития движение студенческих строительных отрядов, а также проведение круглогодичных лагерей актива для различных категорий учащейся молодежи, создание целостной системы труда и отдыха молодежи от 14 до 30 лет.
3. Социально-экономическая поддержка молодежи
Социально-экономические перемены, происходящие в обществе, в основном негативно влияют на положение большинства молодых семей, государственная поддержка которых крайне актуальна.
Ежегодно в Республике Коми образуется около 8 тысяч семей. По расчетным данным на сегодняшний день в республике более 14 тысяч молодых семей.
В рамках реализации семейной политики в республике проводится определенная работа по поддержке молодой семьи. Созданы республиканские центры социальной помощи семье и детям, многопрофильная служба "Семья", в которой функционирует 59 учреждений, в том числе 18 центров помощи семье и детям. Указанные центры проводят большую работу по оказанию социально-экономических, социально-педагогических, юридических и иных услуг различным категориям семей.
Однако, позитивное воздействие мер по поддержке семьи, в том числе молодой, и сфер ее жизнедеятельности нейтрализуется быстрыми темпами ухудшения качества жизни. Положение молодой семьи как в стране, так и в республике вызывает серьезную тревогу.
Продолжается дифференциация семей по уровню доходов, в особенно бедственном положении находятся многодетные, неполные и молодые семьи, а также семьи в сельских районах республики. Сокращается число браков, многие семьи распадаются.
Ухудшается здоровье женщин репродуктивного возраста, растет детская инвалидность.
Особую тревогу вызывает рост "социального сиротства", неподготовленность молодых людей к совместной семейной жизни, выполнению своих родительских воспитательных функций.
В то же время в средствах массовой информации культивируются насилие, сексуальная распущенность, власть денег, престиж эгоизма, что размывает нравственные принципы и устои семьи.
Существенно ухудшились возможности реализации прав молодежи на жилье. Наблюдается резкое снижение темпов ввода социального жилья, ослаблены экономические возможности реализации государственной жилищной политики. Переход к рыночной экономике практически лишил большинство молодых семей возможности приобретения жилья.
Анализ сложившейся ситуации обуславливает острую необходимость принятия комплексных мер по обеспечению законодательных гарантий, социально-экономических, организационных условий, оптимальных механизмов финансирования данного направления государственной молодежной политики.
Параллельно с решением социально-экономических проблем должна проводиться целенаправленная работа по оказанию психолого-педагогичесокой# помощи молодым семьям. Ее целью является пропаганда среди молодежи устойчивых семейных отношений, их гуманизация и возрождение лучших семейных традиций, свойственных российскому обществу.
Основной целью раздела "Социально-экономическая поддержка молодежи" является формирование предпосылок и создание условий для реализации в республике грамотной государственной семейной политики, предусматривающей повышенное внимание к молодой семье, основанное как на разумном сочетании льгот и возможностей, необходимых для ее защиты, так и для создания реальных условий ее трудовой активности, становления и самовыражения.
4. Развитие социальной молодежной инициативы в Республике Коми
Приоритетным направлением современных демократических реформ является развитие местного самоуправления, которое представляет собой деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования и ответственности за их реализацию. Поэтому одним из направлений воспитания молодежи является ориентирование ее потенциала на развитие инициативы, предприимчивости и правовой культуры на основе самоуправления.
Реализация этой идеи будет продолжена в Программе через проведение ряда взаимоувязанных семинаров, лагерей актива с учащимися общеобразовательных школ, учреждений начального профессионального образования, студентами ССУЗов и ВУЗов, заместителями директоров по воспитательной работе образовательных учреждений, советами молодых специалистов предприятий и учреждений Республики Коми по авторской программе "Развитие социальной молодежной инициативы на основе самоуправления".
В свете реалий и требований современного времени Комитет по делам молодежи Республики Коми ставит перед собой три основные цели в работе по развитию социальной молодежной инициативы в республике на основе самоуправления:
организационное, методическое и кадровое обеспечение развития социальной молодежной инициативы в республике на основе самоуправления;
осуществление государственной поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений;
привлечение общественных объединений в качестве активных соисполнителей и (или) исполнителей мероприятий государственной молодежной политики в Республике Коми.
Реализация мероприятий данного раздела строится в рамках трех основных направлений:
создание организационных условий для деятельности молодежных и детских общественных организаций, ее пропаганда и популяризация;
подготовка и обучение кадров, информационное и методическое обеспечение деятельности молодежных и детских общественных организаций;
финансирование программ деятельности молодежных и детских общественных организаций.
5. Совершенствование нормативной правовой базы Республики Коми в области молодежной политики. Создание системы информационного обеспечения молодежи
Накопленный за прошедшее время органами государственной власти и муниципального самоуправления опыт реализации государственной молодежной политики в республике, понимание специфики региональных условий обусловили наличие новых задач, стоящих перед органами по делам молодежи:
1) совершенствование законодательно-нормативной базы государственной молодежной политики через принятие новых, а также изменение и дополнение уже существующих нормативных актов;
2) систематизация нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Коми и разработка на их основе методических документов применительно к региональным условиям;
3) повышение гражданско-правовой культуры молодежи, воспитание законопослушных граждан.
Требуется оперативная информация конструктивного характера, направленная на снятие напряжения среди молодежи.
Необходима информация коммуникационного характера, формирующая благоприятный имидж молодежи, ориентированная на получение обратной связи и консолидацию аудитории.
IV. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2001-2003 годы.
Указом Главы Республики Коми от 14 марта 2001 г. N 114 раздел V настоящей целевой республиканской программы изложен в новой редакции
V. Финансовое обеспечение целевой республиканской программы "Молодежь Республики Коми (2001-2003 годы)"
N п/п |
Разделы Программы |
Республиканский бюджет Республики Коми (тыс. рублей) |
|||
всего |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
||
I. |
Гражданское становление, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, интеллектуальное и физическое развитие молодежи |
5216,5 |
1201,5 |
1883,0 |
2132,0 |
II. |
Содействие занятости молодежи и развитию молодежного предпринимательства |
5875,0 |
1260,0 |
2185,0 |
2430,0 |
III. |
Социально-экономическая поддержка молодежи |
489,0 |
59,0 |
200,0 |
230,0 |
IV. |
Развитие социальной молодежной инициативы в Республике Коми |
2684,5 |
344,5 |
1060,0 |
1280,0 |
V. |
Совершенствование нормативной правовой базы и создание системы информационного обеспечения молодежной политики и молодежи |
859,0 |
135,0 |
356,0 |
368,0 |
|
Всего |
15124,0 |
3000,0 |
5684,0 |
6440,0 |
|
Кроме того: |
|
|
|
|
|
приобретение в государственную собственность здания ДК "Металлист" за счет средств республиканского бюджета Республики Коми |
2000,0 |
2000,0 |
- |
- |
|
реконструкция здания ДК "Металлист" |
3000,0 |
3000,0 |
- |
- |
|
Итого: |
20124,0 |
8000,0 |
5684,0 |
6440,0; |
VI. Ожидаемая оценка социальной эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы обеспечит поэтапное решение следующих проблем:
формирование системы гражданско-патриотического воспитания молодежи;
повышение у молодых людей интереса к истории, культуре народов Российской Федерации;
активизация деятельности военно-патриотических молодежных и детских объединений;
возрождение традиций милосердия и благотворительности;
организация спортивно-массовых мероприятий среди допризывной и призывной молодежи;
привлечение органов государственной власти и управления, учреждений и организаций, широких слоев общественности к реализации программ гражданско-правового и патриотического содержания;
повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения, использование его в становлении нового общества на современном этапе;
развитие системы культурно-досуговой и спортивно-массовой работы среди сельской молодежи;
объединение общих усилий и совершенствование механизмов межсекторального взаимодействия в работе по профилактике в молодежной среде негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни;
снижение уровня преступности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде;
снижение уровня безработицы среди молодежи, повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда, профессиональная подготовка и решение вопросов занятости молодежи;
улучшение социально-бытовых и жилищных условий молодежи и молодых семей, укрепление института молодой семьи, снижение уровня безнадзорности среди детей и подростков;
совершенствование механизмов самореализации молодежи, реализации прав и интересов молодых граждан;
увеличение количества детских и молодежных общественных организаций и реализуемых ими социально значимых программ;
снижение социальной напряженности в молодежной среде, улучшение социально-экономического положения молодежи;
совершенствование нормативной правовой базы Республики Коми в области государственной молодежной политики.
VII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Коми по исполнению программных мероприятий и общий контроль за исполнением Программы осуществляет Комитет по делам молодежи Республики Коми, который ежегодно уточняет целевые затраты на программные мероприятия, механизм реализации Программы, состав исполнителей; запрашивает министерства, ведомства и организации, ответственные за выполнение мероприятий Программы, о ходе исполнения Программы.
По итогам каждого квартала, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Комитет по делам молодежи Республики Коми представляет объективную информацию в Министерство экономики Республики Коми о ходе выполнения мероприятий Программы.
При необходимости внесения изменений или дополнений в Программу и (или) продления сроков ее действия Комитет по делам молодежи Республики Коми в установленном порядке представляет на рассмотрение Главе Республики Коми предложения о вносимых изменениях и дополнениях, а также проект соответствующего нормативного правового акта Главы Республики Коми.
Указом Главы Республики Коми от 14 марта 2001 г. N 114 раздел VIII настоящей целевой республиканской программы изложен в новой редакции
VIII. Перечень программных мероприятий
Не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Коми от 14 ноября 2000 г. N 482 "О целевой республиканской программе "Молодежь Республики Коми (2001-2003 годы)"
Текст Указа опубликован в газете "Республика" от 21 ноября 2000 г. N 217 (без приложения)
Указом Главы Республики Коми от 11 декабря 2001 г. N 509 настоящий Указ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Республики Коми от 3 июля 2001 г. N 274
Указ Главы Республики Коми от 14 марта 2001 г. N 114