Решение Верховного суда Республики Коми
от 26 марта 2008 г. N 3-24-2008
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2008 г. N 3-Г08-11 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 26 марта 2008 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня принятия ст.2 Закона Республики Коми "О пользовании недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Коми" от 31 декабря 2004 года N 79-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 6 октября 2006 года N 77-РЗ в части слов: "выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми" установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и не действующей со дня принятия ст.2 Закона Республики Коми "О пользовании недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Коми" от 31 декабря 2004 года N 79-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 6 октября 2006 года N 77-РЗ в части слов: "выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми".
В обоснование заявления указал, что оспариваемая норма предусматривает пользование участками недр в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на основании специального государственного разрешения (лицензии), выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, хотя действующее федеральное законодательство не наделяет субъектов Российской Федерации полномочиями по выдаче лицензий на право пользования участками недр.
В судебном заседании прокурор Калашникова О.Е. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Представители Государственного Совета Республики Коми Токарева Е.Б. и Главы Республики Коми Естафьева Е.А. и Климов А.С. считали, что заявление прокурора подлежит отклонению. Полагали, что распоряжение участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и поэтому в соответствии с положениями ст.16 Закона Российской Федерации "О недрах" уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми вправе выдавать лицензии на пользование указанными участками недр.
Заслушав участвующего в деле прокурора, представителей Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми и исследовав представленные материалы, суд находит, что заявление прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению.
Согласно п."к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации законодательство о недрах находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст.76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания ст.2 Закона Республики Коми "О пользовании недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Коми" от 31 декабря 2004 года N 79-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 6 октября 2006 года N 77-РЗ применительно к приведенному правилу свидетельствует о частичном несоответствии данной нормы действующему федеральному законодательству в области недропользования.
Так, в силу положений ст.1; 1.1 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 года N 2395-1 с изменениями и дополнениями законодательство о недрах состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
При этом разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.
Поэтому субъекты Российской Федерации вправе принимать свои законы и иные нормативные правовые акты в области регулирования отношений недропользования только в пределах тех полномочий, которые предоставлены им федеральным законодательством.
В частности, ст.4 Закона Российской Федерации "О недрах", ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.
Кроме того, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями ст.16 настоящего Закона обеспечивают совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр, распоряжение которыми относится к полномочиям указанных субъектов, устанавливают порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, но при этом не вправе осуществлять выдачу лицензий на пользование указанными выше участками недр, поскольку само по себе установление порядка выдачи лицензии не тождественно понятию выдача лицензии и поэтому не может расцениваться в качестве основания для наделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации данными полномочиями.
Согласно же положениям ст.1.1; 5, 10.1; 16 Закона Российской Федерации "О недрах" в их взаимосвязи с ч.2 ст.14.1; ч.2 ст.15.1; ч.2 ст.16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ с изменениями и дополнениями предоставление разрешений (лицензий) на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, и именно эти органы в соответствии с установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации порядком и на основании принятых ими решений осуществляют выдачу разрешений на пользование указанными участками недр и контролируют использование этих участков по назначению и соблюдение пользователями предусмотренных законодательством правил охраны недр.
При таких обстоятельствах ст.2 Закона Республики Коми "О пользовании недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Коми" от 31 декабря 2004 года N 79-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 6 октября 2006 года N 77-РЗ в части слов: "выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми", следует признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении в течение длительного времени приведенной нормы, суд находит, что она подлежит признанию не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с требованиями ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о настоящем решении после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащей федеральному законодательству и не действующей со дня вступления решения в законную силу ст.2 Закона Республики Коми "О пользовании недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Коми" от 31 декабря 2004 года N 79-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 6 октября 2006 года N 77-РЗ в части слов: "выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми".
Сообщение о принятом судом решении после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в газете "Республика".
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
В.В.Кретов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 26 марта 2008 г. N 3-24-2008
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 2 августа 2008 г. N 141 (3815)