Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Государственного Совета
Республики Коми
от 28 июля 2005 г. N III-6/3
Отзыв
на проект федерального закона N 182462-4 "О внесении изменений в статьи 83, 84 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Многие субъекты Российской Федерации (в том числе и Республика Коми) установили границы и определили статус муниципальных образований, определили дату выборов органов местного самоуправления в порядке и сроки, установленные главой 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как показывает дальнейшая практика реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, при разграничении имущества между органами власти различного уровня, а также при регулировании межбюджетных отношений возникают существенные проблемы, решить которые в срок до 1 января 2006 года представляется крайне затруднительным.
Во вновь образованных муниципальных образованиях возникнут сложности по принятию нормативных правовых актов о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, составлению бюджета, формированию перечня расходных обязательств, обеспечению исполнения бюджета. В Бюджетном кодексе Российской Федерации и названном Федеральном законе нет четких разъяснений относительно порядка и инструментов функционирования бюджетных процессов во вновь образуемых муниципальных образованиях с 1 января 2006 года в случае, если их представительными органами не будут приняты местные бюджеты. Отрицательно сказывается на реализации главы 12 данного Федерального закона внутренняя несогласованность различных федеральных законодательных актов и их противоречие указанному Федеральному закону.
Представляется необходимым предварительно ликвидировать правовые барьеры, мешающие объединению бюджетных средств муниципальных образований различного уровня для решения общих задач, таких как содержание и строительство автомобильных дорог, мостов и иных транспортных сооружений.
В целом в стране финансовые основы местного самоуправления не сформированы. Фактически в большинстве муниципальных образований отсутствуют полноценные источники доходов.
На сегодня не решен и основной вопрос реформы местного самоуправления - формирование его экономических основ. В большинстве муниципальных образований муниципальная собственность либо не сформирована, либо должна быть разграничена по-новому в связи с изменениями перечня вопросов местного значения. Одной из главных причин этого является отсутствие постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок передачи имущества для выполнения полномочий публичной власти.
В связи с увеличением круга вопросов местного значения поселений наблюдается еще одна значительная проблема - нехватка квалифицированных кадров муниципальных служащих в сельских поселениях. Решение обозначенного вопроса возможно через создание и развитие централизованных систем подготовки муниципальных кадров в субъектах Российской Федерации, а также подготовку специалистов в отдельных сферах муниципальной деятельности, что потребует определенного периода времени.
До полноценной реализации полномочий органов местного самоуправления должно быть завершено разграничение государственной собственности на землю. Процесс разграничения земель на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 745 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)" предполагается завершить к 2008 году. Между тем из-за отсутствия четких критериев отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и несовершенства механизма разграничения земель практически не начат процесс передачи в собственность муниципальных земель.
В соответствии с изменениями федерального законодательства на органы местного самоуправления возлагается осуществление муниципального экологического и земельного контроля. Однако законодательством в настоящее время не предусмотрена возможность реализации этих полномочий, соответственно в большинстве муниципальных образований указанные службы не созданы, а функции по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления в указанной сфере могут быть реализованы лишь при наличии достаточной нормативной правовой базы и соответствующих органов в структуре органов местного самоуправления.
Спешная реализация отмеченных переходных положений может самым отрицательным образом сказаться на осуществлении органами местного самоуправления своих полномочий по решению вопросов местного значения, на решении насущных вопросов жизнедеятельности населения.
Учитывая особую значимость Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в регулировании одной из основ конституционного строя Российской Федерации, понимая важность его принятия, все многообразие сложившейся организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, полагаем нецелесообразным форсировать исполнение его переходных положений в условиях спешки.
Проектом федерального закона предлагается изменить отдельные нормы переходных положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с целью предоставления субъектам Российской Федерации права приступать к реализации указанного Федерального закона исходя из складывающейся в регионе ситуации и с учетом возможности реализации Федерального закона.
Государственный Совет Республики Коми поддерживает концептуальные положения проекта федерального закона N 182462-4 об установлении переходного периода для реализации Закона и рекомендует в кратчайшие сроки рассмотреть и принять его во втором и третьем чтениях.
При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении необходимо уточнить формулировки отдельных норм законопроекта, а также дополнить законопроект новыми нормами, без которых реализация Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" будет затруднена.
Учитывая, что в 2005 году в субъектах Российской Федерации уже будут сформированы муниципальные образования в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, необходимо в проекте федерального закона N 182462-4 уточнить особенности осуществления полномочий органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений в переходный период, а особенности осуществления бюджетных и межбюджетных отношений установить, начиная с 2006 года, а не 2009 года.
Абзац восьмой части 3 статьи 84 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ с учетом поправки, предложенной в законопроекте, будет иметь следующую формулировку: "Внутригородские муниципальные образования упраздняются с 1 января 2008 года". Если установленный уставом срок полномочий органов внутригородского муниципального образования истечет ранее 1 января 2008 года, например, в марте 2007 года, то в этом случае придется проводить новые выборы в этом муниципальном образовании в марте 2007 года, а через 9 месяцев после выборов упразднять муниципальное образование и ликвидировать его органы.
С целью устранения возможности подобных ситуаций необходимо абзац восьмой части 3 статьи 84 Федерального закона сформулировать в следующей редакции: "Внутригородские муниципальные образования упраздняются по истечению срока, на который были избраны их представительные органы, но не позднее 1 января 2008 года".
Кроме того, учитывая особенности формирования административных территорий и поселений на них в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, связанные с необходимостью освоения природных ресурсов страны, а также с конкретными историческими и политическими обстоятельствами - репрессиями граждан и выселением их для проживания и отбывания наказания в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, предлагается учесть эти обстоятельства при определении территорий и границ муниципальных образований, формируемых на данных территориях. Для этого предлагается дополнить часть 3 статьи 85 Федерального закона конкретной нормой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.