Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Программа
Правительства Республики Коми по повышению эффективности управления государственными финансами Республики Коми на период до 2018 года
(утв. распоряжением Правительства Республики Коми от 14 августа 2014 г. N 290-р)
30 декабря 2014 г., 17 октября 2016 г., 28 февраля 2017 г.
Программа повышения эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с положениями распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2593-р.
I. Итоги реализации Программы Правительства Республики Коми по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года
В 2011 - 2013 годах развитие бюджетной системы Республики Коми осуществлялось в рамках Программы Правительства Республики Коми по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2010 г. N 613-р (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов).
При осуществлении мероприятий Программы повышения эффективности бюджетных расходов был достигнут значительный прогресс по всем направлениям, а в ряде случаев - качественный прорыв в определенных ключевых сферах.
Программа повышения эффективности бюджетных расходов представляла собой реализацию комплексного подхода к процессу реформирования общественных финансов в Республике Коми и включала следующие ключевые направления.
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета Республики Коми (далее - республиканский бюджет).
В период реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Республике Коми обеспечена устойчивость и сбалансированность бюджетной системы как на региональном уровне, так и на уровне муниципальных образований. Осуществлен переход к трехлетнему бюджетному планированию.
Объем дефицита республиканского бюджета и объем государственного долга Республики Коми находятся на экономически безопасном уровне. Не допущено возникновение просроченной кредиторской задолженности по расходным обязательствам Республики Коми.
Значительно повысилась эффективность управления временно свободными остатками на счете республиканского бюджета. Размещение временно свободных средств на банковских депозитах в 2011-2013 годах принесло республиканскому бюджету более 700 млн. рублей.
2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти Республики Коми.
В целях формирования основы для внедрения программно-целевых принципов управления государственными финансами приняты постановление Правительства Республики Коми от 30 июня 2011 г. N 288 "О государственных программах Республики Коми" и распоряжение Правительства Республики Коми от 30 июня 2011 г. N 252-р, установившие подходы к формированию, реализации, оценке эффективности государственных программ Республики Коми, а также Перечень государственных программ Республики Коми. Утверждены приказом Министерства финансов Республики Коми и Министерства экономического развития Республики Коми от 30 декабря 2011 г. N 263/487 Методические указания по разработке и реализации государственных программ Республики Коми.
В 2011-2012 годах утвержден комплекс из 18 государственных программ Республики Коми (далее - государственные программы), охватывающих все наиболее значимые сферы социально-экономической жизни республики. В 2013 году республиканский бюджет на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов утвержден с распределением бюджетных ассигнований по целевым статьям, отражающим государственные программы, подпрограммы, основные мероприятия, непрограммные направления расходов и с пояснительной запиской к проекту бюджета в разрезе государственных программ и непрограммной части.
3. Развитие новых форм предоставления и финансового обеспечения государственных услуг (реструктуризация бюджетного сектора).
В 2011 году разработаны и утверждены все необходимые в целях реализации Федерального закона N 83-ФЗ нормативные правовые акты как на уровне Правительства Республики Коми, так и органами исполнительной власти Республики Коми, осуществляющими функции и полномочия учредителя государственных учреждений Республики Коми.
Формирование республиканского бюджета осуществляется исходя из нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) и сводных показателей государственных заданий.
Информация о государственных и муниципальных учреждениях Республики Коми размещена и поддерживается в актуальном и доступном виде на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях (bus.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Повышение эффективности распределения бюджетных средств.
В целях повышения эффективности распределения бюджетных средств разработана и утверждена приказом Министерства финансов Республики Коми от 18 июня 2012 г. N 87 Методика планирования бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми на очередной финансовых год и плановый период.
Утверждены приказом Министерства финансов Республики Коми от 7 июля 2012 г. N 106 Методические рекомендации по составлению главными распорядителями средств республиканского бюджета обоснований бюджетных ассигнований.
5. Оптимизация функций государственного управления, повышение эффективности их обеспечения.
Разработан комплекс нормативных правовых актов в рамках реализации положений Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также комплекс мер, направленных на оптимизацию деятельности органов исполнительной власти Республики Коми.
Осуществлена реализация мероприятий по переходу на предоставление в электронном виде государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Республики Коми, а также услуг, предоставляемых государственными учреждениями Республики Коми.
В рамках реализации Указа Главы Республики Коми от 10 мая 2011 г. N 64 значительно сокращена численность государственных гражданских служащих Республики Коми.
В целях оптимизации управленческих расходов проведена централизация отдельных функций органов исполнительной власти Республики Коми в сфере правового и бухгалтерского обеспечения.
6. Реформирование государственного финансового контроля и развитие внутреннего контроля.
За период реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов осуществлены серьезные преобразования в системе государственного (муниципального) финансового контроля.
Так, в рамках улучшения функционирования системы финансового контроля в целях исключения дублирования контрольных функций и организации действенного информационно-аналитического обмена между субъектами контроля в органах исполнительной власти Республики Коми и муниципальных образованиях в Республике Коми произведена автоматизация процессов контрольной деятельности с централизацией на уровне Министерства финансов Республики Коми функций управления единой автоматизированной системой.
В целях совершенствования механизма регулирования государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита постановлениями Правительства Республика Коми от 24 декабря 2013 г. N 540 и от 30 декабря 2013 г. N 573 утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления Министерством финансов Республики Коми полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере и порядок осуществления главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Коми, главными администраторами (администраторами) доходов республиканского бюджета Республики Коми, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Коми внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
7. Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности.
В сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Республики Коми удалось снизить затраты организаций бюджетного сектора на теплопотребление на 16,8%, водоснабжение и водоотведение на 26,6%, электроснабжение - 9,8%.
8. Развитие информационной системы управления государственными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Коми.
С 2011 года формирование республиканского бюджета осуществляется в системе "АЦК-Планирование". Обеспечена взаимная увязка систем "АЦК-Планирование", "АЦК-Финансы" и "АЦК-Бюджетный контроль". В 2012 году завершено внедрение муниципального компонента регионального электронного бюджета. Значительно повысилась техническая оснащенность финансовых органов Республики Коми.
В целом Программа повышения эффективности бюджетных расходов была достаточно высоко оценена в ходе конкурсов аналогичных региональных программ, проводившихся Министерством финансов Российской Федерации в течение 2011 и 2012 годов. По результатам конкурсов Республика Коми в обоих случаях входила в число 15 призеров, получив из федерального бюджета субсидии на реализацию мероприятий Программы в размере 59,8 и 76,8 млн. рублей в 2011 и 2012 годах соответственно.
За счет средств субсидий, полученных из федерального бюджета, в целях стимулирования внедрения принципов эффективного управления финансами на местном уровне в 2013 году из республиканского бюджета были предоставлены субсидии местным бюджетам на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов (постановление Правительства Республики Коми от 20 декабря 2012 г. N 563) в общем объеме 40,0 млн. рублей.
II. Цель, задачи и условия реализации Программы
Основной целью Правительства Республики Коми в сфере общественных финансов является обеспечение эффективного, ответственного и прозрачного управления как одного из важнейших условий повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития.
Наряду с вышеуказанными значительными успехами, достигнутыми в сфере нормативного регулирования и методологического обеспечения бюджетного процесса за годы осуществления Программы повышения эффективности бюджетных расходов, ряд объективных факторов не позволил завершить формирование системы управления общественными финансами, интегрированной в систему стратегического планирования по вертикали (взаимная увязка федерального, регионального и местного уровней) и по горизонтали (эффективное управление ресурсами в рамках государственных программ).
1. Необходимость разработки, цель и задачи Программы
Основные на текущий момент нерешенные вопросы в сфере общественных финансов:
1) отсутствие регламентированной процедуры формирования, рассмотрения и использования в бюджетном процессе и при разработке документов государственного стратегического планирования прогнозов социально-экономического развития;
2) недостаточная проработанность вопроса об учете оценки эффективности реализации в отчетном году государственных программ в процессе формирования республиканского бюджета Республики Коми на очередной год и плановый период;
3) отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием, включая ограниченность практики планирования и применения всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования) для достижения целей государственной политики на долгосрочный период;
4) ограниченность практики использования государственных программ в качестве основного инструмента для достижения целей государственной политики и основы для бюджетного планирования;
5) сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при в целом низкой мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
6) формальное применение и неиспользование в полной мере новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг;
7) недостаточная действенность механизма среднесрочного бюджетного планирования;
8) недостаточно высокий уровень качества управления государственными финансами;
9) отсутствие современной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
10) ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;
11) недостаточная заинтересованность органов местного самоуправления в наращивании собственной налоговой базы муниципальных образований;
12) несовершенство методологической базы и ответственности за качество подготовки финансово-экономических обоснований проектов нормативных правовых актов, программ, инвестиционных проектов;
13) недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора государственного управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Существующее положение вещей в сфере управления общественными финансами в значительной степени обусловлено многочисленными пробелами и противоречиями нормативной базы, методологических документов, недостаточной межведомственной координацией на федеральном уровне. Особенными трудностями это оборачивается для Республики Коми, которая вместе с рядом других регионов находится в авангарде бюджетной реформы, во многом на практике опережая процессы, реализуемые Российской Федерацией.
В то же время среди указанных выше проблемных вопросов в сфере управления общественными финансами существуют не только внешние, но и внутренние сдерживающие факторы. Совокупность данных факторов и общероссийской тенденции к снижению региональной базы налоговых и неналоговых доходов при одновременном росте расходных обязательств региональных бюджетов формирует объективную необходимость скорейшего и комплексного решения задач, направленных на достижение цели Программы - повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 17 октября 2016 г. N 447-р в подраздел 2 внесены изменения
2. Основные задачи, решение которых обуславливает достижение поставленной цели
Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
1) обеспечить реализацию программно-целевых методов управления бюджетным процессом, в том числе обеспечив соблюдение взаимной увязки государственных программ и муниципальных программ;
2) осуществить поэтапный переход к долгосрочному бюджетному планированию (формирование Бюджетного прогноза Республики Коми на долгосрочный период);
3) увеличить поступление доходов в бюджеты бюджетной системы Республики Коми;
4) повысить эффективность бюджетных расходов;
5) совершенствовать систему государственного финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
6) повысить эффективность бюджетных инвестиций, в том числе путем развития государственно-частного партнерства;
7) обеспечить повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;
8) повысить открытость и прозрачность управления общественными финансами.
Общей предпосылкой для достижения цели и решения задач Программы является долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджетной системы Республики Коми.
В сложившейся ситуации сокращения возможностей по росту налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Коми при одновременном резком росте бюджетных расходов, прежде всего обусловленных социально направленными расходными обязательствами, сбалансированность и долгосрочная устойчивость республиканского бюджета, бюджетной системы Республики Коми в целом подвергаются значительным бюджетным рискам.
Основными механизмами по минимизации бюджетных рисков должны стать ограничения по росту расходов бюджетов бюджетной системы Республики Коми и мероприятия по наращиванию доходной базы регионального и местных бюджетов.
В целом приоритетной задачей на среднесрочную (до 6 лет) перспективу должно стать постепенное, но неуклонное сокращение дефицита республиканского бюджета. В более отдаленной перспективе необходимо своей целью поставить достижение бездефицитного бюджета.
Комплексным документом, содержащим основные решения в отношении координации и синхронизации применения механизмов, обеспечивающих в долгосрочной перспективе сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, должен стать Бюджетный прогноз Республики Коми на долгосрочный период (далее - Бюджетный прогноз). Поправками, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 283-ФЗ, срок действия Бюджетного прогноза субъектов Российской Федерации установлен не менее 12 лет, в связи с чем предлагается разработать Бюджетный прогноз в 2016 году со сроком действия до 2030 года.
Учитывая текущую устойчивую тенденцию роста государственного долга Республики Коми, в процессе стратегического бюджетного планирования необходимо предусмотреть мероприятия по поддержанию уровня и структуры на безопасном для долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Республики Коми уровне.
Основным направлением будет работа по оптимизации объема и структуры государственного долга Республики Коми, совершенствованию механизмов управления государственным долгом Республики Коми, включающая:
своевременное погашение долговых обязательств Республики Коми;
своевременное исполнение обязательств по обслуживанию государственного долга Республики Коми;
обеспечение исполнения заемщиками обязательств по выданным государственным гарантиям Республики Коми;
обеспечение прозрачности управления государственным долгом Республики Коми и доступности информации о государственном долге Республики Коми;
обеспечение ежегодного присвоения (поддержания) кредитных рейтингов Республики Коми международными рейтинговыми агентствами;
диверсификацию структуры долгового портфеля, ориентированной на долгосрочные заимствования и равномерное распределение совокупных платежей по погашению и обслуживанию государственного долга;
оптимизацию объема государственного долга Республики Коми на основе анализа исполнения кассового плана, исполнения налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета и анализа состояния единого счета республиканского бюджета.
Кроме того, необходимо обеспечить соблюдение установленных законодательством ограничений предельного объема государственного долга Республики Коми и минимизации расходов на его обслуживание, в том числе путем:
учета текущих и вновь привлекаемых долговых обязательств;
проведения мониторинга финансовых рынков с целью отбора оптимальной цены заимствований;
осуществления государственных заимствований на конкурсной основе.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 17 октября 2016 г. N 447-р в раздел III внесены изменения
III. Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления
В 2012-2013 годах в Республике Коми был осуществлен переход на представление расходной части республиканского бюджета в разрезе государственных программ и непрограммных расходов ("программный" бюджет). При этом доля расходов, формируемых в рамках государственных программ, превышает 90 процентов общего объема расходов.
В 2013 году сформированы комплексы муниципальных программ во всех городских округах и муниципальных районах республики. 2014 год должен стать годом перехода всех городских округов и муниципальных районов на "программный" бюджет.
"Программный" бюджет не является самоцелью. Внедрение программных принципов бюджетного планирования предполагает кардинальное изменение подходов к составлению, исполнению и контролю бюджетов, направленное на построение единой системы стратегического и бюджетного планирования, минимизацию внесистемных, конъюнктурных, непросчитанных решений.
1. Развитие государственных и муниципальных программ
На региональном уровне будет продолжено совершенствование государственных программ. На основе накопленного опыта следует проанализировать полноту охвата мероприятиями государственных программ соответствующих сфер государственной политики, корректность формулировок основных мероприятий и индикаторов. Кроме того, потребуется и актуализация методики оценки эффективности реализации государственных программ.
В целях повышения финансовой самостоятельности ответственных исполнителей государственных программ представляется оправданным расширение их прав в распределении общего (доведенного) объема бюджетных ассигнований по подпрограммам, основным мероприятиям, ведомственным целевым программам и соисполнителям, участникам государственных программ. Фактически ответственные исполнители должны иметь возможность влияния на объемы финансового обеспечения реализации тех или иных основных мероприятий, в том числе перераспределения бюджетных средств с определенными ограничениями.
Для реализации данного направления необходимо закрепить соответствующие полномочия ответственных исполнителей государственных (муниципальных) программ в рамках бюджетного процесса как на стадии формирования проекта закона (решения) о бюджете, так и на стадии исполнения бюджета с внесением в случае необходимости изменений в соответствующие нормативные правовые акты.
Главной задачей на период 2014-2015 годов в сфере повышения эффективности применения программно-целевых механизмов управления общественными финансами является формирование методологической основы, а затем и собственно Бюджетного прогноза Республики Коми. Внедрение этого инструмента долгосрочного бюджетного планирования позволит заполнить имеющийся вакуум между прогнозом социально-экономического развития, основными направлениями бюджетной и налоговой политики, трехлетним бюджетом - документами среднесрочного прогнозирования и планирования - с одной стороны, и временным лагом, характеризующим период реализации стратегии социально-экономического развития и государственных программ. Более того, Бюджетный прогноз, в случае его принятия на 12-летний период, будет являться ориентиром для других документов стратегического планирования. Таким образом, будет достигнута определенность в ресурсном обеспечении решения задач и достижении стратегических целей, ставящихся в Стратегии социально-экономического развития Республики Коми и государственных программах.
Бюджетный прогноз должен будет определять предельные объемы ("потолки") расходов республиканского бюджета на реализацию государственных программ на основе прогноза основных бюджетных параметров, в том числе обусловленных параметрами Бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2030 года, решениями Правительства Российской Федерации, утвержденными документами стратегического планирования, параметрами Стратегии социально-экономического развития Республики Коми до 2020 года, иными внешними и внутренними факторами и тенденциями. Вместе с тем, учитывая значительную волатильность макроэкономической ситуации, а также федеральной экономической, налоговой и бюджетной политики, необходимо будет обеспечить определенную степень гибкости Бюджетного прогноза как инструмента долгосрочного планирования.
"Потолки" расходов позволят определять приоритеты в распределении бюджетных ассигнований, создать стимулы для ответственных исполнителей государственных программ по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов (с внесением при необходимости предложений по изменению соответствующих нормативных правовых актов) и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.
Ряд местных бюджетов на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов был сформирован и принят в той или иной степени исходя из программных принципов. Вместе с тем существующие пробелы и недоработки на данный момент не позволяют говорить о полноценных "программных" местных бюджетах.
В 2014 году необходимо завершить процесс внедрения муниципальных программ в бюджетный процесс городских округов и муниципальных районов в Республике Коми и обеспечить принятие соответствующих местных бюджетов на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов в разрезе муниципальных программ.
Также необходимо соблюсти взаимную увязку государственных программ и муниципальных программ по целям и задачам. В этих целях исполнителям государственных программ, Министерству экономики Республики Коми, Министерству финансов Республики Коми обеспечить своевременную корректировку методологического и практического взаимодействия в соответствующих сферах с органами местного самоуправления.
2. Развитие системы государственного финансового контроля
В условиях перехода к программному бюджету происходит трансформация задач органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. При организации их деятельности акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами, которые приносит их использование.
Одним из основных инструментов в деятельности органов внешнего государственного (муниципального) контроля при этом должен стать аудит эффективности. Он предполагает не только анализ достижения запланированных результатов, но и разработку рекомендаций по устранению системных причин, которые препятствуют их достижению. Аудит эффективности призван дать оценку эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления с точки зрения результативности выполнения мероприятий государственных (муниципальных) программ, а также достижения конечных целей и задач данных программ в социальной, экономической или иных сферах деятельности общества.
Важнейшей новацией в сфере государственного и муниципального финансового контроля, произошедшей в связи с принятием Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", является определение сферы государственного (муниципального) финансового контроля, введение понятий "внешнего" и "внутреннего" государственного (муниципального) финансового контроля.
Кроме того, Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к контролю законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы также отнесены полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд.
При организации указанной деятельности органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля необходимо определять приоритетность предметов и объектов контроля, направления использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие финансовых нарушений, а также обеспечивать координацию планов контрольной деятельности данных органов.
На этапе планирования проведения проверок и ревизий органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должны проводить комплексный анализ информации, связанной с недостатками и нарушениями в финансово-бюджетной сфере, который включает:
обследование систем внутреннего финансового контроля и аудита всех главных администраторов бюджетных средств;
анализ сведений о планировании и результатах контрольных мероприятий других уполномоченных органов (контрольно-счетные органы, органы финансового контроля, главные распорядители бюджетных средств, а также правоохранительные органы);
анализ данных о закупках.
Переход к программному бюджету требует усиления контроля за разработкой и выполнением государственных (муниципальных) программ, поскольку такой контроль должен происходить не только на стадии обсуждения проекта закона Республики Коми о республиканском бюджете (местных бюджетов), но и на всем их "жизненном цикле" - при разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе, оценке результативности государственных (муниципальных) программ.
В процессе реализации государственных (муниципальных) программ органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля обладают широкими полномочиями по анализу формирования и выполнения государственных (муниципальных) программ на всем их "жизненном цикле". При их формировании органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля вправе проводить экспертизу проектов программ, а в ходе реализации программ они будут осуществлять аудит эффективности, в том числе направленный на определение результативности государственных (муниципальных) программ и обоснованности объемов бюджетных средств, использованных на выполнение программных мероприятий.
Наряду с установленными бюджетным законодательством бюджетными полномочиями по контролю Государственный Совет Республики Коми и советы муниципальных образований в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов будут обладать полномочиями по проведению комплексного анализа государственных (муниципальных) программ с учетом представленных заключений Контрольно-счетной палаты Республики Коми и контрольно-счетных органов муниципальных образований по результатам экспертизы проектов государственных (муниципальных) программ, аудита эффективности, полной и достоверной отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ.
В свою очередь, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля будут обладать полномочиями по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ с применением мер ответственности в случаях представления заведомо неполной или недостоверной отчетности.
В целом данные меры должны способствовать созданию полноценной работоспособной системы мониторинга государственных (муниципальных) программ.
Организация контроля за реализацией государственных (муниципальных) программ позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке государственных (муниципальных) программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также позволит получить объективную оценку результатов реализации и эффективности государственных (муниципальных) программ.
Для реализации перечисленных новых подходов к деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля, основанных на принципах сбалансированности контрольной деятельности, в условиях расширения функционала данных органов целесообразно:
выработать единую методику осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
обеспечить координацию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
обеспечить координацию внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в отношении закупок для обеспечения государственных нужд Республики Коми и муниципальных нужд.
IV. Повышение эффективности управление бюджетными доходами
В целях повышения эффективности управления доходами регионального и местных бюджетов предлагается осуществить комплекс мероприятий по следующим основным направлениям.
1. Оценка эффективности налоговых льгот по региональным налогам на соответствие целям, для которых они были введены, в том числе в привязке к целям и задачам государственных программ, соотнесение полученных результатов и ресурсов, затраченных на их достижение, в виде недополученных доходов бюджетной системы. Учитывая это соотнесение, необходимо постепенно перейти к пониманию налоговых льгот как "налоговых расходов" соответствующего бюджета.
Таким образом, "налоговые расходы" должны учитываться при планировании и оценке эффективности бюджетных расходов, иметь срочный характер в зависимости от степени важности и сроков решения поставленных задач. В то же время по отношению к "налоговым расходам" необходимо использовать унифицированный с другими расходными обязательствами механизм оценки их эффективности.
2. Организация и проведение инвентаризации государственного имущества Республики Коми.
3. Направление больших, чем это предусматривалось ранее, объемов чистой прибыли на выплату дивидендов в республиканский бюджет открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в государственной собственности Республики Коми. Также обеспечить перечисление в республиканский бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий Республики Коми, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
4. Стимулирование органов местного самоуправления по наращиванию потенциала налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.
Наряду с перечисленными направлениями следует активизировать работу по улучшению инвестиционного климата путем использования нефинансовых инструментов, обеспечить более тесное сотрудничество с территориальными налоговыми органами и органами ГИБДД с целью снижения объемов недоимки по налогам и сборам, увеличения поступлений по налогам, сборам и административным штрафам, осуществить меры по увеличению доходов от сдачи государственного имущества в аренду.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 17 октября 2016 г. N 447-р в раздел V внесены изменения
V. Повышение эффективности бюджетных расходов
Переход к программно-целевым методам управления, в том числе к "программному" бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности органов исполнительной власти Республики Коми за достижение запланированных целей и результатов.
Повышение эффективности бюджетных расходов в рамках Программы предполагает развитие следующих направлений:
создание системы анализа эффективности бюджетных расходов;
повышение функциональной эффективности расходов в сфере государственных и муниципальных закупок;
повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг;
повышение эффективности бюджетных инвестиций;
развитие государственно-частного партнерства;
повышение качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти Республики Коми и государственных учреждениях Республики Коми.
1. Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в процессе формирования проекта республиканского бюджета, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования должны в полной мере применяться требования, установленные постановлением Правительства Республики Коми от 30 июня 2011 г. N 288 "О государственных программах Республики Коми", с применением механизмов обоснований бюджетных ассигнований и государственных заданий, установленных соответствующими методическими документами Министерства финансов Республики Коми.
Также значительное место в системе анализа эффективности бюджетных расходов должно занять формирование планов закупок и планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. При этом целесообразность осуществления государственных закупок должна быть увязана с целями и задачами реализации государственных программ, планов закупок, планы-графики закупок должны быть увязаны с планами реализации указанных программ, а в контрактах на проведение услуг или закупку товаров для государственных нужд должны указываться результаты соответствующих мероприятий государственных программ.
В целом система оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации государственных программ.
Необходимо нормативно закрепить принцип оценки эффективности расходов, заключающийся в том, что при прочих равных условиях объемы бюджетных расходов будут оцениваться в качестве наиболее эффективных в пределах, при которых темпы прироста расходов на один условный рубль не превышают темпов улучшения соответствующих показателей, отражающих конечный результат использования государственных финансов.
Принципиальной задачей формирования системы анализа эффективности бюджетных расходов является применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок, выработка конкретных планов по минимизации выявленных локальных и общих препятствий эффективного использования бюджетных средств.
2. Вступившим в силу с 1 января 2014 года Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено формирование в структуре органов власти, органов местного самоуправления, казенных учреждений, иных юридических лиц контрактных служб (или контрактных управляющих).
В рамках организации данного процесса заказчикам предстоит утвердить правовые акты (регламенты), устанавливающие порядок реализации контрактными службами возлагаемых на них функций, а также обеспечить требуемый уровень квалификации государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников учреждений. При этом формирование контрактных служб должно осуществляться в рамках общей штатной численности органов власти, органов местного самоуправления, работников учреждений.
Оптимизация бюджетных расходов на государственные нужды будет обеспечиваться также передачей отдельных полномочий заказчика уполномоченному органу. Практика осуществления централизованных закупок позволит сократить расходы на организацию закупочных процедур, в том числе путем сокращения избыточной численности занятых в этой сфере служащих, а также обеспечить экономию на объемах закупок.
В целях реализации возможности централизации закупок для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений постановлением Правительства Республики Коми от 10 декабря 2013 г. N 482 "О регулировании отдельных вопросов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми" определен орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми путем проведения конкурсов и аукционов. Указанные полномочия возложены на Министерство финансов Республики Коми.
3. В сфере повышения эффективности оказания государственных и муниципальных услуг необходимо развивать следующие направления:
повысить значение государственного задания на оказание государственных услуг в качестве одного из инструментов стратегического и бюджетного планирования, обеспечить взаимосвязь государственных программ и государственных заданий;
оптимизировать структуру бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений Республики Коми, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов государственной власти Республики Коми, а также не соответствующие профилю органа исполнительной власти Республики Коми, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы;
перейти на применение принципов адресности и нуждаемости при предоставлении гражданам мер социальной поддержки, которые в наибольшей степени соответствует принципу социальной справедливости, а уточнение состава мер социальной поддержки и условий предоставления способствует формированию более эффективной, открытой и понятной системы социальной поддержки в целом и, следовательно, эффективности бюджетных расходов;
обеспечить изменение типа бюджетных и автономных учреждений Республики Коми, оказывающих услуги в интересах органов государственной власти Республики Коми, на тип казенного учреждения Республики Коми либо их ликвидацию;
необходимо стимулировать органы местного самоуправления в Республике Коми и муниципальные учреждения к движению в этих направлениях.
Кроме того, в рамках реализации федеральной политики, направленной на создание единого сводного перечня государственных и муниципальных услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, в 2014 - 2015 годах необходимо будет организовать работу органов исполнительной власти Республики Коми (органов местного самоуправления в Республике Коми), исполняющих функции и полномочия учредителей государственных (муниципальных) учреждений, по формированию государственных (муниципальных) заданий на основе базовых (отраслевых) перечней государственных (муниципальных) услуг (работ).
В целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с общими требованиями к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями), постановлением Правительства Республики Коми от 10 октября 2014 г. N 410 утверждены Правила формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями Республики Коми (приложение).
В целях формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями Республики Коми, проведена работа по подключению органов государственной власти Республики Коми, финансовых органов муниципальных образований в Республике Коми к компонентам системы "Электронный бюджет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Перед органами исполнительной власти Республики Коми стоит задача по поддержанию реестровых записей данных ведомственных перечней в актуальном состоянии в соответствии с бюджетным законодательством.
В перспективе по мере актуализации федерального законодательства необходимо будет активизировать работу по привлечению негосударственных учреждений к оказанию услуг и выполнению работ в социальной сфере. Этот процесс при разумном подходе должен повысить конкуренцию на рынке социальных услуг, одновременно стимулировать повышение их качества и снижение стоимости.
4. В сфере бюджетных инвестиций необходимо решить следующие задачи.
В целях реализации внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 418-ФЗ изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в 2014 году потребуется принятие нормативных правовых актов не только на уровне Республики Коми, но и органами местного самоуправления, устанавливающих новые правила финансового обеспечения капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
Важной задачей в области правового регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства также является снижение доли объектов, включаемых в адресную инвестиционную программу Республики Коми, по которым отсутствует утвержденная в установленном порядке проектная документация, поскольку планирование объемов финансового обеспечения в пределах одного года одновременно на разработку проектной документации и организацию строительства объекта капитального строительства приводит к сдвигу начала закупок подрядных и иных связанных с ними работ или к необходимости перераспределения бюджетных ассигнований на другие объекты.
5. В сфере развития государственно-частного партнерства необходимо использовать оптимальное сочетание государственных и частных ресурсов для решения ключевых задач социально-экономического развития Республики Коми.
Государственно-частное партнерство на основе долгосрочного контракта между частным инвестором и публично-правовым образованием реализуется при условии, что инвестиционный проект способствует достижению целевых показателей государственной программы Республики Коми (государственных программ Республики Коми).
В целях развития государственно-частного партнерства в Республике Коми необходимо обеспечить соответствие нормативной правовой базы Республики Коми в данной сфере новому федеральному регулированию и поддерживать ее в актуальном состоянии.
Для расширения практики использования инструментария государственно-частного партнерства в социальной сфере необходимо повышение компетенций сотрудников, занимающихся вопросами государственно-частного партнерства в органах исполнительной власти Республики Коми, которые могут выступить в качестве публичных партнеров (концедентов) по соответствующим соглашениям.
Законодательная база функционирования механизмов государственно-частного партнерства должна обеспечивать открытость информации, в том числе о планах Республики Коми в сфере государственно-частного партнерства, в целях обеспечения эффективного взаимодействия с лицами, которые в соответствии с федеральным законодательством могут быть частными партнерами или концессионерами.
6. В свете перехода на бюджетирование программно-целевыми методами необходимо уделить особое внимание на встраивание финансового менеджмента в деятельность главного распорядителя с охватом всех взаимосвязанных бюджетных процедур (среднесрочное финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для государственных (муниципальных) нужд, учет и отчетность, финансовый аудит).
Повышение качества финансового менеджмента в органах власти будет во многом обуславливаться внедрением системы внутреннего финансового контроля и аудита.
В целях стимулирования руководителей главных распорядителей средств республиканского бюджета к более ответственному финансовому менеджменту, а также активному внедрению прогрессивных методов управления финансами будет продолжена практика ежегодного мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств. При этом система мониторинга будет актуализироваться и развиваться с учетом наиболее важных нововведений, которые будут внедряться на федеральном и республиканском уровнях.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 17 октября 2016 г. N 447-р в раздел VI внесены изменения
VI. Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов
Обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса, структуры, целей и направлений использования бюджетных ресурсов является неотъемлемым условием формирования эффективной системы управления общественными финансами. Не менее значимым является обеспечение представления целей и результатов бюджетной политики, бюджетного процесса в доступной и понятной для широкого круга граждан форме.
На официальном сайте Министерства финансов Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" регулярно публикуются материалы закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период, сведения об исполнении республиканского, консолидированного бюджета Республики Коми, местных бюджетов, а также другая бюджетная информация.
С 2011 года практикуется вынесение на публичные слушания проектов закона о республиканском бюджете на очередной год и плановый период и отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный год.
В 2013 году в целях вовлечения большего числа граждан в общественное обсуждение параметров республиканского бюджета на официальном сайте Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми впервые был опубликован "Бюджет для граждан" в форме информационной брошюры. Брошюра также была опубликована на официальном сайте Министерства финансов Республики Коми и на странице в социальной сети "ВКонтакте".
В целях повышения уровня грамотности различных слоев населения в вопросах формирования и исполнения бюджетов и иных аспектов деятельности Министерства финансов Республики Коми, а также в целях организации системы обратной связи проводятся опросы в социальной сети "ВКонтакте" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по вопросам бюджетного процесса.
Для повышения информированности граждан о деятельности государственных и муниципальных учреждений в Республике Коми необходимо обеспечить своевременное наполнение и поддержание в актуальном виде данных, вносимых на официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях.
В будущем работа, направленная на повышение степени открытости бюджетного процесса в рамках заседаний общественного совета при Министерстве финансов Республики Коми, будет продолжена. Аналогично при актуализации или разработке новых государственных программ будут осуществляться процедуры, обеспечивающие учет мнения гражданского общества, в том числе с помощью Общественной палаты Республики Коми и общественных советов при министерствах и ведомствах. Такую практику целесообразно распространить и на муниципальный уровень как самый близкий к интересам и потребностям каждого конкретного гражданина.
В среднесрочной перспективе ожидается создание и развитие на федеральном уровне Единого портала "Открытый бюджет" как основного инструмента, обеспечивающего прозрачность и открытость бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетного процесса и финансового состояния публично-правовых образований для общества, а также в качестве официального источника информации.
Вместе с тем, поскольку создание Единого портала - вопрос нескольких лет, а задача по расширению и активизации участия граждан в бюджетном процессе требует немедленных шагов по ее решению, в перспективе 2014-2015 годов необходимо продолжить практику формирования и публикации на доступных ресурсах информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информационных брошюр "Бюджет для граждан". Также следует рассмотреть возможность публикации отдельных наиболее социально значимых блоков "Бюджета для граждан" на страницах региональной прессы.
Для наиболее полного отражения в информации о бюджете интересующих граждан вопросов и поиска наилучших форматов ее подачи представляется целесообразным провести конкурс на разработку лучших предложений по формированию и представлению "Бюджета для граждан". В целях вовлечения большего количества жителей Республики Коми в бюджетный процесс рассмотреть возможность представить наиболее значимые блоки "Бюджета для граждан" на двух государственных языках.
Еще одним важным инструментом заинтересованности граждан к финансовым вопросам Республики Коми является их непосредственное участие в формировании бюджета.
Вовлечение граждан в распределение общественных средств носит понятие "партисипаторного бюджетирования", одной из версий которого является инициативное бюджетирование.
В Республике Коми в качестве элементов инициативного бюджетирования выступают значительная часть "малых проектов", территориальное общественное самоуправление, товарищества собственников жилья, некоммерческие организации.
В 2016 году Республика Коми наряду с другими 24 регионами Российской Федерации включена в число пилотных участников проекта по инициативному бюджетированию в рамках соглашения Министерства финансов Российской Федерации со Всемирным банком. На территории Республики Коми проект получил название "Народный бюджет".
Основной целью указанного проекта является выявление и реализация социально значимых проектов на территориях муниципальных образований в Республике Коми, направленных на привлечение граждан и организаций в решение вопросов местного значения.
Реализация данного проекта будет способствовать росту доверия граждан к органам исполнительной власти Республики Коми и органам местного самоуправления в Республике Коми, а также повышению удовлетворенности населения качеством социальной инфраструктуры.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 17 октября 2016 г. N 447-р в раздел VII внесены изменения
VII. Заключительные положения
Реализация настоящей Программы осуществляется в соответствии с Планом реализации Программы (таблица 1 приложения к Программе). В ходе реализации Программы План может уточняться и дополняться.
Мониторинг реализации Плана реализации Программы, в том числе оценка достижения значений целевых показателей, отраженных в таблице 2 приложения к Программе, проводится ежегодно по итогам года. Результаты оценки представляются Председателю Правительства Республики Коми в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, а также размещаются на официальном сайте Министерства финансов Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Расходы на реализацию мероприятий Программы осуществляются за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год в составе расходов на реализацию соответствующих государственных программ согласно таблице 3 приложения к Программе.
<< Назад |
Приложение. >> Таблицы |
|
Содержание Распоряжение Правительства Республики Коми от 14 августа 2014 г. N 290-р Об утверждении Программы Правительства Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.