Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к изменениям, вносимым в постановление
Правительства Республики Коми
от 30 июля 2010 г. N 241
"Об утверждении региональной
программы "Энергосбережение и
повышение энергетической
эффективности на территории
Республики Коми (2010 - 2020 годы)"
"Паспорт
подпрограммы "Использование низкосортной древесины и отходов лесопереработки в качестве топлива для производства горячей воды, тепловой и электрической энергии" региональной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2010 - 2020 годы)"
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Использование низкосортной древесины и отходов лесопереработки в качестве топлива для производства горячей воды, тепловой и электрической энергии" (далее - подпрограмма) |
Основание для разработки подпрограммы |
- |
постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 28 сентября 2011 г. N 364-СФ распоряжение Правительства Республики Коми от 28 сентября 2011 г. N 394-р |
Заказчик подпрограммы |
- |
Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми |
Разработчик подпрограммы |
- |
Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми |
Исполнители подпрограммы |
- |
Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми; Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми |
Цель подпрограммы |
- |
увеличение использования древесных отходов лесоперерабатывающего и лесозаготовительного производства, а также низкосортной древесины для эффективного производства тепловой, электрической энергии и горячей воды |
Задачи подпрограммы |
- |
создание условий для развития производств топливных гранул, топливных брикетов и топливной щепы; |
- |
содействие в реализации проектов по строительству (реконструкции) коммунальных котельных, теплоэлектростанций, использующих в качестве основного вида топлива древесные отходы и низкосортную древесину; |
|
- |
замена в коммунальных котельных в качестве топлива угля на древесные топливные брикеты; |
|
- |
популяризация использования древесных топливных гранул и брикетов, а также топливной щепы для производства тепла среди населения и хозяйствующих субъектов |
|
Сроки реализации подпрограммы |
- |
2013 - 2014 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
на реализацию подпрограммы потребуется 44,6 млн. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, в том числе по годам: в 2013 г. - 22,3 млн. рублей; в 2014 г. - 22,3 млн. рублей |
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы |
- |
объем древесных отходов и низкосортной древесины, дополнительно используемый для производства топливных гранул, топливных брикетов и топливной щепы; |
- |
объем созданных мощностей по производству топливных гранул, топливных брикетов и топливной щепы; |
|
- |
введенная мощность по производству тепловой энергии с использованием в качестве топлива древесных отходов и низкосортной древесины; |
|
- |
введенная мощность по производству электрической энергии с использованием в качестве топлива древесных отходов и низкосортной древесины; |
|
- |
объем замены угля на топливные брикеты; |
|
- |
объемы продаж топливных гранул и брикетов на внутреннем рынке Республики Коми. |
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма, оценка приоритетности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Республика Коми обладает достаточными древесными ресурсами для производства энергии и биотоплива из низкосортной древесины и ее отходов, но в настоящее время они используются недостаточно полно и эффективно.
В структуре топливного баланса Республики Коми преобладает природный газ - 68 процентов, на долю угля приходится 24 процента, мазут составляет 7 процентов, при этом на древесное топливо - только около 1 процента.
Значительное использование в системе теплоснабжения угля и мазута, особенно в удаленных сельских районах, сопровождаемое значительными затратами на топливо и его транспортировку, приводит к низкой эффективность системы топливоснабжения. Для поддержания социально приемлемых тарифов на тепловую энергию для населения требуются значительные затраты из республиканского бюджета Республики Коми на поставку по льготным ценам топлива теплогенерирующими компаниями и возмещения их убытков. Кроме этого, тепловая нагрузка большинства небольших котельных не превышает 70 процентов от их проектной мощности, что приводит к значительному снижению коэффициента полезного действия теплогенерирующих установок. Фактические удельные расходы топлива превышают нормативные, значительная часть котельного оборудования морально и физически устарела.
При этом их замена на более дешевые местные виды топлива из древесины (топливную щепу, топливные брикеты и гранулы) позволила бы получить не только ощутимый экономический эффект от сокращения расходов на производство тепловой энергии и горячей воды, но и стимулировать экономическую деятельность в депрессивных лесных районах Республики Коми. Кроме этого, слабое использование древесных отходов и низкосортной древесины в коммунальной энергетике снижает экономическую эффективность лесоперерабатывающих и лесозаготовительных производств, а также приводит к существенным экологическим проблемам. К примеру, в Усть-Куломском районе, по данным научно-исследовательской работы, проведенной Марийским государственным университетом, объем древесных отходов лесоперерабатывающих производств в 2010 году составил 55,2 тыс.куб.м, а лесосечных отходов - более 600 тыс.куб.м. Указанного объема древесных отходов с учетом их тепловой калорийности хватит для полной замены угля и мазута, используемого в настоящее время в районе для производства тепловой энергии и горячей воды.
Схожая ситуация складывается и в других районах республики, где активно ведется лесозаготовка и переработка древесины. Объемы лесосечных и лесопильных отходов в Республике Коми в 2011 г. приведены в таблице 1.
Таблица 1
Объемы лесосечных и лесопильных отходов в Республике Коми в 2011 г.
Наименование муниципального образования или муниципального района (городского округа) |
Объемы лесосечных отходов, тыс.куб.м (сучья, ветви, обломки стволов, отходы раскряжевки, без учета пней и корней) |
Объемы лесопильных отходов, тыс.куб.м |
"Сыктывкар" |
25 |
293,4 |
"Сосногорск" |
0 |
1,0 |
"Ухта" |
25 |
5,8 |
"Печора" |
0 |
0,7 |
"Вуктыл" |
0 |
0 |
"Ижемский" |
0 |
4,9 |
"Княжпогостский" |
8 |
12,5 |
"Койгородский" |
80 |
2,4 |
"Корткеросский" |
43 |
4,4 |
"Прилузский" |
198 |
61,3 |
"Сыктывдинский" |
100 |
0,3 |
"Сысольский" |
92 |
3,4 |
"Троицко-Печорский" |
12 |
31,8 |
"Удорский" |
79 |
36,1 |
"Усть-Вымский" |
5 |
2,4 |
"Усть-Куломский" |
196 |
54,1 |
"Усть-Цилемский" |
0 |
3,5 |
Итого: |
863 |
518,0 |
Согласно отчету ООО "Геоинфоресурс" по выполнению научно-исследовательской работы по теме "Разработка концепции (программных мероприятий) по обращению с отходами производства и потребления в Республике Коми (2 этап)", ежегодная масса образуемых лесопромышленным комплексом республики древесных отходов - 500-600 тыс.т. Эти данные основываются на официальной статистике по предоставляемой предприятиями форме 2-ТП (отходы), в то же время по экспертным оценкам эта цифра в 3 раза больше и составляет не менее 1500 тыс.т ежегодно.
Таким образом, очевидно, что в Республике Коми необходимо увеличивать использование древесины и древесных отходов как на самих предприятиях лесопромышленного комплекса, так и в коммунальной энергетике, выработке электроэнергии и производстве топливных брикетов и гранул из древесины.
Для решения проблемных вопросов, связанных с эффективным использованием древесных отходов и низкосортной древесины для производства тепловой и электрической энергии, необходимы скоординированные совместные усилия органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления с привлечением средств частных инвесторов, что возможно только программно-целевым методом.
Программно-целевой метод позволит обеспечить комплексный подход в содействии реализации проектов по использованию древесных отходов, топливных гранул и брикетов для производства тепловой и электрической энергии, горячей воды, формировании условий для создания производств по выпуску топливных брикетов и гранул, привлечении средств частных инвесторов в развитие биоэнергетики и модернизации тепло- и электрогенерирующего оборудования.
Необходимость развития биоэнергетики и решения проблем, связанных с использованием низкосортной древесины и отходов деревообработки в качестве топлива для производства тепловой и электрической энергии, горячей воды, программно-целевым методом отражена в следующих правовых документах:
Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р, которая определяет государственную политику в сфере использования местных видов топлива на период до 2030 г. и предусматривает восстановление и поддержку развития производства местных источников топлива, создание тепловых электростанций и котельных, работающих на этих источниках (торф, отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности), а также указывает приоритетным и наиболее перспективным направлением работы в области обращения с отходами лесопромышленного комплекса использование древесных отходов в топливно-энергетическом комплексе;
постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 28 сентября 2011 г. N 364-СФ, в соответствии с которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено разработать региональные программы по производству возобновляемых источников энергии;
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, согласно которой планируется использование возобновляемых энергоресурсов: древесного топлива, отходов лесопереработки и внедрение технологий переработки древесины в Республике Коми для использования ее в энергетических целях;
распоряжение Правительства Республики Коми от 28 сентября 2011 г. N 394-р о разработке долгосрочной республиканской целевой программы "Использование низкосортной древесины и отходов лесопереработки в качестве топлива для производства горячей воды, тепловой и электрической энергии (2013 - 2014 годы)".
Раздел 2. Цель и задачи подпрограммы
Целью реализации подпрограммы является увеличение использования древесных отходов лесоперерабатывающего и лесозаготовительного производства, а также низкосортной древесины для эффективного производства тепловой, электрической энергии и горячей воды.
В соответствии с поставленной целью подпрограммой планируется решение следующих задач:
1. Создание условий для развития производств топливных гранул, топливных брикетов и топливной щепы.
2. Содействие в реализации проектов по строительству (реконструкции) коммунальных котельных, теплоэлектростанций, использующих в качестве основного вида топлива древесные отходы и низкосортную древесину.
3. Замена в коммунальных котельных в качестве топлива угля на древесные топливные брикеты.
4. Популяризация использования древесных топливных гранул и брикетов, а также топливной щепы для производства тепла среди населения и хозяйствующих субъектов.
Раздел 3. Сроки реализации подпрограммы
Сроки реализации подпрограммы - 2013 - 2014 годы.
Раздел 4. Система подпрограммных мероприятий
N |
Наименование программного мероприятия |
Срок исполнения |
Объем финансирования из республиканского бюджета Республики Коми, тыс.руб. |
Исполнитель (бюджетополучатель) |
||
всего |
2013 год |
2014 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Создание условий для развития производств топливных гранул, топливных брикетов и топливной щепы | ||||||
1.1 |
Организационное содействие реализации проектов по созданию производств топливных гранул, топливных брикетов и топливной щепы из древесных отходов и низкосортной древесины |
2013 - 2014 |
- |
- |
- |
Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми |
1.2. |
Предоставление в установленном порядке субсидий хозяйствующим субъектам на компенсацию затрат по созданию производств топливных гранул, топливных брикетов и топливной щепы |
2013-2014 |
40000 |
20000 |
20000 |
Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми |
Содействие в реализации проектов по строительству (реконструкции) коммунальных котельных, теплоэлектростанций, использующих в качестве основного вида топлива древесные отходы и низкосортную древесину | ||||||
2.1. |
Содействие в строительстве котельных и теплоэлектростанций, использующих в качестве основного вида топлива древесные отходы и низкосортную древесину (параметры проектов представлены в приложении к подпрограмме "Использование низкосортной древесины и отходов лесопереработки в качестве топлива для производства горячей воды, тепловой и электрической энергии" региональной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2010 - 2020 годы)"): |
2013 - 2014 |
- |
- |
- |
Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми |
2.1.1. |
Строительство мини-ТЭС на древесных отходах |
2013 |
- |
- |
- |
|
2.1.2. |
Строительство котельной на отходах деревообработки |
2013 |
- |
- |
- |
|
2.1.3. |
Строительство ТЭС на отходах деревообработки |
2014 |
- |
- |
- |
|
2.2. |
Разработка технико-экономических обоснований по модернизации систем теплоснабжения населенных пунктов Республики Коми с использованием в качестве топлива древесных отходов, топливных гранул и топливных брикетов, в том числе в следующих населенных пунктах Республики Коми: |
2013-2014 |
4600 |
2300 |
2300 |
Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми |
2.2.1. |
с. Усть-Кулом |
2013 |
500 |
500 |
- |
|
2.2.2. |
с. Койгородок (с п. Койдин) |
2013 |
500 |
500 |
- |
|
2.2.3. |
с. Объячево |
2013 |
500 |
500 |
- |
|
2.2.4. |
с. Сторожевск |
2013 |
400 |
400 |
- |
|
2.2.5. |
с. Нившера |
2013 |
200 |
200 |
- |
|
2.2.6. |
пгт Жешарт |
2014 |
500 |
- |
500 |
|
2.2.7. |
пгт Благоево |
2014 |
500 |
- |
500 |
|
2.2.8. |
пст Ёдва |
2014 |
250 |
- |
250 |
|
2.2.9. |
пст Вожский |
2014 |
250 |
- |
250 |
|
2.2.10. |
с. Визинга |
2014 |
500 |
- |
500 |
|
2.2.11. |
с. Летка |
2014 |
300 |
- |
300 |
|
2.2.12. |
с. Яснэг |
2013 |
200 |
200 |
- |
|
Замена в коммунальных котельных в качестве топлива угля на древесные топливные брикеты | ||||||
3.1. |
Использование топливных брикетов в качестве топлива вместо угля |
2013-2014 |
- |
- |
- |
ОАО "Коми тепловая компания" (по согласованию) |
4. Популяризация использования древесных топливных гранул и брикетов, а также топливной щепы для производства тепла у населения и хозяйствующих субъектов | ||||||
4.1. |
Создание раздела по развитию биоэнергетики в Республике Коми на официальном сайте Министерства развития промышленности и транспорта Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
2013-2014 |
- |
- |
- |
Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми |
4.2. |
Размещение информации, пропагандирующей использование древесных топливных гранул и топливных брикетов, в республиканских средствах массовой информации |
2013-2014 |
- |
- |
- |
Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми |
|
Итого: |
|
44,6 |
22,3 |
22,3 |
|
Порядок и условия предоставления субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Коми хозяйствующим субъектам на компенсацию затрат по созданию производств топливных гранул, топливных брикетов и топливной щепы, предусмотренных настоящей подпрограммой, утверждаются Правительством Республики Коми.
Раздел 5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в 2013-2014 годах составит 44,6 млн. рублей. Объем финансирования по бюджетополучателям представлен в таблице 2.
Таблица 2
Бюджетополучатели |
Единица измерения |
всего |
2013 г. |
2014 г. |
Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми |
млн.руб. |
44,6 |
22,3 |
22,3 |
Всего: |
|
44,6 |
22,3 |
22,3 |
Раздел 6. Оценка ожидаемой бюджетной, экономической и социальной эффективности подпрограммы.
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы
Выполнение подпрограммных мероприятий позволит снизить объемы накопленных древесных отходов, вовлечь древесные отходы и низкосортную древесину в хозяйственный оборот, уменьшить загрязнение компонентов окружающей среды, увеличить выработку тепло- и электроэнергии с использованием в качестве топлива возобновляемых источников энергии.
Экономическая эффективность реализации подпрограммы обеспечивается за счет:
привлечения инвестиций в реализацию проектов по модернизации и строительству котельных и теплоэлектростанций;
повышения эффективности работы лесоперерабатывающих и лесозаготовительных предприятий;
создания новых производств по выпуску топливных гранул, топливных брикетов и топливной щепы;
вовлечения в хозяйственный оборот низкосортной древесины и древесных отходов.
Бюджетная эффективность реализации подпрограммы обеспечивается за счет:
снижения бюджетных расходов на отопление бюджетных учреждений;
роста ожидаемых налоговых поступлений в республиканский бюджет Республики Коми и местные бюджеты за счет создания новых биотопливных производств.
Социальная эффективность реализации подпрограммы отражает соответствие результатов социальным интересам населения за счет:
появления новых рабочих мест на вновь созданных биотопливных предприятиях;
снижения загрязнения компонентов окружающей среды и оздоровления экологической обстановки за счет того, что древесные отходы не будут захламлять территории населенных пунктов Республики Коми, а также за счет того, что в котельных будет сжигаться древесное топливо вместо угля, уменьшатся выбросы углерода и серы в атмосферу;
обеспечения более комфортных условий проживания.
Эффективность подпрограммы будет оцениваться по степени достижения основной цели - увеличение использования древесных отходов лесоперерабатывающего и лесозаготовительного производства, а также низкосортной древесины для эффективного производства тепловой, электрической энергии и горячей воды.
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы представлены в таблице 3.
Таблица 3
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2013 г. |
2014 г. |
1. |
Создание условий для развития производств топливных гранул, топливных брикетов и топливной щепы: |
|||
|
объем древесных отходов и низкосортной древесины, дополнительно используемый для производства топливных гранул, топливных брикетов и топливной щепы |
тыс.т |
60 |
120 |
|
объем созданных мощностей по производству топливных гранул, топливных брикетов и топливной щепы |
тыс.т |
25 |
50 |
2. |
Содействие в реализации проектов по строительству (реконструкции) коммунальных котельных, теплоэлектростанций, использующих в качестве основного вида топлива древесные отходы и низкосортную древесину: |
|||
|
введенная мощность по производству тепловой энергии с использование древесных отходов и древесины |
МВт |
14 |
5 |
|
введенная мощность по производству электрической энергии с использование древесных отходов и древесины |
МВт |
2,3 |
7 |
3. |
Замена в коммунальных котельных в качестве топлива угля на древесные топливные брикеты: |
|||
|
объем замены угля на топливные брикеты |
тыс.т |
6 |
30 |
4. |
Популяризация использования древесных гранул и брикетов, а также топливной щепы для производства тепла среди населения и хозяйствующих субъектов: |
|||
|
объемы продаж топливных гранул и топливных брикетов на внутреннем рынке Республики Коми |
тыс.т |
6 |
25 |
Раздел 7. Система управления и контроля
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется Правительством Республики Коми.
Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми является ответственным за реализацию подпрограммы:
осуществляет ведение мониторинга хода реализации мероприятий подпрограммы;
формирует и представляет в Службу Республики Коми по тарифам отчет о ходе реализации мероприятий подпрограммы по итогам первого квартала, первого полугодия, девяти месяцев - до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 8 февраля года, следующего за отчетным;
готовит и вносит на рассмотрение в Службу Республики Коми по тарифам предложения о внесении изменений в подпрограмму.
Исполнителями подпрограммы по своим направлениям являются Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми, Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми.
Исполнители (бюджетополучатели) подпрограммы:
1) обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий;
2) ежегодно, до 1 февраля, разрабатывают и утверждают план-график по реализации мероприятий подпрограммы с указанием сроков и ответственных исполнителей;
3) осуществляют ведение мониторинга хода реализации мероприятий подпрограммы;
4) формируют и представляют заказчику подпрограммы отчет о ходе реализации подпрограммы в части курируемых направлений по форме, установленной заказчиком подпрограммы и размещенной на официальном сайте Министерства развития промышленности и транспорта Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по итогам первого квартала, первого полугодия, девяти месяцев - до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 10 февраля года, следующего за отчетным;
5) при возникновении необходимости корректировки мероприятий представляют в Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми предложения о внесении изменений в подпрограмму с указанием положений, требующих изменений, с пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием расходов, возникающих в результате принятия указанных изменений.
Заказчик подпрограммы:
1) осуществляет координацию работы по реализации подпрограммы;
2) на основе представленных исполнителями (бюджетополучателями) отчетов о ходе реализации мероприятий подпрограммы осуществляет мониторинг хода реализации подпрограммы в целом и формирует сводный отчет о выполнении подпрограммы;
3) на основе представленных исполнителями подпрограммы предложений о внесении изменений в подпрограмму подготавливает и вносит в установленном порядке проект постановления Правительства Республики Коми о внесении изменений в подпрограмму.
Приложение
к подпрограмме "Использование низкосортной
древесины и отходов лесопереработки в
качестве топлива для производства горячей
воды, тепловой и электрической энергии"
региональной программы "Энергосбережение
и повышение энергетической эффективности
на территории Республики Коми
(2010 - 2020 годы)"
Проекты
по строительству (реконструкции) коммунальных котельных, теплоэлектростанций, использующих в качестве основного вида топлива древесные отходы и низкосортную древесину
N п/п |
Проект |
Год ввода |
Мощность по производству, МВт |
Вид топлива |
Количество топлива в год, тыс.т |
|
тепл. энергии |
электр. энергии |
|||||
1. |
Строительство мини-ТЭС на древесных отходах |
2013 |
11 |
2,3 |
кора, щепа, опилки |
53 |
2. |
Строительство котельной на отходах деревообработки |
2013 |
3 |
- |
опилки |
5,2 |
3. |
Строительство ТЭС на отходах деревообработки |
2014 |
5 |
7 |
опилки, щепа, дровяная и балансовая древесина |
70 |
Итого: |
19 |
9,3 |
- |
128,2 |
".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.