Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 26 октября 2005 г. N А29-5269/05-3э
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 января 2006 г. N А29-5269/2005-3э настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в судебном заседании представителя от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании 24 октября 2005 года апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.08.2005 г. по делу N А29-5269/05-3э, принятое по иску ОАО, в лице Сосногорского отделения к Управлению по социальным вопросам Администрации МО "Город Сосногорск" Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по РК, Министерству финансов Республики Коми, Третье лицо: Финансовое управление Министерства финансов РК в г.Сосногорск,
установил:
ОАО обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Управлению по социальным вопросам Администрации МО "Город Сосногорск", Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми и Министерству финансов Республики Коми о взыскании убытков в сумме 167092 руб. 06 коп.., возникших в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан по услугам связи за 2000-2004 г.г. на основании Федерального закона "О ветеранах".
Определением суда от 04 июля 2005 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в г.Сосногорске.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец письмом N 20/589 от 20.07.2005 года уточнил исковые требования и заявил отказ от иска на сумму 20957 руб. 42 коп.
Решением суда от 26.08.2005 года исковые требования ОАО о взыскании убытков, связанных с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" удовлетворены частично за счет казны Российской Федерации и взысканы с Министерства финансов Российской Федерации в размере 122605 руб. 21 коп. Во взыскании убытков с Управления по социальным вопросам Администрации МО "Город Сосногорск" и Министерства финансов Республики Коми, а также в остальной части иска отказано. В части взыскания убытков в размере 20957 руб. 42 коп. производство по делу прекращено в связи с отказом от иска.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части взыскания с последнего убытков в размере 122605 руб. 21 коп. отменить, в удовлетворении иска в указанной части отказать.
Заявитель считает, что истцом не доказан размер убытков, вина Министерства финансов Российской Федерации и причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникновением убытков.
ОАО в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указывая, что убытки обществу причинены в результате бездействия государственных органов власти.
Министерство финансов РК с решением суда согласно и считает, что убытки, понесенные истцом при предоставлении льгот по услугам связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", подлежат возмещению из федерального бюджета.
Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в г.Сосногорске в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что данное решение является законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Управления по социальным вопросам Администрации МО "Город Сосногорск", Министерства финансов Российской Федерации и Финансового управления Министерства финансов РК в г.Сосногорске в судебное заседание не явились.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Учитывая изложенное, суд считает возможным по имеющимся в деле материалам рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и заслушав представителя Министерства финансов Республики Коми, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 года N 5-ФЗ оператор связи - Сосногорская дистанция сигнализации и связи Сосногорского отделения Северной железной дороги, являющийся филиалом ОАО, в течение 2001-2004 г.г. предоставляло льготы по оплате услуг связи перечисленным в законе категориям граждан, проживающим в Муниципальном образовании "Город Сосногорск".
Затраты, произведенные истцом по предоставлению этих услуг, не были возмещены Управлением по социальным вопросам Администрации МО "Город Сосногорск" по причине невыделения средств, что и послужило основанием для обращения в суд с требованием о взыскании убытков в принудительном порядке.
В силу статьи 47 Федерального закона Российской Федерации "О связи" от 07.07.2003 года N 126-ФЗ для отдельных категорий пользователей услугами связи международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности оказания услуг связи, порядка и размера их оплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 года N 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот.
В подпункте а) пункта 1 указано, что Правила устанавливают порядок возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи, в том числе ветеранам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 2 Правил финансирование расходов, указанных в пункте 1 Правил производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам и инвалидам.
В силу данных Правил Министерство труда и социального развития РФ на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты субъектов РФ по каждому виду услуг связи, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2000 год и доводит это решение до сведения органов социальной защиты населения субъектов РФ.
Действие вышеуказанных правил продлено на 2001-2004 г.г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 года N 80.
В соответствии с актом сверки задолженности между Сосногорской дистанцией сигнализации и связи ОАО и Управлением по социальным вопросам МО "Город Сосногорск" задолженность по льготам по услугам связи, предоставляемым в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" составляет: за 2002 год - 52571,4 руб., за 2003 год - 28686,49 руб., за 2004 год - 64876,75 руб.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы лица, чье право нарушено, которое оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на оплату установки телефона и абонентскую плату за пользование им возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Убытки истца возникли в связи с исполнением им установленных Федеральным законом "О ветеранах" обязанностей вследствие недофинансирования из федерального бюджета, что сторонами не оспаривается.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о наличии вины Российской Федерации в лице органов государственной власти, которая выражена в форме бездействия - непринятия мер по возмещению расходов оператору связи.
В силу статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно постановлений Правительства Российской Федерации от 06.03.98 г. N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" и "О Министерстве финансов Российской Федерации" от 30.06.2004 г. N 329 Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, одна из основных задач которого состоит в разработке проекта федерального бюджета и обеспечении исполнения в установленном порядке федерального бюджета.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не состоятельны и судом апелляционной инстанции не принимаются, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Материалами дела подтверждается, что в сумму предъявленных ко взысканию убытков включен налог на добавленную стоимость, тогда как пунктом 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, разъясняется, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по НДС.
Учитывая данное обстоятельство, убытки, причиненные ОАО, правомерно взысканы судом первой инстанции частично в сумме 122605 руб. 21 коп. без учета суммы НДС.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на Министерство финансов Российской Федерации.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса, освобождающий от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, в данном случае не применяется, поскольку расширительному толкованию не подлежит и применяется только в случаях, когда указанные выше органы выступают в роли процессуальных истцов.
Однако, указанная норма права не освобождает государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы от возмещения стороне, выигравшей спор, судебных расходов.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 26 августа 2005 года по делу N А29-5269/05-3э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в доход бюджета Российской Федерации 1000 руб. 00 коп. госпошлины.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 26 октября 2005 г. N А29-5269/05-3э (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании