Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция
развития библиотечного обслуживания молодёжи Республики Коми на 2007-2010 г.г.
(Одобрено Коллегией Министерства культуры и национальной политики Республики Коми от 21 декабря 2006 г. N 8)
I. Введение
Изменения в развитии общества происходят настолько стремительно, что библиотеки вынуждены меняться, чтобы сохранить свою значимость и быть востребованным социальным институтом.
В руководстве ИФЛА/Юнеско по развитию службы публичных библиотек говорится: "Публичная библиотека должна стараться удовлетворять потребности всех групп общества... Однако, она несёт особую ответственность за удовлетворение потребностей детей и молодёжи", (глава 1 "Роль и цели публичной библиотеки").
Учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик и особенностей социального положения. Молодёжь - органическая часть современного общества, имеющая свои особые общественные функции, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность её истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений.
Особое положение молодёжи в обществе обуславливает отличие в информационных потребностях, применение специфических форм и методов информационно-библиотечного обслуживания, что нашло отражение в данной концепции.
Концепция разработана в соответствии
- Федеральным законом "О библиотечном деле" N 78-ФЗ от 23.11.1994 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "29.12.1994"
- Законом РК "О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов" N 43-РЗ от 09.12.1996 г.
- Законом РК "О молодёжи" N 18-РЗ от 17.03.1997 г.
- Указом Президента РФ "О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики" N 1075 от 16.09.1992 г.
- "Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки" от 24.05.2001 г.
- Модельным стандартом деятельности юношеской библиотеки от 21.05.2004 г.
- Руководством ИФЛА/Юнеско по развитию службы публичных библиотек. - С-Петербург, 2001 г.
- Рекомендациями ИФЛА по библиотечному обслуживанию молодёжи 2005 г.
II. Положение молодёжи в Республике Коми
В последние годы в республике наблюдается рост численности молодёжи. Её удельный вес от общего числа читателей РК возрос с 25,6% в 1998 г. до 27,8 % в 2005 г. (учитывается возраст от 14 до 29 лет включительно). Это обусловлено тем, что в состав молодёжи включились подростки 1985-1988 г.г. рождения, когда наблюдалась высокая рождаемость. Для сравнения: в среднем по России число молодёжи в возрасте от 14 до 29 лет составляет 24%, странах Европейского союза в среднем 12,4%.
Однако очень скоро мы будем наблюдать совершенно другую тенденцию. В состав молодёжи начнёт вступать малочисленное поколение, рождённое в 90-х годах. По прогнозам Госкомстата численность населения республики с 2006 по 2026 год уменьшится на 25,2% и составит 734 тысячи человек. Если в настоящее время в нетрудоспособном возрасте находятся 32% населения, в трудоспособном - 68%, в 2006 г. это соотношение изменится таким образом 39% - нетрудоспособный возраст, 61% - трудоспособный возраст.
Молодёжь является главным субъектом образования семьи в РК. Три четверти невест и две трети женихов вступают в брак в возрасте до 29 лет. Наибольшая доля заключаемых браков приходится на возраст 20-24 года (около 40%). Соответственно и уровень рождаемости определяется возрастной группой женщин до 29 лет (около 80%).
Наряду с этим молодёжь не торопится с созданием семьи. Изменение взглядов на ценность брачных отношений привело к росту незарегистрированных браков (каждый 10 брак - гражданский).
Здоровье - один из наиболее важных факторов, определяющих будущее положение молодёжи, качество её жизни, эффективность её как рабочей силы. Следствием тяжёлого материального положения стало ухудшение физического и психического здоровья молодёжи. Заболеваемость среди подростков в 1,5 раза превышает общий уровень заболеваемости населения республики. Молодое поколение республики, которое по логике вещей, должно быть наиболее здоровой частью общества, таковым не является.
Социальная обстановка и утрата моральных ценностей, неверие молодого поколения в возможность самореализации привели к широкому распространению в молодёжной среде наркомании, токсикомании, алкоголизма, венерических заболеваний. Как в мире, так и в России в целом, молодёжь составляет до 80% всех ВИЧ-инфицированных; три четверти потребителей наркотиков - дети и молодёжь.
Сегодня хороший уровень образования, как никогда, необходим молодому человеку, который является одним их партнёров рынка труда и рынка образовательных услуг. Молодой человек должен не только получать хорошее профессиональное образование, но и быть готовым и умеющим согласовывать свои интересы с интересами предприятия и общества. Показатели образования населения республики превышают среднероссийские. За 5 лет почти на треть возросла численность молодёжи с высшим и средним профессиональным образованием.
Однако профессиональная ориентация молодёжи и сама система профессионального образования всех уровней не вполне отвечает перспективам развития региона. Значительная часть молодёжи при выборе будущей профессии отдаёт предпочтение таким сферам, как юриспруденция, экономика, бухгалтерский учёт, торговля. Многие молодые люди не могут устроиться по полученной специальности. Среди зарегистрированных безработных выпускники занимают 6%. Доля молодёжи в общей численности безработных - 34% (в 2000 г. - 30,5%)
Доля молодёжи республики в противоправной деятельности - 61% от общего числа правонарушений. Каждый шестой правонарушитель - несовершеннолетний. (По России - 54% от общего числа правонарушений, каждый десятый правонарушитель - несовершеннолетний).
Невысокая вовлечённость молодёжи в организованные формы проведения досуга. Существует противоречие между растущими потребностями и недостаточными возможностями для организации досуга.
Острейшей проблемой остаются неудовлетворительные жилищные условия.
В целом социальное и экономическое положение молодёжи можно охарактеризовать как нестабильное, не обеспечивающее необходимых возможностей жизненного самоопределения. В данной ситуации для библиотек Республики Коми особенно важно осознание своей роли в информационной поддержке молодого поколения, в решением# жизненно важных проблем.
III. Миссия и задачи библиотек, обслуживающих молодёжь
Миссия библиотек, обслуживающих молодёжь.
1. Обеспечение конституционного права молодых граждан на свободный доступ к социально-значимой информации. Создание равных информационных возможностей для развития современно мыслящей, образованной, творчески активной молодёжи, информационная поддержка растущей личности в решении жизненно-важных# проблем.
Задачи:
1. Дифференцированный подход к обслуживанию молодёжи на основе психолого-возрастных особенностей.
2. Выбор адекватных возрасту форм и методов работы.
3. Изучение информационных запросов, системы ожидания молодёжи от библиотеки.
4. Формирование фондов с учётом интересов молодого пользователя, расширение видового состава фондов.
5. Активное внедрение информационных технологий, предоставление доступа к электронным информационным ресурсам, в том числе Интернет.
IV. Библиотечное обслуживание молодёжи в Республике Коми
Публичные библиотеки РК обслуживают 120 тысяч пользователей в возрасте от 14 до 25 лет, что составляет 1/4 от общего числа пользователей. Если принять во внимание, что Закон РК "О молодёжи" определяет молодёжь как "социально-демографическую группу в возрасте от 14 до 29 лет (включительно), то процент пользователей библиотек, относящихся к категории молодёжи, значительно возрастает. Наблюдается тенденция увеличения молодёжной читательской аудитории.
В Республике Коми сложились следующие модели библиотечного обслуживания молодёжи:
- Специализированные юношеские и детско-юношеские муниципальные библиотеки;
- Специализированные структурные подразделения по обслуживанию молодёжи в муниципальных библиотеках (отделы, сектора, кафедры);
- Библиотечно-информационное обслуживание молодёжи в муниципальных библиотеках по приоритетным направлениям запросов данной категории пользователей без создания специализированных структурных подразделениях (в небольших библиотеках).
Муниципальные библиотеки самостоятельно определяют модели информационно библиотечного# обслуживания молодёжи с учётом возможностей максимально полного удовлетворения информационных, культурных и образовательных потребностей пользователей данной категории.
Методическим и ресурсным центром по всем направлениям работы с молодёжью является Коми республиканская юношеская библиотека (КРЮБ).
Функции КРЮБ как методического центра:
- Методическое обеспечение деятельности муниципальных библиотек РК посредством аналитической, консультативно-методической помощи по вопросам информационно-библиографического обслуживания молодёжи.
- Осуществление методического мониторинга состояния и развития библиотек с целью изучения, анализа и трансляции инновационных форм и методов работы библиотек с юношеством и молодёжью.
- Проведение работы по поиску, выявлению и оценке существующих библиотечных инноваций в обслуживании юношества и молодежи и их адаптации к условиям деятельности библиотек Республики Коми.
- Разработка и внедрение новшеств, способствующих повышению эффективности и качества деятельности библиотек.
- Осуществление работы по повышению квалификации и переподготовке библиотечных специалистов, содействие непрерывному образованию.
- Организация практической помощи библиотекарям в реализации методических рекомендаций по работе с молодёжью.
- Формирование документных фондов методических материалов, создание электронной базы данных, методических материалов.
- Подготовка методических изданий и аналитических материалов по работе с молодёжью.
Функции КРЮБ как ресурсного центра:
- Формирование документных фондов, отражающих интересы и запросы молодёжи, и предоставление их в пользование путём межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов.
- Создание собственных библиографических баз данных и предоставление их коллективным и индивидуальным пользователям с помощью Интернет-технологий.
- Участие в создании объединённых ресурсов корпорации библиотек Республики Коми "Чукор".
V. Стратегические направления развития библиотечно-информационного обслуживания молодёжи в Республике Коми
В области формирования документных фондов.
Документные фонды предназначенные для активного использования молодёжью должны составлять 30% от общего числа. Документные фонды для молодёжи универсальные, однако, необходимо обращать внимание на наличие в них материалов, связанных с социальной адаптацией, правовым просвещением, формированиям# культуры личности. Для привлечения молодёжи в библиотеку особое значение имеет задача по расширению видового состава фондов, комплектованию информации на цифровых носителях, эффективная интеграция печатных и электронных ресурсов.
В области формирования информационной культуры и культуры чтения.
Организация эффективного обучения поиску информации на традиционных и электронных носителях, в т.ч. в сети Интернет. Создание программ по сохранению и поддержке чтения, как базисного инструмента духовного развития личности, организация мероприятий по продвижению чтения, на базе тщательно продуманных скомплектованных фондов, библиографических материалов, эффективных методах читательского развития.
В области социальной адаптации молодёжи.
Информационное обеспечение социальных проблем молодежи с учётом психолого-возрастных особенностей. Выбор адекватных возрасту форм и методов работы по поддержке образовательной деятельности, профессиональной ориентации, формированию здорового образа жизни, семейных ценностей, гражданской позиции, правовому воспитанию, организации досуга. Развитие и расширение сложившейся системы универсальных и специализированных центров информации по проблемам молодёжи. Организация ресурсного обмена, развитие системы электронной доставки документов. Активное использование существующих справочно-правовых систем.
В области социального партнёрства.
Расширение взаимодействия с заинтересованными учреждениями и организациями системы образования, социальной защиты, молодёжными общественными организациями и объединениями, правоохранительными и др. организациями. Создание и реализация совместных творческих программ и проектов молодёжной направленности с целью привлечения читательского и общественного интереса к библиотеке, поднятия её престижа.
В области информатизации.
Наращивание технического обеспечения, формирование и предоставление специализированных информационных ресурсов, интеграция библиотек, обслуживающих молодёжь, в корпоративные сети на уровне республики.
В области методического обеспечения и непрерывного профессионального образования.
Организация методического мониторинга библиотек, обслуживающих молодёжь, выявление и поддержка инновационных форм деятельности, вовлечение широкого круга библиотечных специалистов, обслуживающих молодёжь, в республиканскую программу непрерывного библиотечного образования.
VI. Механизмы реализации концепции
- Участие в федеральных, республиканских и муниципальных программах по развитию и модернизации библиотечного обслуживания молодёжи в РК.
- Совершенствование системы повышения квалификации специалистов библиотек в рамках непрерывного библиотечного образования.
- Разработка нормативно-правовых документов в области библиотечного дела в Республике Коми.
VII. Финансовые ресурсы
- Бюджетное финансирование.
- Средства республиканских, российских, международных программ, фондов, грантов.
- Собственные доходы библиотеки.
- Другие привлечённые средства.
VIII. Ожидаемые результаты
- Увеличение числа молодёжи в общем количестве пользователей публичных библиотек.
- Обновление документных фондов библиотек для молодёжи и расширение их видового состава.
- Дальнейшее развитие специализированного библиотечного обслуживания. Увеличение числа филиалов, отделов, секторов, кафедр по обслуживанию молодёжи.
- Организация дифференцированного информационно-библиографического обслуживания молодёжи с учётом социальных потребностей, психолого-возрастных особенностей.
- Техническая модернизация библиотек, обслуживающих молодёжь. Оказание услуг с использованием новых информационных технологий.
Повышение престижа библиотек, развитие технологий социального партнёрства.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минкультуры Республики Коми от 11 января 2007 г. N 16-од "О реализации постановления коллегии Министерства культуры... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.