Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Государственный стандарт
"Социальное обслуживание населения Республики Коми "Качество социальных услуг, предоставляемых гражданам учреждениями социального обслуживания населения"
(утв. постановлением Правительства Республики Коми от 25 сентября 2006 г. N 242)
5 ноября 2009 г.
Настоящий стандарт качества распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению учреждениями социального обслуживания населения (далее - учреждения), и устанавливает основные положения, определяющие качество социальных услуг применительно к объему и формам предоставления социальных услуг.
Качество социальной услуги определяется как совокупность характеристик социальной услуги, определяющих ее способность удовлетворять потребности клиента социальной службы.
8. Качество социально-бытовых услуг
8.1. Качество социально-бытовых услуг, а также социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых рассматривается применительно к объему и формам их предоставления в соответствии с принятыми государственными стандартами оказания социальных услуг.
8.2. Содействие населению всех категорий и групп в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми мер социальной поддержки и преимуществ должно обеспечивать своевременное, полное и квалифицированное оказание помощи в решении вопросов, интересующих граждан, и удовлетворять их запросы и потребности.
8.3. Жилая площадь, предоставляемая в стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания, по размерам и другим жизненным показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность) должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать удобство проживания граждан. При размещении граждан в жилых помещениях (комнатах) должны быть учтены их физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость.
Помещения, предоставляемые для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурно-бытового обслуживания, по размерам, расположению и конфигурации должны обеспечивать проведение в них всех упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемого контингента.
Все жилые, служебные и производственные помещения должны отвечать санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности, в том числе противопожарной, должны быть оснащены телефонной связью и обеспечены всеми средствами коммунально-бытового благоустройства, быть доступны инвалидам. Кроме того, они должны быть защищены от воздействия различных факторов (повышенных температур воздуха, влажности воздуха, запыленности, вибрации и т.д.), отрицательно влияющих на здоровье персонала и проживающих граждан, на качество предоставляемых услуг.
8.4. Предоставляемые гражданам в стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания мебель и постельные принадлежности должны быть удобными в пользовании, подобраны с учетом физического состояния граждан (инвалидов, тяжелобольных, малоподвижных и т.д.), отвечать требованиям современного дизайна.
8.5. Предоставляемая одежда, обувь, нательное белье и постельные принадлежности должны быть удобными в носке, соответствовать росту, размерам граждан, отвечать, по возможности, их запросам по фасону и расцветке, а также санитарно-гигиеническим требованиям.
8.6. Горячее питание, предоставляемое в учреждениях социального обслуживания, и горячие обеды, доставляемые на дом, должны быть приготовлены из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребность граждан по калорийности, соответствовать нормам питания, санитарно-гигиеническим требованиям и быть предоставлены с учетом состояния здоровья граждан.
8.7. Социально-бытовые услуги индивидуально-обслуживающего характера, предоставляемые в стационарных учреждениях социального обслуживания гражданам, неспособным по состоянию здоровья или преклонного возраста к самообслуживанию, должны обеспечивать выполнение необходимых для них процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий и неудобств. При этом необходима особая корректность обслуживающего персонала по отношению к гражданам.
8.8. Содействие в получении направления в стационарные учреждения социального обслуживания должно быть осуществлено строго в соответствии с показаниями, подтверждающими необходимость такого направления, и должно удовлетворять законные требования граждан.
8.9. При создании условий для отправления религиозных обрядов должны быть строго учтены вероисповедание, возраст, пол, физическое состояние граждан, особенности религиозных обрядов, принятые в различных конфессиях. Не допускаются любые ущемления прав свободного отправления религиозных обрядов верующими.
8.10. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями должно удовлетворять потребности граждан в своевременном и по умеренным ценам приобретении необходимых продовольственных и промышленных товаров, в решении ими вопросов в сфере коммунально-бытового обслуживания, связи и т.д.
8.11. Такие услуги, как покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости, доставка воды, топка печей, содействие в снабжении топливом, сдаче вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратной их доставке, в организации ремонта и уборки жилых помещений, должны обеспечивать полное и своевременное удовлетворение нужд и потребностей граждан в решении этих проблем в целях создания им нормальных условий жизни.
8.12. Оказание помощи в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или длительно болеющими членами семьи должно в значительной мере освободить от этих обязанностей остальных членов семьи и позволить им заниматься другими делами дома и на работе.
9. Качество социально-медицинских услуг
9.1. Помощь населению всех категорий и групп в получении ими предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми социально-медицинских услуг, предоставляемых социальными службами, должна обеспечивать своевременное и в необходимом объеме предоставление услуг с учетом характера заболевания, медицинских показаний, физического и психического состояния граждан.
9.2. Оказание или содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации и территориальной программы обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях должно обеспечивать полное, высококачественное и своевременное выполнение всех медицинских процедур и мероприятий, предусмотренных соответствующими программами.
9.3. Обеспечение ухода в стационарных учреждениях с учетом состояния здоровья должно включать в себя такие услуги, как наблюдение, проведение медицинских процедур, выдача лекарств в соответствии с назначением лечащих врачей, оказание помощи в передвижении и других действиях граждан.
9.4. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в правильном определении потребностей освидетельствуемых граждан в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Оказание помощи в прохождении медико-социальной экспертизы должно обеспечивать посещение гражданином соответствующих специалистов и сбор всех документов, необходимых для комплексной оценки состояния его организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого гражданина с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в установленном порядке.
9.5. Содействие в проведении реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должно обеспечивать выполнение оптимального для каждого инвалида набора разработанных мероприятий по социальной реабилитации, состоящей из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, и медицинской реабилитации, состоящей из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования.
9.6. Организация прохождения диспансеризации должна обеспечивать посещение гражданами всех предписанных им врачей-специалистов для углубленного и всестороннего обследования состояния здоровья.
9.7. Организация медико-социального обследования, оказания квалифицированного консультирования, проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, оказание первой доврачебной помощи, первичной медико-санитарной и стоматологической помощи должны обеспечивать удовлетворение потребности граждан стационарных учреждений в социально-медицинских услугах до начала систематического лечения.
9.8. Госпитализация или содействие в госпитализации нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов в лечебно-профилактические учреждения и в направлении их по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях), а также содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение должны осуществляться строго по медицинским показаниям, с учетом пожеланий граждан.
9.9. Содействие в получении бесплатной зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также обеспечение или содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации должны осуществляться в соответствии с практическими потребностями граждан.
9.10. Проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, очистительные клизмы) и оказание помощи в выполнении других связанных со здоровьем процедур (прием лекарств, закапывание капель и др.) должны осуществляться с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда гражданам.
9.11. Содействие гражданам, обслуживаемым на дому, в получении медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации и Республики Коми, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями, должно обеспечивать постановку предварительного диагноза, доставку граждан в лечебные учреждения, возвращение их домой.
9.12. Оказание гражданам, обслуживаемым на дому, санитарно-гигиенической помощи (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание), подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов в соответствии с назначением лечащих врачей, забор материалов для проведения лабораторных исследований, смена нательного белья, кормление ослабленных граждан должно обеспечивать своевременное, квалифицированное и высококачественное проведение предписанных медицинских процедур, способствовать улучшению состояния их здоровья и самочувствия, устранять неприятные ощущения дискомфорта.
9.13. Консультирование по социально-медицинским вопросам должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи гражданам в правильном понимании и решении стоящих перед ними конкретных социально-медицинских проблем (планирование семьи, современные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, профилактика различных заболеваний, обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними и др.).
9.14. Индивидуальная работа с несовершеннолетними по предупреждению вредных привычек и избавлению от них, подготовке к созданию семьи и рождению детей должна быть направлена на разъяснение пагубности вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение и т.д.), негативных результатов, к которым они приводят, и дать молодым людям необходимые рекомендации по предупреждению или преодолению этих привычек в зависимости от конкретных обстоятельств.
9.15. Организация экстренной медико-психологической и экстренной доврачебной помощи должна обеспечить безотлагательное медико-психологическое консультирование граждан, оказание помощи в мобилизации их физических и духовных ресурсов, в определении предварительного диагноза, правильном выборе и получении лекарств, порядке их приема до прибытия вызванного врача.
9.16. Социально-медицинский патронаж семей, имеющих детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, должен проводиться на основе систематического наблюдения за семьями, обеспечивать своевременное выявление возникающих в них проблем, которые могут отрицательно повлиять на здоровье и психику детей и усугубить сложившуюся трудную жизненную ситуацию в этих семьях, и оказание им необходимой в данный момент социально-медицинской помощи.
9.17. Содействие семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, воспитываемых дома, в их лечении, обучении навыкам самообслуживания, общения, самоконтроля должно обеспечивать обучение родителей и оказание им квалифицированной помощи в проведении мероприятий по социально-медицинской реабилитации детей, повышении их интеллектуального уровня и адаптации к сложившимся условиям жизни и быта.
9.18. Организация лечебно-трудовой деятельности и лечебно-оздоровительных мероприятий должна обеспечить привлечение граждан к посильной трудовой деятельности, совмещаемой с лечением и отдыхом в зависимости от состояния здоровья, с целью поддержания их активного образа жизни.
9.19. Оказание помощи в выполнении физических упражнений должно обеспечивать овладение гражданами доступным и безопасным для здоровья комплексом физических упражнений в целях его систематического выполнения для укрепления здоровья.
10. Качество социально-психологических услуг
10.1. Психологическое консультирование должно обеспечить оказание гражданам квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления семейных конфликтов, по вопросам детско-родительских, супружеских и других значимых отношений.
Социально-психологическое консультирование на основе полученной от гражданина информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем должно помочь ему раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить эти проблемы.
10.2. Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности гражданина, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.
10.3. Психокоррекция как активное психологическое воздействие должна обеспечивать преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении граждан (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в их психическом развитии и т.д.), что позволит привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды.
10.4. Психотерапевтическая помощь должна способствовать эффективному решению гражданами таких проблем, как преодоление в семье острой психотравмирующей или стрессовой ситуации, негативно влияющей на здоровье и психику, прежде всего, детей, неадекватных форм поведения родителей, и содействовать социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и быта и т.д.
10.5. Социально-психологический патронаж на основе систематического наблюдения за гражданами должен обеспечивать своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного или межличностного конфликта и других ситуаций, которые могут усугубить трудную жизненную ситуацию граждан, и оказание им необходимой социально-психологической помощи.
10.6. Психопрофилактическая и психологическая работа должна способствовать формированию у гражданина потребности в психологических знаниях и желания использовать их для работы над собой и своими проблемами, созданию условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе, своевременному предупреждению возможных нарушений в становлении и развитии личности гражданина.
10.7. Психологические тренинги как активное психологическое воздействие должны оцениваться по их эффективности в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, привитию социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формированию личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям.
10.8. Привлечение граждан к участию в занятиях в группах взаимоподдержки, клубах общения должно обеспечивать оказание им помощи в выходе из состояния дискомфорта, поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения.
10.9. Экстренная психологическая (по телефону) и медико-психологическая помощь должны обеспечивать:
безотлагательное психологическое консультирование граждан, содействие в мобилизации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширении у них диапазона приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления трудностей, укреплении уверенности в себе;
медико-психологическое консультирование и помощь в определении предварительного диагноза, правильном выборе лекарств и порядке их приема до прибытия вызванного врача.
10.10. Беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса должны обеспечивать укрепление психического здоровья граждан, повышение их стрессоустойчивости и психической защищенности.
11. Качество социально-педагогических услуг
11.1. Социально-педагогическое консультирование должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи гражданам в правильном понимании и решении стоящих перед ними социально-педагогических проблем (родительско-детские отношения, воспитание и развитие детей и подростков, формирование супружеских и семейных отношений, предупреждение и преодоление педагогических ошибок, межличностных отношений в семье и т.д.).
11.2. Социально-педагогическая диагностика и обследование личности должны проводиться с использованием современных приборов, аппаратуры, тестов и давать на основании всестороннего изучения личности объективную оценку ее состояния для оказания в соответствии с установленным диагнозом эффективной педагогической помощи гражданину, попавшему в кризисную или конфликтную ситуацию, установления форм и степени социальной дезадаптации детей, определения интеллектуального развития ребенка, изучения его склонностей, степени готовности к школе и т.д.
11.3. Педагогическая коррекция должна обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи родителям (в форме бесед, разъяснений, рекомендаций и т.д.) в преодолении и исправлении допущенных ими педагогических ошибок или конфликтных ситуаций в семье, травмирующих детей, а также в исправлении неадекватных родительских установок и форм поведения родителей при воспитании детей.
11.4. Организация досуга в учреждении социального обслуживания должна быть направлена на удовлетворение социокультурных и духовных запросов граждан. Она должна способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности граждан, привлечению их к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе, к проведению других культурно-досуговых мероприятий.
11.5. Качество услуг, связанных с организацией получения или содействием в получении образования инвалидами (в том числе детьми-инвалидами на дому) с учетом их физических возможностей и умственных способностей, определяется тем, в какой степени созданные условия для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими школьного образования по специальным программам, а также для получения взрослыми инвалидами по специальным программам и сами программы способствуют успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению.
Условия должны быть созданы с учетом характера инвалидности, физического состояния инвалидов и обеспечивать необходимые для них удобства в процессе воспитания и обучения.
Программы должны быть составлены с учетом способности к восприятию и усвоению навыков воспитания или учебного материала инвалидами.
11.6. Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, должны обеспечивать создание в стационарных учреждениях таких условий, которые позволят вовлечь граждан в различные формы жизнедеятельности с учетом состояния их здоровья, а также обеспечивать активное участие граждан в мероприятиях по обучению доступным профессиональным навыкам, способствующим восстановлению их личностного и социального статуса.
11.7. Обучение основам домоводства выпускников учреждений социального обслуживания (интернатных учреждений), проживающих самостоятельно, должно быть наглядным и эффективным, в результате его граждане должны в полном объеме освоить такие бытовые процедуры, как приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.
11.8. Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации должно развить у инвалидов практические навыки умения самостоятельно пользоваться этими средствами.
Профессиональная реабилитация инвалидов должна способствовать максимально возможному восстановлению их профессиональных навыков и овладению новыми профессиями.
Профессиональное консультирование должно способствовать быстрейшей профессиональной реабилитации инвалидов.
11.9. Содействие в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому должно обеспечивать оказание всесторонней педагогической помощи гражданам в повышении квалификации и качества их труда, а также помощи в своевременном и полном обеспечении их сырьем и сбыте готовой продукции.
11.10. Определение формы обучения несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и оказание им практической помощи в организации обучения осуществляются с учетом степени их социально-педагогической дезадаптации, уровня знаний, физического и психического состояния.
Организация профориентации, профобучения, трудоустройства таких подростков должна помочь им в выборе профессии, получении соответствующей квалификации и устройстве на работу по выбранной профессии.
11.11. Обуч
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.