Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Государственный стандарт
"Социальное обслуживание населения Республики Коми "Качество социальных услуг, предоставляемых гражданам учреждениями социального обслуживания населения"
(утв. постановлением Правительства Республики Коми от 25 сентября 2006 г. N 242)
5 ноября 2009 г.
Настоящий стандарт качества распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению учреждениями социального обслуживания населения (далее - учреждения), и устанавливает основные положения, определяющие качество социальных услуг применительно к объему и формам предоставления социальных услуг.
Качество социальной услуги определяется как совокупность характеристик социальной услуги, определяющих ее способность удовлетворять потребности клиента социальной службы.
8. Качество социально-бытовых услуг
8.1. Качество социально-бытовых услуг, а также социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых рассматривается применительно к объему и формам их предоставления в соответствии с принятыми государственными стандартами оказания социальных услуг.
8.2. Содействие населению всех категорий и групп в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми мер социальной поддержки и преимуществ должно обеспечивать своевременное, полное и квалифицированное оказание помощи в решении вопросов, интересующих граждан, и удовлетворять их запросы и потребности.
8.3. Жилая площадь, предоставляемая в стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания, по размерам и другим жизненным показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность) должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать удобство проживания граждан. При размещении граждан в жилых помещениях (комнатах) должны быть учтены их физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость.
Помещения, предоставляемые для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурно-бытового обслуживания, по размерам, расположению и конфигурации должны обеспечивать проведение в них всех упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемого контингента.
Все жилые, служебные и производственные помещения должны отвечать санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности, в том числе противопожарной, должны быть оснащены телефонной связью и обеспечены всеми средствами коммунально-бытового благоустройства, быть доступны инвалидам. Кроме того, они должны быть защищены от воздействия различных факторов (повышенных температур воздуха, влажности воздуха, запыленности, вибрации и т.д.), отрицательно влияющих на здоровье персонала и проживающих граждан, на качество предоставляемых услуг.
8.4. Предоставляемые гражданам в стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания мебель и постельные принадлежности должны быть удобными в пользовании, подобраны с учетом физического состояния граждан (инвалидов, тяжелобольных, малоподвижных и т.д.), отвечать требованиям современного дизайна.
8.5. Предоставляемая одежда, обувь, нательное белье и постельные принадлежности должны быть удобными в носке, соответствовать росту, размерам граждан, отвечать, по возможности, их запросам по фасону и расцветке, а также санитарно-гигиеническим требованиям.
8.6. Горячее питание, предоставляемое в учреждениях социального обслуживания, и горячие обеды, доставляемые на дом, должны быть приготовлены из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребность граждан по калорийности, соответствовать нормам питания, санитарно-гигиеническим требованиям и быть предоставлены с учетом состояния здоровья граждан.
8.7. Социально-бытовые услуги индивидуально-обслуживающего характера, предоставляемые в стационарных учреждениях социального обслуживания гражданам, неспособным по состоянию здоровья или преклонного возраста к самообслуживанию, должны обеспечивать выполнение необходимых для них процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий и неудобств. При этом необходима особая корректность обслуживающего персонала по отношению к гражданам.
8.8. Содействие в получении направления в стационарные учреждения социального обслуживания должно быть осуществлено строго в соответствии с показаниями, подтверждающими необходимость такого направления, и должно удовлетворять законные требования граждан.
8.9. При создании условий для отправления религиозных обрядов должны быть строго учтены вероисповедание, возраст, пол, физическое состояние граждан, особенности религиозных обрядов, принятые в различных конфессиях. Не допускаются любые ущемления прав свободного отправления религиозных обрядов верующими.
8.10. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями должно удовлетворять потребности граждан в своевременном и по умеренным ценам приобретении необходимых продовольственных и промышленных товаров, в решении ими вопросов в сфере коммунально-бытового обслуживания, связи и т.д.
8.11. Такие услуги, как покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости, доставка воды, топка печей, содействие в снабжении топливом, сдаче вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратной их доставке, в организации ремонта и уборки жилых помещений, должны обеспечивать полное и своевременное удовлетворение нужд и потребностей граждан в решении этих проблем в целях создания им нормальных условий жизни.
8.12. Оказание помощи в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или длительно болеющими членами семьи должно в значительной мере освободить от этих обязанностей остальных членов семьи и позволить им заниматься другими делами дома и на работе.
9. Качество социально-медицинских услуг
9.1. Помощь населению всех категорий и групп в получении ими предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми социально-медицинских услуг, предоставляемых социальными службами, должна обеспечивать своевременное и в необходимом объеме предоставление услуг с учетом характера заболевания, медицинских показаний, физического и психического состояния граждан.
9.2. Оказание или содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации и территориальной программы обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях должно обеспечивать полное, высококачественное и своевременное выполнение всех медицинских процедур и мероприятий, предусмотренных соответствующими программами.
9.3. Обеспечение ухода в стационарных учреждениях с учетом состояния здоровья должно включать в себя такие услуги, как наблюдение, проведение медицинских процедур, выдача лекарств в соответствии с назначением лечащих врачей, оказание помощи в передвижении и других действиях граждан.
9.4. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в правильном определении потребностей освидетельствуемых граждан в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Оказание помощи в прохождении медико-социальной экспертизы должно обеспечивать посещение гражданином соответствующих специалистов и сбор всех документов, необходимых для комплексной оценки состояния его организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого гражданина с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в установленном порядке.
9.5. Содействие в проведении реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должно обеспечивать выполнение оптимального для каждого инвалида набора разработанных мероприятий по социальной реабилитации, состоящей из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, и медицинской реабилитации, состоящей из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования.
9.6. Организация прохождения диспансеризации должна обеспечивать посещение гражданами всех предписанных им врачей-специалистов для углубленного и всестороннего обследования состояния здоровья.
9.7. Организация медико-социального обследования, оказания квалифицированного консультирования, проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, оказание первой доврачебной помощи, первичной медико-санитарной и стоматологической помощи должны обеспечивать удовлетворение потребности граждан стационарных учреждений в социально-медицинских услугах до начала систематического лечения.
9.8. Госпитализация или содействие в госпитализации нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов в лечебно-профилактические учреждения и в направлении их по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях), а также содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение должны осуществляться строго по медицинским показаниям, с учетом пожеланий граждан.
9.9. Содействие в получении бесплатной зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также обеспечение или содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации должны осуществляться в соответствии с практическими потребностями граждан.
9.10. Проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, очистительные клизмы) и оказание помощи в выполнении других связанных со здоровьем процедур (прием лекарств, закапывание капель и др.) должны осуществляться с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда гражданам.
9.11. Содействие гражданам, обслуживаемым на дому, в получении медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации и Республики Коми, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями, должно обеспечивать постановку предварительного диагноза, доставку граждан в лечебные учреждения, возвращение их домой.
9.12. Оказание гражданам, обслуживаемым на дому, санитарно-гигиенической помощи (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание), подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов в соответствии с назначением лечащих врачей, забор материалов для проведения лабораторных исследований, смена нательного белья, кормление ослабленных граждан должно обеспечивать своевременное, квалифицированное и высококачественное проведение предписанных медицинских процедур, способствовать улучшению состояния их здоровья и самочувствия, устранять неприятные ощущения дискомфорта.
9.13. Консультирование по социально-медицинским вопросам должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи гражданам в правильном понимании и решении стоящих перед ними конкретных социально-медицинских проблем (планирование семьи, современные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, профилактика различных заболеваний, обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними и др.).
9.14. Индивидуальная работа с несовершеннолетними по предупреждению вредных привычек и избавлению от них, подготовке к созданию семьи и рождению детей должна быть направлена на разъяснение пагубности вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение и т.д.), негативных результатов, к которым они приводят, и дать молодым людям необходимые рекомендации по предупреждению или преодолению этих привычек в зависимости от конкретных обстоятельств.
9.15. Организация экстренной медико-психологической и экстренной доврачебной помощи должна обеспечить безотлагательное медико-психологическое консультирование граждан, оказание помощи в мобилизации их физических и духовных ресурсов, в определении предварительного диагноза, правильном выборе и получении лекарств, порядке их приема до прибытия вызванного врача.
9.16. Социально-медицинский патронаж семей, имеющих детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, должен проводиться на основе систематического наблюдения за семьями, обеспечивать своевременное выявление возникающих в них проблем, которые могут отрицательно повлиять на здоровье и психику детей и усугубить сложившуюся трудную жизненную ситуацию в этих семьях, и оказание им необходимой в данный момент социально-медицинской помощи.
9.17. Содействие семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, воспитываемых дома, в их лечении, обучении навыкам самообслуживания, общения, самоконтроля должно обеспечивать обучение родителей и оказание им квалифицированной помощи в проведении мероприятий по социально-медицинской реабилитации детей, повышении их интеллектуального уровня и адаптации к сложившимся условиям жизни и быта.
9.18. Организация лечебно-трудовой деятельности и лечебно-оздоровительных мероприятий должна обеспечить привлечение граждан к посильной трудовой деятельности, совмещаемой с лечением и отдыхом в зависимости от состояния здоровья, с целью поддержания их активного образа жизни.
9.19. Оказание помощи в выполнении физических упражнений должно обеспечивать овладение гражданами доступным и безопасным для здоровья комплексом физических упражнений в целях его систематического выполнения для укрепления здоровья.
10. Качество социально-психологических услуг
10.1. Психологическое консультирование должно обеспечить оказание гражданам квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления семейных конфликтов, по вопросам детско-родительских, супружеских и других значимых отношений.
Социально-психологическое консультирование на основе полученной от гражданина информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем должно помочь ему раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить эти проблемы.
10.2. Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности гражданина, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.
10.3. Психокоррекция как активное психологическое воздействие должна обеспечивать преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении граждан (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в их психическом развитии и т.д.), что позволит привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды.
10.4. Психотерапевтическая помощь должна способствовать эффективному решению гражданами таких проблем, как преодоление в семье острой психотравмирующей или стрессовой ситуации, негативно влияющей на здоровье и психику, прежде всего, детей, неадекватных форм поведения родителей, и содействовать социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и быта и т.д.
10.5. Социально-психологический патронаж на основе систематического наблюдения за гражданами должен обеспечивать своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного или межличностного конфликта и других ситуаций, которые могут усугубить трудную жизненную ситуацию граждан, и оказание им необходимой социально-психологической помощи.
10.6. Психопрофилактическая и психологическая работа должна способствовать формированию у гражданина потребности в психологических знаниях и желания использовать их для работы над собой и своими проблемами, созданию условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе, своевременному предупреждению возможных нарушений в становлении и развитии личности гражданина.
10.7. Психологические тренинги как активное психологическое воздействие должны оцениваться по их эффективности в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, привитию социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формированию личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям.
10.8. Привлечение граждан к участию в занятиях в группах взаимоподдержки, клубах общения должно обеспечивать оказание им помощи в выходе из состояния дискомфорта, поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения.
10.9. Экстренная психологическая (по телефону) и медико-психологическая помощь должны обеспечивать:
безотлагательное психологическое консультирование граждан, содействие в мобилизации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширении у них диапазона приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления трудностей, укреплении уверенности в себе;
медико-психологическое консультирование и помощь в определении предварительного диагноза, правильном выборе лекарств и порядке их приема до прибытия вызванного врача.
10.10. Беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса должны обеспечивать укрепление психического здоровья граждан, повышение их стрессоустойчивости и психической защищенности.
11. Качество социально-педагогических услуг
11.1. Социально-педагогическое консультирование должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи гражданам в правильном понимании и решении стоящих перед ними социально-педагогических проблем (родительско-детские отношения, воспитание и развитие детей и подростков, формирование супружеских и семейных отношений, предупреждение и преодоление педагогических ошибок, межличностных отношений в семье и т.д.).
11.2. Социально-педагогическая диагностика и обследование личности должны проводиться с использованием современных приборов, аппаратуры, тестов и давать на основании всестороннего изучения личности объективную оценку ее состояния для оказания в соответствии с установленным диагнозом эффективной педагогической помощи гражданину, попавшему в кризисную или конфликтную ситуацию, установления форм и степени социальной дезадаптации детей, определения интеллектуального развития ребенка, изучения его склонностей, степени готовности к школе и т.д.
11.3. Педагогическая коррекция должна обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи родителям (в форме бесед, разъяснений, рекомендаций и т.д.) в преодолении и исправлении допущенных ими педагогических ошибок или конфликтных ситуаций в семье, травмирующих детей, а также в исправлении неадекватных родительских установок и форм поведения родителей при воспитании детей.
11.4. Организация досуга в учреждении социального обслуживания должна быть направлена на удовлетворение социокультурных и духовных запросов граждан. Она должна способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности граждан, привлечению их к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе, к проведению других культурно-досуговых мероприятий.
11.5. Качество услуг, связанных с организацией получения или содействием в получении образования инвалидами (в том числе детьми-инвалидами на дому) с учетом их физических возможностей и умственных способностей, определяется тем, в какой степени созданные условия для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими школьного образования по специальным программам, а также для получения взрослыми инвалидами по специальным программам и сами программы способствуют успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению.
Условия должны быть созданы с учетом характера инвалидности, физического состояния инвалидов и обеспечивать необходимые для них удобства в процессе воспитания и обучения.
Программы должны быть составлены с учетом способности к восприятию и усвоению навыков воспитания или учебного материала инвалидами.
11.6. Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, должны обеспечивать создание в стационарных учреждениях таких условий, которые позволят вовлечь граждан в различные формы жизнедеятельности с учетом состояния их здоровья, а также обеспечивать активное участие граждан в мероприятиях по обучению доступным профессиональным навыкам, способствующим восстановлению их личностного и социального статуса.
11.7. Обучение основам домоводства выпускников учреждений социального обслуживания (интернатных учреждений), проживающих самостоятельно, должно быть наглядным и эффективным, в результате его граждане должны в полном объеме освоить такие бытовые процедуры, как приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.
11.8. Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации должно развить у инвалидов практические навыки умения самостоятельно пользоваться этими средствами.
Профессиональная реабилитация инвалидов должна способствовать максимально возможному восстановлению их профессиональных навыков и овладению новыми профессиями.
Профессиональное консультирование должно способствовать быстрейшей профессиональной реабилитации инвалидов.
11.9. Содействие в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому должно обеспечивать оказание всесторонней педагогической помощи гражданам в повышении квалификации и качества их труда, а также помощи в своевременном и полном обеспечении их сырьем и сбыте готовой продукции.
11.10. Определение формы обучения несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и оказание им практической помощи в организации обучения осуществляются с учетом степени их социально-педагогической дезадаптации, уровня знаний, физического и психического состояния.
Организация профориентации, профобучения, трудоустройства таких подростков должна помочь им в выборе профессии, получении соответствующей квалификации и устройстве на работу по выбранной профессии.
11.11. Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности должно обеспечивать формирование ребенка (подростка) как личности самостоятельной, способной обслуживать себя в бытовых условиях, культурной и вежливой, предусмотрительной и благожелательной в отношении к окружающим, внутренне дисциплинированной.
11.12. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, основам их реабилитации в домашних условиях должно проводиться с учетом индивидуальных особенностей детей, характера их индивидуальности, степени ограничения возможностей, физического или психического состояния детей, а также степени подготовленности родителей к этим процедурам.
Качество обучения должно быть оценено по степени восстановления физических или умственных возможностей детей и их адаптации к окружающей обстановке.
11.13. Социально-педагогический патронаж семей должен быть проведен с учетом отнесения их к определенной группе (многодетные, малообеспеченные и др.), физического и психического состояния членов семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми.
Качество патронажа оценивают по степени его влияния на обеспечение нормального семейного воспитания членов семьи и создания в семье нормальной социально-педагогической обстановки.
12. Качество социально-экономических услуг
12.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении мер социальной поддержки, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми должно обеспечивать своевременное, полное, квалифицированное и эффективное оказание помощи в решении вопросов, интересующих граждан, и удовлетворять их запросы и потребности.
12.2. Обеспечение при выписке из стационарных учреждений одеждой, обувью по утвержденным нормативам должно удовлетворять потребности граждан в добротной, соответствующих размеров, роста и фасона одежде и обуви.
12.3. Содействие в обеспечении нуждающихся граждан протезами, протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками должно позволять гражданам в кратчайшие сроки получать необходимые им реабилитационные изделия хорошего качества, надежные и удобные в пользовании.
12.4. Оказание материальной помощи гражданам должно заключаться в предоставлении им денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви, белья и других предметов первой необходимости, а также в обеспечении в установленном порядке специальными транспортными средствами, техническими средствами реабилитации инвалидов и других лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
12.5. Обеспечение граждан бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами должно гарантировать им своевременное получение питания или продуктов в соответствии с установленными нормами.
12.6. Содействие в решении вопросов занятости должно заключаться в объективном информировании граждан о состоянии данной проблемы в интересующих их населенных пунктах, оказании практической помощи в поиске и выборе места и характера работы (временной или сезонной, с сокращенным рабочим днем, на дому), в устройстве на курсы переподготовки через службы занятости и т.д.
12.7. Консультирование по вопросам самообеспечения граждан и их семей должно разъяснять им их права и возможности в соответствии с нормативными актами и другими документами, касающимися развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, и оказывать квалифицированную помощь в решении этих и других вопросов поддержания и улучшения своего материального положения и жизненного уровня семьи.
12.8. Социальный патронаж малообеспеченных семей и одиноких граждан путем систематических наблюдений за социально-экономическим состоянием граждан своевременно должен выявить угрозу осложнения или возникновения трудной жизненной ситуации и оказать им необходимые в тот или иной момент социально-экономические услуги.
13. Качество социально-правовых услуг
13.1. Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание во всех системах социальных служб и защиту своих интересов, должно дать гражданам полное представление об установленных законодательством правах на обслуживание и о путях их защиты от возможных нарушений.
Оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия или бездействия социальных служб или работников этих служб, нарушающих или ущемляющих законные права граждан, должно заключаться в том, чтобы помочь им юридически грамотно изложить суть обжалуемого действия, требования устранить допущенные нарушения и отправить жалобу адресату.
13.2. Оказание юридической помощи в оформлении документов (на получение установленных законодательством мер социальной поддержки, пособий и других социальных выплат, на усыновление, для трудоустройства, для удостоверения личности, для направления детей и подростков в учреждения социального обслуживания на временное пребывание и др.) должно обеспечивать разъяснение гражданам содержания необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем.
Эффективность помощи оценивается тем, в какой степени она способствовала своевременному и объективному решению стоящих перед гражданами проблем.
13.3. Оказание юридической помощи или содействие гражданам в решении вопросов, связанных с социальной реабилитацией, пенсионным обеспечением и другими социальными выплатами, получением установленных законодательством мер социальной поддержки и преимуществ, страхового медицинского полиса, защитой и соблюдением прав детей и подростков на воспитание и заботу о них, должно обеспечивать разъяснение сути и состояния интересующих гражданина проблем, определять предполагаемые пути их решения и осуществлять практические меры: содействие в подготовке и направлении в соответствующие инстанции необходимых документов, личное обращение в указанные инстанции, если в этом возникает необходимость, контроль за прохождением документов и т.д.
13.4. Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством, или обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов должны гарантировать гражданину квалифицированную юридическую защиту законных прав и помощь в целях принятия объективного решения по его вопросу.
13.5. Содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания населения, а также во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока, если ранее занимаемое помещение не может быть возвращено, должно быть направлено на защиту гражданина от возможной потери вследствие различных обстоятельств законно принадлежащей или положенной ему жилой площади и недопущение ущемления его законных прав на жилище.
13.6. Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, в учреждения социального обслуживания должно обеспечивать подготовку и оформление документов в личное дело на каждого несовершеннолетнего (документов, подтверждающих отсутствие родителей, акта об обследовании условий жизни, справки с места жительства о размере занимаемой площади, описи имущества, оставшегося после смерти родителей, пенсионной книжки на детей, получающих пенсию, справки о наличии сестер, братьев и других близких родственников, документов о состоянии здоровья, об образовании и др.), необходимых для дальнейшего устройства несовершеннолетнего.
13.7. Оформление представления на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, документов на лишение родителей родительских прав, которые должны содержать все необходимые материалы и являться основанием для дальнейшего практического решения вопросов, связанных с привлечением родителей к ответственности, защитой законных прав и интересов детей и их устройством.
13.8. Содействие в привлечении к уголовной ответственности виновных в физическом и психическом насилии, совершенном в семье над детьми, женщинами, престарелыми людьми и инвалидами, должно заключаться в подготовке необходимых документов пострадавшим гражданам для представления в суд, участии в судебных процессах в целях защиты прав потерпевших и наказания виновных. Это содействие следует оценивать по степени его влияния на решение суда.
13.9. Социально-правовой патронаж детей, женщин, граждан пожилого возраста и инвалидов в семьях, где существует угроза насилия в отношении их, должен обеспечивать систематическую юридическую помощь семьям социального риска (имеющим в составе лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведущих аморальный паразитический образ жизни, вернувшихся из мест лишения свободы, семьям с неблагоприятным психологическим микроклиматом и др.) с учетом физического, психического состояния членов семьи и характера взаимоотношений между ними в разъяснении их прав, обязанностей и в информации о путях предотвращения или устранения какого-либо насилия.
13.10. Консультирование населения всех категорий и групп по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.) должно давать гражданам полное представление об интересующих их законодательных актах и правах о затрагиваемых вопросах, оказывать необходимую помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и др.), необходимых для практического решения этих вопросов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.