Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению главы администрации
МО ГО "Сыктывкар"
от 17 октября 2007 г. N 10/4042
Пояснительная записка
к уточненному прогнозу социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" на 2008 год и на период до 2010 года
1. Краткая информация о социально-экономическом развитии МО ГО "Сыктывкар" за январь - август 2007 года
К положительным итогам социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" можно отнести следующее:
- В демографической ситуации положительными моментами явились увеличение рождаемости на 10% и снижение смертности на 6%. Естественная убыль населения сменилась приростом населения. Темп роста числа браков превысил темп роста числа зарегистрированных разводов на 1,6 процентных пункта.
- Оборот организаций (без субъектов малого предпринимательства) в фактически действовавших ценах возрос на 26% и составил 41166,8 млн. рублей, что обусловлено приростом оборота организаций таких направлений, как:
- обрабатывающие производства (24%);
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды (42%);
- сельское и лесное хозяйство (16%);
- строительство (14%);
- транспорт и связь (21%);
- оптовая и розничная торговля (31%);
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (19%);
- здравоохранение и предоставление социальных услуг (4%).
- Сохранился рост оборота за организациями тех направлений деятельности, чьи доли в общем объеме оборота невелики:
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - при доле в общем объеме - 0,7%, оборот составил 271,8 млн.руб. (прирост - 23%);
- образование - 0,7%, 285,6 млн.руб. (15%);
- гостиницы и рестораны - 0,4%, 160,0 млн.руб. (45%);
- государственное управление, обязательное социальное обеспечение - при доле в общем объеме - 1,0%, оборот составил 402,6 млн.руб. (прирост - 23%).
- Индекс промышленного производства составил 108,4% (по республике - 103,6%).
- За отчетный период возросло производство электроэнергии на 9%, пиломатериалов - на 9%, бумаги - на 6%, картона - на 4%, фанеры - на 2%, древесностружечных плит - на 8%, стеновых материалов - на 80%, сборных конструкций - на 20%, нетканых материалов - на 16%, линолеума - на 54%, металлопластиковых окон - на 26%, кондитерских изделий - на 15%, хлеба и хлебобулочных изделий - на 2%, водки и ликеро-водочных изделий - на 69%, минеральной воды - в 2,3 раза, майонеза - на 3%, макаронных изделий - на 22%, мяса и субпродуктов - на 7%, газет - на 5%.
- Возросли объемы производства скота и птицы на убой (в живом весе) на 25%, яиц - на 43%; поголовье свиней увеличилось на 5%.
- Основной объем перевозок приходился на автомобильный транспорт. Сохранилась тенденция роста по объемам перевозки пассажиров как автомобильным транспортом общего пользования (автобусами), так и воздушным транспортом: 119% и 105% соответственно.
- За счет всех источников финансирования введено в действие 23,4 тыс.кв. метров общей площади жилых домов, что на 1% превысило уровень прошлого года, из них 3,6 тыс.кв. метров введено индивидуальными застройщиками, что на 38% больше аналогичного периода прошлого года.
- Сальдированный финансовый результат организаций (прибыль минус убыток) за январь - июль т.г. составил 2498,5 млн.руб., что на 35% больше уровня прошлого года. Прибыль получили 99 организаций (72% от общего числа).
- Положительные изменения на потребительском рынке связаны с увеличением оборота розничной торговли на 16% (январь - июнь т.г.), общественного питания - на 17% (январь - июнь т.г.), увеличением объема платных услуг населению на 12% (январь - август т.г.).
- Остается стабильной ситуация на рынке труда: уровень безработицы составил 0,5% к экономически активному населению (по республике - 1,8%), на 85% возросла заявленная организациями потребность в работниках, что в основном связано с сезонным увеличением спроса на временные и общественные работы.
- Размер среднемесячной номинальной начисленной оплаты труда на одного работника в январе - июле т.г. составил 13986 руб., прирост - 17%. На 1 сентября т.г. по статистическим данным просроченной задолженности по заработной плате нет.
- По данным МВД РК в городе сократилось количество зарегистрированных преступлений на 33,0% (доля Сыктывкара составила 35,5% в общем объеме по республике).
Наряду с положительными моментами выявлены и некоторые отрицательные тенденции в экономике города:
- Сократилось производство теплоэнергии на 5%, пива - на 12%, безалкогольных напитков - на 8%, колбасных изделий - на 25%, масла животного - на 42%, жирных сыров (включая брынзу) - на 66%.
- Индекс сельскохозяйственного производства составил 92,6% (по республике - 98,0%). Уменьшились объемы молока в сельскохозяйственных организациях на 7%; сократилось поголовье крупного рогатого скота на 5% и птицы - на 4%. По показателю "валовой сбор овощей (в защищенном грунте)" зафиксирован спад на 14%.
- Перевозки грузов автомобильным транспортом снизились на 2%; грузооборот автотранспортом сократился на 14%.
- Отрицательную тенденцию имеет количество дорожно-транспортных происшествий, данный показатель увеличился на 23%. В ДТП получили ранения 479 человек, погибли 11 человек.
- Раскрываемость преступлений по городу снизилась с 43% (на конец 2006 года) до 37% (по республике данный показатель составляет 50%).
2. Обоснование перспектив развития МО ГО "Сыктывкар" в прогнозном периоде
При подготовке прогноза социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" на 2008 год и на период до 2010 года применялись следующие методы прогнозирования: экстраполяции (для прогнозирования параметров, которые имеют сравнительно стабильный характер), а также корреляционный анализ и балансовый метод, с помощью которых исследуются закономерности взаимосвязей параметров развития экономики.
Основой разработки прогноза явились:
- основные показатели социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" за 2005-2006 годы, за январь - август 2007 года;
- оценочные показатели развития территории в 2007 году;
- определение прогнозных показателей развития до 2010 года.
Прогноз скорректирован с учетом уточненных Минэкономразвития РФ значений прогноза показателей инфляции до 2010 года, дефляторов по видам экономической деятельности, индексов цен производителей.
Демография
Численность населения на начало 2007 г. составила 244,49 тыс. человек. Показатель имеет сравнительно стабильный характер, его значение спрогнозировано до 2010 года в пределах 245,25 тыс. человек, что обусловлено, в основном, увеличением рождаемости и миграционным притоком населения.
Оборот организаций
По оценке, индекс промышленного производства в 2007 году составит 109,5%, в прогнозном периоде его значение возрастет в пределах 104-105%.
Прогноз промышленного производства на 2008-2010 годы сформирован с учетом тенденций развития производства, анализа внутреннего и внешнего рынков, размеров поставок продукции для муниципальных нужд и предполагает увеличение объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами:
- по добыче полезных ископаемых - 102% в сопоставимых ценах;
- по обрабатывающим производствам - 103-104%;
- по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 100% в сопоставимых ценах.
Прогнозный рост добычи полезных ископаемых обусловлен ростом потребности в гравии и песке строительных организаций города.
Прогноз производства важнейших видов продукции в натуральном выражении уточнен на основании информации градообразующих предприятий об их перспективах развития.
Агропромышленный комплекс
Объем продукции сельского хозяйства приведен по всем категориям производителей сельскохозяйственной продукции: сельскохозяйственным предприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также хозяйствам населения.
По оценке, в 2007 году объем сельскохозяйственной продукции составит 561,8 млн. рублей. Основную долю в общем объеме произведенной сельхозпродукции составит продукция растениеводства (75%). В прогнозном периоде объемы сельскохозяйственной продукции возрастут на 2-4%.
Основная задача сельскохозяйственных предприятий на прогнозный период - повышение урожайности возделываемых культур, эффективное использование земель, внедрение светокультур.
Инвестиции
В прогнозном периоде инвестиционная активность в большей степени будет зависеть от желания предприятий вкладывать собственные средства в производство, принятых государственных и муниципальных программ, а также форм и методов регулирования инвестиционной деятельности на территории муниципального образования.
В прогнозном периоде запланирована разработка и реализация целого ряда приоритетных инвестиционных проектов, предусматривающих модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, развитие лесопромышленного комплекса, решение проблем в области охраны окружающей среды, развитие транспортной инфраструктуры; в области социальной политики, жилищного строительства.
В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы на территории МО ГО "Сыктывкар" реализуется муниципальная программа "Жилище-Сыктывкар", утвержденная решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 23.11.2006 N 31/11-508.
По оценке, в 2008-2010 годах объем финансирования программы за счет всех источников финансирования составит:
- в 2008 году - 748,1 млн.руб.,
- в 2009 году - 805,3 млн.руб.,
- в 2010 году - 782,9 млн.руб.,
в том числе за счет средств бюджета МО ГО "Сыктывкар":
- в 2008 году - 69,1 млн.руб.,
- в 2009 году - 73,0 млн.руб.,
- в 2010 году - 64,0 млн.руб.
В соответствии с решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 16.03.2006 N 24/03-355 "Об инвестиционной деятельности на территории МО ГО "Сыктывкар" разработан Порядок оценки эффективности инвестиционных проектов, планируемых и реализуемых на территории МО ГО "Сыктывкар" и предоставляемых в администрацию МО ГО "Сыктывкар" для получения поддержки за счет средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
В соответствии с решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 29.05.2007 N 2/05-38 "О регулировании тарифов и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" утверждены инвестиционные программы по развитию и модернизации коммунальной инфраструктуры МО ГО "Сыктывкар" на 2008-2011 годы:
- инвестиционные программы развития системы водоотведения и водоснабжения Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар до 2010 года (ЭМУП "Жилкомхоз");
- инвестиционные программы развития систем водоотведения и водоснабжения на 2008-2011 г.г. (ООО "Тепловая компания");
- инвестиционная программа по реконструкции существующего полигона твердых бытовых отходов в г.Сыктывкаре (ООО "Эко-технологии").
Рост объемов инвестиций в социальную сферу (образование, здравоохранение) обозначен реализацией приоритетных национальных проектов.
Рынок товаров и услуг
По оценке, ожидаемый в прогнозном периоде рост оборота розничной торговли составит 108-109% в сопоставимых ценах, общественного питания - 108-110%.
В прогнозном периоде запланировано открытие новых торговых предприятий, торговых центров, оснащенных современным оборудованием; продолжится реконструкция действующих мини-рынков.
Продолжат свое развитие услуги в сфере общественного питания путем внедрения новых технологий быстрого обслуживания (летние кафе, фаст-фуды, кофейни, спорт-бары). Особое внимание будет уделено совершенствованию организации школьного питания.
Современный рынок услуг отличается относительно высокой насыщенностью. Пик своего развития платные услуги достигли в 2003 и 2004 годах, когда их объем составил 114% и 116% к предыдущему году в сопоставимых ценах. В прогнозном периоде темпы роста медленнее: в пределах 106-107%; основной аспект должен быть уделен улучшению качества их предоставления и расширению видовой структуры.
Малое предпринимательство
Уточнение количества малых предприятий, а также среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях, основано на экспресс-информации территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Коми.
Оборот малых организаций к 2010 году составит, по оценке, 51,1 млрд. рублей; его прирост в прогнозном периоде составит 8-9%.
Развитие малого бизнеса, в том числе индивидуального, должно стать главным регулятором занятости экономически активного населения, оказать положительное влияние на рост денежных доходов населения.
Рынок труда
В 2008-2010 годах предполагается дальнейшая стабилизация на рынке труда. Запланировано увеличение числа занятых в экономике за счет динамично развивающихся производств, малого предпринимательства; снижение уровня безработицы до 0,62% к экономически активному населению.
Главными задачами политики содействия занятости на 2008-2010 годы являются: оказание бесплатных государственных услуг, развитие и повышение эффективности форм и методов социального партнерства на рынке труда, повышение качества предоставляемых государственных услуг.
По оценке, к 2010 году годовой фонд оплаты труда составит 34200,0 млн.руб., выплаты социального характера - 664,6 млн.руб.
Увеличение ГФОТ в прогнозном периоде спрогнозировано с учетом роста заработной платы в бюджетной сфере, сфере материального производства и увеличением численности занятых в экономике города.
Основные направления развития социальной сферы:
1. Совершенствование системы медицинской помощи в целях повышения доступности и качества предоставления медицинских услуг населению, сохранения репродуктивного здоровья населения, снижения уровня заболеваемости, в том числе социально обусловленными болезнями.
2. Обеспечение развития образования, создание механизмов, обеспечивающих доступность, качество и эффективность с учетом запросов личности, общества и государства.
3. Создание условий для сохранения и развития культурного потенциала, обеспечения всеобщей доступности культурных ценностей, адаптация традиционных направлений культуры к современным условиям, стимулирование возникновения новых направлений развития культуры, развитие социально-культурной инфраструктуры.
4. Создание условий для развития массового спорта и спорта высших достижений, предоставления населению общедоступных услуг учреждений физической культуры и спорта.
5. Развитие системы социальной поддержки, помощи нетрудоспособному и малоимущему населению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.