Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы администрации
МО ГО "Сыктывкар"
от 5 июня 2007 г. N 6/1840 § 2
Положение
об организации и проведении подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цель, принципы, содержание и порядок организации и проведения подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар", а также последовательность формирования, размещения и исполнения заявки органов местного самоуправления на подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании", от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Республики Коми от 05.03.2005 г. N 9-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми", Уставом муниципального образования городского округа "Сыктывкар" и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. N 610.
2. Цель и принципы дополнительного профессионального образования
2.1. Целью дополнительного профессионального образования муниципальных служащих, руководящих работников и специалистов администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" является обновление теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями к организации муниципального управления, постоянное и гарантированное обеспечение уровня их профессиональной подготовки для эффективного исполнения должностных обязанностей.
2.2. Дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" организуется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:
а) обязательность подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников как неотъемлемой части исполнения должностных обязанностей;
б) строго целевая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников по непосредственному предмету их должностных обязанностей или для формирования кадрового резерва администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар";
в) использование обязательных и дополнительных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
г) разнообразие форм финансирования и организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников при обучении по программам профессионального образования;
д) дифференциация обязательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в зависимости от групп муниципальных должностей и профессиональной специализации.
3. Основания для подготовки, переподготовки и повышения квалификации
3.1. Основаниями для направления муниципальных служащих на повышение квалификации и профессиональную переподготовку являются:
а) поступление на муниципальную службу (впервые поступившие и проработавшие на должности не менее одного года);
б) наступление очередного срока прохождения курса специального обучения работника;
в) рекомендации аттестационной комиссии;
г) включение в резерв на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы;
д) назначение муниципального служащего на вышестоящую муниципальную должность;
е) перевод на муниципальную должность иной группы или профиля;
ж) инициатива муниципального служащего.
3.2. Повышение квалификации муниципального служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже 1 раза в три года.
4. Предмет, содержание и формы дополнительного профессионального образования
4.1. Дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих осуществляется в форме повышения квалификации, профессиональной переподготовки, послевузовского профессионального образования, стажировки.
4.2. Подготовка и профессиональная переподготовка муниципальных служащих - это получение ими новых или дополнительных знаний, навыков и умений по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, необходимых для выполнения профессиональной деятельности.
4.2.1. Подготовка предполагает получение высшего или второго высшего образования на базе среднего, среднего профессионального или высшего профессионального образования.
4.2.2. Профессиональная переподготовка - это обучение муниципальных служащих, имеющих высшее профессиональное образование, с целью получения ими дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также присвоения дополнительной квалификации на базе имеющейся специальности. Уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности.
Профессиональная переподготовка включает программы профессиональной переподготовки объемом от 500 часов, осуществляемые с целью адаптации к новым экономическим условиям, для выполнения нового вида профессиональной деятельности и получения дополнительной квалификации.
Освоение программ профессиональной переподготовки завершается обязательной итоговой аттестацией, проводимой государственной аттестационной комиссией, утвержденной руководителем образовательного учреждения. Профессиональная переподготовка заканчивается выполнением выпускной квалификационной работы.
По результатам обучения слушателям выдается:
а) диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, дающий право заниматься профессиональной деятельностью в определенной сфере управления (для лиц, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки свыше 500 аудиторных часов);
б) диплом о присвоении квалификации (для лиц, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки для присвоения соответствующей дополнительной квалификации свыше 1000 часов).
4.3. Повышение квалификации - это обучение муниципальных служащих с целью обновления теоретических и практических знаний работника в соответствии с постоянно повышающимися требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации муниципальных служащих является важным критерием для занятия соответствующей муниципальной должности и для продвижения по службе по профилю своей работы и проводится в течении всей муниципальной службы.
Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
а) краткосрочные программы:
- программа объемом до 72 учебных часов;
- программа объемом от 72 до 100 учебных часов по конкретным вопросам профессиональной деятельности;
б) среднесрочные программы объемом от 100 до 500 учебных часов.
Повышение квалификации осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года для муниципальных служащих всех групп муниципальных должностей.
Освоение программ повышения квалификации завершается итоговой аттестацией, по результатам которой выдаются следующие документы:
а) удостоверение о повышении квалификации (для лиц, прошедших обучение в объеме от 72 часов до 100 часов);
б) свидетельство о повышении квалификации (для лиц, прошедших обучение в объеме свыше 100 часов).
Лицам, не завершившим освоение избранной программы дополнительного профессионального образования или же не прошедшим итоговую аттестацию, выдается справка, в которой отражается объем и содержание освоенных тем.
4.4. Стажировка представляет собой обучение муниципальных служащих, направленное на формирование и закрепление на практике знаний, умений и навыков, полученных ими в результате теоретической подготовки, изучение нового опыта в области своей профессиональной деятельности.
Стажировка может реализовываться в качестве:
а) отдельного вида профессионального обучения (в этом случае стажировка приравнивается к профессиональному обучению в виде повышения квалификации);
б) отдельного этапа повышения квалификации или профессиональной переподготовки муниципального служащего.
Продолжительность стажировки определяется по согласованию с образовательным учреждением или иной организацией, осуществляющей и (или) организующей стажировку.
4.5. Муниципальный служащий, прошедший обучение, обязан предоставить копию документа, подтверждающего прохождение профессионального обучения, в отдел кадров в течение месяца после завершение# обучения. Копия документа вносится в личное дело муниципального служащего.
4.6. В целях реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования муниципальных служащих устанавливаются следующие сроки непрерывного обучения:
а) при повышении квалификации - до трех недель с полным или частичным отрывом от муниципальной службы; от трех недель до трех месяцев без отрыва от муниципальной службы;
б) при профессиональной переподготовке - от трех недель до трех месяцев с полным или частичным отрывом от муниципальной службы; от трех до шести месяцев без отрыва от муниципальной службы.
Допускается дистанционная технология обучения при освоении отдельных образовательных программ с обязательной сдачей зачета, если иное не устанавливается условиями реализации конкретной образовательной программы.
4.7. Общее содержание специальных требований к уровню профессионального образования муниципальных служащих администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" обуславливается характером основных задач, закреплённых в Уставе муниципального образования городского округа "Сыктывкар", Федеральном законе от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Законе Республики Коми от 05.03.2005 г. N 9-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми".
5. Обязательный характер дополнительного профессионального образования
5.1. Обязательность профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" вытекает из установления обязательных квалификационных условий назначения на должность и выполнения должностных обязанностей.
5.2. Каждый гражданин, претендующий на занятие должности, должен иметь образование и подготовку, соответствующую содержанию и объему полномочий по этой должности. Каждый претендент обязан либо подтвердить такое образование и подготовку, либо получить их дополнительно.
5.3. Каждый работник может реализовать своё право продвижения по службе с учётом повышения квалификации (включая обучение новой профессии и специализации) до уровня, соответствующего новой должности.
6. Организация работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих
6.1. Руководители отраслевых (функциональных), территориальных и иных органов администрации городского округа и их подразделений, руководствуясь настоящим Положением, в срок до 31 мая текущего года направляют заявки на обучение муниципальных служащих, находящихся у них в подчинении, на очередной год согласно приложению 1 к настоящему Положению в правовое управление администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
6.2. Правовое управление на основе предложений руководителей отраслевых (функциональных), территориальных и иных органов администрации городского округа и их подразделений выполняет расчет потребности в переподготовке и повышении квалификации муниципальных служащих с учётом целевых семинаров.
6.3. При расчете потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации в расчет не включаются муниципальные служащие:
а) обучающиеся в высших учебных заведениях, аспирантуре без отрыва от муниципальной службы;
б) достигающие предельного возраста пребывания на муниципальной службе в расчетном году;
в) находящиеся в длительных отпусках (отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.);
г) проходившие профессиональную переподготовку, повышение квалификации или окончившие высшие учебные заведения в течение предыдущих двух календарных лет.
6.4. Правовое управление в срок до 15 сентября представляет на утверждение главе администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" программу обучения муниципальных служащих на очередной финансовый год, которая содержит перечень направлений и предметов изучения, а также численность муниципальных служащих, подлежащих обучению по каждому из направлений.
6.5. Программа обучения учитывается при составлении бюджета на очередной финансовый год.
6.6. Правовое управление обеспечивает организацию переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих:
6.6.1. После утверждения бюджета на очередной финансовый год по результатам отбора организаций для проведения профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих составляет и согласовывает с руководителями отраслевых (функциональных), территориальных и иных органов администрации городского округа и их подразделений города график переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, который содержит направления и предметы обучения, согласно приложению 2 к настоящему Положению, и представляет график на утверждение главе администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
6.6.2. Доводит график до сведения руководителей отраслевых (функциональных), территориальных и иных органов администрации городского округа и их подразделений в течение 5 рабочих дней с момента утверждения графика.
6.6.3. В случае необходимости по согласованию с правовым управлением и учебными заведениями, возможна замена кандидатур на обучение и изменение программ обучения.
6.6.4. В течение текущего года осуществляет контроль за соблюдением утвержденного графика.
6.6.5. В течение одного месяца по окончании финансового года готовит отчет о выполнении программы обучения и графика, представляет его для рассмотрения Главе администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
6.7. Отдел кадров готовит проекты распоряжений о направлении на переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих в соответствии с утвержденным графиком.
7. Отбор организаций для проведения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих
7.1. Отбор образовательных учреждений, имеющих лицензию на проведение профессиональной подготовки и повышение квалификации муниципальных служащих и государственную аккредитацию, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд".
7.2. Муниципальный заказ представляет собой задание по переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих на очередной финансовый год в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете на эти цели в соответствии с утвержденной годовой программой.
7.3. Основой формирования муниципального заказа является годовая программа на обучение.
7.4. Муниципальный заказ должен содержать следующие сведения:
а) численность подлежащих обучению муниципальных служащих;
б) количество часов программы обучения;
в) объем средств, необходимых для оплаты обучения;
г) направления профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.
8. Финансирование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих
8.1. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
8.2. Профессиональная подготовка кадров осуществляется за счет личных средств муниципальных служащих. При наличии бюджетных средств возможна частичная оплата профессиональной подготовки муниципального служащего.
8.3. Муниципальные служащие, проходящие подготовку или переподготовку за счет бюджетных средств и уволившиеся с муниципальной службы, теряют право на дальнейшее обучение за счет средств бюджета муниципального образования. Муниципальным служащим, увольняемым в связи с ликвидацией или реорганизацией, сокращением штата или численности служащих в период прохождения подготовки или переподготовки, гарантируется право на дальнейшее обучение за счет бюджетных средств.
8.4. За муниципальными служащими на время их обучения сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата (ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации).
8.5. Работникам, направленным на обучение с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки (ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации).
9. Ответственность
9.1. В соответствии с действующим законодательством руководители отраслевых (функциональных), территориальных и иных органов администрации городского округа и их подразделений несут дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством:
а) за нарушение утвержденной годовой программы и графика переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих;
б) за непредставление или несвоевременное представление предложений по переподготовке и повышению квалификации, предусмотренных пунктом 6.1. настоящего Положения.
9.2. Муниципальные служащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством в случае:
а) уклонения от переподготовки или повышения квалификации;
б) не прохождения итоговой аттестации при переподготовке или повышении квалификации;
в) непредставления в течение 5 рабочих дней в отдел кадров документов, подтверждающих прохождение обучения;
г) несообщения в отдел кадров о принятии участия в программах повышения квалификации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.