Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета
муниципального образования
городского округа "Сыктывкар"
Республики Коми
от 21 сентября 2007 г. N 4/09-78
Положение
о создании, содержании и организации деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом "О гражданской обороне" от 12.02.1998 г. "О гражданской обороне" и определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности на территории муниципального образования аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, а также профессиональных спасателей.
2. Профессиональные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее МО ГО "Сыктывкар") и профессиональные спасатели создаются в целях реализации на территории МО ГО "Сыктывкар" мероприятий гражданской обороны по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее ЧС) в организациях и на территории МО ГО "Сыктывкар".
II. Основные понятия
1. Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
2. Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
3. Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
4. Статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.
5. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
6. Аварийно-спасательные средства - это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.
7. Ликвидацией# чрезвычайной ситуации - это комплекс аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых при возникновении ЧС и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращения действия опасных факторов.
8. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
9. Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
10. Зона распространения поражающих факторов - это совокупность природных и иных объектов, оказавшихся в зоне влияния чрезвычайной ситуации и распространения ее неблагоприятных последствий, а также поражающих и иных неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие на окружающую природную среду в зоне чрезвычайных ситуаций.
III. Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и деятельности спасателей
1. В своей деятельности аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Республики Коми, нормативными актами МЧС России, правовыми актами органов местного самоуправления, а также настоящим Положением.
2. Службы и формирования подчиняются главе администрации МО ГО "Сыктывкар" через начальника органа администрации городского округа, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах (далее орган, специально уполномоченный в области ЧС) и предназначены для выполнения возложенных на них задач.
3. Службы и формирования, независимо от форм собственности, осуществляют свою деятельность под руководством органа, специально уполномоченного в области ЧС, и во взаимодействии с органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти Республики Коми.
IV. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей
Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:
принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;
принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
V. Виды аварийно-спасательных работ
К аварийно-спасательным работам относятся:
1) проведение разведки зоны чрезвычайных ситуаций (состояние объекта, территории, маршруты выдвижения сил и средств, определение границ зоны чрезвычайных ситуаций);
2) введение сил и средств в зону чрезвычайных ситуаций;
3) десантирование спасателей в зону чрезвычайных ситуаций;
4) проведение поисково-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций и оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
5) проведение работ по разборке завалов, расчистке маршрутов и устройству проездов в завалах, укреплению или обрушению поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ, организуют подачу воздуха в заваленные помещения;
6) организация работ по эвакуации пострадавших и материальных ценностей из зоны чрезвычайных ситуаций, по инженерной и организационной подготовке участков спасательных работ и рабочих мест в зоне чрезвычайных ситуаций (расчистка площадок, установка на площадках техники, ограждений и предупредительных знаков, освещение рабочих мест);
7) проведение поиска и спасение пострадавших на речных, воздушных судах и космических аппаратах, терпящих бедствие на суше и внутренних водах;
8) проведение работ по ликвидации (локализации) чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте;
9) ликвидация ледовых заторов;
11) организация управления и связи в зоне чрезвычайной ситуации, обеспечение поддержания общественного порядка;
12) произведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации, локализация и тушение лесных пожаров;
13) восстановление отдельных участков энергетических и водопроводных сетей для обеспечения противопожарного водоснабжения, осуществление ликвидации аварий на коммунально-энергетических сетях;
14) осуществление радиационного (химический#) контроля личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, населения, объектов внешней среды, проведение дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекцию, демеркуризации и дератизации в зоне чрезвычайной ситуации;
15) проведение газоспасательных работ и ликвидация (локализация) гидродинамических аварий и катастрофических затоплений
16) ликвидация (локализация) разливов нефти, нефтепродуктов, химических и других экологически опасных веществ;
17) осуществление снятия с мели и берега аварийных плавсредств, поддержание на плаву аварийных объектов, осуществление буксировки, а также передача на них коммуникаций и грузов;
18) осуществление аварийных подводно-технических (водолазных) работ.
19) и другие работы, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
VI. Задачи и функции аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований
1. Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:
1.1. поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации (локализации) чрезвычайных ситуаций;
1.2. контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации (локализации) чрезвычайных ситуаций;
1.3. ликвидация (локализация) чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.
2. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:
2.1. участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
2.2. участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2.3. пропаганде знаний в области защиты населения городского округа от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
2.4. участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;
2.5. выработке органам местного самоуправления предложений по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;
2.6. обеспечение готовности сил и средств к проведению поисково-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2.7. организация и проведение поисково-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к ведению которых они аттестованы.
3. В соответствии с поставленными задачами аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования выполняют на территории муниципального образования следующие функции:
3.1. создают необходимую материально-техническую базу для выполнения задач по предназначению;
3.2. участвуют в разработке нормативно-правовой документации по вопросам защиты населения и территорий городского округа от чрезвычайных ситуаций, организации и проведения поисково-спасательных работ;
3.3. разрабатывают оперативные документы по вопросам организации и проведения мероприятий по поддержанию сил и средств в постоянной готовности к проведению поисково-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3.4. осуществляют подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников служб и формирований;
3.5. готовят службы, формирования и спасателей к аттестации на проведение поисково-спасательных работ;
3.6. осуществляют мероприятия по реабилитации, социальной и правовой защите работников служб и формирований и спасателей, а также членов их семей;
3.7. обмениваются опытом с другими, в том числе в установленном порядке с международными спасательными службами и формированиями;
3.8. участвуют в разработке органом, специально уполномоченным в области ЧС, плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций городского округа;
3.9. участвуют в подготовке спасателей общественных аварийно-спасательных формирований;
3.10. участвуют в разработке мероприятий и подготовке населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
3.11. осуществляют пропаганду знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
3.12. осуществляют иные функции, предусмотренные действующим законодательством и учредительными документами.
VII. Создание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования создаются в мирное время на базе организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их;
- имеющих важное оборонное и экономическое значение;
- представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
- отнесенных к категории по гражданской обороне;
- готовящихся к переводу на работу в условиях военного времени;
- размещенных в зонах возможного опасного химического заражения, опасного радиоактивного загрязнения, катастрофического затопления.
2. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
2.1. на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
2.2. на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;
2.3. на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.
3. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на территории городского округа создаются на постоянной штатной основе. Они составляют основу сил постоянной готовности Сыктывкарского звена Коми республиканской подсистемы РСЧС. Предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (локализации), они оснащаются специальной техникой, снаряжением и инструментом, материалами с учетом проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации (зоне поражения) в течение не менее 3 суток.
4. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на территории городского округа создаются:
4.1. в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с органом, специально уполномоченным в области ЧС;
4.2. в администрации МО ГО "Сыктывкар" Главой администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" по представлению органа, специально уполномоченного в области ЧС.
5. При нехватке штатной численности организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, могут создавать из числа своих работников нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации (локализации) чрезвычайных ситуаций.
VIII. Состав и комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований
1. Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их администрация МО ГО "Сыктывкар", организации, общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации, Республики Коми и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар".
2. В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач.
3. Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.
В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.
3. К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное), общее образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.
IX. Осуществление деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований
1. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации.
1.1. Регистрацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований установленным порядком осуществляет федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области защиты населения и территорий от ЧС, Комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Республики Коми - региональный орган, специально уполномоченный в области защиты населения и территорий от ЧС и Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Сыктывкара (далее - орган, специально уполномоченный в области ЧС).
1.2. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар", подлежат обязательной регистрации в органе, специально уполномоченном в области ЧС.
2. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами.
2.1. В связи с особым характером деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований руководство ими предполагает неукоснительное выполнение всеми работниками профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований приказов и распоряжений, отдаваемых руководителями указанных служб и формирований. Данное требование распространяется на нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования при участии указанных формирований в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.2. Прекращение работ как средство разрешения коллективного трудового спора в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях не допускается.
2.3. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий городского округа на договорной основе.
2.4. Готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий территориальным органом, специально уполномоченный в области ЧС, региональным органом, специально уполномоченный в области ЧС и органом, специально уполномоченный в области ЧС.
3. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
3.1. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
3.2. Приостанавливается полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
4. Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, к ликвидации чрезвычайных ситуаций и распространения поражающих факторов осуществляется:
4.1. в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями объектах и территориях;
4.2. в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
4.3. установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;
4.4. по решению уполномоченных на то должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Коми, Главы администрации МО ГО "Сыктывкар", председателя Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности г.Сыктывкара, органа, специально уполномоченного в области ЧС, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований либо имеющих на то установленные законодательством Российской Федерации полномочия на основе запроса федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Коми, органа, специально уполномоченного в области ЧС, организаций, на территории, которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям, которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных лиц должно сопровождаться обязательным принятием мер, обеспечивающих установленный законодательством Российской Федерации уровень защищенности от чрезвычайных ситуаций объектов и территорий, обслуживаемых указанными службами и формированиями.
5. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляет руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Привлечение сил и средств формирований вне зависимости от формы их собственности осуществляется по предложению руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций. Договоры на привлечение указанных сил и средств заключаются владельцами объектов, в зависимости от классификации чрезвычайной ситуации.
При возникновении чрезвычайной ситуации локального значения для работ по ликвидации (локализации) чрезвычайной ситуации привлекаются дежурные смены, силы и средства аварийно-спасательных формирований объектов и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. При необходимости, по запросу руководителя организации, могут привлекаться муниципальные профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы).
При возникновении чрезвычайной ситуации местного значения для работ по ликвидации (локализации) чрезвычайной ситуации, кроме вышеперечисленных сил и средств, могут привлекаться профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы) регионального базирования.
5.1. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, администрацией МО ГО "Сыктывкар", руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.
5.2. Решения руководителей ликвидации (локализации) чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех жителей муниципального образования городского округа "Сыктывкар" и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
5.3. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
5.4. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти Республики Коми, администрацией МО ГО "Сыктывкар", руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.5. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации несет персональную ответственность за эффективность принимаемых решений, безопасное и рациональное привлечение сил и средств, а также за конечные результаты выполненных работ.
В решении руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации указываются:
- краткие выводы из оценки масштабов и характера чрезвычайной ситуации, опасность для населения, объектов жизнеобеспечения и окружающей природной среды;
- необходимый объем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, рубежи и способы локализации чрезвычайной ситуации, очередность, последовательность и сроки выполнения работ;
- состав имеющихся сил и специальных технических средств и распределение их по участкам и объектам работ;
- задачи создаваемой группировке собственных и взаимодействующих сил и средств;
- порядок материального, технического, противопожарного, финансового и иных видов обеспечения проводимых мероприятий;
- вопросы организации взаимодействия по целям, задачам, месту, времени и способам действий органов управления на всех этапах работ;
- организация непрерывного управления мероприятиями и действиями по ликвидации чрезвычайной ситуации.
5.6. В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:
- о проведении эвакуационных мероприятий;
- об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
- об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;
- о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
- об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
- о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и распространения поражающих факторов нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
- о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;
- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
5.7. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию через орган, специально уполномоченный в области ЧС, соответствующих органов государственной власти, администрации городского округа, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.
5.8. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.
5.9. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.
6. Возмещение расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, выходящих за рамки уставной деятельности, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей, работников аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, выплату им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
7. Администрация МО ГО "Сыктывкар" и организации обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства.
7.1. Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований должен иметь светографическую раскраску установленного образца и специальные звуковые и световые сигналы.
7.2. При следовании к месту проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, речных портах, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, речных портах независимо от форм их собственности.
7.3. В целях обеспечения постоянной готовности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований призываются на военные сборы в сроки, согласованные с руководителями указанных служб и формирований.
8. Руководитель организации, привлекающий профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования, несет персональную ответственность за эффективность принимаемых решений, безопасное и рациональное привлечение сил и средств, а также за конечные результаты выполненных работ.
8.1. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, обслуживающие организации по договорам, несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный указанным организациям неправильными действиями в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Финансовое обеспечение определенной настоящим положением деятельности, в том числе:
- прав и гарантий профессиональных спасателей аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, созданных администрацией городского округа, осуществляется за счет средств местного бюджета.
- прав и гарантий профессиональных и нештатных спасателей аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, созданных предприятиями и организациями, является расходным обязательством предприятий и организаций.
- прав и гарантий общественных спасателей общественных объединений, является расходным обязательством создавшей их структуры.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
IX. Координация деятельности, перемещение, перепрофилирование, ликвидация аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований
1. Координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, функционирующих на территории городского округа, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории городского округа, осуществляет орган, специально уполномоченный в области ЧС.
2. Основаниями для перемещения в другую местность, перепрофилирования на другой вид аварийно-спасательных работ или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также для ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, являются прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для предупреждения и ликвидации которых предназначены указанные службы и формирования.
3. Решения о перемещении, перепрофилировании или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также решение о ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, принимают создавшие их администрация МО ГО "Сыктывкар", организации по согласованию с органом, специально уполномоченным в области ЧС.
4. При принятии решений о ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, созданных по решению администраций организаций, и общественных аварийно-спасательных формирований администрации указанных организаций и руководство общественных объединений информируют орган, специально уполномоченный в области ЧС, на который возложены функции координации деятельности указанных формирований.
X. Обязанности спасателей и их статус
1. Статус спасателей определяется в соответствии с главой III Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", а также в соответствии с нормативно-правовыми актами представительного органа местного самоуправления муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
2. Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяются соответствующими учредительными документами, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контракта). В рамках первоочередных задач спасатели обязаны:
2.1. быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;
2.2. совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;
2.3. неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;
2.4. активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;
2.5. неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;
2.6. разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения.
3. Администрация МО ГО "Сыктывкар" и организации обязаны оказывать содействие спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные и иные необходимые материальные средства.
4. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы.
5. Никто не имеет права принуждать спасателей к выполнению задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным на них трудовым договором (контрактом).
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Республики Коми от 21 сентября 2007 г. N 4/09-78 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.