Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Республики Коми от 20 апреля 2011 г. N 154 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
Долгосрочная республиканская целевая программа
"Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Коми (2011-2013 годы)"
(утв. постановлением Правительства Республики Коми от 14 сентября 2010 г. N 305)
23 марта, 20 апреля, 23 мая, 1 июля, 9 сентября, 23 ноября 2011 г., 25 апреля, 2 ноября, 24 декабря 2012 г.
Постановлением Правительства Республики Коми от 2 ноября 2012 г. N 467 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной республиканской целевой программы "Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Коми (2011-2013 годы)"
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, оценка приоритетности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Одним из основных богатств Республики Коми являются леса. Общая площадь земель лесного фонда в Республике Коми на 1 января 2010 г. составляет 36262,3 тыс.га, или 87,2 процента территории республики.
В лесах Республики Коми произрастает 8 видов хвойных и 20 видов лиственных пород. Основной лесообразующей породой в Республике Коми является ель, на долю которой приходится 53,7 процента покрытой лесом площади. Сосна занимает 25,3 процента покрытой лесом площади. Из мягколиственных пород наиболее широко распространена береза, удельный вес которой составляет 16,7 процента общей покрытой лесом площади.
Общая площадь эксплуатационных лесов и объем древесины в них достигают более 50 процентов всех промышленных запасов леса Европейского Севера Российской Федерации. Главными объективными факторами, влияющими на динамику изменения лесных пространств и характеристик древесных лесных ресурсов, являются лесозаготовки и лесные пожары.
Состояние лесопользования на территории Республики Коми не отвечает требованиям непрерывного, неистощительного и многоцелевого пользования лесом, повышения доходности от использования лесных ресурсов, своевременного качественного их воспроизводства, сохранения ресурсного и экологического потенциала лесов и их биоразнообразия.
На сегодняшний день при ежегодной расчетной лесосеке 27,2 млн.куб.м фактически вырубается только 7,5 млн.куб.м. Однако последнее не свидетельствует о резервах лесных ресурсов, которые могли бы быть основой для наращивания объемов заготовки древесины в регионе. Это связано с тем, что запасы неосвоенных лесов при экстенсивном ведении лесного хозяйства конечны, то есть рано или поздно они закончатся. Эти леса имеют низкую продуктивность, товарность и концентрацию запасов древесины. Они удалены от центров переработки, расположены на периферии региона и практически не имеют развитой транспортной инфраструктуры. Для сравнения следует отметить, что плотность дорог с твердым покрытием в Республике Коми составляет 13 км на 1000 кв.км, тогда как в регионах Северо-Западного федерального округа этот показатель достигает 159-180 км на 1000 кв.км. Таким образом, экономически доступная лесосека с поправкой на перечисленные выше факторы существенно меньше расчетной лесосеки, при обосновании которой учитываются насаждения низкой производительности, удаленные от путей транспорта, и иное. Все это свидетельствует о том, что, несмотря на наличие достаточно больших площадей, не освоенных ранее лесных массивов, в том числе с запасами хвойной древесины, вовлечение их в лесоэксплуатацию, в том числе по причине отсутствия дорожной сети, нельзя рассматривать как основной путь развития лесного комплекса в Республике Коми. В связи с этим разумной альтернативой такому варианту могло бы быть направление интенсификации лесопользования и лесного хозяйства на ранее освоенных территориях со средневозрастными и приспевающими лесами.
В последние годы в динамике лесного фонда в Республике Коми проявились негативные тенденции, связанные с последствиями лесных пожаров. В 2000 году, когда отмечался наиболее высокий уровень возгораний, площадь пожаров составила 200000 га. По ситуации на начало августа 2010 года площадь лесных пожаров в Республике Коми составила более 15500 га, затраты на их обнаружение и тушение превысили 80 млн. рублей. Ущерб, нанесенный лесному хозяйству, оценивается более чем в 530 млн. рублей (без учета гибели недревесных лесных ресурсов, флоры и фауны). Предварительный анализ проведенной работы, направленной на тушение лесных пожаров в текущем году, показал отсутствие необходимого оборудования и инвентаря, средств связи, экипировки и иного.
Снижение объемов заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства обусловлено также отменой возможности заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в связи с принятием Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Сокращение объемов производства лесопродукции малыми и средними предприятиями в общем объеме производства по оперативным итогам 2010 года в сравнении с 2007 годом в лесозаготовках составило 56 процентов.
В настоящее время в Республике Коми не существует надежной, постоянно действующей системы обнаружения лесных пожаров и их своевременного тушения. Обнаружение и тушение лесных пожаров только авиационными методами затратно и не в полной мере оправдывает себя.
При значительных затратах не гарантируется ни обнаружение, ни тушение лесных пожаров в кратчайшие сроки. Для решения этой проблемы необходимо создание системы, которая включала бы в себя обнаружение лесных пожаров с высотных объектов, естественных возвышенностей на основе видеонаблюдения, космическим и авиационным способами.
Поскольку совершенствование системы обнаружения лесных пожаров, обновление и содержание средств пожаротушения требуют консолидации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также комплексности указанных мероприятий, данную проблему необходимо решать путем принятия долгосрочной республиканской целевой программы.
В результате проведения ежегодных лесовосстановительных работ удается обеспечить сохранение и увеличение покрытых лесом земель. За последние годы происходит постепенное увеличение площади лесов (в основном за счет ценных пород) с одновременным сокращением не покрытых лесом земель, увеличивается площадь лесных культур.
Учитывая, что лесные культуры, созданные посадкой, более устойчивы к неблагоприятным погодным условиям, имеют лучшие качественные показатели и менее требовательны к агротехническому уходу, основной объем лесных культур в настоящее время в республике создается именно этим способом. В 2009 году весь объем лесных культур был создан путем посадки сеянцев деревьев хвойных пород.
В 2009 году лесовосстановление было проведено на площади 35,5 тыс.га (при плановом показателе 32,7 тыс.га), это на 1,7 тыс.га больше, чем в 2008 году, в том числе создано лесных культур 2,3 тыс.га, из них 62 га посадочным материалом, выращенным из улучшенных семян. В 2010 году в питомниках Республики Коми планируется вырастить 10 млн.шт. посадочного материала сосны и ели. К 2017 с учетом роста объемов лесопользования потребуется 32 млн.шт. Таким образом, за 6 лет объемы выращивания посадочного материала необходимо увеличить в три раза при цикле выращивания ели три года, сосны два года. В указанных целях предлагается строительство в Республике Коми современного тепличного комплекса по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой, позволяющего получать стандартный качественный посадочный материал в течение одного года. Для выращивания посадочного материала с закрытой корневой системой предлагается осуществлять сбор шишек с лесосеменных плантаций, находящихся на территории Республики Коми, и их переработку. Из этих семян будет получен посадочный материал с улучшенными наследственными свойствами.
Кроме того, с целью получения качественных хвойных лесов необходимо проведение рубок ухода в молодняках, что является важнейшим лесохозяйственным мероприятием, направленным на формирование устойчивых высокопродуктивных хозяйственно-ценных насаждений, сохранение и усиление их полезных функций и своевременное использование древесины.
Республика Коми характеризуется большими площадями вырубок и гарей, что делает проблему лесовосстановления особенно важной. Учитывая, что воспроизводство лесов является многоэтапным, длительным, последовательным процессом, выполнение мероприятий по воспроизводству лесов целесообразно в рамках долгосрочной республиканской целевой программы.
Особое значение в плане неистощительного и многоцелевого использования лесов имеет лесоустройство, так как в результате его проведения создается повыдельная таксационная и картографическая информация, которая является информационной базой данных для всех последующих проектных расчетов. От ее корректности и достоверности зависит качество разработки лесного плана Республики Коми, лесохозяйственных регламентов лесничеств, определения расчетных лесосек, объемов заготовки древесины при различных видах рубок, качество проектов освоения лесов. В то же время отсутствие актуальной лесоустроительной информации препятствует эффективному, многоцелевому использованию лесных ресурсов. Крайне важным является постоянное пополнение и таксационной лесоустроительной базы данных, необходимых для оперативного и перспективного направления и управления лесопользованием.
Предлагаемое Программой инновационное лесоустройство основано на автоматизации обработки данных, получаемых в процессе анализа спутниковых снимков высокого разрешения.
В основе обработки данных лежит корреляция между переменными величинами, получаемыми из спутниковых снимков, и переменными данными о древостое на основе пробных площадей. Экстраполяция данных с пробных площадей на всю территорию лесоустройства является основным отличием от традиционного метода лесоустройства, основанного на проведении длительных полевых работ.
Программный механизм по интенсификации лесопользования и ведения лесного хозяйства с системным подходом к планированию для каждого муниципального образования в разрезе лесничеств позволит увеличить процент освоения расчетной лесосеки и освоения новых лесных массивов.
Программа направлена на достижение приоритетных целей и задач Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, в том числе обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала, развитие лесного комплекса Республики Коми.
II. Цели и задачи Программы
Цель Программы - сохранение экологической, экономической и социальной ценности лесов, создание условий для рационального и неистощительного использования лесных ресурсов.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
внедрение инноваций в сферу лесоустройства;
интенсификация ведения лесного хозяйства и лесопользования;
обеспечение защиты лесов, населенных пунктов и объектов экономики на территории Республики Коми от лесных пожаров;
создание условий для своевременного и качественного воспроизводства лесов, поддержания состава и структуры лесного фонда.
III. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2011-2013 годы.
Постановлением Правительства Республики Коми от 24 декабря 2012 г. N 571 в раздел IV настоящего приложения внесены изменения
IV. Система программных мероприятий
N п/п |
Наименование программного мероприятия |
Срок исполнения мероприятия (год) |
Объем финансирования из республиканского бюджета Республики Коми, тыс. рублей |
Исполнитель (бюджетополучатель) |
|||
всего |
2011 |
2012 |
2013 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
I. Внедрение инноваций в сферу лесоустройства | |||||||
1. |
Организация проведения лесоустройства на основе инновационных методик анализа космических снимков высокого разрешения, в том числе: приобретение космических снимков лесных территорий Республики Коми; проведение полевых работ методом закладки пробных площадей; камеральная обработка данных; расчет размера лесопользования на бумажных и электронных носителях; выполнение работ по конвертации электронных лесоустроительных повыдельных таксационных баз данных из формата автоматизированной системы управления лесными ресурсами (АСУ ЛР) в формат программного обеспечения TopoL-L версия 6.8 по 32 лесничествам Республики Коми |
2011-2013 |
24118,3 |
5000 |
9718,3 |
9400 |
Комитет лесов Республики Коми |
|
Итого по подразделу I |
|
24400,7 |
5000 |
10000,7 |
9400 |
|
II. Интенсификация ведения лесного хозяйства и лесопользования | |||||||
2. |
Подготовка материалов по зонированию (делению) территории лесного фонда в Республике Коми в зависимости от типа леса и производительности |
2011 |
500 |
500 |
- |
- |
Комитет лесов Республики Коми |
3. |
Подготовка технологической карты разработки лесосек на основе сценарного подхода к системе эффективного воспроизводства лесов |
2011 |
500 |
500 |
- |
- |
Комитет лесов Республики Коми |
4. |
Обучение специалистов лесного хозяйства и лесопользователей в учебном центре "Модельный лес "Прилузье" |
2011-2013 |
600 |
200 |
200 |
200 |
Комитет лесов Республики Коми |
4.1. |
Организация проведения аукционов купли-продажи лесных насаждений, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Отвод и таксация лесосек с материально-денежной оценкой |
2011-2013 |
12708 |
3180 |
4958 |
4570 |
Комитет лесов Республики Коми |
|
Опубликование извещений в периодических печатных изданиях проведения аукционов купли-продажи лесных насаждений |
2011-2013 |
1179,9 |
850 |
329,9 |
- |
Комитет лесов Республики Коми |
|
Итого по подразделу II |
|
15487,9 |
5230 |
5487,9 |
4770 |
|
III. Обеспечение защиты лесов, населенных пунктов и объектов экономики на территории Республики Коми от лесных пожаров | |||||||
5. |
Внедрение системы обнаружения лесных пожаров на основе видеонаблюдения, в том числе приобретение видеокамер, их установка, монтаж и наладка, приобретение программного обеспечения |
2011-2013 |
7479 |
1479 |
3000 |
3000 |
Комитет лесов Республики Коми |
6. |
Приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования |
2011-2013 |
19441,7 |
11521 |
7920,7 |
|
Комитет лесов Республики Коми |
7. |
Обслуживание, ремонт пожарно-химических станций, в том числе приобретение техники и оборудования для обновления материально-технической базы пожарно-химических станций, пунктов сосредоточения пожарного инвентаря |
2011-2013 |
33253,4 |
5521 |
7732,4 |
20000 |
Комитет лесов Республики Коми |
8. |
Предоставление из республиканского бюджета Республики Коми субсидий на организацию работ по созданию противопожарных разрывов и минерализованных полос на лесных участках, примыкающих к границам населенных пунктов, объектам экономики, инфраструктуры, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, в порядке согласно приложению к настоящей Программе |
2012 |
6667,4 |
- |
6667,4 |
- |
Комитет лесов Республики Коми |
8.1. |
Укрепление материально-технической базы государственных учреждений Республики Коми в сфере лесных отношений |
2012 |
3562,4 |
- |
3562,4 |
- |
Комитет лесов Республики Коми |
|
Итого по подразделу III |
|
70403,9 |
18521 |
28882,9 |
23000 |
|
IV. Создание условий для своевременного и качественного воспроизводства лесов, поддержания состава и структуры лесного фонда | |||||||
9. |
Инвентаризация фонда лесовосстановления и учет лесных участков, требующих лесовосстановления |
2011-2013 |
- |
- |
- |
- |
Комитет лесов Республики Коми |
10. |
Разработка проектов искусственного лесовосстановления |
2011-2013 |
- |
- |
- |
- |
Комитет лесов Республики Коми |
11. |
Строительство объекта "Лесной селекционно-семеноводческий центр (ЛССЦ) в с. Занулье Прилузского района" |
2011-2013 |
60000 |
5000 |
10000 |
45000 |
Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми |
12. |
Проведение комплексных мероприятий по обеспечению деятельности объектов единого государственного селекционного комплекса (ЕГСК), в том числе: вырубка нежелательной древесно-кустарниковой растительности; посадка единичных деревьев лесных культур взамен погибших (доведение до проектного количества); вырубка сломанных и поврежденных лесных насаждений |
2011-2013 |
100 |
100 |
- |
- |
Комитет лесов Республики Коми |
13. |
Приобретение, заготовка, переработка и хранение лесосеменного сырья и семян лесных растений |
2011-2013 |
14659,4 |
5000 |
4659,4 |
5000 |
Комитет лесов Республики Коми |
14. |
Организация отвода лесных участков для проведения рубок ухода в молодняках, в том числе: закладка пробных площадей; отбор деревьев, предназначенных для рубки |
2011-2013 |
7400 |
2600 |
2200 |
2600 |
Комитет лесов Республики Коми |
15. |
Проведение рубок нежелательной древесно-кустарниковой растительности на лесных участках |
2011-2013 |
26782,3 |
9400 |
7982,3 |
9400 |
Комитет лесов Республики Коми |
|
Итого по подразделу IV |
|
108941,7 |
22100 |
24841,7 |
62000 |
|
|
Итого по Программе |
|
218951,8 |
50851 |
68930,8 |
99170 |
|
Постановлением Правительства Республики Коми от 2 ноября 2012 г. N 467 в раздел V настоящего приложения внесены изменения
V. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в 2011-2013 годах составит 218951,8 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 50851 тыс. рублей;
2012 год - 68930,8 тыс. рублей;
2013 год - 99170 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Республики Коми от 2 ноября 2012 г. N 467 в раздел VI настоящего приложения внесены изменения
VI. Оценка ожидаемой бюджетной, экономической и социальной эффективности Программы. Целевые индикаторы (показатели) Программы
Эффективность и результативность реализации Программы будет выражаться в следующем:
выполнение лесоустроительных работ на территории лесного фонда в Республике Коми, снижение себестоимости лесоустройства;
создание и поддержка повыдельной таксационной и картографической информации о лесном фонде в актуальном состоянии;
получение информации для разработки и корректировки Лесного плана Республики Коми, лесохозяйственных регламентов, определения расчетных лесосек, объемов заготовки древесины при различных видах рубки, проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов;
разработка и утверждение в разрезе лесничеств моделей (планов) интенсификации ведения лесного хозяйства;
зонирование территории лесного фонда в Республике Коми по интенсивности ведения лесопользования;
возможность разработки сценариев (системы) лесохозяйственных мероприятий по зонам, учитывающим тип леса, тип лесорастительных условий, бонитет, условия заготовки и лесоводственный результат, моделирование и апробация системы лесохозяйственных мероприятий;
внедрение региональных нормативов в области освоения лесов, позволяющих сократить сроки выращивания крупномерной хозяйственно-ценной древесины;
увеличение объема заготавливаемой древесины с гектара до 1,5-2 раз за цикл хозяйства, увеличение товарной стоимости древесины за счет выращивания ценных сортиментов от 1,5 до 3 раз;
увеличение объемов лесопользования на 318 тыс.куб.м в год;
увеличение неналоговых платежей, полученных от лесопользования в бюджеты всех уровней, в объеме около 27 млн. рублей ежегодно, в том числе в республиканский бюджет около 13,5 млн. рублей;
усиление средообразующих и защитных функций леса;
создание новых рабочих мест, подготовка квалифицированных кадров в области лесного хозяйства;
обнаружение лесных пожаров на минимальных площадях сразу после их возникновения, снижение стоимости затрат на обнаружение лесных пожаров, снижение опасности лесных пожаров для населенных пунктов и объектов экономики;
сокращение затрат на тушение лесных пожаров и ликвидацию последствий возгораний за счет повышения производительности труда на тушении лесных пожаров при наличии специального инструмента, снаряжения и техники, сокращения количества людей, которых необходимо завозить на пожары транспортом;
увеличение на 2000 га в год площади молодняков, введенных в категорию ценных;
обеспечение перехода на выращивание саженцев с закрытой корневой системой, увеличение сроков посадки саженцев и сокращение периода их выращивания до 1 года, минимизация рисков гибели сеянцев от болезней и вредителей.
Целевые индикаторы Программы
VII. Система управления и контроля
Заказчиком Программы является Комитет лесов Республики Коми.
Заказчик Программы:
1) обеспечивает эффективное использование средств республиканского бюджета Республики Коми, выделяемых на реализацию программных мероприятий;
2) ежегодно, до 1 февраля, разрабатывает и утверждает план-график по реализации мероприятий Программы с указанием сроков и ответственных исполнителей;
3) осуществляет ведение мониторинга хода реализации мероприятий Программы;
4) формирует и представляет Министерству экономического развития Республики Коми отчет о ходе реализации Программы по форме, установленной Министерством экономического развития Республики Коми, по итогам первого квартала, первого полугодия, девяти месяцев - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 15 февраля года, следующего за отчетным;
5) при возникновении необходимости изменений мероприятий Программы представляет в Министерство экономического развития Республики Коми предложения о внесении изменений в Программу с указанием положений, требующих изменений, в форме проектов постановлений Правительства Республики Коми с пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием расходов, возникающих в результате принятия указанных изменений.
Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми представляет в Комитет лесов Республики Коми отчет о ходе реализации Программы по итогам первого квартала, первого полугодия, девяти месяцев - до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 10 февраля года, следующего за отчетным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.