Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Развитие системы государственного управления инвестиционными процессами в Республике Коми
Важнейшим средством повышения эффективности инвестиционного потенциала региона является государственное регулирование инвестиционной деятельности. Решение приоритетных задач инвестиционного развития только на основе саморегуляции рынка, который недостаточно развит, невозможно. Поэтому требуется усиление роли органов государственной власти в инвестиционной сфере, поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования, определение границ и принципов участия органов исполнительной власти Республики Коми в инвестиционном процессе. В то же время при оценке возможностей усиления роли органов исполнительной власти Республики Коми в инвестиционной сфере следует учитывать, что степень расширения государственного участия в инвестиционных процессах имеет объективные пределы, которые обусловлены, с одной стороны, реальными финансовыми возможностями бюджета, а с другой, необходимостью обеспечения за счет государственного участия притока частных инвестиций, а не их вытеснения.
Активизация темпов социально-экономического развития, усиление конкуренции на внутреннем и мировом рынках, ограниченность традиционных ресурсов роста определяют повышенное внимание к вопросам обеспечения устойчивых темпов развития регионов. Основным условием экономического роста любого региона является развитая, постоянно обновляемая материально-техническая база производства. Именно поэтому базовым условием регионального развития выступает управление инвестированием обновления основного капитала.
В связи с этим среди ключевых направлений Стратегии развития республики выступает совокупность ориентиров, связанных с расширенным воспроизводством производительных сил как базы усиления конкурентоспособности экономики республики и устойчивого повышения благосостояния ее населения.
Устойчивое развитие экономики республики требует, в свою очередь, создания эффективных механизмов и инструментов через использование методов государственного регулирования и поддержки, которые обеспечат гибкую систему налогов, финансово-кредитной политики, активную инвестиционную и инновационную деятельность, увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции, рост уровня доходов населения.
В качестве одного из основных инструментов решения долгосрочных проблем развития республики рассматриваются инвестиции, с помощью которых возможно решение вопросов, связанных с имеющимися структурными и технологическими ограничениями региона. В связи с этим актуальным представляется усиление государственного регулирования и контроля инвестиционных процессов, разработка и осуществление всесторонне взвешенной стратегии инвестирования.
Инвестиционная политика представляет собой составную часть экономической политики в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня. Инвестиционная политика также связана с вопросами управления собственностью, применяемыми организационными и технологическими методами управления строительства и эксплуатации инфраструктурных объектов. В то же время, эффективное управление объектами собственности, имущественными ценностями, которые представляют основу ресурсного обеспечения экономики, требует стратегического подхода, воплощенного в долгосрочные целевые ориентиры, строго соблюдаемые органами исполнительной власти Республики Коми принципы управления.
Общая модель регионального управления, в том числе инвестиционными процессами в республике будет базироваться на следующих основных принципах:
комплексности, то есть необходимости анализа всех сторон инвестиционной сферы;
системности, то есть учете внутренних взаимозависимостей и внешних факторов, позволяющих взаимоувязать движения инвестиционных потоков, обновление основного капитала и экономический рост региона;
приоритетности решения задач и осуществления мероприятий, направленных на сохранение и улучшение условий жизнедеятельности населения, поддержания нормальных условий его существования;
приемлемого риска, то есть выявления и реализации доступных мер, направленных на защиту населения в рыночной среде и недопущение преодоления пороговых ситуаций;
рассмотрения задач развития отдельных территорий в рамках задач по республике в целом.
В современных условиях усложнение производства, обострение конкуренции, общая нестабильность экономического положения в целом вызывают необходимость более детального изучения инвестиционных процессов и активизации их роли в рыночных отношениях; выявления факторов, на которые необходимо воздействовать для получения желаемого результата функционирования инвестиционного процесса. При этом особенно важно учитывать тесную связь концепции управления инвестиционными процессами с общей Стратегией развития республики, чтобы обеспечить высокое качество разработки и реализации государственных программ как инвестиционного, так и общеэкономического характера.
Согласно Стратегии развития республики основной целью инвестиционной политики в Республике Коми является создание условий и предпосылок для накопления и использования инвестиционного потенциала, обеспечивающего устойчивый экономический рост на основе прогрессивных структурных сдвигов.
Предусматривается, что достижению указанной цели будет способствовать реализация ряда приоритетных направлений, среди которых: совершенствование системы управления; формирование и поддержание благоприятного инвестиционного имиджа Республики Коми; стимулирование инвестиционной активности; консолидация инвестиционных ресурсов, необходимых для развития секторов экономики, создающих инфраструктурную и интеллектуальную основу для инновационного развития республики; совершенствование в пределах полномочий системы распределения и контроля целевого использования бюджетных средств, направляемых на инвестирование.
Решение поставленных задач в области управления и его эффективность зависят от разработки и реализации единых систематизированных инструментов и методов управления, а также комплекса мероприятий, направленных на рациональное сочетание интересов инвестора и государства и получение конкретного результата.
Предусматривается, что система управления инвестиционными процессами в Республике Коми будет соответствовать следующим принципам:
1. Направленность действий на достижение конкретных целей. Четкое формулирование целей позволит точно определить методы их достижения, сократить затраты за счет отказа от ненужных действий по управлению инвестированием.
2. Комплексность процесса управления, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль, путем использования единой методологической базы ко всем этапам управления и учета обратной связи в системе управления.
3. Единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего непрерывность, путем формирования инвестиционной политики в разрезе стратегии и тактики, что позволит повысить точность прогнозирования и планирования поступления в экономику Республики Коми инвестиций в основной капитал.
4. Контроль за принимаемыми управленческими решениями, как важнейший фактор их реализации, позволит избежать необратимых последствий за счет непрерывного отслеживания параметров инвестирования обновления основного капитала, сопоставления их с запланированными значениями и своевременного исправления несоответствий.
5. Материальное и моральное стимулирование всех участников инвестиционных процессов, заключающееся в дополнительном субсидировании, льготировании и предоставлении других преференций для инвесторов, в возможности использовать часть результата управления инвестиционным процессом на решение социальных задач.
6. Обеспечение гибкости организационной структуры управления, позволяющей решать функциональные и управленческие задачи, что даст возможность органам управления быстро реагировать на изменяющиеся условия внешней среды, на новые требования рынка и адаптироваться к ним.
С учетом соответствия вышеобозначенным принципам система управления инвестиционными процессами будет способствовать реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функций управления.
Оперативные функции, связанные с непосредственным управлением движением инвестиционного капитала, будут включать: управление государственными инвестиционными ресурсами; организацию инвестиционных потоков и регулирование их взаимосвязи; управление финансовыми результатами инвестирования; совершенствование и реализацию инвестиционного законодательства.
В рамках координационных функций предусматривается: структурирование и анализ потребностей экономики республики в инвестиционных ресурсах. Несмотря на созданные и применяемые в республике механизмы реализации задач, решаемых в рамках инвестиционной политики, сохраняется ряд проблем, одна из которых - объективная потребность в широкомасштабном инвестировании средств. Однако простое наращивание инвестиций без учета реальных ресурсных возможностей, согласования интересов государства и бизнеса не позволит региону достичь высоких темпов экономического роста. Поэтому установление целесообразных параметров развития регионального инвестиционного рынка, согласование реальных и потенциальных возможностей инвесторов, анализ потенциальных возможностей экономики "принять" поступающий объем инвестиций также рассматриваются в качестве основных координационных функций управления.
Контрольные функции служат индикатором состояния инвестиционных процессов на территории республики. Среди них - отслеживание и сопоставление параметров и характеристик инвестиционных процессов, установление отклонений и выявление причин, вызвавших эти отклонения.
Регулирующие функции будут направлены на разработку и реализацию мероприятий, направленных на изменение состояния инвестиционных процессов и условий их развития на территории Республики Коми.
В рамках мероприятий по осуществлению управления инвестиционными процессами в Республике Коми и его совершенствованию предусматривается:
1) постоянное поддержание связи инвестиционной политики в соответствии с приоритетами экономической политики, определенными Стратегией развития республики;
2) совершенствование законодательства Республики Коми, регламентирующего инвестиционную деятельность на территории Республики Коми;
3) совершенствование организации движения информационных и инвестиционных потоков. Организация информационных и инвестиционных потоков должна обеспечить возможность контроля всех функций по выполнению задач управления инвестированием. Функции управления должны быть объединены с учетом того, что эффективное решение легче принять, если существуют ответственные за его принятие и реализацию лица;
4) уточнение полномочий, функций и основных направлений действий министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми по управлению инвестированием;
5) организация мониторинга, представляющего собой межведомственную автоматизированную информационно-аналитическую систему оперативного отслеживания и анализа изменений инвестиционных процессов на территории республики. Мониторинг инвестиционной деятельности является необходимым условием для активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности за счет расширения возможностей распространения достоверной и систематизированной информации, требующейся как соискателям инвестиций, так и потенциальным инвесторам. Кроме того, мониторинг инвестиционной деятельности должен стать основой совершенствования прогнозирования социально-экономического развития Республики Коми.
В целях осуществления мониторинга инвестиционной деятельности создается единая информационная база данных о реализуемых и планируемых инвестиционных проектах и формируется банк данных о потенциальных инвесторах.
Важным условием создания эффективной системы мониторинга инвестиционных процессов является обеспечение прозрачности инвестиционного рынка, расширения возможностей и ускорения процессов обмена информацией, мониторинга и контроллинга за счет использования сети электронного обмена данными, своевременного поступления необходимой информации и применения современной технологии ее обработки.
Выполнение данного требования базируется на компьютеризации процесса принятия решения (от сбора информации до формулирования и реализации конкретного мероприятия), а также и всего инвестиционного рынка;
6) выявление различий в инвестировании в различные сферы экономики республики и установление факторов, определяющих эти различия;
7) определение форм размещения инвестиций (бюджетных) на основе выявления приоритетных направлений инвестирования с позиции обновления основных производственных фондов;
8) эффективное распределение финансовых ресурсов республиканского бюджета Республики Коми с учетом основных направлений социально-экономического и инвестиционного развития Республики Коми;
9) обеспечение эффективного управления ресурсами, имеющимися в распоряжении, и тщательной разработки мероприятий по воздействию на инвестиционный процесс. Рациональное использование ресурсов субъекта управления повышает его компетентность в вопросах управления инвестированием, сокращает объем необходимых инвестиций со стороны и способствует максимизации получаемой прибыли;
10) обеспечение согласованности между стратегиями развития субъектов инвестиционной деятельности различного уровня (организаций, отрасли, региона) определяет эффективность достижения поставленных целей. За счет конкретизации параметров инвестирования на каждой ступени управления облегчается разработка корректирующих мероприятий. Согласованность этих мероприятий на различных уровнях обеспечивает скорейшее получение результата управления. При этом важное значение придается открытому и систематическому процессу обмена информацией;
11) учет эффективности управления инвестиционными ресурсами на основе экономических показателей позволит оценить эффективность управленческих решений, поскольку возможно определить их отдачу как отношение полученного результата от изменений к затратам на разработку и реализацию решения;
12) определение оптимального уровня конечного ориентира (ожидаемых результатов) инвестиционной политики. Выявление желаемого результата изменений и оформление его в виде количественных показателей значительно облегчает управление инвестиционными процессами.
Существенную роль в инвестиционных процессах и в повышении инвестиционной активности должны играть органы местного самоуправления, поэтому необходимо организовать взаимодействие по согласованию, взаимоувязке и реализации основных направлений инвестиционной политики на региональном и местном уровнях.
В рамках вышеуказанных процессов использования и совершенствования механизмов управления инвестиционными процессами актуальным представляется рассмотрение реального перехода к принципам планирования и использования инвестиционных ресурсов, основанным на увязке привлекаемых средств с конкретно измеряемыми целями деятельности органов исполнительной власти Республики Коми, в свою очередь, соответствующими стратегическим приоритетам региональной социально-экономической политики в целом. На уровне республики программного подхода требует решение таких проблем, как осуществление коренных структурных сдвигов в экономике. В их число входят: создание новых, развитие и поддержка существующих прогрессивных производств, так называемых "точек роста", объектов производственной и социальной инфраструктуры, позволяющих реализовать конкурентные преимущества региона; создание благоприятных общеэкономических условий для функционирования и развития организаций.
С целью повышения эффективности инвестиционной политики в Республике Коми целесообразно пересмотреть действующий подход к управлению инвестиционными процессами в сторону применения программно-целевого метода посредством разработки и реализации республиканских долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ (далее - Программы).
В качестве целевых программных показателей могут рассматриваться: увеличение объема инвестиций в основной капитал, объема инвестиций в основной капитал на душу населения, объема иностранных инвестиций, объема инвестиций к валовому региональному продукту; рост числа инновационно-активных организаций промышленности, рост удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации; увеличение числа реализованных инвестиционных проектов, а также количества поданных заявок на конкурсный отбор инвестиционных проектов и увеличение доли субъектов инвестиционной деятельности, удовлетворенных предлагаемыми формами государственной поддержки и т.п.
Предусматривается, что при выполнении программных мероприятий и оценке их эффективности на первый план должны выдвигаться не формальные характеристики мероприятий (общее их количество и т.п.), а заложенная в программном методе возможность оценить качество выполнения мероприятий, которая может существенно повысить эффективность государственного управления в инвестиционной сфере.
Взаимодействие исполнителей Программ должно осуществляться на основе принципов взаимной заинтересованности и ответственности, а деятельность органов исполнительной власти Республики Коми - участников Программ будет регламентироваться собственными планами мероприятий, скоординированными по срокам. Выполнение Программ на регулярной основе может обсуждаться в рамках действующей Межведомственной комиссии по экономическому развитию Республики Коми при Экономическом совете Республики Коми.
Наряду с Программами приоритетные направления инвестиционной политики в Республике Коми определены настоящей Концепцией с указанием конкретных механизмов их реализации, а также будут предусмотрены в рамках соответствующей программы первоочередных мероприятий по реализации настоящей Концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.