Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Стимулирование инвестиционной деятельности на территории Республики Коми
В соответствии с ключевой целью инвестиционной политики в Республике Коми по созданию благоприятного инвестиционного климата, при реализации инвестиционных проектов на первый план выходит задача стимулирования привлечения средств частного капитала (как отечественного, так и иностранного), а также поиск новых форм совместного (государственного и частного) инвестирования в перспективные проекты.
Республика Коми, как публично-правовое образование, всегда относилась и должна относиться к числу наиболее надежных партнеров в инвестиционных отношениях. Поскольку повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы - важнейшая задача Правительства Республики Коми на современном этапе, необходимо выделять бюджетные средства из республиканского бюджета Республики Коми на реализацию инвестиционных проектов, прежде всего, в создание объектов социальной сферы и инфраструктуры.
В силу ограниченности бюджетных ресурсов, которые могут быть выделены на инвестиционные проекты, наиболее предпочтительны "точечные" бюджетные инвестиции, предусматривающие вложение бюджетных средств исключительно в конкретные проекты и только под конкретные результаты. Указанные действия позволяют снизить инвестиционную нагрузку на консолидированный бюджет Республики Коми, а также привлечь частные инвестиции в поддерживаемые Правительством Республики Коми проекты. В целях обеспечения наибольшей экономической и социальной отдачи от бюджетных средств следует продолжить практику ориентации инвестиций на конечный результат, в том числе через использование программно-целевых методов.
С учетом жестких ресурсных ограничений государственная политика в сфере инвестиционной деятельности должна базироваться на принципах повышения степени управляемости инвестиционным процессом на основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности разрабатываемых мероприятий. Этим требованиям вполне удовлетворяют механизмы бюджетирования, ориентированного на результат.
Совершенствование бюджетного инвестирования связано с поиском новых рациональных направлений использования финансовых ресурсов, предназначенных для капиталовложений. К числу таких направлений можно отнести следующие:
1) совершенствование механизма принятия и реализации целевых программ, предполагающее совершенствование порядка проведения конкурсного отбора объектов для бюджетного инвестирования, государственную поддержку при реализации ресурсосберегающих программ, подкрепленную системой санкций за нарушение стандартов ресурсопотребления;
2) авансирование инвестиционных ресурсов из бюджета в первую очередь на развитие тех территорий, где наблюдаются тенденции относительного оживления инвестиционных мотиваций;
3) расширение практики предоставления гарантий, в том числе государственных, механизмов залогового инвестирования, как форм участия Республики Коми и организаций, созданных с ее участием, в реализации инвестиционных проектов субъектов инвестиционной деятельности.
При этом роль бюджета как непосредственного источника инвестиций должна сохраняться в отношении инвестирования средств в основные жизнеобеспечивающие производства, социальную сферу и отрасли, наиболее значимые для региона. Вместе с тем требуется рационализация этих и поиск других нетрадиционных путей совершенствования бюджетного инвестирования, что позволит в определенной мере оживить инвестиционную деятельность в республике и повысить эффективность государственных капитальных вложений.
Вместе с тем, при ориентированности инвестиционной стратегии на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование инвестиционной среды, благоприятной для частных инвесторов, необходимо использовать не только формы прямого участия Республики Коми в инвестиционной деятельности, но и формы, косвенно способствующие активизации инвестиционной деятельности, среди которых:
а) осуществление субсидирования отдельных затрат субъектов инвестиционной деятельности (например, по разработке бизнес-планов, по технологическому присоединению к объектам энергетической и инженерной инфраструктуры, по осуществлению лизинговых платежей, по капитальным вложениям, связанным с модернизацией, реконструкцией и расширением действующих и созданием новых производств в наиболее приоритетных видах экономической деятельности);
б) продолжение практики компенсации затрат субъектов инвестиционной деятельности по привлечению заемных средств на реализацию инвестиционных проектов, что будет способствовать как снижению инвестиционных рисков, так и повышению роли финансово-кредитных организаций, которые могут стать аккумулятором инвестиционных ресурсов и их эффективным оператором;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
г) широкое применение при бюджетном финансировании инвестиций налоговых и других льгот в сочетании с системой мер государственного контроля и действенных санкций, а также совершенствование фискальных инструментов и порядка налогообложения с целью обеспечения привлекательности инвестирования в наиболее приоритетные секторы экономики для различных сегментов рынка потенциальных инвесторов (в том числе международного);
д) ограничение сферы применения безвозвратного финансирования инвестиций за счет средств бюджета при расширении возможностей предоставления бюджетных средств на возвратной основе, при этом акцент должен быть сделан на предоставлении инвестиционных налоговых кредитов.
Особое внимание следует уделить одному из главных внутренних ресурсов развития экономики республики - землям. Правила землепользования и застройки, а также градостроительная документация определяют характер использования земель, их ценность, создают условия для активного привлечения внешних финансовых источников за счет:
1) правовых гарантий на соответствующее использование земель в целях инвестирования проектов строительства;
2) права долгосрочного владения земельными участками, которое снижает инвестиционные риски и в перспективе дает возможность ипотечного кредитования под залог земельного участка;
3) сокращения сроков получения согласований и разрешений на проведение инвестиционно-строительной деятельности.
В то же время, учитывая, что большая часть земельных ресурсов Республики Коми находится в ведении органов местного самоуправления, работу по стимулированию инвестиционной активности через использование данного ресурса необходимо организовать в первую очередь на местном уровне.
Перечисленные меры косвенного стимулирования инвестиционной активности необходимо актуализировать по мере устранения проблем, на которые были направлены соответствующие механизмы, и по мере появления новых задач, требующих решения.
Все составляющие региональной инвестиционной политики (как государственное инвестирование, так и меры стимулирующего характера) должны быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и производств (в том числе с учетом необходимости поддержки местных производителей, развития производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью и обеспечения внутреннего спроса в экономике), носить взвешенный и системный характер.
Также необходимым условием привлечения инвестиций является наличие инвестиционной инфраструктуры, которая в Республике Коми, в первую очередь, представлена организациями, осуществляющими продвижение инвестиционных проектов и включающими как органы исполнительной власти Республики Коми, так и региональные институты развития (открытое акционерное общество "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми", государственное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения", государственное учреждение Республики Коми "Коми республиканский инвестиционно-строительный центр при Министерстве архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми" и др.). Кроме того, инвестиционную инфраструктуру республики составляют кредитные организации и их филиалы, действующие на территории региона, союзы и советы (Союз промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми, Союз лесопромышленников Республики Коми, Торгово-промышленная палата Республики Коми, Банковский совет Республики Коми и др.), саморегулируемые организации в соответствующих сферах деятельности, различные консалтинговые компании. В целях формирования системы сопровождения инвестиционных процессов к реализации инвестиционной политики в Республике Коми будут активно привлекаться вышеуказанные организации, что позволит учесть интересы представителей различных сфер экономики и общества и создать максимально благоприятный климат для реализации инвестиционных проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.