Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Состояние инвестиционной деятельности
Республика Коми в силу исторически и географически сложившихся благоприятных природно-ресурсных и экономических факторов обладает значительным потенциалом для привлечения инвестиций. Анализ динамики показателей инвестиционной деятельности на территории Республики Коми подтверждает возможности региона по дальнейшему наращиванию материально-технической базы для развития экономики и социальной сферы.
За период с 2007 по 2009 годы объем инвестиций в основной капитал, осуществленных в регионе, вырос на 6% (в сопоставимых ценах) и по итогам 2009 года составил 108,4 млрд. рублей. По объему инвестиций в расчете на душу населения республика по-прежнему существенно (в 2009 году - более чем в 2 раза) опережает среднероссийский уровень и занимает 2 место в Северо-Западном федеральном округе и 7 место по стране.
В республике отмечается достаточно высокий удельный вес инвестиций по отношению к валовому региональному продукту (далее - ВРП) (около 35%). Такой уровень соответствует показателям инвестиционной активности в странах, демонстрирующих высокие темпы роста экономики. По России объем инвестиций к ВРП не превышает 20%.
Благодаря позитивной динамике основных показателей социально-экономического развития региона международные рейтинговые агентства Fitch Ratings и Moody's Investors Service оценивают кредитоспособность Республики Коми на достаточно высоком уровне, что положительно влияет и на ее инвестиционную привлекательность. Прогнозы международных агентств подтверждают стабильность в экономическом развитии Республики Коми.
В целом в рассматриваемый период (2007-2009 годы) ситуация в сфере инвестиций в основной капитал характеризовалась позитивной тенденцией, за исключением 2007 года. На протяжении 2008-2009 годов отмечался стабильный рост инвестиций в основной капитал в отличие от общероссийских показателей, по которым в 2009 году произошел значительный спад. В то же время высокие темпы роста капитальных вложений на территории республики обеспечивали инвестиции в реализацию трех крупных проектов, таких как строительство газопровода Бованенково - Ухта, реконструкция ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" (проект "Степ"), комплекс по подготовке и переработке нефти и газа в Усинске. По остальным субъектам инвестиционной деятельности в целом наблюдался спад инвестиций в основной капитал.
Преобладающая часть инвестиций в республике осуществляется ограниченным кругом организаций: например, в 2009 году на 10 организаций-инвесторов (0,7% от их общего числа) приходилось 83% от всех осуществленных в республике инвестиций в основной капитал. Это, с одной стороны, упрощает администрирование инвестиционными процессами. Так, в 2009 году в рамках реализации соглашений, заключенных между Правительством Республики Коми и ведущими организациями региона, было осуществлено инвестиций в размере почти 38 млрд. рублей (или около 35% от общего объема инвестиций в основной капитал по республике).
С другой стороны, такая зависимость от крупнейших инвесторов в перспективе создает риски спада инвестиционной деятельности в целом по республике при завершении этими инвесторами реализации масштабных инвестиционных проектов. Так, в последние годы значительное влияние на показатели инвестиционной активности в целом по республике оказывали три вышеперечисленных проекта, два из которых (проект "Степ" и нефтеперерабатывающий комплекс) завершаются в 2010-2011 годах. Проект по строительству газопровода также планируется завершить к 2015 году.
Таким образом, при отсутствии адекватной замены этим проектам можно ожидать существенного спада в инвестиционной сфере республики.
В основном инвестиционные средства направляются организациями на развитие сырьевых и экспортноориентированных видов деятельности. Такие виды деятельности, как "Транспортирование по трубопроводам" и "Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых" остаются наиболее привлекательными для инвесторов. Так, по итогам 2009 года их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям достигла 48% и 20% соответственно. В то время как в целом по России значительные капитальные вложения осуществляются также в такие виды деятельности, как "Обрабатывающие производства" и "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг".
Наблюдаемые на протяжении нескольких лет перекосы в отраслевой структуре инвестиций в республике не способствуют решению задачи диверсификации экономики. Для реальных изменений в структуре производства и валового регионального продукта требуется диверсификация и самих инвестиций, обеспечивающих создание материально-технической базы, переориентация инвестиционных потоков в обрабатывающие производства и сферу услуг.
Имеющиеся в настоящее время в республике планы по реализации ряда крупных инвестиционных проектов (прежде всего, в области глубокой переработки древесины и в горнорудной промышленности) могут создать предпосылки для сохранения достаточно высокого уровня инвестиционной активности в регионе, но не решат проблемы диспропорции инвестиций в территориальном разрезе. Наибольшие объемы инвестиций в основной капитал в последние годы приходятся на Сыктывкар, Усинск и Ухту. При этом в 2009 году, например, более половины всех инвестиций было освоено в Ухте, а доля Сыктывкара и Усинска в совокупности составила более трети. Такое распределение инвестиций препятствует развитию большинства муниципальных образований. Для того чтобы эту ситуацию выправить, необходимо активнее продвигать проекты, реализуемые субъектами малого и среднего предпринимательства, а также уделить более пристальное внимание реализации проектов по эффективному использованию природно-ресурсного потенциала соответствующих территорий (в основном в области освоения лесных ресурсов и ресурсов недр, а также в сфере туризма).
В качестве преобладающих объектов вложения инвестиций по-прежнему выступают здания (кроме жилых) и сооружения, доля которых в 2009 году достигла наибольшего значения за анализируемый период - 63%.
На протяжении последних лет менялась структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. В 2007 году собственные средства преобладали и достигали 57% от общего объема инвестиций, в том числе амортизация - 22%. В последующие два года наблюдалось снижение доли собственных средств: до 51% в 2008 году и 31% в 2009 году (в том числе амортизационные отчисления занимали 28% и 20% соответственно). В то же время отмечается рост удельного веса средств вышестоящих организаций, что обусловлено реализацией крупных инвестиционных проектов, осуществляемых холдинговыми структурами.
Наблюдающийся у значительной части организаций в Республике Коми дефицит собственных средств, недостаточно устойчивое их финансовое положение, препятствующее привлечению заемных инвестиционных ресурсов, не позволяют привлечь большинству субъектов инвестиционной деятельности необходимые средства не только для модернизации, реконструкции и расширения собственных производств, но и для простого обновления основных фондов. Степень износа основных фондов в среднем по Республике Коми довольно высока (на начало 2009 года - 59,4%) и продолжает расти. Амортизационный фонд используется организациями недостаточно активно.
Доля бюджетных ассигнований, направляемых на инвестиционные цели, остается незначительной в общем объеме инвестиций в основной капитал (в пределах 4-7%) и связана в основном с капиталовложениями в виды деятельности, традиционные для бюджетной сферы. По итогам 2009 года в Республике Коми наблюдался самый низкий среди регионов Северо-Западного федерального округа удельный вес бюджетных средств в инвестициях - 4,3% (в среднем по России - 21,5%).
Распределение инвестиций в основной капитал в Республике Коми по источникам финансирования, также как и структура инвестиций по видам основных фондов, в основном определяется строительством газопровода Бованенково - Ухта. Без учета указанного строительства доля привлеченных средств соответствовала 46%, из них доля бюджетных - 7,6%. Главным источником бюджетных инвестиций на территории республики остаются средства республиканского бюджета Республики Коми: в общем объеме инвестиций в основной капитал за счет бюджетных средств их доля составляет порядка 50% (почти 2,4 млрд. рублей по итогам 2009 года), в то время как доля средств федерального бюджета - около 30% (1,6 млрд. рублей соответственно).
Помимо этого за счет средств республиканского бюджета Республики Коми осуществляется государственная поддержка субъектов инвестиционной деятельности различных организационно-правовых форм и видов деятельности (субъектов малого предпринимательства, организаций агропромышленного комплекса, коммунального хозяйства, добывающих и обрабатывающих производств). Так, суммарный объем государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности по всем формам (субсидии, налоговые льготы, государственные гарантии) в 2009 году составил почти 0,4 млрд. рублей.
В сфере иностранных инвестиций в 2007-2008 годах в целом складывалась благоприятная ситуация. В этот период продолжился устойчивый рост иностранных инвестиций, а в 2008 году был отмечен наивысший показатель за последние годы, связанный с существенным увеличением притока прямых инвестиций в целлюлозно-бумажное производство. Рост иностранных инвестиций в 2008 году составил почти 2,4 раза к уровню 2007 года.
В 2009 году под влиянием финансового кризиса впервые за последние пять лет произошло сокращение вложений от иностранных инвесторов. Вместе с тем по сравнению со среднероссийскими показателями, по которым в 2009 году наблюдалось снижение на 21%, объем иностранных инвестиций в республике удалось сохранить на достаточно высоком уровне, достигнутом в предыдущие годы (снижение составило всего 3%). В итоге среди регионов России Республика Коми занимала 13 место по объему поступивших иностранных инвестиций.
По поступлению иностранных инвестиций в расчете на душу населения Республика Коми также опережает среднероссийский уровень, занимая 7 место среди регионов России и 2 - в Северо-Западном федеральном округе.
В последние годы наблюдалась некоторая нестабильность в видовой структуре иностранных инвестиций: если в 2008 году доля внешних заимствований составляла менее половины, значительная часть иностранных инвестиций приходилась на прямые инвестиции, то в 2007 и в 2009 годах преобладала кредитная направленность иностранных инвестиций, а доля прямых инвестиций составляла всего 21% и 24% соответственно, что свидетельствует о недостаточно рациональном привлечении инвестиций от иностранных инвесторов с точки зрения наращивания иностранного капитала в экономике республики.
Распределение иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в 2007-2009 годах также было неоднозначным. Сфера финансовых интересов иностранных инвесторов довольно ограничена и наблюдается дальнейшее ее сужение. Так, если в 2007 году основные вложения практически равномерно были распределены между тремя видами деятельности (целлюлозно-бумажное производство, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа), то в 2008-2009 годах в общем объеме иностранных инвестиций преобладала доля целлюлозно-бумажного производства (74%-86%), что связано с активным вложением средств зарубежных инвесторов в реализацию завершенного в 2010 году проекта "Степ".
В территориальном распределении иностранных инвестиций также наблюдаются значительные диспропорции. Приоритет по объему полученных иностранных инвестиций в последние годы принадлежал Сыктывкару, на территории которого и реализуется проект "Степ". Кроме того, заметные объемы инвестиций из-за рубежа в 2007-2009 годах направлялись в организации Усинска, Сосногорска, Ухты, Печоры, Инты и Троицко-Печорского района. Незначительный объем накопленных иностранных инвестиций имеется в Княжпогостском, Прилузском и Удорском районах. В остальные муниципальные образования средства иностранных инвесторов практически не вкладываются.
Структура зарубежных инвестиций в разрезе стран, инвестиции из которых поступают в Республику Коми, за последние годы не претерпела значительных изменений: по-прежнему главными инвесторами остаются Австрия, Великобритания, Германия, Финляндия, Кипр, Швеция и Италия. В целях повышения устойчивости инвестиционной сферы республики в части, формируемой за счет иностранных инвестиций, требуется расширение круга стран-инвесторов.
В целом оценка инвестиционного потенциала Республики Коми и ситуации в этой сфере за последние годы отражает наличие возможностей для дальнейшего социально-экономического развития региона. А ряд проблем, выявленных в ходе такой оценки, требует решения в рамках реализации инвестиционной политики Республики Коми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.