Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
развития торговли и бытового обслуживания населения в Республике Коми
(одобрена распоряжением Правительства Республики Коми от 21 марта 2011 г. N 74-р)
1. Общие положения
Настоящая Концепция развития торговли и бытового обслуживания населения как основных сфер потребительского рынка в Республике Коми (далее - Концепция) подготовлена на период до 2020 года с учетом наметившихся на современном этапе тенденций развития торговли и бытового обслуживания населения, а также интересов потребителей и предпринимателей.
Концепция основывается на социальной значимости потребительского рынка и исходит из того, что развитие различных форм продажи товаров и оказания услуг должно быть направлено на расширение цивилизованных форм торговли и услуг.
Целью Концепции является определение основных направлений и приоритетов развития торговли и бытового обслуживания населения Республики Коми, обеспечивающих совершенствование государственной политики Республики Коми в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания, удовлетворение потребительского спроса, насыщение рынка разнообразными видами товаров и услуг путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, улучшение взаимодействия органов исполнительной власти Республики Коми с предпринимателями, усиление координации и поддержки интересов хозяйствующих субъектов и потребителей в Республике Коми.
2. Состояние торговли и бытового обслуживания населения в Республике Коми
2.1. Торговля
Розничная торговля относится к инфраструктурным видам экономической деятельности, которые присутствуют во всех сферах экономики вне зависимости от специализации. Фундаментом для развития розничной торговли является платежеспособный спрос и потребительская активность населения.
В 2009 году, учитывая кризисные явления в экономике в целом, объемы показателей оборота розничной торговли сократились до 88 процентов к уровню предыдущего года. В начале 2010 года динамика сохранялась, но уже начиная со второго квартала наметились положительные тенденции, и темпы роста оборота розничной торговли начали увеличиваться. По итогам 2010 года рост составил 102,5 процента к уровню 2009 года.
Оживление розничной торговли в 2010 году способствовало подъему оптового рынка республики, спад в котором наблюдался на протяжении 2009 года и начала 2010 года. Ежемесячная динамика оборота оптовой торговли сохранялась положительной с марта по декабрь 2010 года. За истекший год существенно возросли оптовые продажи продукции производственно-технического назначения, многих видов продовольственных товаров, а также алкогольной продукции. Всего в 2010 году в оптовом звене было продано товаров на 67,5 миллиарда рублей, что в сопоставимой оценке на 8,1 процента выше уровня предыдущего года.
В сфере торговли осуществляют свою деятельность порядка 10 тысяч индивидуальных предпринимателей и 5 тысяч юридических лиц, из которых 4,8 тысячи относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Насчитывается около 6 тысяч объектов торговли, 485 объектов общественного питания и 520 объектов бытового обслуживания населения.
Структура сети общественного питания показывает, что наиболее распространенными видами объектов общественного питания являются кафе. Их доля составляет 36,3 процента от общего числа объектов и 41 процент от общего числа посадочных мест. Широкое распространение получили также закусочные, удельный вес которых приближается к 21 проценту от общего количества объектов. Доля ресторанов невелика и составляет 6 процентов всей сети общественного питания. На каждые 10 тысяч человек населения Республики Коми приходится около 5 объектов общественного питания.
В 2009 году численность занятых в организациях розничной торговли составила 19,2 тысячи человек, или 5 процентов от общей численности занятых в организациях республики, и по сравнению с 2008 годом увеличилась на 0,3 процента.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в организациях розничной торговли в последние годы оставалась низкой - менее половины от среднего уровня по республике. При этом если в целом по Республике Коми и в большинстве видов экономической деятельности заработная плата была выше, чем по России, то в розничной торговле ситуация обратная - в республике ее уровень составляет 77 процентов от среднероссийской.
Вклад хозяйствующих субъектов оптовой и розничной торговли в общий объем налоговых поступлений в 2010 году составил 3 процента (по России - 3,1 процента).
Вследствие роста доходов населения повышаются требования потребителей к качеству предоставляемых услуг, ассортименту и качеству реализуемых товаров. Доля расходов населения на потребительские товары согласно международному опыту может достигать 70 процентов. В Республике Коми доля расходов населения на потребительские товары составляет порядка 50 процентов.
С 2009 года приоритетное значение в потребительских расходах приобрели продовольственные товары, их доля в 2009 году составила 50,6 процента, удельный вес непродовольственных товаров соответственно составил 49,4 процента и был ниже, чем в целом по России (51 процент). В 2010 году сохраняется дифференциация потребительских предпочтений в пользу продуктов питания. В структуре оборота розничной торговли (в фактических ценах) доля продовольственных товаров составляет 52 процента.
Розничная торговля в своем развитии имеет свои особенности и факторы успеха, характеризуется различными темпами роста, характером и степенью конкуренции, качеством и ассортиментом предоставляемых услуг.
Так, например, доля магазинов самообслуживания, имеющих широкий ассортимент, один или более прилавков свежей продукции и предлагающий дополнительные сервисы для покупателей на своей территории (банкомат, парковка, кафе, туалеты, аптеки, пункты по печати фотографий), в общем обороте розничной торговли в наиболее развитых странах превосходит 70 процентов. В мировой практике к таким форматам относят: гипермаркеты, супермаркеты, магазины "Кэш & Керри" и дискаунтеры (реализующие товары населению мелкими партиями по оптовым ценам).
В России доля магазинов современных форматов составляет 34 процента. Увеличение конкуренции закономерно привело к укрупнению организаций, осуществляющих розничную торговлю, и их объединению под единым управлением. В Республике Коми торговые сети формируют порядка 25 процентов оборота розничной торговли торгующих организаций.
Отсутствие дорог, современных типов торговых структур, особенно в оптовом звене (распределительные и логистические центры и так далее), складских площадей, отвечающих международным стандартам качества, а также низкотемпературных холодильников являются определяющими факторами развития торговой инфраструктуры не только в Республике Коми, но и в целом в Российской Федерации.
В Республике Коми в структуре продаж доля крупных и средних организаций составляет 18 процентов, малых и микропредприятий - 34 процента, индивидуальных предпринимателей - 48 процентов.
Малый и средний бизнес играет важную роль в экономике и занятости в сфере торговли зарубежных стран. Малые и средние предприятия обычно составляют около 99 процентов всех компаний, предоставляют около 50 процентов рабочих мест, обеспечивают значимую долю оборота розничной торговли.
В Республике Коми среди организаций торговли существенная доля в формировании оборота розничной торговли также принадлежит субъектам малого и среднего предпринимательства и составляет порядка 80 процентов.
Увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства, которым достаточно сложно обеспечить получение заемных средств на развитие торговой деятельности, а следовательно, перейти на качественно новый уровень организации бизнеса, свидетельствует о достаточно благоприятных экономических условиях для развития торгового бизнеса в Республике Коми.
В мировой розничной торговле возрастает роль продаж через Интернет, но уровень проникновения Интернет-торговли еще не очень велик и также существенно различается между странами. В Великобритании доля продаж через Интернет составляет 5,3 процента против 1,4 процента по России.
Для розничной торговли в Республике Коми характерна низкая доля продаж, приходящаяся на современные каналы торговли, в том числе Интернет-продажи, что приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, однообразному ассортименту, недостаточной прозрачности сектора и, соответственно, низкой собираемости налогов.
Фактическая обеспеченность торговой площадью на 1000 человек в целом по республике, по оперативным данным, составляет 633,7 кв.м, в том числе в городах - 815 кв.м; в сельских населенных пунктах - 275 кв.м; в поселках городского типа - 414,9 кв.м. При этом необходимо учитывать, что номинальный норматив обеспеченности торговыми площадями, рассчитанный по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 754 "Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов", для Республики Коми составляет 545 кв.м.
Рыночные отношения внесли существенные изменения в структуру потребительского рынка и размещение сети организаций, в результате чего возникла проблема территориальной и ценовой доступности товаров и услуг. Сохраняется проблема неразвитой торговой инфраструктуры в отдаленных сельских районах республики.
Если объекты торговли продовольственными товарами распределяются по населенным пунктам достаточно равномерно, то в отношении торговых объектов с непродовольственными товарами складывается противоположная ситуация. Именно на города приходится большинство торговых объектов, занимающихся продажей автомобилей, запчастей, медикаментов, одежды, прочих непродовольственных товаров.
В городах расположено 64 процента магазинов, павильонов, киосков, аптек и 94 процента торговых центров. В среднем площадь торгового зала магазинов, расположенных в городах, в 2 раза больше, чем площадь торгового зала магазинов в сельских населенных пунктах.
В некоторых сельских населенных пунктах в Республике Коми открывать торговые объекты нерентабельно в связи с малочисленностью проживающих (до 10 человек), территориальной близостью к более крупным населенным пунктам (до 2-5 километров).
В целях содействия улучшению торгового обслуживания населения, проживающего в труднодоступных или отдаленных сельских населенных пунктах, осуществляется финансовая и организационная поддержка хозяйствующих субъектов по возмещению части транспортных расходов по доставке товаров в такие населенные пункты в Республике Коми. В 2009 году расширен перечень хозяйствующих субъектов, потенциальных получателей названной поддержки, что содействует развитию конкуренции среди торговых организаций, соответственно, снижению цен на товары для конечного потребителя, находящегося в сельской местности.
У торговой сети индивидуальных предпринимателей есть свои особенности. На 1 января 2010 года индивидуальных предпринимателей, заявивших при регистрации в качестве основного вида деятельности розничную торговлю, насчитывалось 9,9 тысячи человек (каждый сотый житель республики), что на 1,2 процента меньше, чем годом ранее. Чаще всего индивидуальные предприниматели осуществляют свою деятельность в торговых центрах, где занимают 91 процент всех мест. Четверть всех объектов торговли, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, приходится на непродовольственные магазины. Около 76 процентов таких магазинов по Республике Коми находится в собственности предпринимателей. Привлекательность продовольственных магазинов для них ниже, чем для юридических лиц - менее 45 процентов этих магазинов принадлежит индивидуальным предпринимателям. Во многом это вызвано изменением федерального законодательства, регулирующего оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, которым введен запрет на осуществление деятельности по продаже алкогольной продукции для индивидуальных предпринимателей.
В последние годы просматривается предпочтение потребителей в сторону цивилизованных форм торговли. Так, оборот розничной торговли на 99 процентов формируется в стационарной торговой сети организаций и индивидуальных предпринимателей, доля розничных рынков составляет всего 1 процент.
В формировании оборота розничной торговли доля розничных рынков неуклонно снижалась с 22 процентов в 2000 году. Это свидетельствует о том, что организации торговли ориентируются на современные формы и методы торговли, соответствующие растущим требованиям населения к качеству товаров, услуг и обслуживанию.
Таким образом, розничная торговля в Республике Коми выполняет важные экономические и социальные функции, поддерживая необходимый уровень жизни населения, обеспечивает развитие малого и среднего предпринимательства.
2.2. Бытовое обслуживание населения
Бытовое обслуживание населения является одной из важнейших социально значимых отраслей потребительского рынка. Организации бытового обслуживания удовлетворяют потребности населения, проживающего на соответствующей территории. При этом конкретные условия и особенности обслуживаемых районов - численность и плотность населения, покупательская способность, транспортная доступность и другие факторы - становятся определяющими условиями развития сферы бытового обслуживания населения, формирования производственных программ организаций, определения пунктов размещения, оптимизации их специализации и назначения.
Основной задачей бытового обслуживания населения является создание комфортных условий жизни населения за счет рационализации домашнего труда и высвобождения тем самым части времени для отдыха, самообразования, удовлетворения культурных потребностей.
Субъекты малого предпринимательства, оказывающие бытовые услуги населению, занимают в этой сфере доминирующее положение, предоставляя практически все виды бытовых услуг, кроме услуг бань, прачечных. Их доля в общем объеме оказанных населению бытовых услуг составляет 87,5 процента, в том числе доля индивидуальных предпринимателей - 64 процента.
Развитие рынка бытовых услуг в Республике Коми до 2009 года характеризовалось положительной динамикой. В 2009 году наблюдался спад объемов бытовых услуг (впервые после 1999 года). В 2009 году населению оказано услуг бытового характера на 3345,4 млн. рублей, снижение объемов в сопоставимых ценах составило 6,3 процента к уровню 2008 года.
Динамика развития бытовых услуг в 2010 году была отрицательной (92,1 процента к соответствующему уровню 2009 года). Однако с июля спад относительно соответствующего месяца 2009 года замедлился, а в декабре наблюдался рост на 5,5 процента. Значительный рост ежемесячных объемов бытовых услуг отмечен по пошиву и ремонту обуви и одежды, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, ремонту и строительству жилья и других построек. На данные услуги приходилось почти две трети оказанных бытовых услуг.
В среднем на одного жителя Республики Коми приходится 3,5 тысячи рублей бытовых услуг, в целом по России - 3,1 тысячи рублей.
В объеме платных услуг доля услуг бытового характера как по республике, так и в целом по России с 2005 года сохранялась на уровне 10-11 процентов.
Низкая рентабельность большинства видов бытовых услуг, повышение цен на сырье, рост стоимости энергетических ресурсов, коммунальных услуг не способствуют росту темпов развития сферы бытовых услуг, особенно в сельской местности.
3. Основные проблемы развития торговли и бытового обслуживания населения
К числу факторов, отрицательно влияющих на развитие торговли и бытового обслуживания населения в сложившихся экономических условиях можно отнести:
1. Недостаточный уровень развития инфраструктуры и материально-технической базы организаций.
Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию потребительского рынка в Республике Коми, является недостаточный уровень развития инфраструктуры, ее неприспособленность для развития современных форм торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей.
Важной составляющей здесь является отсутствие необходимого количества развитых транспортных компаний, региональных представителей производителей и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений.
Аналогично складывается ситуация и со складскими площадями. Для таких товаров, как продукты питания, требующих особых условий хранения, проблема отсутствия складов приводит к тем же последствиям, что и низкая обеспеченность дорогами.
Кроме того, в настоящее время технологические потребности производителей, а также оптовых продавцов в материально-технической базе хранения оказались в значительной мере неудовлетворенными. Вследствие нехватки складских площадей произведенная продукция частично хранится в малоприспособленных или неприспособленных помещениях, в которых невозможно обеспечить оптимальные условия хранения. В результате такого хранения значительно увеличиваются товарные потери, снижается рентабельность производственных и торговых организаций.
Проблему представляет собой также сложность и недостаточная прозрачность процедуры выделения земельных участков и получения разрешений на строительство торговых и логистических объектов.
Зачастую подведение коммуникаций приходится самостоятельно осуществлять компаниям, строящим объект, что приводит к удорожанию стоимости строительства до трех раз. Такая ситуация снижает инвестиционную привлекательность сферы и тормозит строительство новых торговых и логистических объектов.
2. Удаленность множества населенных пунктов от транспортных магистралей.
Главной проблемой для организаций, работающих на удаленных территориях республики, остается низкая обеспеченность дорогами многих населенных пунктов, отсутствие дорожной связи между отдельными территориями в период распутицы. Такое положение дел не позволяет в установленные сроки и в достаточном количестве осуществлять поставки товаров, нарушает процесс товарообмена между районами, связанными торговыми отношениями.
Это приводит к наличию таких проблем, как неравномерность в размещении объектов торговли и бытового обслуживания между отдельными территориями Республики Коми и соответственно, недостаточная физическая и ценовая доступность товаров и услуг для населения, низкое качество обслуживания населения. В республике сложилась сложная ситуация с обслуживанием малообеспеченных слоев населения.
3. Отсутствие системы государственного управления бытовым обслуживанием населения.
Высокий уровень цен на оборудование, расходные материалы, энергоресурсы, арендной платы, коммунальные услуги приводят к повышению цен на товары и услуги, в связи с этим они становятся недоступными для значительной части населения.
Малое количество прачечных, организаций проката, химической чистки и крашения, пошива обуви и ремонта мебели в городах и районах снижает степень удовлетворения потребностей населения в данных услугах. Нет организаций по пошиву одежды, предлагающих авторские модели одежды различным группам населения, желающих иметь эксклюзивную и в то же время добротную и красивую одежду.
Территориальная недоступность организаций негативно отражается на уровне потребления услуг бань и душевых, услуг ремонта мебели, услуг проката.
Состояние бытового обслуживания населения в городах и сельских районах республики существенно различается. В сельских районах услуги оказываются на устаревшем, изношенном оборудовании. Низкое техническое оснащение организаций отражается на качестве выполнения заказов, ограничении перечня оказываемых услуг. Из-за отсутствия оборудования в большинстве районов не оказываются такие социально значимые виды услуг, как ремонт радиотелеаппаратуры, сложнобытовой техники, ремонт обуви, ремонт часов и другие услуги.
4. Недостаточность квалифицированных кадров. Недостаточность трудовых ресурсов в сферах потребительского рынка наблюдается на уровне рядового состава персонала и сотрудников среднего звена.
В первую очередь это связано с высокой текучестью кадров, низкой мотивацией к работе и степенью престижности профессий. Текучесть персонала данной категории может доходить до 50 процентов, а спрос может превышать предложение в отдельных случаях в два раза.
Повышение уровня профессиональной подготовки персонала является важнейшей составляющей успеха любой организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и может быть перспективным направлением в работе.
Достижение нового качественного уровня торговли и бытового обслуживания населения возможно только при наличии и дальнейшей концентрации в этих сферах высокообразованных, квалифицированных руководителей и специалистов, владеющих методами современного управления, необходимой экономической, профессиональной подготовкой.
4. Цели и задачи развития торговли и бытового обслуживания населения в Республике Коми
Основной целью развития торговли и бытового обслуживания населения в Республике Коми является сбалансированное развитие всех звеньев сферы торговли и бытовых услуг на территории Республики Коми, наиболее полное удовлетворение спроса населения на товары и услуги в широком ассортименте по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности их приобретения и потребления.
Достижение поставленной цели на территории Республики Коми возможно через решение следующих задач:
1) формирование инфраструктурной базы, включая рекламно- выставочную деятельность, информационное обеспечение потребителей, формирование системы мониторинга развития торговли, общественного питания и бытовых услуг;
2) формирование условий для оптимального размещения объектов потребительского рынка, обеспечивающих развитие культурных форм торговли и внедрение современных торговых технологий, территориальную доступность товаров и бытовых услуг для удовлетворения потребностей населения в Республике Коми;
3) формирование условий для развития хозяйственных связей с производителями, способствующих насыщению рынка качественными товарами и услугами;
4) формирование целостной системы регулирования деятельности торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения на территории Республики Коми, включая совершенствование нормативной правовой основы функционирования рынков товаров и услуг, развитие форм и методов координации и контроля, кадрового обеспечения, создание условий для обеспечения здоровой конкуренции и рыночного разнообразия субъектов потребительского рынка;
5) стимулирование развития торговли и бытового обслуживания в труднодоступных и отдаленных сельских населенных пунктах в Республике Коми и создание условий для формирования социально ориентированной системы торгового и бытового обслуживания.
Повышение уровня доходов населения, требований к качеству приобретаемых товаров и уровню обслуживания, тенденция приближения организаций торговли и сферы услуг к потребителю определяют основные направления формирования сфер торговли и бытовых услуг.
5. Приоритетные направления развития торговли и бытового обслуживания
5.1. Торговля
Целью развития торговли в Республике Коми являются формирование инфраструктурной базы и устранение диспропорций в системе товародвижения, создающие благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка.
Темпы роста оборота торговли обеспечиваются увеличением физической массы товаров, поступающих на рынок, а также расширением и усложнением ассортиментной номенклатуры товаров. В этих условиях первостепенное значение приобретают вопросы создания отлаженной системы товароснабжения розницы как эффективно функционирующей цепочки поставок товаров от производителя до магазина и далее до конечного потребителя.
В настоящее время сложилась и действует многоканальная и многозвеньевая система товароснабжения торговли, в которой преобладают мелкие фирмы-посредники, что ведет к некомплектным и нерегулярным поставкам товаров, неоправданным издержкам обращения.
Основными направлениями развития торговли являются:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере государственного регулирования торговой деятельности, направленного на формирование конкурентной среды и недопущение поступления на потребительский рынок некачественной и контрафактной продукции и товаров, формирование равных условий доступа для малого и среднего предпринимательства, не ограничивая при этом развитие торговых сетей.
2. Создание условий для расширения в жилых микрорайонах сети объектов розничной торговли, расположенных в радиусе "шаговой" доступности, в целях обеспечения для абсолютного большинства населения доступности товаров в цивилизованных формах организации торговли.
3. Создание условий для расширения стационарной торговой сети на базе новых капитальных сооружений путем расширения практики разработки проектов с размещением нежилых помещений на первых этажах проектируемых зданий, технологически приспособленных под размещение объектов потребительского рынка, не ухудшая при этом условия проживания населения на верхних этажах жилых домов.
4. Создание условий для развития социально ориентированной торговли через развитие сети магазинов эконом-класса.
В условиях развития социально ответственного бизнеса целесообразно организациям и некоммерческим партнерствам разрабатывать свои социальные программы, в том числе включающие меры поддержки для малообеспеченного населения и обеспечивающие эффективное функционирование системы защиты прав потребителей. Использование гибкой системы скидок, реализуемой через внедрение дисконтных карт, продажу товаров по дифференцированным ценам в разное время суток, торговля определенными товарными позициями по каталогам также являются направлениями по оказанию социальной поддержки малоимущим гражданам в супер-гипер-маркетах и сетевых организаций торговли.
5. Формирование оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров, то есть стационарной торговой сети, мелкорозничной торговли и рынков.
Развитие внемагазинных форм продажи через совершенствование мелкорозничной торговой сети. Мелкорозничная торговая сеть должна дополнять стационарную в тех районах, где стационарная сеть недостаточно развита.
6. Улучшение механизмов деятельности рыночной торговли.
Развитие рынков должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства. Современные требования к розничным рынкам предполагают наличие развитой инфраструктуры: ветеринарно-санитарных лабораторий, камер хранения товаров, бытовых помещений, автостоянок и так далее, оснащение современным торговым, технологическим и другим оборудованием.
Основными направлениями развития рынков являются:
взаимодействие органов исполнительной власти Республики Коми, контролирующих органов с управляющими рынками компаниями по вопросам деятельности розничных рынков;
организация ярмарок "выходного дня" в целях оказания помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам, садоводам и огородникам в реализации излишков выращенной сельскохозяйственной продукции в период сбора урожая (предоставление торговых мест на рынках, организация пунктов закупки плодоовощной продукции).
Продовольственные рынки должны быть ориентированы, прежде всего, на продажу сельскохозяйственной продукции и продукции местных товаропроизводителей, в том числе субъектов малого предпринимательства (сельхозпроизводителей, фермеров, садоводов, огородников).
7. Развитие удаленных форм торговли, в том числе электронной торговли, прежде всего в торговле книгами, аудио- и видеоносителями, парфюмерией, запасными частями, строительными материалами. Это расширит возможности реализации субъектами электронной торговли новых форм связей с потребителями, создаст новое бизнес-пространство.
8. Информационная поддержка процессов внедрения современных сетевых технологий, формирование позитивного общественного мнения с целью повышения степени доверия магазинным формам торговли.
5.2. Общественное питание
Сегодняшние тенденции развития организаций общественного питания как одного из каналов реализации товаров и услуг говорят о том, что этот бизнес развивается с учетом эргономичности и экономичности организации производства. Это такие современные и востребованные форматы заведений, как фаст-фуд ("быстрое питание"), ресторанный бизнес, бары и пабы разной специализации, кофейни различной направленности.
Приоритетными направлениями развития общественного питания являются:
1. Создание условий для совершенствования и расширения сети объектов общественного питания путем строительства новых современных объектов, проведения реконструкции и модернизации действующих.
2. Создание условий для развития конкурентной среды и стимулирования повышения качества, разнообразия ассортимента выпускаемой продукции, совершенствования культуры обслуживания, оказания различных дополнительных услуг: отпуск блюд на вынос, доставка их по заказам на дом, в офис и так далее.
3. Увеличение количества объектов общественного питания с различными национальными кухнями, отвечающих особенностям современного состояния социально-экономического развития республики.
4. Формирование условий для стимулирования размещения стационарных объектов быстрого питания различных классов и типов в местах массового пребывания населения: дорожный сервис, в крупных торговых, торгово-деловых, культурно-развлекательных центрах, на розничных рынках.
5.3. Бытовое обслуживание населения
Главной целью развития бытового обслуживания населения является обеспечение возможности получения комплекса бытовых услуг в одном месте (ремонт обуви, ремонт одежды, ремонт металлоизделий) по доступным ценам.
В качестве основных приоритетных направлений развития в сфере бытового обслуживания населения необходимо выделить:
1. Обеспечение территориальной и ценовой доступности бытовых услуг для всех категорий населения, создание равных возможностей всем гражданам для получения социально значимых бытовых услуг соответствующего объема и качества.
2. Повышение уровня обслуживания населения и качества оказываемых услуг предполагается через внедрение новых видов услуг и форм обслуживания, новой техники и технологий, внедрение основ добровольной сертификации бытовых услуг и систем качества в сфере оказания бытовых услуг, в целях информирования потребителей о высоком качестве предоставляемых услуг.
3. Совершенствование методической и нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения субъектов рынка бытовых услуг, повышение квалификации его работников, организация контроля за качеством и безопасностью услуг.
4. Создание условий для обеспечения равномерности размещения объектов бытового обслуживания населения в муниципальных образованиях в Республике Коми.
5.4. Стимулирование торговли и бытового обслуживания в сельской местности
Приоритетными направлениями развития торговли и бытового обслуживания в сельской местности являются:
1. Сохранение и развитие существующей сети организаций торговли и бытового обслуживания населения в соответствии с нормативными требованиями обеспеченности объектами торговли и бытовых услуг.
2. Создание условий для реализации в административных центрах муниципальных образований сельскохозяйственной продукции, производимой гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством.
3. Формирование перечня поселений, которые необходимо охватить выездной торговлей и бытовым обслуживанием, и использование потенциала крупных торговых сетей, входящих на потребительский рынок Республики Коми, для организации выездной торговли и бытового обслуживания населения.
4. Содействие открытию магазинов "на дому" в отдаленных малонаселенных сельских пунктах в целях организации бесперебойного снабжения продуктами питания и товарами повседневного спроса проживающего в них населения.
5. Создание условий для открытия новых рабочих мест по оказанию бытовых услуг населению, проживающему в отдаленных сельских местностях Республики Коми.
6. Привлечение организаций потребительской кооперации к оказанию бытовых услуг в отдаленных сельских населенных пунктах.
5.5. Кадровая поддержка
Профессионализм персонала, высокая культура обслуживания - залог успешного роста любой организации. Конечный результат в торговле и бытовом обслуживании населения во многом определяется человеческим фактором.
Основной целью работы по улучшению кадрового потенциала сфер потребительского рынка является формирование в организациях торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения персонала, обладающего современными знаниями, опытом профессиональной деятельности и высокой культурой.
Обучение персонала организаций может осуществляться собственными силами либо с привлечением сторонних организаций, с использованием тренинговых и индивидуальных программ подготовки, стажировок для руководителей, путем создания корпоративных центров обучения, формирования института наставничества.
Основными направлениями совершенствования этой работы являются:
1. Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
2. Внедрение практики проведения республиканских семинаров и конкурсов, мастер-классов, выставок в целях создания позитивного имиджа профессий сфер торговли и бытового обслуживания населения.
3. Проведение мониторинга потребности в кадрах для подготовки предложений образовательным учреждениям.
4. Укрепление сотрудничества с отраслевыми вузами, средними специальными и профессиональными учебными заведениями для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сфер потребительского рынка. Внедрение принципов государственно-частного партнерства между образовательными учреждениями и крупными розничными компаниями.
5.6. Информационное обеспечение торговли и бытового обслуживания населения
Основным целевым назначением информационной системы должно стать предоставление полноценной информации о состоянии сферы торговли, отдельных товарных рынков органам государственной власти, органам местного самоуправления и рыночным структурам для выработки и принятия эффективных управленческих решений по регулированию их развития.
Создание системы мониторинга потребительского рынка, способной отслеживать динамику и анализировать различные показатели, такие как цены по группам товаров в различных типах торговых точек, товарооборот, удовлетворенность различных слоев общества качеством товара и качеством обслуживания, структуру покупок по местам продаж, обеспеченность торговыми объектами.
Основными мерами, обеспечивающими создание и функционирование системы государственного информационного обеспечения являются:
1. Проведение мониторинга состояния торговли и бытового обслуживания населения в Республике Коми в целях определения и уточнения потребностей и ожиданий различных групп потребителей и обеспечение обратной связи в системе "производитель - реализация товаров, услуг - потребитель".
2. Повышение степени информированности населения, уровня потребительских знаний об ассортименте предоставляемых товаров, услуг, территориальном расположении организаций торговли и бытового обслуживания населения и механизмов защиты прав потребителей товаров и услуг.
3. Создание условий для обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности и бытового обслуживания населения в Республике Коми.
4. Размещение в свободном доступе и обновление в информационно-коммуникационной сети "Интернет" информации о состояния# торговли и бытового обслуживания населения в Республике Коми, иной информации, затрагивающей интересы организаций торговли и бытового обслуживания населения в Республике Коми.
6. Механизмы реализации Концепции
Инструментами реализации Концепции будут:
1. Применение программно-целевых методов планирования, направленных на разрешение основных проблем и развитие торговли, определено Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Органы местного самоуправления также наделены полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития и схем территориального планирования, в которые могут быть включены необходимые меры по поддержке торговли и бытового обслуживания.
Например, регулируя уровень местных налогов и сборов, а также устанавливая привлекательные арендные ставки, органы местного самоуправления могут содействовать развитию торговых и обслуживающих организаций.
2. Совершенствование нормативного правового и методического обеспечения торговли и бытового обслуживания населения в Республике Коми с целью обеспечения единства правового регулирования. Определение механизмов, обеспечивающих формирование цивилизованных форм торговли и развитие хозяйственных связей с местными и отечественными производителями, способствующих насыщению рынка качественными товарами и услугами, внедрению современных торговых технологий, достижение на этой основе занятости и благосостояния населения республики.
Основным инструментом реализации данного механизма является внесение предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в соответствующие органы государственной власти, в части:
актуализации нормативных правовых актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности торговли, не отвечающие современным требованиям и возможностям развития торговли и бытового обслуживания населения в Республике Коми;
исключения двойственного толкования отдельных положений нормативных правовых актов, влекущие увеличение экономических рисков для торговых и обслуживающих организаций;
оказания методической и организационной поддержки органам местного самоуправления по вопросам развития торговли и бытовых услуг.
3. Внедрение механизмов государственно-частного партнерства. Наиболее целесообразными представляются следующие инструменты: соглашения о взаимодействии, инвестиционные соглашения, оказание в установленном порядке с соблюдением требований антимонопольного законодательства финансовой поддержки.
4. Расширение межрегиональных связей и международного сотрудничества, содействие выставочно-ярмарочной деятельности путем распространения практики заключения соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с другими регионами Российской Федерации.
Внедрение практики заключения соглашений о взаимодействии между органами исполнительной власти Республики Коми, органами местного самоуправления и крупными организациями торговли в Республике Коми в целях обеспечения бесперебойного снабжения населения республики товарами.
Сфера торговли играет важную социальную и экономическую роль. Каждый регион имеет свою производственную специализацию, географические и климатические особенности, уровень инфраструктурного развития и многие другие параметры. На сегодняшний день практически ни один регион не может полностью обеспечить потребности населения в продуктах питания первой необходимости. Поэтому развитие межрегиональной торговли достаточно актуально и должно базироваться на специализации регионов в производстве отдельных категорий товаров. Такая специализация является экономически более эффективной, чем наличие всех видов производства в каждом регионе.
5. Оказание государственной поддержки организациям, в том числе организациям потребительской кооперации, осуществляющим торговую деятельность и бытовое обслуживание населения в сельской местности, в том числе выездную торговлю и бытовое обслуживание населения с соблюдением требований антимонопольного законодательства. Предоставление государственной поддержки хозяйствующим субъектам в форме субсидирования части транспортных расходов по доставке товаров и бытового обслуживания населения в труднодоступных и отдаленных сельских населенных пунктах.
В процессе реализации Концепции возможно использование иных механизмов и инструментов, не указанных в настоящем разделе, если они не противоречат законодательству и направлены на достижение стратегических целей развития торговли и бытового обслуживания населения в Республике Коми.
7. Ожидаемые результаты реализации Концепции и индикаторы их оценки
Индикаторами современного развития торговли, улучшения ее качественного состояния будут:
1. Количество торговых площадей современных форматов на 1000 человек. Именно этот критерий показывает географический охват системы дистрибуции для производителей и физическую доступность товаров для потребителей.
2. Доля современных форматов в обороте. Современные форматы, по сравнению с традиционными, отличаются большей эффективностью продаж (оборот на кв.м), меньшими удельными издержками, низкими ценами, более высоким качеством сервиса и контролем качества товаров. Поэтому данный критерий описывает эффективность системы дистрибуции для производителей, ценовую доступность, качество товаров и услуг для потребителей.
3. Рост оборота сектора торговли, развитие современных форматов торговли. Увеличение доли современных продовольственных торговых площадей и увеличение доли продаж, приходящихся на современные форматы.
4. Рост налоговых поступлений. Рост оборота торговли в свою очередь позволит увеличить налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Коми.
5. Усиление консолидации сектора, повышение его прозрачности и вклада в экономику. Увеличение доли сетевой торговли в общем розничном обороте позволит увеличить прозрачность сектора.
6. Рост эффективности отрасли или увеличение производительности розничной торговли (тыс.руб. на занятого в отрасли в текущих ценах).
Количественная оценка индикаторов должна проводиться в рамках мониторинга состояния сфер потребительского рынка в Республике Коми на основании статистических данных.
Результативность реализации Концепции целесообразно определять следующими показателями:
Показатели |
2015 г. |
2020 г. |
Оборот розничной торговли, в % к 2010 г. |
102,0 |
104,0 |
Объем бытовых услуг, в % к 2010 г. |
102,5 |
103,8 |
Оборот общественного питания, в % к 2010 г. |
102,7 |
103,8 |
Оборот розничной торговли в расчете на одного жителя Республики Коми, в % к 2010 г. |
105,0 |
107,0 |
Доля современных форматов в обороте розничной торговли, в % к 2010 г. |
28 |
35 |
Уровень достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в разрезе муниципальных образований Республики Коми, % |
85 |
95 |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Республики Коми от 21 марта 2011 г. N 74-р О Концепции развития торговли и бытового обслуживания... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.