Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В. Кретова, судей Д.Н. Басманова, А.В. Проскурова,
с участием гражданина А.Н. Задирея, представителя Государственного Совета Республики Коми Е.М. Закидальского - начальника отдела экономического законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми, представителей Главы Республики Коми Л.Л. Гарбуз - начальника отдела бюджетного и гражданского законодательства Государственно-правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, В.Н. Колесиной - начальника отдела земельных отношений Агентства Республики Коми по управлению имуществом,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу гражданина А.Н. Задирея о неконституционности частей 3 и 3-1 статьи 5 Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
Поводом к рассмотрению явилась жалоба А.Н. Задирея на ограничение оспариваемым нормативным правовым актом его конституционных прав на социальное обеспечение.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми положения вышеприведенного Закона Республики Коми.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В. Проскурова, выступления сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. В Конституционный Суд Республики Коми обратился гражданин А.Н. Задирей с жалобой о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 24 июня 2013 года N 59-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений". В ходе судебного заседания заявитель, уточнив предмет обращения, оспаривает конституционность частей 3 и 3-1 статьи 5 Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" в редакции Закона Республики Коми от 24 июня 2013 года N 59-РЗ (далее - Закон Республики Коми).
В обоснование жалобы А.Н. Задирей указал, что положения данного закона нарушают его конституционные права на социальное обеспечение, так как устанавливая условие нуждаемости в жилых помещениях для бесплатного получения в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома лишают права его многодетной семьи на получение указанного земельного участка.
Как следует из представленных материалов, в августе 2013 года гражданин А.Н. Задирей обратился в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с запросом о предоставлении земельного участка. Однако по причине обеспеченности жилым помещением каждого из членов семьи сверх учетной нормы во включении в список граждан, имеющих право на получение земельного участка, ему было отказано. Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 ноября 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 16 января 2014 года, А.Н. Задирею было отказано в иске о признании действий администрации МО ГО "Сыктывкар" неправомерными и возложении обязанности о включении его в список граждан, имеющих право на бесплатное получение земельного участка.
Конституционный Суд Республики Коми в силу положений частей второй и третьей статьи 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" выносит постановления и определения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении; при этом Конституционный Суд Республики Коми принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальными и другими актами толкования или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
В соответствии с частями второй и третьей статьи 3 этого же Закона Республики Коми Конституционный Суд Республики Коми решает исключительно вопросы права, при осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Учитывая изложенное, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Коми являются положения частей 3 и 3-1 статьи 5 Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" в той мере, в какой они устанавливают условие о нуждаемости в жилых помещениях, дающее право гражданам, имеющим трех и более детей, на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома.
2. Статьей 5 Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" (в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 42-РЗ) отдельным категориям граждан, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, предусматривалось бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома. При этом критерий о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий не применялся в отношении семей, имеющих трех и более детей (абзац 2 часть 3 статья 5).
Законом Республики Коми от 24 июня 2013 года N 59-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" вышеуказанные положения о нераспространении на многодетные семьи условий о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий отменены. Этим же законом внесены изменения и дополнения в статью 5 Закона Республики Коми "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", в соответствии с которыми, среди прочих условий, предусматривается предоставление бесплатно земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий (части 3 и 3-1 статьи Закона Республики Коми).
Согласно пунктам "б", "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и корреспондирующим им пунктам "б", "ж" и "к" статьи 64 Конституции Республики Коми защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы земельного законодательства, в том числе платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исключения из данного общего правила предусмотрены статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 28).
В развитие вышеназванных положений Земельного кодекса Российской Федерации Законом Республики Коми от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" в редакции Закона Республики Коми от 24 июня 2013 года N 59-РЗ определены порядок и условия предоставления бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома (части 3 и 3-1 статьи 5). В качестве одного из условий получения земельного участка Законом Республики Коми по сути установлена нуждаемость в жилых помещениях граждан, имеющих трех и более детей, по основаниям, воспроизводящим предписания статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данная социальная льгота имеет целевой характер, направлена прежде всего на создание условий для реализации указанными гражданами конституционного права на жилище и адресована именно той категории граждан, которая действительно нуждается в улучшении жилищных условий. Поэтому республиканский законодатель, внося в правовое регулирование изменения, касающиеся введения условия нуждаемости в жилых помещениях, действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законодательством.
3. Конституция Республики Коми в соответствии с целями социального государства (статья 11) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 40). При этом Конституция Республики Коми, определяя направления социальной политики в Республике Коми, вместе с тем, не закрепляет конкретные меры такой защиты, равно как и объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Определение организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к полномочиям законодателя.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление льгот как правомерных исключений из конституционного принципа равенства относится к исключительной прерогативе законодателя, который вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются льготы, а также порядок реализации льгот во времени и пространстве, т.е. решать вопросы о целесообразности и времени введения соответствующего льготного механизма; отмена льгот не означает ограничение или умаление конституционных прав, поскольку ранее существовавший порядок регулирования обеспечивал лишь льготные условия реализации соответствующих конкретных прав.
При том, что бесплатное предоставление земельных участков Конституцией Российской Федерации не гарантируется, определение оснований и условий для бесплатного предоставления земли, приостановление действия таких льгот, как и их отмена для соответствующих категорий граждан относятся к дискреционным полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (Постановления от 21 марта 1997 года N 5-П, определения от 5 июня 2003 года N 275-О, от 21 декабря 2006 года N 633-О, от 17 июля 2007 года N 500-О-О, от 22 марта 2012 года N 523-О-О, от 29 мая 2012 года N 918-О, от 25 февраля 2013 года N 193-О).
Учитывая вышеприведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также принимая во внимание, что оспариваемые нормы Закона Республики Коми сами по себе направлены на реализацию конституционного права на жилище и на повышение уровня социальной поддержки такой категорий граждан как граждане, имеющие трех и более детей, предусмотренные в законе положения об условии учета нуждаемости в жилых помещениях для получения бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать положения частей 3 и 3-1 статьи 5 Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" в той мере, в какой они устанавливают условие о нуждаемости в жилых помещениях, дающее право гражданам, имеющим трех и более детей, на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома, соответствующими Конституции Республики Коми.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд Республики Коми |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 4 апреля 2014 г. "По делу о проверке Конституционности частей 3 и 3-1 статьи 5 закона Республики Коми от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" по жалобе гражданина А.Н. Задирея"
Текст постановления официально опубликован не был