Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы администрации
МО ГО "Сыктывкар"
от 22 сентября 2008 г. N 9/3604
Методические рекомендации
по формированию цен (тарифов) на дополнительные образовательные услуги, предоставляемые муниципальными образовательными учреждениями муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на платной основе
8 октября 2009 г.
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по формированию цен (тарифов) на дополнительные образовательные услуги, предоставляемые муниципальными образовательными учреждениями муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на платной основе (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях:
- установления единого механизма формирования цен (тарифов) на платные дополнительные образовательные услуги, предоставляемые муниципальными образовательными учреждениями муниципального образования городского округа "Сыктывкар";
- повышения эффективности работы учреждений;
- обеспечения финансовой стабильности работы учреждений;
- сочетания экономических интересов образовательных учреждений и потребителей услуг.
1.2. Муниципальные образовательные учреждения общего образования, имеющие лицензии на право ведения образовательной деятельности, могут осуществлять образовательную деятельность в виде оказания платных дополнительных образовательных услуг, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, без получения дополнительных лицензий. Образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги при наличии приказа об организации образовательных услуг, положения о порядке распределения внебюджетного дохода, положения об оказании платных образовательных услуг в данном учреждении. Право на занятие предпринимательской деятельностью, к числу которых относится оказание платных услуг, должно быть зафиксировано в Уставе образовательного учреждения.
1.3. Муниципальные образовательные учреждения общего образования предоставляют платные образовательные услуги в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5.07.2001 N 505.
1.4. К платным образовательным услугам, предоставляемым муниципальными образовательными учреждениями, не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных программ, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными учреждениями (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору. Привлечение на эти цели средств потребителей не допускается.
Платные дополнительные образовательные услуги муниципальных образовательных учреждений не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета
1.5. Цены (тарифы) на платные дополнительные образовательные услуги рассчитываются на основе экономически обоснованной себестоимости услуги с учетом возможности развития и совершенствования образовательного процесса.
2. Цели и задачи предоставления платных дополнительных образовательных услуг
2.1. Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения прав граждан на образование.
2.2. Основными задачами, решаемыми образовательным учреждением при реализации платных дополнительных образовательных услуг, являются:
- насыщение рынка образовательными услугами;
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- более полное обеспечение права обучающихся и других граждан на образование;
- привлечение образовательным учреждением дополнительных источников финансирования;
- реализация дополнительных образовательных программ;
- адаптация и социализация дошкольников, учащихся (воспитанников);
- развитие творческих способностей, оздоровление учащихся;
- подготовка к поступлению в средние и высшие учебные заведения;
- другие (по усмотрению образовательного учреждения).
2.3. Организация системы платных дополнительных образовательных услуг в образовательном учреждении предусматривает следующие направления деятельности:
- изучение спроса в платных дополнительных образовательных услугах и определение предполагаемого контингента обучающихся;
- определение перечня платных дополнительных образовательных услуг и внесение его в Устав образовательного учреждения;
- создание условий для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья обучающихся.
3. Основные направления организации и предоставления платных дополнительных образовательных услуг
3.1. Платные дополнительные образовательные услуги оказываются всем желающим при наличии свободных мест в группах. Преимущественное право на получение платных дополнительных образовательных услуг предоставляется обучающимся в образовательном учреждении.
3.2. Платные дополнительные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию потребителей образовательных услуг, родителей (законных представителей) учащихся (воспитанников).
3.3. Образовательное учреждение обязано заключать договора на оказание платных дополнительных образовательных услуг с потребителями услуг. Договор заключаются по форме, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.07.2003 N 2994 "Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования".
3.4. Оказание платных дополнительных образовательных услуг осуществляется по отдельному расписанию, утвержденному директором образовательного учреждения.
3.5. Директор назначает приказом ответственного за организацию платных дополнительных образовательных услуг, закрепляет помещения, утверждает расписание занятий, учебную нагрузку преподавателей (другое по усмотрению образовательного учреждения). Ответственный за организацию платных дополнительных образовательных услуг контролирует выполнение услуг в полном объеме, заключает договора с потребителями услуг, организует рекламу, отчитывается о поступлении средств (другое по усмотрению образовательного учреждения).
3.6. Образовательное учреждение обязано оформить на доступном месте информационный стенд для потребителей платных дополнительных образовательных услуг с необходимой и достоверной информацией об оказываемых услугах и их исполнителях.
3.7. Образовательное учреждение ведет журнал учета претензий, жалоб, обращений граждан по вопросам предоставления платных дополнительных образовательных услуг и принимает незамедлительные меры по разрешению претензий.
4. Права и обязанности образовательного учреждения и потребителя платных дополнительных образовательных услуг
4.1. Образовательное учреждение имеет право:
- самостоятельно устанавливать льготы по оплате и цену (тариф) платной дополнительной образовательной услуги, пользуясь методикой расчета цены (тарифа) услуги;
- расторгнуть договор на оказание платных дополнительных образовательных услуг в одностороннем порядке в случае противоправных действий потребителя услуг;
- разрабатывать программы, реализуемые как платные дополнительные образовательные услуги;
- привлекать к работе по оказанию платных дополнительных образовательных услуг специалистов по своему усмотрению;
- расходовать полученные средства согласно Положению о расходовании средств;
4.2. Образовательное учреждение обязано:
- отчитываться перед родителями (лицами, их заменяющими) о расходовании средств, полученных от реализации платных дополнительных образовательных услуг;
- нести ответственность за жизнь и здоровье потребителей услуг во время нахождения в образовательном учреждении;
- реализовать платные дополнительные образовательные услуги в срок, качественно и в полном объеме;
- не допускать срыва занятий без уважительных причин;
- при расторжении договора вернуть внесенную оплату пропорционально затраченному на обучение времени.
4.3. Потребитель платных дополнительных образовательных услуг имеет право:
- ознакомиться с Уставом, лицензией, данными методическими рекомендациями;
- вносить предложения по изменению условий договора на оказание услуг до его подписания;
- выбрать услугу;
- отказаться от предлагаемой услуги;
- расторгнуть договор с образовательным учреждением в одностороннем порядке в любое время, уплатив образовательному учреждению часть цены пропорционально части оказанной услуги;
- не вносить оплату до заключения договора.
4.4. Потребитель платных дополнительных образовательных услуг обязан:
- посещать все занятия;
- предупреждать образовательное учреждение о пропуске занятий по уважительной причине;
- предупреждать образовательное учреждение о намерении прекратить обучение за 15 дней (за неделю и т.д.);
- своевременно вносить плату за получаемые услуги;
- выполнять условия договора;
- соблюдать правила поведения, установленные в образовательном учреждении.
5. Финансирование и распределение средств
5.1. Платные дополнительные образовательные услуги осуществляются за счет средств потребителей данных услуг.
5.2. Цена (тариф) услуги рассчитывается образовательным учреждением самостоятельно, согласно настоящей методике расчета цены (тарифа) услуги. Цены (тарифы) на дополнительные образовательные услуги устанавливаются в соответствии с порядком, утвержденным решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 24.04.2007 г. N 1/04-29 "О порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений".
5.3. Размер платы за оказание дополнительных образовательных услуг фиксируется в договоре, который заключается с каждым потребителем услуг.
5.4. Расходование средств, полученных от предоставления дополнительных образовательных услуг, осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетной деятельности и Положением о расходовании средств образовательного учреждения, которые должны быть утверждены директором и главным бухгалтером учреждения. Планирование сметы доходов и расходов производится в соответствии с запланированными объемными показателями (количество групп, количество учащихся в группе, периодичность занятий и др.) и расчетными тарифами (ценами) на платные образовательные услуги.
6. Основные положения по формированию цен (тарифов) на платные дополнительные образовательные услуги
6.1. Формирование цен (тарифов) на платные дополнительные образовательные услуги основано на принципе полного возмещения затрат образовательного учреждения на оказание данной услуги, при котором цена (тариф) складывается на основе стоимости затраченных на ее осуществление ресурсов.
6.2. При расчете цены (тарифа) услуги на одного обучающегося количество потребителей данного вида услуг определяется посредством:
- максимально возможного количества обучающихся по данной платной дополнительной образовательной услуге, рассчитанного в соответствии с наполняемостью (групп, классов и т.д.) образовательного учреждения;
- планируемого количества обучающихся по данной платной дополнительной образовательной услуге;
- количества обучающихся в предшествующем периоде по данной платной дополнительной образовательной услуге.
6.3. Расчет цены (тарифа) платной дополнительной образовательной услуги на одного учащегося за 1 занятие производится по формуле:
, где
Цпдоу - цена (тариф) платной дополнительной образовательной услуги на 1 учащегося за 1 занятие (руб.);
С/с - себестоимость платной дополнительной образовательной услуги на 1 учащегося за 1 занятие (руб.);
Р - размер рентабельности (в %).
Уровень (размер) рентабельности устанавливается по согласованию с регулирующим органом. Рекомендуемый уровень рентабельности - до 10%. Уровень рентабельности в размере выше 10% должен подтверждаться дополнительным экономическим обоснованием.
7. Расчет себестоимости платной дополнительной образовательной услуги
7.1. В себестоимость платной дополнительной образовательной услуги включаются расходы: на оплату коммунальных услуг, амортизацию оборудования, оплату труда (в т.ч. ЕСН), учебные, хозяйственные, канцелярские, а так же иные расходы в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса РФ.
Себестоимость услуги рассчитывается на 1 учащегося за 1 занятие по формуле:
, где
С/с - себестоимость платной дополнительной образовательной услуги на 1 учащегося за 1 занятие (руб.);
Скаб - стоимость содержания кабинета на 1 учащегося в час (руб.);
Ам - затраты на амортизацию оборудования на 1 учащегося в час (руб.);
Зоп - затраты по оплате труда на 1 учащегося в час (руб.);
Зуч - учебные, хозяйственные и канцелярские расходы на 1 учащегося в час (руб.).
Прз - продолжительность одного занятия (час.)
Все затраты, участвующие в расчете себестоимости, должны подтверждаться соответствующими документами (сметы по коммунальным расходам; тарификационный список преподавателей; штатное расписание обслуживающего персонала и АУП; инвентарные карточки и т.д.)
Такие затраты как: коммунальные услуги, оплата услуг связи, износ зданий (сооружений) рекомендуется определять пропорционально площади помещений, занятых под оказание платных услуг.
7.2. Расчет стоимости содержания кабинета на 1 учащегося в час производится по следующей методике:
Сначала проводится расчет стоимости содержания одного квадратного метра площади здания в год (с учетом амортизационных отчислений).
, где
Сгод - стоимость содержания 1 кв.м. здания за учебный год (руб.);
Сбал - балансовая стоимость здания (за исключением гаражей, ангаров, теплиц и т.д.) (руб.);
Naм - норма амортизации здания за учебный год (%);
Кр - коммунальные расходы за учебный год (руб.);
Sзд - общая площадь здания образовательного учреждения (за исключением гаражей, ангаров, теплиц и т.д.) (кв.м.).
Под учебным годом понимается количество фактических месяцев, в которых будет проводиться конкретная дополнительная образовательная услуга.
Коммунальные расходы могут определяться исходя из планируемых данных по расчету ГУП РК "Республиканский Центр информации и индексации в строительстве" и индивидуальной сметы образовательного учреждения, либо по фактическим данным за прошедший учебный год с применением индекса-дефлятора Министерства экономического развития Республики Коми.
После расчета годового содержания 1 кв.м. здания в год, следует рассчитать стоимость содержания помещения (кабинета) на одного учащегося в час.
, где
Скаб - стоимость содержания помещения (кабинета) на 1 учащегося за 1 час (руб.);
Сгод - стоимость содержания 1 кв.м. здания за учебный год (руб.);
Кмес - количество фактических месяцев, в которых будет проводиться конкретная дополнительная образовательная услуга (мес.);
Sкаб - площадь кабинета (помещения), задействованного для оказания конкретной платной образовательной услуги (кв.м.);
Кчас - общее количество учебных часов (по платным дополнительным услугам и по основной деятельности согласно учебного плана), оказываемые в данном помещении в месяц (час);
Куч - количество детей в группе, пользующихся дополнительной образовательной услугой в данном кабинете;
При таком подходе затраты на эксплуатацию помещения будут равномерно распределены между всеми обучающимися, пользующимися образовательными услугами в конкретном помещении.
Для выполнения данного расчета следует заполнить следующие формы (таблица 1, таблица 2):
Таблица 1
Вид услуг (предмет) |
Преподаватель Ф.И.О. |
Кол-во групп |
Кол-во чел. в группе |
Периодичность занятий (раз в неделю для одной группы) |
Продолжительность 1 занятия (минут) |
Помещение |
|
N каб. |
Площадь кабинета |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
Занятость помещений
Кабинет N |
Площадь |
Количество занятий по платным услугам (в неделю) |
Количество занятий по основной деятельности (в неделю) |
Общее количество занятий (в неделю) |
Общее количество занятий (в месяц) |
|
|
|
|
|
|
7.3. Если платная услуга связана с использованием технических средств обучения или иного оборудования, относящимся к основным фондам, то производится расчет амортизации оборудования на 1 учащегося в час по формуле:
, где
Ам - затраты на амортизацию оборудования на 1 учащегося в час (руб.);
Игод - сумма годового износа оборудования (руб.);
12 - количество месяцев в году;
Кчас - количество часов занятий на оборудовании в платных группах + количество часов занятий на оборудовании по основному образовательному процессу в месяц (час);
Куч - количество детей пользующихся дополнительной образовательной услугой на данном оборудовании в платных группах в месяц.
Расчет сумм амортизации производится для оборудования со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью не менее 10000 рублей.
Постановлением Главы администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Республики Коми от 8 октября 2009 г. N 10/4246 пункт 7.4 настоящего приложения изложен в новой редакции
7.4. Затраты по оплате труда на 1 учащегося в час включают в себя затраты по оплате труда педагогического персонала на 1 час обучения на одного обучающегося и затраты по оплате труда обслуживающего и административно-управленческого персонала (накладные расходы).
Оплата труда основного персонала (ФОТосн) муниципального образовательного учреждения определяется на основе действующих нормативных актов РФ, Республики Коми и органов местного самоуправления (постановление Правительства Республики Коми от 22.10.2007 г. N 241 "Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Коми".). Заработная плата педагогических работников, занятых на платных дополнительных услугах устанавливается на основании утвержденного тарификационного списка образовательного учреждения.
В отдельных случаях, если для проведения платной услуги привлекается высоквалифицированный# специалист, оплата труда такого работника может быть установлена на основании заработной платы, установленной контрактом (договором).
Если обслуживающий и административно-управленческий персонал задействованы в оказании платных услуг сверх основной деятельности, то указанному персоналу может устанавливаться конкретный размер оплаты труда за отработанное время (исходя из трудового контракта, договора, соглашения), либо, согласно утвержденному штатному расписанию персонала, оказывающему образовательные услуги на платной основе - исходя из установленных окладов и штатных единиц. Расчетные затраты по заработной плате обслуживающего персонала и АУП должны пропорционально делится на все виды платных услуг.
В случае, если в течение планируемого периода оказания платных услуг ожидается повышение заработной платы, целесообразным является ее индексация.
Так же, при расчете фонда оплаты труда необходимо учитывать размер отпускных и иных выплат (учебные отпуска).
Фонд заработной платы труда обслуживающего персонала и АУП не должен превышать 25% от фонда заработной платы труда основного персонала учителей.
, где
Нр - накладные расходы (%);
ФОТоп и ауп - фонд оплаты труда обслуживающего и административно-управленческого персонала, задействованного в оказании платных образовательных услуг (руб.);
ФОТосн - фонд оплаты труда основного персонала учителей, задействованного в оказании платных образовательных услуг (руб.)
В случае, если муниципальным образовательным учреждением ведется всего одна дополнительная платная образовательная услуга, то затраты на оплату труда можно рассчитать следующим образом:
, где
Зоп - затраты по оплате труда на 1 час обучения на одного ученика (руб.);
ФОТосн - фонд оплаты труда основного персонала учителей, задействованного в оказании платных образовательных услуг (руб.);
ФОТоп и ауп - фонд оплаты труда обслуживающего и административно-управленческого персонала, задействованного в оказании платных образовательных услуг (руб.);
26,2% - отчисления во внебюджетные фонды;
Куч - количество детей в группах, пользующихся дополнительной образовательной услугой по определенному предмету;
Кчас - количество часов занятий по конкретной платной услуге в месяц (час.).
Если муниципальное образовательное учреждение оказывает несколько видов услуг, то расчет должен вестись по следующему принципу:
Сначала, на основе тарификационного списка или договоров необходимо установить размер оплаты труда преподавателя/лей за 1 занятие (можно использовать как средний расчет, так и размер оплаты труда конкретного преподавателя по рассчитываемой платной услуге).
Далее, вычисляем затраты по оплате труда на 1 час обучения на одного ученика.
, где
Зоп - затраты по оплате труда на 1 час обучения на одного ученика (руб.);
ОТчас - размер часовой оплаты труда преподавателя/лей, задействованного в оказании конкретной платной образовательной услуги (руб.);
Нр - накладные расходы (%);
26,2% - отчисления во внебюджетные фонды;
Куч - количество детей (учеников) в группах, пользующихся дополнительной образовательной услугой по определенному предмету;
Прз - продолжительность одного занятия (час.)
7.5. Учебные, хозяйственные и канцелярские расходы рассчитываются по формуле:
, где
Зуч - затраты на учебные и канцелярские цели на 1 час обучения на одного ребенка (руб.);
Ст - стоимость учебных и/или канцелярских товаров (руб.);
Куч - количество учеников пользующихся учебными и/или канцелярскими товарами;
m - количество месяцев, в течении которых проводятся дополнительные платные услуги (мес.);
Кчас - количество часов занятий по конкретной платной услуге в месяц (час).
К учебным затратам относятся расходы, без которых проведение платных образовательных услуг невозможно: наглядные пособия, методическая литература, материалы для поделок, обучающие DVD-диски, справочная литература, раздаточный материал и т.д.
К хозяйственным расходам относятся расходы на приобретение предметов снабжения, картриджей, текущий ремонт и заправка оргтехники.
Учебные, хозяйственные и канцелярские расходы могут быть рассчитаны в целом на всех учащихся, пользующихся платными услугами, количество учащихся (Куч) определяется соответственно.
В случае если на конкретную образовательную услугу необходимы дополнительные материальные расходы, то расчет следует производить на конкретную услугу, в этом случае количество учеников (Куч) будет определяться как количество детей, занимающихся в данной платной группе.
Данные расходы рассчитываются на основе фактических данных за предшествующий период, а при отсутствии данного вида услуг в предшествующем периоде можно использовать планово-нормативные показатели на плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.