Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
(одобрены постановлением Правительства Республики Коми от 17 июля 2009 г. N 212)
Настоящие Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах, основаны на ориентирах и приоритетах, определяемых Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, определяют цели, основные задачи и направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2010-2012 годы.
I. Основные итоги бюджетной и налоговой политики Республики Коми за 2008 год и первое полугодие 2009 года
Последовательно выполняются задачи и Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2009-2011 годы, одобренные постановлением Правительства Республики Коми от 31 июля 2008 г. N 214, и План мероприятий Правительства Республики Коми по реализации основных положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 г., утвержденный Главой Республики Коми.
В целях подготовки предложений по решению вопросов формирования и реализации бюджетной и налоговой политики Республики Коми продолжает свою деятельность Межведомственная комиссия по вопросам бюджетной и налоговой политики при Экономическом совете Республики Коми.
При сохранении социальной направленности республиканского бюджета Республики Коми особое внимание уделялось созданию условий для устойчивого развития экономики Республики Коми.
Основные изменения в области бюджетной и налоговой политики были направлены на совершенствование системы государственной поддержки отраслей экономики Республики Коми:
в целях создания благоприятных экономических условий в агропромышленном комплексе увеличены ставки субсидий на отдельные виды продукции; внедрены новые виды государственной поддержки в целях стимулирования инвестиционной активности сельскохозяйственных организаций, развития личных подсобных хозяйств граждан, строительства и реконструкции, технического и технологического перевооружения животноводческих помещений и др.;
развитию жилищного строительства в Республике Коми способствует реализация мероприятий целевой республиканской программы "Жилище" на 2008-2012 годы, утвержденной Законом Республики Коми "О целевой республиканской программе "Жилище" на 2008-2012 годы", приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", федеральных целевых программ "Жилище" на 2002-2010 годы и "Социальное развитие села до 2012 года";
при ежегодном увеличении объемов государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства получило развитие новое направление государственной поддержки - создание и развитие кредитной кооперации в Республике Коми;
с 2008 года оказываются новые виды государственной поддержки субъектам инновационной деятельности;
для государственной поддержки и стимулирования научной деятельности заключено Соглашение между Правительством Республики Коми и Российским фондом фундаментальных исследований о совместном финансировании научных исследований;
для повышения стимулов к росту инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в Республике Коми расширен круг категорий субъектов инвестиционной деятельности, имеющих право на конкурсной основе на получение государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Коми;
существенно расширена категория субъектов инвестиционной деятельности, имеющих право на получение налоговых льгот по уплате налогов и сборов в части сумм, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Республики Коми; упорядочена процедура подготовки документов при предоставлении налоговых льгот, утвержден порядок формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Республики Коми.
Для поэтапного повышения результативности и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Коми реализованы следующие меры:
началось преобразование государственных учреждений Республики Коми в автономные учреждения Республики Коми;
осуществлен переход на отраслевую систему оплаты труда руководителей и специалистов государственных учреждений Республики Коми с увеличением фонда оплаты труда работников государственных учреждений Республики Коми;
повысилось качество программно-целевых методов бюджетного планирования, утверждены новые порядки о принятии решений о разработке долгосрочных республиканских целевых программ, их формировании и реализации; о ведении реестра долгосрочных республиканских целевых программ; о проведении и критериях оценки эффективности реализации долгосрочных республиканских целевых программ.
В целях укрепления доходной базы местных бюджетов:
утвержден коэффициент пересчета восстановительной стоимости строений и сооружений в размере 20 к уровню цен 1991 года, который позволит с 2009 года увеличить поступления в местные бюджеты по налогу на имущество физических лиц;
завершены работы по актуализации кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, а также земель населенных пунктов, что способствует росту поступлений земельного налога и арендной платы за земли в местные бюджеты;
заключены соглашения о мерах по повышению эффективности использования средств местных бюджетов и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты с органами местного самоуправления высокодотационных муниципальных образований республики;
образован Республиканский фонд софинансирования расходов в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
II. Цель и основные задачи бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
Основная цель бюджетной и налоговой политики Республики Коми в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении условий для устойчивого экономического роста, в повышении уровня и качества жизни населения в Республике Коми.
Основными задачами бюджетной и налоговой политики являются сохранение и укрепление доходной базы республиканского бюджета Республики Коми и эффективное управление средствами республиканского бюджета Республики Коми.
1. Сохранение и укрепление доходной базы республиканского бюджета Республики Коми
Сохранение и укрепление доходной базы республиканского бюджета Республики Коми обеспечивается за счет реализации мероприятий по следующим направлениям.
1) совершенствование законодательства Республики Коми:
а) совершенствование законодательства Республики Коми, направленное на устойчивое экономическое развитие республики, в первую очередь в сфере инвестиционной и инновационной деятельности, налоговой политики, государственной поддержки отраслей экономики, межбюджетных отношений;
б) разработка предложений для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации и подготовка в установленном порядке проектов федеральных законов (законодательных инициатив) по внесению изменений в федеральное законодательство, направленных на стимулирование социально-экономического развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
2) содействие развитию отраслей экономики и привлечению инвестиций в Республику Коми, повышению конкурентоспособности организаций в Республике Коми:
а) совершенствование форм и методов государственной поддержки в Республике Коми:
стимулирующих инвестиционную деятельность, в целях создания новых производств, модернизации и реконструкции, технического перевооружения действующих производств, в том числе с переориентацией на ресурсосберегающие и энергосберегающие технологии;
путем предоставления налоговых льгот организациям, направляющим средства на развитие и внедрение передовых технологий, обеспечивающих повышение их конкурентоспособности и снижение уровня издержек; налоговые льготы предоставляются по приоритетным видам экономической деятельности в соответствии с перечнем согласно приложению.
для эффективного использования имеющегося в республике научно-инновационного потенциала в целях повышения конкурентоспособности производимых товаров, работ и услуг, создания высокотехнологичных производств во всех секторах экономики;
позволяющих поддерживать в надлежащем состоянии существующий жилищный фонд, обеспечивать инженерное обустройство земельных участков, предназначенных под жилищное строительство, включая территории индивидуальной жилищной застройки;
обеспечивающих развитие жилищного строительства за счет повышения доступности жилья различным категориям граждан за счет бюджетных средств, стимулирование различных форм внебюджетного финансирования жилищной сферы, предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья;
направленных на достижение финансовой устойчивости агропромышленного комплекса путем развития малых форм хозяйствования на селе, стимулирование внедрения современных технологий при производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, повышение доступности сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам, развитие рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
развития деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру малого и среднего предпринимательства в Республике Коми;
по доставке товаров в труднодоступные и отдаленные сельские населенные пункты Республики Коми;
по развитию транспортного комплекса Республики Коми;
обеспечивающих стабильность на рынке труда;
б) применение механизмов государственно-частного партнерства, таких как:
реализация принятых и заключение новых соглашений, направленных на конструктивное взаимовыгодное сотрудничество между Правительством Республики Коми и крупными компаниями, работающими на территории Республики Коми;
рассмотрение вопросов в области бюджетной и налоговой политики на заседаниях комиссий, советов с участием представителей системообразующих и других организаций, осуществляющих свою деятельность в социально значимых областях на территории республики;
развитие стратегического партнерства Правительства Республики Коми с инвестиционными институтами в целях снижения финансовой нагрузки на республиканский бюджет Республики Коми;
формирование управленческого потенциала, способного обеспечить развитие организаций всех отраслей экономики Республики Коми в рамках реализации государственной кадровой политики; развитие республиканских ресурсных центров по подготовке квалифицированных рабочих кадров;
создание экономической и институциональной среды, способствующей развитию туризма в республике, в первую очередь экологического и этнотуризма;
3) повышение эффективности управления государственной собственностью Республики Коми:
а) эффективное управление государственным имуществом Республики Коми, в том числе акциями, находящимися в государственной собственности Республики Коми, с привлечением в состав советов директоров акционерных обществ не только государственных служащих, но и независимых директоров и менеджеров высокой квалификации;
б) применение новых механизмов управления государственной собственностью Республики Коми, таких как передача государственного имущества в концессию;
в) изъятие в установленном порядке из оперативного управления государственных учреждений Республики Коми неиспользуемого или используемого не по назначению государственного имущества Республики Коми, вовлечение в оборот временно не используемого государственного имущества Республики Коми;
г) оптимизация количества государственных унитарных предприятий Республики Коми;
д) эффективная реализация контрольных функций администраторов поступлений неналоговых доходов за поступлением арендных платежей, осуществление претензионно-исковой работы, проведение анализа использования государственного имущества Республики Коми, переданного в оперативное управление и хозяйственное ведение.
2. Эффективное управление средствами республиканского бюджета Республики Коми
Основными приоритетами бюджетной политики Правительства Республики Коми в 2010 году и плановом периоде 2011 и 2012 годов будут являться результативность и эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Коми, повышение качества и доступности государственных услуг.
Для этого необходимо реализовать мероприятия по следующим основным направлениям:
1) дальнейшее внедрение в бюджетный процесс Республики Коми системы бюджетирования, ориентированного на результат:
а) дальнейшая реализация программно-целевых принципов планирования и исполнения республиканского бюджета Республики Коми:
переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования;
корреляция федеральных целевых программ, долгосрочных республиканских целевых программ и муниципальных целевых программ;
б) обеспечение повышения качества предоставляемых государственных услуг прежде всего в сфере образования, культуры, здравоохранения и социальной защиты населения:
формирование реестра государственных услуг (работ) и государственного задания органами исполнительной власти Республики Коми, государственными органами Республики Коми, образованными Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, государственными учреждениями Республики Коми;
поэтапный переход к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания;
разработка механизмов, стимулирующих государственные учреждения Республики Коми к повышению качества оказываемых ими государственных услуг и повышению эффективности бюджетных расходов;
создание условий для конкуренции среди государственных и негосударственных организаций с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения в государственных услугах;
в) реструктуризация бюджетной сети Республики Коми:
проведение инвентаризации сети государственных учреждений Республики Коми в целях ее оптимизации и реструктуризации при сохранении качества и объемов государственных услуг;
дальнейший перевод государственных учреждений Республики Коми, предоставляющих государственные услуги, в автономные учреждения Республики Коми;
г) совершенствование системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы Республики Коми с учетом специфики сфер деятельности, способствующей повышению мотивации работников к повышению качества оказываемых бюджетных услуг и созданию условий для привлечения высококвалифицированных кадров;
д) введение в практику докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Коми для определения приоритетов и целей использования средств республиканского бюджета Республики Коми, повышения их результативности и эффективности, освещения результатов и основных направлений их деятельности на официальном портале Республики Коми в сети "Интернет";
е) введение в практику предоставления субъектами бюджетного планирования Республики Коми обоснований бюджетных ассигнований при планировании республиканского бюджета Республики Коми;
2) основные приоритеты бюджетных расходов:
а) реализация политики сдерживания роста расходов республиканского бюджета Республики Коми, последовательное снижение дефицита республиканского бюджета Республики Коми;
б) выполнение законодательно установленных социальных обязательств, оптимизация системы социальной помощи, в том числе за счет дальнейшего развития адресного распределения бюджетных средств;
в) обеспечение устойчивости выполнения обязательств органами исполнительной власти Республики Коми, государственными органами, образованными Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, государственными учреждениями Республики Коми:
обеспечение жесткого контроля главными распорядителями бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств и обязательств, принимаемых подведомственными распорядителями (получателями) средств республиканского бюджета Республики Коми;
инвентаризация и анализ финансового обеспечения действующих расходных обязательств, в том числе публичных нормативных обязательств, с принятием решений по их оптимизации и (или) реструктуризации (прекращению);
принятие новых обязательств органами исполнительной власти Республики Коми, государственными органами, образованными Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, государственными учреждениями Республики Коми только в рамках установленных ограничений расходов при условии и в пределах сокращения действующих расходных обязательств с учетом оценки ожидаемой эффективности;
повышение финансовой самостоятельности участников бюджетного процесса с одновременным повышением их ответственности за достижение экономического и социального эффекта от использования средств республиканского бюджета Республики Коми, находящихся в их распоряжении;
г) осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства с концентрацией бюджетных ресурсов на объектах незавершенного строительства;
д) реализация приоритетных национальных проектов в сфере образования и здравоохранения, в том числе с привлечением средств республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов;
е) совершенствование системы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд республики, обеспечивающей развитие добросовестной конкуренции, и осуществление контроля в пределах предоставленных полномочий в данной сфере;
ж) урегулирование и сокращение дебиторской и кредиторской задолженности организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Коми;
3) развитие бюджетных взаимоотношений с муниципальными образованиями:
а) совершенствование системы межбюджетных отношений между республиканским бюджетом Республики Коми и местными бюджетами;
б) продолжение практики заключения соглашений о мерах по повышению эффективности использования средств местных бюджетов и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты с органами местного самоуправления высокодотационных муниципальных образований в Республике Коми;
в) осуществление оперативного и годового мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности городских округов и муниципальных районов в Республике Коми;
г) совершенствование законодательства в части формирования доходной базы местных бюджетов и усиления стимулирующей роли межбюджетных трансфертов, обеспечение прозрачности и формализованности распределения межбюджетных трансфертов;
д) совершенствование системы контроля за исполнением переданных государственных полномочий органами местного самоуправления;
е) повышение ответственности органов местного самоуправления Республики Коми за неэффективное расходование средств республиканского бюджета Республики Коми, получаемых в виде межбюджетных трансфертов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.