Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития муниципального района "Княжпогостский"
Муниципальный район "Княжпогостский" обладает высоким производственным, природно-ресурсным потенциалом.
Основу природно-ресурсного потенциала Княжпогостского района составляет разнообразное по качеству и условиям залегания территориальное сочетание минерально-сырьевых ресурсов.
Минерально-сырьевой потенциал муниципального района "Княжпогостский" (кроме общераспространенных полезных ископаемых) включает, в первую очередь, промышленно осваиваемую Ворыквинскую группу бокситовых месторождений.
Велики запасы и прогнозные ресурсы горно-химического сырья - каменной соли на Сереговском месторождении. Разведаны месторождения лечебных питьевых и бальнеологических минеральных вод.
Район перспективен на выявление залежей углеводородов, азотных гелиеносных газов, месторождений алмазов. К перспективным видам полезных ископаемых относятся фосфориты, цеолиты, лечебные грязи и т.д.
Лесной фонд занимает 83,8% территории района. Общий запас древесины на корню составляет 184,9 млн. куб.м, из них возможных для эксплуатации - 134,6 млн. куб.м. Этот объем древесины составляет основу лесосырьевой базы района. В районе сосредоточены лесные ресурсы Мещурского и Железнодорожного лесничеств. Общий объем установленной расчетной лесосеки составляет 1697,8 тыс. куб.м.
Территория района обладает значительными ресурсами пресных, минеральных и промышленных подземных вод.
В целом промышленность Княжпогостского района представляет собой комплексную многоотраслевую систему и имеет выраженную топливно-сырьевую направленность.
Лесопромышленный комплекс наряду с топливно-энергетическим комплексом является базовым в экономике района. Лесопромышленный комплекс представлен организациями лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности.
Деревообрабатывающая отрасль района представлена лесопильным производством, производством плит древесноволокнистых,
В связи с суровыми природно-климатическими условиями сельское хозяйство района ориентировано на внутренний потребительский рынок и специализируется на молочно-мясном скотоводстве, выращивании картофеля и овощей.
Транспортный комплекс Княжпогостского района является составной частью транспортно-коммуникационной системы Республики Коми и представлен железнодорожным, внутренним водным, автомобильным и трубопроводным видами транспорта. Наиболее значительную роль в экономике района играет трубопроводный транспорт.
Муниципальный район "Княжпогостский" обладает высоким инвестиционным потенциалом. Работа по привлечению новых инвестиций увязывается, главным образом, с реализацией проектов, направленных на модернизацию структуры экономики района с упором на развитие перерабатывающих производств, обеспечивающих глубокую переработку сырья в лесопромышленном комплексе; создание новых производств в агропромышленном комплексе.
Главные усилия администрации МР "Княжпогостский" в области социально-экономической политики были нацелены на усиление государственной поддержки организаций реального сектора экономики, малого и среднего предпринимательства, стимулирование их инвестиционной активности.
В течение последних трех лет (2010 - 2012 годы) сохраняется устойчивая положительная динамика важнейших показателей социально-экономического развития, в том числе:
устойчивый рост объемов промышленного производства, причем опережающими темпами - в добыче полезных ископаемых;
укрепление налоговой базы и рост налоговых поступлений в бюджетную систему района;
возобновление тенденции роста объемов инвестиций в экономику района за счет строительства нитки газопровода "Бованенково - Ухта";
улучшение ситуации в строительном комплексе и увеличение объемов жилищного строительства;
рост номинальной и реальной заработной платы работников бюджетных организаций;
смягчение проблемы безработицы (с 3,48% на начало 2009 года до 2,9% к концу 2012 года).
К основным позитивным итогам деятельности в ходе реализации задач Стратегии в эти годы можно отнести:
формирование системы стратегического планирования социально-экономического развития в Княжпогостском районе;
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
проведение последовательной бюджетной и налоговой политики, направленной на обеспечение условий для устойчивого экономического роста, повышение уровня и качества жизни граждан;
переход от среднесрочного финансового плана к долгосрочному финансовому планированию и формированию бюджетов на трехлетний период;
повышение эффективности программно-целевого метода бюджетного планирования: создание системы муниципальных программ;
внедрение на территории МР "Княжпогостский" новых подходов к финансовому обеспечению государственных и муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными и муниципальными учреждениями;
формирование системы стандартов предоставления государственных услуг, создание и ведение реестра государственных услуг (функций) на региональном портале государственных услуг (функций) Республики Коми;
повышение эффективности взаимодействия с крупными системообразующими организациями - налогоплательщиками в рамках соглашений и протоколов, нацеленных на эффективное использование производственно-ресурсного потенциала района и улучшение условий жизни населения;
разработка и реализация Программы мер по развитию конкуренции в Княжпогостском районе на 2011 - 2013 годы, которая является основным инструментом реализации конкурентной политики;
создание и оказание поддержки территориальным органам самоуправления (ТОСам);
продвижение и реализация наиболее значимых инвестиционных проектов, предусматривающих развитие лесопромышленного комплекса, поддержку агропромышленного комплекса;
реализация Комплексного инвестиционного плана моногорода Емва на 97%, проведение работы с республиканскими органами исполнительной власти по выделению средств федерального бюджета на их реализацию;
стабилизация ситуации на рынке труда и недопущение неконтролируемого роста численности безработных;
создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе "Княжпогостский", в том числе в рамках реализации муниципальной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Княжпогостском районе на 2011 - 2013 годы" в течение 3-х предыдущих лет предоставлена поддержка в виде субсидирования (грант) в общей сложности 54 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 20,05 млн. рублей;
реализация на территории МР "Княжпогостский" приоритетных национальных проектов: "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Образование", "Здоровье", "Развитие агропромышленного комплекса";
оказание адресной поддержки незащищенных слоев населения, обеспечение широкого доступа к качественным государственным и социальным услугам;
улучшение условий для развития физической культуры и спорта, активизация строительства новых спортивных объектов в рамках реализации соответствующих региональных и муниципальных программ;
реализация нормативно-правовой базы Республики Коми по внедрению отраслевых систем оплаты труда, поэтапное повышение уровня средней заработной платы работников организаций бюджетной сферы;
рост эффективности социального партнерства в муниципальном районе "Княжпогостский", в том числе посредством реализации Трехстороннего Соглашения по социально-экономическим вопросам между администрацией муниципальном районе "Княжпогостский" и работодателями Княжпогостского района, проведение согласованной социально-экономической политики, направленной на обеспечение социальной стабильности на территории Республики Коми.
В муниципальном районе "Княжпогостский" сохраняется актуальность формирования благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства, поскольку малое и среднее предпринимательство как форма занятости населения нуждается в постоянном стимулировании и поддержке со стороны государства.
Создание предпосылок для занятия собственным бизнесом и последующая комплексная и системная поддержка являются необходимыми условиями для решения основных проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства. При этом развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как один из факторов экономического роста, являющееся главным регулятором занятости экономически активного населения и оказывающее положительное влияние на рост денежных доходов населения и его социально-психологическое состояние.
Продолжение последовательной политики в вопросе поддержки и развития малого и среднего предпринимательства является необходимой составляющей для его устойчивого развития и увеличения вклада в экономику Княжпогостского района.
Уровень официально зарегистрированной безработицы по Княжпогостскому району на сегодняшний день составляет 3,25%. Численность зарегистрированных безработных граждан, состоящих на учете в ГКУ РК "Центр занятости населения Княжпогостского района" на конец 2015 года составляет 376 человек. Численность экономически активного населения составляет 11 650 человек.
С начала 2013 года за услугами в службу занятости обратилось за получением государственных услуг - 1829 человек, из них в целях поиска подходящей работы 1704 человека, признано безработными 978 человек, трудоустроено - 1380 человек. На конец 2012 года предприятиями района заявлена потребность вакантных рабочих мест в количестве 154 единицы.
С 1 января 2015 года за услугами в службу занятости обратились 1368 человек, из них в целях поиска подходящей работы 1368 человек, признаны безработными 710 человек, трудоустроено - 939 человек, из них 422 безработных.
По состоянию на 01 января 2015 года предприятиями города заявлена потребность вакантных рабочих мест в количестве 51 единицы.
По состоянию на 01 января 2015 года получены сведения о высвобождении 1 чел.:
1. ГУП РК Государственные аптеки РК - 1 чел.
Для достижения таких результатов потребовалось немало усилий, в том числе это и плодотворная работа совместно с ГКУ РК "Центр занятости населения" в части реализации программы "Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда Республики Коми". В следующем году вопросу занятости будет уделено не меньше внимания, и мы готовы к напряженной работе и к эффективному использованию возможностей действующих программ. В связи с этим, между Управлением занятости республики Коми и администрацией муниципального района "Княжпогостский" заключено Соглашение о взаимном сотрудничестве по реализации мер активной политики занятости населения на 2013 - 2014 годы.
Занятость населения |
2010 |
2011 |
2012 |
Среднесписочная численность работников организаций*, чел. |
9002 |
8341 |
7922 |
Среднесписочная численность работников организаций муниципальной формы собственности, чел. |
2116 |
2065 |
2020 |
Среднесписочная численность работников органов местного самоуправления, чел. |
152 |
155 |
162 |
в том числе муниципальных служащих |
72 |
73 |
65 |
Численность работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, получивших дополнительное профессиональное образование (на конец года), чел. |
2 |
35 |
3 |
Безработица |
|
|
|
Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных за год, чел. |
1732 |
1329 |
1011 |
в том числе: |
|
|
|
граждане в возрасте 16-29 лет |
714 |
555 |
406 |
женщины |
888 |
658 |
501 |
мужчины |
844 |
671 |
510 |
Из числа безработных закончили профессиональное обучение, чел. |
166 |
186 |
127 |
Численность граждан, нашедших работу при содействии службы занятости, чел. |
2461 |
1744 |
1424 |
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоявших на учете в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года), чел. |
617 |
457 |
375 |
Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных (на конец года), чел. |
587 |
449 |
354 |
Из общей численности безработных имели образование (на конец года), %: |
|
|
|
высшее и неполное высшее профессиональное*** |
6,1 |
3,1 |
5,1 |
среднее профессиональное |
10,7 |
11,8 |
11,3 |
начальное профессиональное |
33,7 |
30,5 |
31,4 |
среднее (полное) общее |
31,0 |
30,7 |
30,5 |
основное общее, начальное общее, не имеющие начального общего |
18,4 |
23,8 |
21,8 |
Заявленная потребность организаций в работниках (на конец года), чел. |
82 |
223 |
145 |
Анализ текущего состояния сферы содействия занятости населения Республики Коми выявил ее сильные и слабые стороны.
К сильным сторонам, в частности, относятся:
1) наличие в республике реальных возможностей по удовлетворению потребностей всех участников рынка труда, в том числе наличие мотивации в самозанятости у населения; возрастающий интерес у работодателя, выражающийся в росте потребности в квалифицированных рабочих кадрах с высокой мотивацией к труду; реализация мер по выравниванию спроса и предложения рабочей силы;
2) наличие государственной политики в области содействия занятости населения;
3) многообразие государственного инструментария регулирования рынка труда;
4) наличие высококвалифицированных специалистов, работающих в сфере занятости и способствующих реализации государственной политики занятости.
Среди слабых сторон можно отметить:
1) недостаточный уровень квалификации рабочей силы и низкие зарплатные характеристики предлагаемых рабочих мест;
2) отсутствие эффективных механизмов воздействия на работодателей;
3) недостаточная проработанность мер поддержки самозанятости и малого бизнеса со стороны государства;
4) излишняя детализация административных регламентов по предоставлению государственных услуг.
Выявление сильных и слабых сторон сферы содействия занятости района важно, прежде всего, в контексте анализа возможностей и внешних факторов, которые могут оказать влияние на реализацию мероприятий по содействию занятости населения.
К возможностям следует отнести:
1) возможности развития спроса и предложения на рынке труда, в том числе рост числа граждан, имеющих высокий уровень профессионального образования, высокую квалификацию, опыт работы и мотивации к труду, увеличение на рынке числа работодателей, испытывающих потребность в высококвалифицированных кадрах на эффективные рабочие места, обучение и переобучение за счет средств государственной службы занятости населения под конкретные рабочие места;
2) наличие потенциальных возможностей по сохранению и созданию новых рабочих мест;
3) развитие системы государственных услуг по стимулированию трудовой мобильности, самозанятости, содействия в трудоустройстве, профессиональной подготовке и переподготовке кадров, отвечающих требованиям инновационной экономики;
4) устойчивые тенденции государственной политики, направленной на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда.
Перечень внешних факторов (угроз), которые могут оказать влияние на реализацию подпрограммы 6 "Содействие занятости населения":
1) риск возникновения кризисных ситуаций в экономике района;
2) угроза снижения мотивации занятости граждан;
3) угроза неспособности обеспечения населения рабочими местами в соответствии с квалификацией;
4) риск введения нормативно-правовых и финансовых ограничений в предоставлении государственных услуг в сфере занятости населения.
Обязательным условием повышения инвестиционного потенциала Княжпогостского района и эффективности использования этого потенциала является проведение целенаправленной инвестиционной политики, основывающейся на государственном регулировании инвестиционной деятельности. Ключевую роль в этом процессе играет создание максимально благоприятных условий как для поддержки уже реализуемых проектов, так и для привлечения внутренних и внешних инвестиций в муниципальный район с целью реализации перспективных проектов, соответствующих приоритетам долгосрочного развития экономики и социальной сферы района.
В результате проведенной оценки инвестиционного климата в районе и анализа текущей ситуации выявлены следующие основные тенденции в сфере инвестиционной деятельности МР "Княжпогостский".
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2012 году составил 12 919,47 млн. рублей, или 450% к уровню 2011 года. Небывалый рост инвестиций в районе обусловлен реализацией инвестиционных проектов и условий кредитования, а также внешних заимствований.
Крупномасштабным проектом являлся проект "Строительство системы магистральных газопроводов "Бованенково - Ухта" газотранспортной системы "Ямал - Европа" (ОАО "Газпром", ЗАО "Ямалгазинвест"). Общая стоимость проекта 594 696,24 млн. рублей. Благодаря реализации на территории района данного проекта увеличились безвозмездные поступления в виде целевых средств, рост налогооблагаемой базы местного бюджета, привлечение инвестиций в промышленное производство, привлечение дополнительной рабочей силы, в том числе из числа безработных граждан.
Кроме того, в целях развития инвестиционной привлекательности начиная в 2010 году администрацией муниципального района "Княжпогостский" разработан Комплексный инвестиционный план развития моногорода Емва. Ежеквартально проводился мониторинг хода реализации инвестиционных проектов, включенных в План мероприятий по реализации КИПа на 2012 год. По итогам План мероприятий выполнен на 100% на общую сумму 95,5 млн. рублей в основном за счет внебюджетных средств предприятий.
Все вышеперечисленные мероприятия позволили муниципальному району подняться с 12 места в 2010 г. до 8 места в 2011 году по показателям, направленным на улучшение инвестиционной привлекательности.
Со второй половины 2013 г. динамика инвестиций в основной капитал стала резко замедляться и составила 5802,0 млн. рублей, что на 28% меньше в сравнении с 2013 годом. Существенный вклад в это внесли компании горнорудной промышленности и трубопроводного транспорта, это связано с завершением строительства системы магистральных газопроводов "Бованенково - Ухта - Торжок", который обеспечивал существенную часть инвестиционных вложений. Завершение реализации этого и других проектов компании "Газпром" привело к снижению объема инвестиций не только в нашем районе, но и в целом по Республике Коми. Тем не менее, в Княжпогостский район приходят новые инвесторы. Свой позитивный вклад в рост инвестиционной активности внесли другие отрасли - добывающая промышленность, деревообработка, сельское хозяйство.
С 2015 года ожидается восстановление положительного роста инвестиций. Прирост инвестиций в 2015 году составит 0,8%, в 2016 году - 3,1%, в 2017 году - 4,8 процента.
В целом в рассматриваемый период ситуация в сфере инвестиций в основной капитал характеризовалась позитивной тенденцией. Преобладающая часть инвестиций в районе осуществляется ограниченным кругом организаций, на долю которых в среднем приходилось порядка 80% от всех осуществленных в районе инвестиций в основной капитал.
Неравномерное распределение инвестиций препятствует развитию некоторых поселений, входящих в состав муниципального района. Для того чтобы эту ситуацию выправить, необходимо активнее продвигать проекты, реализуемые субъектами малого и среднего предпринимательства (особенно в труднодоступных и малочисленных сельских поселениях), а также уделять более пристальное внимание реализации проектов по эффективному использованию природно-ресурсного потенциала соответствующих территорий (в основном в области освоения лесных ресурсов и ресурсов недр, а также в сфере туризма).
Дефицит собственных средств, недостаточно устойчивое финансовое положение значительной части организаций в районе, препятствующее привлечению заемных инвестиционных ресурсов, не позволяют привлечь большинству субъектов инвестиционной деятельности необходимые средства не только для модернизации, реконструкции и расширения собственных производств, но и для простого обновления основных фондов.
В целом оценка инвестиционного потенциала Княжпогостского района и ситуации в этой сфере за последние годы отражает наличие возможностей для дальнейшего социально-экономического развития региона. А ряд проблем, выявленных в ходе такой оценки, требует решения в рамках реализации инвестиционной политики Княжпогостского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.