Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации муниципального района "Печора" Республики Коми от 25 ноября 2016 г. N 1324 приложение изложено в новой редакции
Приложение 2
к постановлению администрации
муниципального района "Печора"
от 21 июля 2014 г. N 1157/1
Методические рекомендации
по разработке и реализации муниципальных программ муниципального образования муниципального района "Печора"
3 июля 2015 г., 25 ноября 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по разработке и реализации муниципальных программ муниципального образования муниципального района "Печора" (далее соответственно - Методические указания, муниципальные программы) определяют требования к разработке проектов муниципальных программ и подготовке годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ, а также порядок проведения мониторинга реализации муниципальных программ.
1.2. Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях:
подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы;
сфера реализации муниципальной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Печора", на решение проблем в которой направлена соответствующая муниципальная программа (подпрограмма);
основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели, задачи, основные мероприятия, конечные результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы), непосредственные результаты реализации основных мероприятий, сроки их достижения, объем ресурсов;
проблема социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Печора" - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации муниципальной программы;
цель - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Печора" посредством реализации муниципальной программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации;
задача - результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций, направленных на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы (подпрограммы);
мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на выполнение основного мероприятия;
основное мероприятие - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающий решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение целей подпрограммы;
целевой индикатор и показатель - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи;
конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Печора", которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы);
непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации основного мероприятия, мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы);
контрольное событие муниципальной программы - промежуточный или окончательный результат выполнения основных мероприятий в течение года;
мониторинг - процесс наблюдения за реализацией основных параметров муниципальной программы.
1.3. Основанием для разработки проекта муниципальной программы является включение ее в перечень муниципальных программ муниципального района "Печора" (далее - перечень), утвержденный постановлением администрации муниципального района "Печора". Финансирование муниципальных программ, не включенных в перечень, не допускается.
При изменении основных направлений реализации муниципальной программы и ее соисполнителей в перечень вносятся изменения.
1.4. Разработка, утверждение, реализация, мониторинг, оценка хода реализации и оценка эффективности подпрограмм муниципальных программ осуществляется в рамках муниципальных программ в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.
1.5. Разработка муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:
учета целей социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Печора" и целевых индикаторов и показателей их достижения, определенных в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Печора";
наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития муниципального района "Печора";
установления для муниципальных программ измеримых результатов их реализации (конечных результатов, то есть характеризуемого количественными и (или) качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития, которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы)) и непосредственных результатов, то есть характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы);
проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
1.6. Ответственный исполнитель муниципальной программы обеспечивает координацию деятельности соисполнителей муниципальной программы, а также участников муниципальной программы, участвующих в реализации мероприятий подпрограммы.
Ответственный исполнитель совместно с соисполнителями осуществляет корректировку муниципальной программы.
2. Разработка проекта муниципальной программы
2.1. Муниципальная программа должна быть сформирована исходя из принципа четкого соответствия планируемых к реализации программных мероприятий целям и задачам муниципальной программы, что позволит в дальнейшем провести оценку эффективности бюджетных расходов на реализацию программы.
2.2. Муниципальная программа включает подпрограммы, представляющие собой взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы, содержащие основные мероприятия.
Подпрограмма является неотъемлемой частью муниципальной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и муниципальной программы.
2.3. Муниципальная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение реализации муниципальной программы, разрабатываемой с учетом положений настоящих Методических указаний. К подпрограмме, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, предъявляются требования, аналогичные требованиям к другим подпрограммам, за исключением требований к основным мероприятиям.
2.4. Муниципальная программа имеет структуру в соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 Порядка.
Формулировки основных параметров муниципальной программы должны совпадать в паспорте муниципальной программы (подпрограмм) и в приложениях к текстовой части (табличных формах) муниципальной программы.
2.5. Проект муниципальной программы направляется на согласование соисполнителям на бумажном носителе.
2.6. Дополнительные и обосновывающие материалы к муниципальной программе представляются в соответствии с пунктом 2.3 раздела 2 Порядка.
2.7. Дополнительные и обосновывающие материалы, как и нормативные правовые акты об утверждении муниципальной программы (о внесении изменений в действующую муниципальную программу) должны быть размещены на официальном сайте в течение 14 календарных дней после утверждения муниципальной программы (внесения изменений в муниципальную программу).
2.8. С проектом новой муниципальной программы представляются:
проект постановления администрации об утверждении муниципальной программы;
проект плана мероприятий по реализации муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период согласно таблице 10 приложения N 1 к настоящим Методическим указаниям.
Заполнение паспорта муниципальной программы, подпрограммы
2.9. Паспорт муниципальной программы разрабатывается по форме согласно приложению 1 к Методическим рекомендациям (таблица 1).
Цели, задачи целевые индикаторы и показатели, а также этапы и сроки реализации муниципальной программы указываются в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.
Объем финансирования муниципальной программы включает в себя средства федерального бюджета Российской Федерации, республиканского бюджета Республики Коми, бюджета МО МР "Печора", бюджетов городских и сельских поселений, внебюджетные источники.
Объем финансирования на реализацию муниципальной программы указывается по годам реализации и по источникам финансирования в тысячах рублей, с точностью до одного знака после запятой в пределах срока действия решения о бюджете МО МР "Печора". За пределами срока действия решения о бюджете МО МР "Печора", объемы бюджетных ассигнований в паспорте муниципальной программы (подпрограммы), в приложениях к муниципальной программе (подпрограмме) не указываются.
Объем финансирования на реализацию муниципальной программы за счет средств бюджета МО МР "Печора" на прогнозный период планируется на уровне второго года планового периода бюджета МО МР "Печора".
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов.
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы не могут отражать результат реализации муниципальной программы.
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы и ожидаемые результаты характеризуют успешность реализации муниципальной программы.
2.10. Паспорт подпрограммы разрабатывается по форме согласно приложению N 1 к Методическим рекомендациям (таблица 2).
Требования к заполнению паспорта подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к заполнению паспорта муниципальной программы.
3. Требования к содержанию муниципальной программы
3.1. Требования к содержанию муниципальной программы установлены пунктами 2.1. и 2.2. раздела 2 Порядка.
3.2. Муниципальные программы разрабатываются для обеспечения реализации приоритетов и достижения целей (показателей достижения целей) социально-экономического развития муниципального района.
3.3. Текстовая часть муниципальной программы "Приоритеты, цели и задачи реализуемой муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития" содержит описание приоритетов и целей муниципальной политики в соответствующей сфере реализации муниципальной программы.
3.4. Цель муниципальной программы должна определять конечные результаты реализации муниципальной программы и соответствовать приоритетам и целям муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, определенным в Стратегии.
Цель должна обладать следующими свойствами:
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость (достижение цели можно проверить);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации муниципальной программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
3.5. Достижение цели обеспечивается за счет решения задач муниципальной программы. Решение задач муниципальной программы должно обеспечиваться результатами реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления муниципальных функций в рамках достижения цели (целей) реализации муниципальной программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
Задачи муниципальной программы должны являться целями подпрограмм. В качестве задач муниципальной программы не должна отражаться цель подпрограммы "Обеспечение реализации муниципальной программы".
Задачи подпрограмм не должны дублировать задачи муниципальной программы. Задачи подпрограмм должны включать в себя не менее двух основных мероприятий, основное мероприятие должно включать не менее двух мероприятий (за исключением обеспечивающей подпрограммы).
3.6. Перечень и характеристика основных мероприятий муниципальной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами и показателями муниципальной программы приводятся в таблице 3 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Набор основных мероприятий подпрограммы должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач муниципальной программы и подпрограмм с учетом реализации предусмотренных в рамках подпрограммы мер государственного и правового регулирования.
При формировании набора основных мероприятий учитывается возможность выделения контрольных событий муниципальной программы (далее - контрольные события) в рамках их реализации, позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий в течение года.
Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля за ходом выполнения муниципальной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности. Наименования основных мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач подпрограммы.
В рамках одного основного мероприятия могут объединяться различные по характеру мероприятия (в том числе мероприятия по осуществлению инвестиций, закупке товаров, работ, услуг, оказанию муниципальных услуг (выполнению работ).
Основные мероприятия необходимо формировать с учетом возможности отражения их наименований в целевых статьях расходов бюджета МО МР "Печора".
Основное мероприятие должно быть направлено на решение конкретной задачи подпрограммы.
Каждое из основных мероприятий должно быть указано применительно только к одной задаче подпрограммы, на достижение которой оно влияет наиболее существенным образом (за исключением основных мероприятий, направленных на нормативно-правовое и научно-методическое (аналитическое) обеспечение реализации подпрограммы).
В рамках ожидаемого непосредственного результата выполнения основного мероприятия не допускается отражение целевого индикатора и показателя муниципальной программы (подпрограммы), поскольку целевые индикаторы и показатели должны отражать результат достижения цели, выполнения задач.
Сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами и показателями муниципальной программы приводятся в графе 8 "Связь с целевыми индикаторами и показателями муниципальной программы (подпрограммы)" таблицы 3 приложения N 1 к настоящим Методическим указаниям и должны соответствовать перечню целевых индикаторов и показателей, отраженных в таблице 5 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
В данной графе должны найти отражение все целевые индикаторы и показатели муниципальной программы и подпрограмм. По каждому основному мероприятию должен быть указан целевой индикатор и показатель, отражающий достижение соответствующей задачи подпрограммы, в рамках которой оно реализуется.
При внесении изменений в муниципальную программу в таблице 3 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям отражаются все основные мероприятия с момента начала ее реализации. В случае их замены/исключения необходимо указать конечный срок реализации. В случае дополнения муниципальной программы новыми основными мероприятиями они указываются в новой строке со сроком фактического включения их в муниципальную программу.
3.7. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы, направленных на достижение цели и (или) ожидаемых результатов муниципальной программы, с указанием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов отражаются в таблице 9 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Для мер правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы приводятся основные положения регулирования и ожидаемые сроки (год) принятия необходимых нормативных правовых актов.
Проводится анализ необходимости и достаточности изменений правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы, в том числе для привлечения частных инвестиций в сферу ее реализации, для достижения ее целей и решения ее задач.
Меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы по возможности должны быть предусмотрены на весь период реализации муниципальной программы.
3.8. Перечень и сведения о целевых индикаторах и показателях муниципальной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации приводятся в таблице 5 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Целевые индикаторы и показатели должны соответствовать требованиям пункта 2.5 раздела 5 Порядка.
Количество целевых индикаторов и показателей формируется исходя из принципов необходимости и достаточности для отражения достижения целей и решения задач муниципальной программы.
Целевые индикаторы и показатели должны быть взаимосвязаны с целями и задачами муниципальной программы.
Систему целевых индикаторов и показателей следует выстраивать таким образом, чтобы к каждой задаче муниципальной программы (подпрограммы) был сформирован как минимум один целевой индикатор или показатель, характеризующий ее решение. Система должна обеспечивать возможность проверки и подтверждения достижения цели и решения задач, поставленных в муниципальной программе.
Значения целевых индикаторов и показателей муниципальной программы должны формироваться с учетом параметров прогноза социально-экономического развития муниципального района на три года (среднесрочный период), десять и более лет (долгосрочный период).
Используемые целевые индикаторы и показатели должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (целевой индикатор и показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи муниципальной программы (подпрограмм), при этом из формулировки целевого индикатора и показателя и обосновывающих материалов должна быть очевидна желаемая тенденция изменения значений целевого индикатора и показателя, отражающая достижение соответствующей цели (решение задачи));
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальной программы (подпрограмм));
объективность (не допускается использование целевых индикаторов и показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел);
сопоставимость (выбор целевых индикаторов и показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм);
однозначность (определение целевого индикатора и показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных целевых индикаторов и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами, применяемые целевые индикаторы и показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки реализации муниципальной программы (подпрограммы));
своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным периодом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны представляться не реже 1 раза в год), но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом);
используемые целевые индикаторы и показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для участников муниципальной программы к искажению результатов реализации муниципальной программы.
Целевые индикаторы и показатели должны иметь запланированные по годам количественные значения.
В качестве наименования целевого индикатора и показателя используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления, при этом оно не должно отражать действие.
Целевые индикаторы и показатели должны содержать информацию о периодичности, например, "в год" или "нарастающим итогом".
Единица измерения целевого индикатора и показателя выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ).
При внесении изменений в муниципальную программу в таблице 5 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям отражаются все целевые индикаторы и показатели с момента начала ее реализации. В случае их замены/исключения следует исключить только их значения, начиная с года, в котором планируется исключение данного целевого индикатора и показателя. В случае переименования/дополнения муниципальной программы новыми целевыми индикаторами и показателями они указываются в новой строке со значениями, начиная с года включения данных целевых индикаторов и показателей в муниципальную программу.
3.9. Сведения о порядке сбора информации и методике расчета целевых индикаторов и показателей муниципальной программы представляются в таблице 6 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Методика расчета показателей должна включать единый подход к сбору и представлению информации о выполнении целевых индикаторов и показателей. Не допускается многовариантность методик расчетов и способов получения отчетных данных, поскольку это затрудняет своевременный и качественный контроль за ходом реализации муниципальной программы и за степенью достижения запланированных результатов.
3.10. Информация по финансовому обеспечению муниципальной программы за счет средств бюджета МО МР "Печора" (с учетом средств республиканского бюджета РК, федерального бюджета, бюджетов городских и сельских поселений, внебюджетных источников) представляется в таблице 4 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям, которая должна содержать следующую информацию:
- объем финансирования по годам реализации муниципальной программы;
- по главным распорядителям средств бюджета МО МР "Печора" (по ответственному исполнителю, соисполнителям и участникам муниципальной программы);
- с распределением по подпрограммами основным мероприятиям.
Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ осуществляется с учетом положений нормативных правовых актов, регулирующих порядок составления проекта бюджета МО МР "Печора".
Данные паспорта муниципальной программы, паспортов подпрограмм, таблицы 4 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям в части финансового обеспечения за счет средств бюджета МО МР "Печора" должны соответствовать объемам бюджетных ассигнований, утвержденным на соответствующие муниципальные программы решением Совета МР "Печора" о бюджете на соответствующий период.
Данные паспорта муниципальной программы, паспортов подпрограмм, таблицы 4 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям в части финансового обеспечения за счет средств бюджета МО МР "Печора" должны соответствовать показателям сводной бюджетной росписи.
При уточнении объема финансового обеспечения на реализацию муниципальной программы при необходимости подлежат уточнению и иные основные параметры муниципальной программы (в том числе целевые индикаторы и показатели муниципальной программы и входящих в ее состав подпрограмм, ожидаемые результаты).
3.11. Информация о перечне объектов капитального строительства для нужд муниципального района, подлежащих строительству (реконструкции) за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, бюджета МО МР "Печора" и внебюджетных источников реализуемых в рамках государственной программы, отражается в таблице 8 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
4. Дополнительные и обосновывающие материалы, представляемые с муниципальной программой
4.1. Дополнительные и обосновывающие материалы к муниципальной программе не входят в состав материалов, подлежащих утверждению постановлением администрации, а представляются с проектом муниципальной программы в качестве обосновывающих материалов к ней (приложения к пояснительной записке).
4.2. В разделе "Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы с предложениями о мерах по их минимизации" приводится анализ действительного состояния соответствующей сферы, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы, а также анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать характеристику итогов реализации муниципальной политики в этой сфере, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы.
Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития.
Данная информация представляется на момент разработки и формирования новой муниципальной программы.
4.3. Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации муниципальной программы должны определять тенденции и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации муниципальной программы.
При формировании прогноза развития сферы реализации муниципальной программы учитываются параметры прогноза социально-экономического развития муниципального района, стратегические документы в сфере реализации муниципальной программы и текущее состояние сферы реализации муниципальной программы.
Оценка планируемой эффективности муниципальной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки и основывается на оценке планируемого вклада результатов муниципальной программы в социально-экономическое развитие, содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения - качественное описание связи динамики значений целевых индикаторов и показателей реализации муниципальной программы с динамикой уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района.
При оценке планируемой эффективности в зависимости от сферы реализации муниципальной программы может приводиться:
- оценка влияния реализации муниципальной программы на макроэкономические, демографические, социальные показатели, в том числе оценка дополнительного прироста рабочих мест;
- оценка ускорения темпов роста производства и роста производительности труда;
- оценка изменения параметров качества жизни населения;
- оценка финансово-экономических последствий реализации муниципальной программы (в том числе оценка динамики поступлений доходов бюджетов бюджетной системы).
При описании прогноза ожидаемых результатов муниципальной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере, необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы.
Описание социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы включает описание внешних (вероятных явлений, событий, процессов, не зависящих от ответственного исполнителя, соисполнителей и участников муниципальной программы и негативно влияющих на основные параметры муниципальной программы (подпрограммы)) и внутренних рисков (вероятных явлений, событий, процессов, зависящих от ответственного исполнителя, соисполнителей и участников муниципальной программы (подпрограммы)) и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы.
К основным рискам могут быть отнесены следующие риски:
- макроэкономические риски, обусловленные снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, ускорением инфляции, колебаниями обменного курса рубля, ростом безработицы, кризисными явлениями в финансовом секторе и т.д.;
- социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения. Социальные риски могут быть связаны: с ростом безработицы; с неравномерным влиянием кризиса на различные социальные группы населения; с сокращением объема и качества бюджетных услуг в социальных секторах.
В целях минимизации риска сокращения финансирования целесообразно указать среди мер:
приоритеты финансирования мероприятий (по уровню вклада в ожидаемые результаты реализации муниципальной программы),
оценку возможности привлечения внебюджетных средств.
Информация о прогнозе развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района представляется на момент разработки и формирования новой муниципальной программы.
4.4. При описании прогноза ожидаемых результатов муниципальной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере, необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы.
Такая характеристика должна включать обоснование изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах).
Информация о прогнозе ожидаемых результатов муниципальной программы представляется на момент разработки и формирования новой муниципальной программы.
4.5. При обосновании набора подпрограмм при необходимости следует использовать обоснование вклада подпрограммы в достижение целей муниципальной программы.
При формировании набора подпрограмм следует учитывать следующие критерии:
- целевая направленность - подпрограмма (за исключением подпрограммы по обеспечению реализации муниципальной программы) должна быть направлена на достижение цели муниципальной программы и, как правило, способствует решению одной задачи муниципальной программы и обеспечивает достижение, как минимум, одного ожидаемого результата реализации муниципальной программы. На решение одной задачи муниципальной программы не может быть направлено более одной подпрограммы. Не допускается пересечение сфер реализации подпрограмм;
- масштаб - при формировании системы подпрограмм рекомендуется обеспечивать сопоставимость подпрограмм по объему финансового обеспечения и влиянию на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы;
- требования к минимальному набору подпрограмм - в составе муниципальной программы не может быть менее двух подпрограмм. Муниципальная программа не может иметь менее трех подпрограмм, если предусмотрена подпрограмма, направленная на обеспечение реализации муниципальной программы;
- управляемость - состав подпрограмм формируется с учетом возможности оперативного управления их реализацией соисполнителями муниципальных программ.
Информация по обоснованию набора подпрограмм представляется на момент разработки и формирования новой муниципальной программы, а также в случае дополнения утвержденной муниципальной программы новыми подпрограммами, или в случае исключения (объединения) подпрограмм муниципальной программы.
4.6. Если в рамках реализации муниципальной программы предусматривается оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями, в муниципальной программе должен быть приведен прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации муниципальной программы. Информация о сводных значениях показателей муниципальных заданий отражается в таблице 7 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Основные сводные показатели муниципальных заданий включаются в состав целевых индикаторов и показателей подпрограммы как конечный результат задач, на решение которых направлено оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями.
Информация о прогнозе сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации муниципальной программы представляется в целях приведения ее в соответствие с решением Совета МР "Печора" о бюджете МО МР "Печора" на очередной финансовый год и плановый период и при внесении изменений в муниципальную программу, затрагивающих параметры таблицы 7 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
5. Разработка подпрограммы муниципальной программы
5.1. Подпрограмма должна формироваться с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и муниципальной программы.
5.2. В состав муниципальной программы возможно включение подпрограммы "Обеспечение реализации муниципальной программы".
В подпрограмме, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, отражаются цели и задачи, направленные на обеспечение эффективного управления реализацией муниципальной программы, в том числе на обеспечение эффективного исполнения муниципальных функций, повышение доступности и качества предоставления муниципальных услуг в сфере реализации муниципальной программы, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов в сфере реализации муниципальной программы.
5.3. Задачи подпрограммы, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, могут включать внедрение новых управленческих механизмов в сфере реализации муниципальной программы (если результаты выполнения основных мероприятий будут использоваться для целей нескольких подпрограмм муниципальной программы), информационное обеспечение реализации муниципальной программы и мониторинг ее реализации.
Задачи подпрограммы, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, характеризуются количественными целевыми индикаторами и показателями, отвечающими требованиям пункта 2.5 раздела 5 Порядка.
5.4. Для достижения целей (решения задач) подпрограммы, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, формируются основные мероприятия, в состав которых могут включаться:
расходы на содержание органов местного самоуправления;
расходы на информационное обеспечение, мониторинг и оценку эффективности хода реализации муниципальной программы в целом.
Основной ожидаемый результат подпрограммы - обеспечение выполнения задач муниципальной программы и достижение предусмотренных муниципальной программой и подпрограммами целевых индикаторов и показателей.
Кроме того, рекомендуется указать другие важные результаты реализации подпрограммы, в том числе в части муниципального управления в сфере реализации муниципальной программы.
Требования к основным параметрам подпрограммы соответствуют требованиям к основным параметрам муниципальной программы.
6. План реализации муниципальной программы
6.1. Проект плана мероприятий по реализации муниципальной программы (далее - план мероприятий по реализации муниципальной программы) составляется ежегодно в текущем году на очередной финансовый год и плановый период и представляется в отдел муниципальных программ администрации МР "Печора" и управление финансов МР "Печора" не позднее 15 ноября текущего года, согласно таблице 10 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
При планировании необходимо учитывать взаимозависимость и последовательность мероприятий и контрольных событий.
В план мероприятий по реализации муниципальной программы подлежат включению все основные мероприятия подпрограмм. Объем расходов на реализацию мероприятий должен соответствовать объемам расходов на реализацию соответствующих основных мероприятий согласно таблице 4 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
6.2. План мероприятий по реализации муниципальной программы содержит полный перечень мероприятий, необходимых и достаточных для достижения целей и целевых индикаторов и показателей муниципальной программы (в рамках одного основного мероприятия должно быть отражено не менее двух мероприятий), а также контрольных событий.
Контрольные события позволяют оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий (мероприятий) в течение года с указанием их сроков и ответственных исполнителей, позволяющих определить наступление контрольного события.
6.3. Основными характеристиками контрольных событий являются:
общественная, в том числе социально-экономическая, значимость (важность) для достижения результата основного мероприятия и решения соответствующих задач подпрограммы;
нулевая длительность (определенная дата наступления);
возможность однозначной оценки достижения (0% или 100%);
по возможности документальное подтверждение результата;
индивидуальность названия контрольного события.
В качестве формулировок таких контрольных событий рекомендуется использовать следующие:
нормативный правовой акт утвержден;
объект капитального строительства (реконструкции) введен в эксплуатацию.
Контрольные события обязательно выделяются по всем основным мероприятиям, а также возможно их выделение по мероприятиям. При этом необходимо обеспечивать равномерное распределение контрольных событий в течение года.
Каждое контрольное событие должно иметь свой порядковый номер (сквозная нумерация по всему плану мероприятий по реализации муниципальной программы).
Контрольные события выделяются по всем мероприятиям, в составе которых предусмотрена реализация муниципальных функций по разработке муниципальной политики, осуществлению муниципального контроля и надзора, управлению муниципальным имуществом и предоставлению муниципальных услуг.
6.4. Контрольные события реализации муниципальной программы определяются в зависимости от содержания мероприятий, по которым они выделяются.
6.5. Контрольные события, подлежат включению в форму мониторинга хода реализации муниципальной программы, формируемую ежеквартально отделом муниципальных программ администрации МР "Печора".
К контрольным событиям, подлежащим включению в форму мониторинга хода реализации муниципальной программы, следует относить контрольные события муниципальной программы, отражающие выполнение приоритетных направлений муниципальной программы, а также направлений, имеющих наибольшие объемы финансирования.
В плане мероприятий по реализации муниципальной программы для мониторинга хода реализации муниципальной программы необходимо выделять не менее трех контрольных событий программы в течение одного квартала, но не более 20-ти контрольных событий программы по каждой муниципальной программе в год.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6.7. Согласованный план мероприятий по реализации муниципальной программы с отделом муниципальных программ, управлением финансов, а также с соисполнителями и (или) участниками муниципальной программы утверждается ответственным исполнителем.
6.8. Утвержденный план мероприятий по реализации муниципальной программы (с учетом изменений, вносимых в план мероприятий) должен быть размещен на официальном сайте администрации муниципального района "Печора" в 5-дневный срок с момента подписания постановления об утверждении (внесении изменений) в план мероприятий по реализации муниципальной программы.
Внесение изменений в план мероприятий по реализации муниципальной программы осуществляется в соответствии с пунктом 5.5 раздела 5 Порядка.
7. Порядок проведения мониторинга реализации муниципальной программы
7.1. Мониторинг реализации муниципальной программы ориентирован на ранее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного уровня и осуществляется не реже одного раза в квартал согласно таблице 14 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Мониторинг реализации муниципальной программы осуществляется - ответственным исполнителем муниципальной программы.
Ответственный исполнитель координирует деятельность соисполнителей и участников по заполнению форм мониторинга.
Объектом мониторинга являются установленные сроки наступления контрольных событий муниципальной программы, сведения о кассовом исполнении и объемах заключенных муниципальных контрактов по муниципальной программе на отчетную дату, а также ход реализации мероприятий плана мероприятий по реализации муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период (на основании таблицы 14 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям) и причины невыполнения сроков контрольных событий.
Данные о кассовых расходах бюджета МО МР "Печора" (с учетом средств республиканского бюджета Республики Коми, федерального бюджета) в квартальном отчете указываются на основе оперативных данных программного комплекса по планированию бюджета АЦК - Планирование.
7.2. Форма мониторинга по реализации муниципальной программы (таблица 14 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям) заполняется ответственным исполнителем, соисполнителями и участниками муниципальной программы в части исполнения мероприятий и наступления контрольных событий муниципальной программы.
Ответственный исполнитель ежеквартально до 15 апреля, 15 июля, 15 октября на основании информации, представленной соисполнителями и участниками муниципальной программы, заполняет форму мониторинга реализации муниципальной программы и представляет ее в отдел муниципальных программ.
7.3. Отдел муниципальных программ ежеквартально, до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, информирует главу администрации муниципального района "Печора" о выполнении контрольных событий по муниципальным программам.
7.4. В целях осуществления последующего контроля за применением программно-целевого метода отдел муниципальных программ осуществляет сводный мониторинг реализации муниципальных программ не реже одного раза в квартал.
Результаты мониторинга реализации муниципальных программ размещаются на официальном сайте администрации муниципального района "Печора" до 1 мая, 1 августа, 1 ноября.
7.5. По отдельным запросам отдела муниципальных программ ответственные исполнители, соисполнители и участники муниципальной программы представляют дополнительную (уточненную) информацию о ходе реализации муниципальной программы.
7.6. Ответственные исполнители и соисполнители муниципальной программы несут персональную ответственность за достоверность и полноту информации.
8. Подготовка годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программы и докладов о ходе реализации муниципальной программы
8.1. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем совместно с соисполнителями и участниками муниципальной программы в разрезе подпрограмм (на бумажных носителях и в электронном виде) и до 10 марта года, следующего за отчетным, представляется в отдел муниципальных программ.
8.2. Соисполнители и участники муниципальной программы формируют до 10 февраля года, следующего за отчетным, информацию о реализации муниципальной программы в соответствии с таблицами приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
8.2. Годовой отчет имеет структуру согласно пункту 5.7 раздела 5 Порядка.
8.3. Титульный лист к годовому отчету содержит:
- наименование муниципальной программы;
- наименование ответственного исполнителя муниципальной программы;
- отчетная дата (для годового отчета - отчетный год);
- дата составления отчета;
- должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем ответственного исполнителя муниципальной программы или его заместителем.
8.4. В пункте 1 текстовой части годового отчета при описании конкретных результатов реализации муниципальной программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:
- краткую и емкую информацию об основных результатах реализации муниципальной программы, достигнутых в отчетном году (представляется по каждому ожидаемому результату, отраженному в паспортах муниципальной программы и ее подпрограмм), в объеме не более 1 - 2 листов в целях включения ее в Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ;
- обобщенную информацию по достигнутым плановым значениям целевых индикаторов и показателей муниципальной программы за отчетный год с обоснованием отклонений по целевым индикаторам и показателям, плановые значения по которым не достигнуты. Сведения о достижении значений целевых индикаторов и показателей муниципальной программы, подпрограмм отражаются в таблице 11 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
8.5. В пункте 2 текстовой части годового отчета описание итогов выполнения основных мероприятий, мероприятий муниципальной программы, реализация которых предусмотрена в отчетном году, включает:
- обобщенную информацию о выполнении основных мероприятий, мероприятий и контрольных событий в отчетном году с обоснованием причин недовыполнения или невыполнения основных мероприятий (мероприятий), а также причин ненаступления или наступления с нарушением сроков контрольных событий в соответствии с планом мероприятий по реализации муниципальной программы согласно таблице 10 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям;
- анализ факторов, повлиявших на их реализацию;
- анализ последствий невыполнения основных мероприятий подпрограмм на реализацию муниципальной программы.
8.6. В пункте 3 текстовой части годового отчета информация об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, должна содержать перечень изменений с указанием номеров и дат нормативных правовых актов о внесении изменений в муниципальную программу, а также причины изменений согласно таблице 12 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
8.7. В пункте 4 текстовой части годового отчета приводится информация по оценке эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы), осуществляемой ответственным исполнителем на основе методики оценки ее эффективности согласно приложению N 2 к настоящим Методическим указаниям.
В случае отклонений от плановой динамики реализации муниципальной программы или ожидаемого воздействия факторов риска, способных оказать негативное влияние на основные параметры муниципальной программы, в текстовую часть годового отчета включаются предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
8.9. На основании годовых отчетов ответственных исполнителей муниципальных программ, а также иной дополнительно запрашиваемой информации отдел муниципальных программ ежегодно формирует сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ (далее - сводный годовой доклад) согласно пункту 5.7 раздела 5 Порядка до 15 апреля года, следующего за отчетным годом, и представляет главе администрации МР "Печора" и в Управление финансов.
Сводный годовой доклад содержит:
а) сведения об основных результатах реализации муниципальных программ за отчетный период;
б) сведения о степени соответствия установленных и достигнутых целевых показателей (индикаторов) муниципальных программ за отчетный год;
в) предложения (при необходимости) об изменении форм и методов управления реализацией муниципальных программ;
г) сведения о выполнении расходных обязательств МО МР "Печора" и использовании иных средств на выполнение мероприятий муниципальных программ;
д) предложения (при необходимости) о сокращении (увеличении) финансирования и (или) досрочном прекращении отдельных мероприятий или муниципальной программы в целом, об изменении форм и методов управления реализацией муниципальных программ;
е) оценку деятельности ответственных исполнителей в части, касающейся реализации муниципальных программ.
ж) предложения (при необходимости) об изменении форм и методов управления реализацией муниципальных программ.
8.10. К сводному годовому докладу прилагаются результаты оценки эффективности муниципальных программ в разрезе муниципальных программ, проводимой отделом муниципальных программ в соответствии с методикой оценки эффективности муниципальных программ согласно приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
8.11. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ подлежит размещению на официальном сайте администрации МР "Печора" в сети "Интернет" http://pechoraonlain.ru до 01 мая года следующего за отчетным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.