Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы образования МО ГО "Сыктывкар"
Муниципальная программа МО ГО "Сыктывкар "Развитие образования" (далее - Муниципальная программа) разработана в соответствии с постановлениями администрации МО ГО "Сыктывкар" от 29.06.2012 N 6/2281 "О муниципальных программах МО ГО "Сыктывкар", от 10.08.2011 N 8/2362 "Об утверждении перечня муниципальных услуг (работ), оказываемых муниципальными учреждениями МО ГО "Сыктывкар" за счет средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", от 01.09.2011 N 9/2671 "Об утверждении перечня муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар" и выступает инструментом реализации муниципальной политики в сфере образования.
Сеть организаций дошкольного, общего и дополнительного образования, подведомственных Управлению дошкольного образования администрации МО ГО "Сыктывкар" и Управлению образования администрации МО ГО "Сыктывкар" составляет 136 муниципальных образовательных организаций, в которых обучается и воспитывается более 43 тысяч детей. В составе организаций:
- 78 муниципальных дошкольных образовательных организаций,
- 39 муниципальных общеобразовательных организаций,
- 14 муниципальных организаций дополнительного образования,
- 2 образовательные организации для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
17 общеобразовательных организаций являются победителями конкурсных отборов общеобразовательных организаций, реализующих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта "Образование", 2 общеобразовательные организации - победители конкурса "Лучшие школы Республики Коми" 2011 и 2012 годов; МАОУ "Лицей народной дипломатии" вошло в список 500 лучших образовательных организаций Российской Федерации, продемонстрировавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году, МАУДО "Дворец творчества детей и учащейся молодежи" является лауреатом Всероссийского конкурса "100 лучших школ России" в номинации "Лучшие учреждения дополнительного образования", 3 образовательные организации работают в статусе федеральных экспериментальных площадок; 4 - являются республиканскими ресурсными центрами. Ежегодно муниципальные дошкольные образовательные организации результативно принимают участие в республиканском конкурсе "Лучший детский сад года". 9 муниципальных дошкольных образовательных организаций работают в статусе федеральных стажировочных площадок по направлению "Модернизация муниципальных систем дошкольного образования" в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы.
Деятельность Управлений образования и муниципальных образовательных организаций в течение ряда лет направлена на решение комплекса стратегических задач, ориентированных на создание условий эффективного функционирования и развития отрасли в условиях реализации приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", федеральных и республиканских программ развития образования.
Развитие муниципальной системы образования осуществляется на основе программно-целевого метода. В 2012, 2013 годах Управление образования и муниципальные образовательные организации работали в рамках реализации ведомственных целевых программ.
В соответствии с федеральными и республиканскими планами модернизации общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" разработан и реализуется План модернизации общего образования в МО ГО "Сыктывкар" (постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 24.01.2011 N 1/82).
Проводимая работа обеспечила достижение оптимальных показателей в муниципальной системе образования МО ГО "Сыктывкар".
В соответствии с приоритетными направлениями модернизации образования в МО ГО "Сыктывкар" все дети предшкольного возраста охвачены дошкольным образованием.
На территории МО ГО "Сыктывкар" на условиях софинансирования введено в эксплуатацию в 2012 году - 1550 мест, в 2013 году - 935 мест для детей дошкольного возраста в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
За период с 2007 года сеть дошкольного образования увеличилась на 3155 мест за счет:
- возврата и перепрофилирования 6 зданий на 840 мест;
- строительства спально-игрового корпуса и здания детского сада на 295 мест;
- реконструкции помещений на первых этажах жилых зданий на 80 мест;
- переоборудование помещений под группы полного дня в действующих детских садах на 1340 мест.
В данный период ведется строительство 3 детских садов на 660 мест.
Развиваются новые организационные формы предоставления услуг дошкольного образования, в том числе за счет привлечения негосударственного сектора: 6-ю индивидуальными предпринимателями оказывается услуга по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (196 детей).
Действуют группы кратковременного пребывания с охватом 500 детей, 1 консультативный центр для консультирования родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста в семье. На базе групп кратковременного пребывания открыты группы полного дня, на 01.09.2012 года количество групп составило 39 единиц с предоставлением 780 мест.
В системе дошкольного образования созданы условия для реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. В муниципальных дошкольных образовательных организациях открыты 62 группы компенсирующей и оздоровительной направленности с охватом 900 детей, из них 148 детей-инвалидов.
В соответствии с приоритетными направлениями модернизации образования в МО ГО "Сыктывкар" все дети в возрасте 5 - 7 лет охвачены дошкольным образованием.
По основным характеристикам качества согласно Указу Президента РФ от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" достигнуты оптимальные показатели. Средняя наполняемость классов муниципальных общеобразовательных организаций составляет 24,9 человек (по Республике Коми - 22,63 человек). 100% образовательных организаций имеют государственную аккредитацию.
В МО ГО "Сыктывкар" решена проблема доступности образования, осуществляется подвоз к месту учебы 207 учащихся. Создаются условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. В 2013 году в муниципальных общеобразовательных организациях обучалось 291 детей данных категорий, 111 детей обучаются в классах компенсирующего обучения.
С 2010 года осуществляется плановый переход на обучение по новым федеральным государственным образовательным требованиям и стандартам в системе дошкольного и общего образования.
С 2012 года все дошкольные образовательные организации работают в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.
Обеспечивается изучение коми языка как государственного в старшем дошкольном возрасте с 5 лет с использованием программ "Парма" и "Дзолюк" в 38 дошкольных образовательных организациях с охватом 1911 детей.
В 2013 году 12 835 (47%) учащихся школ города изучают коми язык и литературу, 4 662 - другие предметы национально-регионального компонента.
На старшей ступени образования созданы условия для получения профильного обучения. На базе 9 муниципальных образовательных организаций (22,5% от общего количества муниципальных образовательных организаций) реализуются программы профильного обучения с охватом 22,0% старшеклассников. 9 лицеев и гимназий, 8 школ с углубленным изучением отдельных предметов обеспечивают возможность углубленного изучения предметов 45,0% старшеклассников. На базе ресурсного центра профильного обучения МАОУ "Технический лицей" получают предпрофессиональное образование 32,0% учащихся 10-11 классов школ города. Данные условия наряду с проводимой профориентационной работой обеспечивают достаточно высокий процент выпускников, планирующих продолжать обучение в вузах. Увеличивается количество выпускников, сдающих предметы естественно-технической направленности: физику, информатику, химию, что является показателем выбора выпускниками профессий технической направленности, особо востребованных на рынке труда.
Сформирована система работы по выявлению и поддержке одаренных учащихся. В системе дошкольного образования в рамках фестивалей "Юное дарование", "Юные спортсмены", "Интеллектуально-творческий марафон" ежегодно проводятся от 35 до 42 общегородских мероприятий в 2013 году охват их участниками стали 3758 детей, 579 педагогов, 494 родителей.
Более 40,0% участников республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников - учащихся школ города - в течение трех лет являются его победителями и призерами. С 2010 года учащиеся города входят в состав сборной Республики Коми на заключительном Всероссийском этапе олимпиады и становятся ее призерами. Более одной тысячи учащихся ежегодно являются призерами и победителями конкурсов республиканского и всероссийского уровней.
В направлении совершенствования педагогического потенциала решаются задачи поэтапного доведения среднемесячной заработной платы учителей общеобразовательных организаций до уровня заработной платы работников в Республике Коми; доведение заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы организаций общего образования в Республике Коми, осуществлен переход на новый порядок аттестации педагогических кадров, обеспечивается внедрение моделей реализации "эффективного контракта".
Соотношение фактически начисленной среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций г. Сыктывкара к среднемесячной заработной плате в целом по экономике в Республике Коми по итогам девяти месяцев 2013 года составило 97,0%. Соотношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате организаций общего образования в Республике Коми составило 100%.
Задача обеспечения современного качества образования обусловливает новые подходы в области кадровой политики в части поддержки творчески работающих педагогов и коллективов. 194 педагога являются победителями конкурсных отборов в рамках приоритетного национального проекта "Образование" на федеральном и республиканском уровнях. Ежегодно проводятся конкурсы на звание лауреата премии главы администрации МО ГО "Сыктывкар", конкурсы профессионального мастерства "Учитель года", "Самый классный классный", "Сердце отдаю детям" и другие.
В системе образования МО ГО "Сыктывкар" осуществляется внедрение современных организационных и экономических механизмов. С 2005 года обеспечен поэтапный переход образовательных организаций на нормативно-подушевое финансирование, с 2008 года во всех образовательных организациях введена новая система оплаты труда. Начат плановый переход муниципальных образовательных организаций в иные организационно-правовые формы: с 2009 года - автономные организации, с 2012 года - бюджетные организации нового типа. В 2013 году 54,0% муниципальных образовательных организаций работают в статусе автономных организаций.
Повышается открытость системы образования. В 2013 году все образовательные организации имеют официальные сайты, обеспечивается доступность информации в соответствии с требованиями действующего законодательства. В 68,0% муниципальных образовательных организаций функционируют органы общественного управления. Отмечается развитие института общественных наблюдателей в проведении государственной итоговой аттестации выпускников.
С 2009 года муниципальные образовательные организации МО ГО "Сыктывкар" предоставляют муниципальные услуги в сфере образования на основе муниципальных заданий. В целях методического сопровождения образовательных организаций с 2012 года обеспечивается предоставление информационных и организационно-методических муниципальных услуг.
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", комплекса мер по модернизации общего образования способствует совершенствованию материально-технической базы школ. Во всех общеобразовательных организациях условия реализации основных образовательных программ соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов в диапазоне от 60 до 100%.
Обеспечивается проведение мероприятий по укреплению антитеррористической защищённости. Во всех 133 муниципальных образовательных организациях имеются паспорта безопасности и антитеррористической защищенности; образовательные организации, имеющие собственные здания, оснащены кнопками экстренного вызова (тревожными кнопками). 5 образовательных организаций оснащены системой видеонаблюдения. Во всех образовательных организациях организовано круглосуточное дежурство и охрана; 101 образовательная организация имеет ограждение территории по периметру.
В целях исполнения требований законодательства по вопросам энергосбережения и обеспечения учета систем жизнеобеспечения 100% муниципальных образовательных организаций оснащены приборами учёта тепла, горячего и холодного водоснабжения.
Ведется работа по развитию муниципальной системы оценки качества образования, муниципальная образовательная система г. Сыктывкара активно участвует в процессе формирования республиканской системы оценки качества. В 2013 году внедрен новый механизм мониторинга учебных достижений учащихся общеобразовательных организаций, обеспечен рост качества результатов ЕГЭ по сравнению с 2012 годом по 12 из 13 предметов по среднему баллу и доле выпускников, не набравших минимального количества баллов. По пяти предметам средний балл выше республиканского показателя, по обязательным предметам (математика, русский язык) доля учащихся, не набравших минимального количества баллов, меньше республиканского показателя в 3,4 раза и 1,6 раза соответственно.
Отмечается рост количества результатов ЕГЭ свыше 90 баллов с 22 единиц в 2010 году до 133 - в 2013 году.
Организации общего и дополнительного образования развиваются как институты социализации детей и молодежи. В организациях дополнительного образования обучается 67% детей и молодежи от 5 до 18 лет. Получили развитие клубные формы воспитания, ежегодно проводятся городские школьные конференции, свыше 4 тысяч учащихся являются участниками детской общественной организации "Смена" и Эжвинского районного общественного движения детей и молодежи "Ребячья республика". Обеспечивается реализация мероприятий по молодежной политике, проводится конкурс молодежных активистов "Молодые лица", работают молодежные клубные формирования, работает Центр патриотического воспитания детей и молодежи, Молодежная общественная организация "Открытая Эжвинская Юниор-Лига веселых и находчивых "КВаН" г. Сыктывкара.
Большое внимание в системе образования города уделяется профилактике асоциального поведения детей. Число несовершеннолетних, уклоняющихся от учебы, в 2013 году составляло 13 человек; на учете в Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в 2013-14 учебном году состояли 328 несовершеннолетних, на внутришкольном учете - 665 человек. Проводимая работа, межведомственное взаимодействие обеспечивают стабильность и снижение показателей на протяжении последних двух лет.
Одним из приоритетов муниципальной политики в области образования является организация круглогодичной оздоровительной кампании. Ежегодно охват составляет свыше 90% общего количества учащихся. В системе образования сложились эффективные формы организации оздоровления, отдыха и труда учащихся, в числе основных: детские оздоровительные лагеря с дневным пребыванием, профильные лагеря с дневным пребыванием, профильные объединения, трудовые объединения "Юный инспектор движения", трудовые объединения совместно с предприятиями города, отряды мэра. В течение ряда лет около 1200 подростков трудоустраиваются в период летних каникул.
Таким образом, к положительным факторам, влияющим на развитие системы образования в МО ГО "Сыктывкар", относятся:
- доступность общего образования и предшкольного образования;
- наличие вариативной сети организаций образования, позволяющей обеспечить конституционные права граждан на получение образования;
- наличие внутренних резервов и предпосылок для повышения доступности качественного образования, что подтверждается результатами участия муниципальных образовательных организаций в конкурсах различных уровней, участием в экспериментальной деятельности;
- развитая сеть организаций дополнительного образования детей;
- сложившаяся система городских мероприятий физкультурно-спортивной, гражданско-патриотической направленности, работа детских и молодежных общественных организаций;
- продуктивная система организации оздоровления, отдыха и труда детей в каникулярные периоды;
- сложившаяся практика участия общественных структур в управлении отраслью образования.
Вместе с тем, имеются проблемы, решение которых обеспечит рост доступности и качества дошкольного, общего и дополнительного образования в ближайшей перспективе в соответствии с запросами граждан и приоритетами государственной политики в области образования.
В числе основных проблем:
1) Дефицит мест в детских дошкольных организациях, обусловленный увеличением рождаемости детей, увеличением миграции населения из сельских районов Республики Коми, увеличением числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольных образовательных организаций до достижения детьми трехлетнего возраста.
Проблема дефицита мест в детских дошкольных организациях приводит к снижению доступности дошкольного образования. По состоянию на 1 января 2012 г. охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 до 6 лет в МО ГО "Сыктывкар" составил 76,5% (Российская Федерация - 59,5%, Северо-Западный федеральный округ - 75,3%). Доля детей в возрасте от 1 года до 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные организациях, в общей численности детей в возрасте от 1 года до 6 лет в 2013 году составила 21%, по сравнению с 2010 годом прирост составил 4%. На 01.09.2013 года направлено в дошкольные образовательные организации 4439 детей. Количество детей в возрасте от 0 до 6 лет, ожидающих места в дошкольные образовательные организации на 01.09.2013 года, составило 6666 человек.
Необходимость обеспечения соответствия услуг, предоставляемых дошкольными образовательными организациями, меняющимся запросам родителей.
2) 50% зданий, принадлежащих дошкольным образовательным организациям, построены в период с 1965 до 1978 годов и требуют серьезного ремонта кровли, фасадов, канализационной и водопроводной системы.
3) Необходимо обеспечить развитие условий для реализации образовательных программ этнокультурной направленности, изучения коми языка. Необходимо обеспечить обновление программно-методического обеспечения этнокультурного образования дошкольников, интеграцию этнокультурной составляющей в образовательные программы дошкольного образования.
4) Актуальным является развитие предметно-развивающей среды дошкольных образовательных организаций в соответствии с требования федеральных государственных образовательных стандартов.
5) Рост сменности обучения в общеобразовательных организациях до 19,7% учащихся.
6) Наличие выпускников общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании: 51 человек в 2011 году, 75 человек в 2012 году, 51 человек в 2013 году.
7) Нестабильность результатов единого государственного экзамена: в течение ряда лет не наблюдается положительная динамика. В 2011 году - 3% выпускников по результатам единого государственного экзамена не преодолели минимального порогового балла, в 2012 году - 4,44%, в 2013 г. - 2,42%.
8) Необходимость обновления и развития материально-технической базы образовательных организаций в соответствии с современными требованиями, в том числе низкие показатели высокотехнологической среды для преподавания (высокоскоростной доступ к сети Интернет, цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное экспериментальное оборудование). Наиболее остро эти проблемы проявляются в системе дополнительного образования детей.
9) Требует значительных финансовых вложений доведение уровня безопасности образовательных организаций до нормативных требований, в том числе восстановление и установка ограждения территорий муниципальных образовательных организаций.
10) При значительном росте заработной платы педагогических работников необходимо обеспечить развитие механизмов оплаты труда, ориентированных на стимулирование ее результативности.
11) Тенденция старения педагогических кадров, число работающих пенсионеров в отрасли составляет 29,1% (РК - 35,3%, данные 2011 г.), свидетельствует о необходимости повышения социального престижа педагогической деятельности для молодых специалистов на фоне роста заработной платы.
12) По данным мониторинга физической подготовленности учащихся школьники МО ГО "Сыктывкар" имеют показатель ниже среднего уровня по Республике Коми.
13) Введение в учебный план третьего часа физической культуры требует развития инфраструктуры для занятий физкультурой и спортом.
14) Требует развития система работы с одаренными детьми и талантливой молодежью; существует нехватка ресурсов для организации участия учащихся в конкурсных мероприятиях республиканского, российского и международного уровней.
15) Наличие учащихся, совершающих правонарушения и преступления, свидетельствует о необходимости внедрения новых эффективных механизмов профилактики с учетом информационных способов распространения различного рода асоциальной информации.
Решение вышеобозначенных проблем наиболее эффективно программно-целевым методом, обеспечивающим скоординированность, единство подходов по их решению. В соответствии с приоритетами муниципальной политики в области образования выделяются следующие ключевые направления развития муниципальной системы образования: повышение доступности и качества дошкольного образования; повышение доступности качества начального общего, основного общего и среднего общего образования, развитие условий, обеспечивающих успешную социализацию детей и молодежи, развитие муниципальной системы организации отдыха и занятости учащихся в каникулярное время, поддержка круглогодичного оздоровления детей и подростков.
Применение программно-целевого метода позволит наряду с обеспечением функционирования муниципальной системы дошкольного, общего и дополнительного образования сконцентрировать средства на развитие системы, обеспечить формирование новых качественных связей для достижения системных эффектов и результатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.