Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 28 ноября 2016 г. N 490-р в раздел II внесены изменения
Раздел II. Характеристика и основные проблемы системы дополнительного образования детей
В Республике Коми услуги дополнительного образования детей предоставляются государственными и муниципальными образовательными организациями, подведомственными Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Министерству физической культуры и спорта Республики Коми, Министерству культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, а также негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями.
В настоящее время система дополнительного образования детей в Республике Коми носит межведомственный характер и представлена 133 организациями дополнительного образования детей, из них 58 организаций относятся к отрасли "Образование", 43 организации - к отрасли "Культура", 32 организации - к отрасли "Физическая культура и спорт". 10 организаций дополнительного образования детей являются государственными (3 по отрасли "Образование" и 7 по отрасли "Физическая культура и спорт"). Охват детей услугами дополнительного образования в Республике Коми составляет 66,0% детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Республиканская система дополнительного образования детей имеет два уровня подчинения организаций дополнительного образования детей. Существует сеть муниципальных организаций дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности и направленности (специализации), которая предполагает наличие выбора и вариативности форм предоставления услуг. Помимо этого существуют государственные организации дополнительного образования детей, которые имеют значительную методическую и информационную базы и способны оказывать содействие иным организациям дополнительного образования детей в направлении информационно-методического сопровождения при необходимости. Приоритетными направлениями в дополнительном образовании для республики являются художественное творчество, техническое творчество, естественнонаучное направление, туристско-краеведческая и спортивная деятельность.
Одна из важных функций государственных организаций дополнительного образования детей указанных направленностей - это методическое и информационное сопровождение работы муниципальных организаций дополнительного образования детей. Задачей государственных организаций является патронаж и кураторство иных организаций дополнительного образования детей данной направленности.
В системе дополнительного образования детей выделяется 6 направленностей по отрасли "Образование": художественная, естественнонаучная, туристско-краеведческая, техническая, физкультурно-спортивная, социально-педагогическая; по отрасли "Культура" - художественная направленность, по отрасли "Физическая культура и спорт" - физкультурно-спортивная направленность.
В общеобразовательных организациях республики в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов организована внеурочная деятельность обучающихся, которая осуществляется в том числе за счет часов на внеурочные занятия через дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы, программы социализации обучающихся, иные воспитательные программы.
Различными формами внеурочной занятости в общеобразовательных организациях республики охвачены более 65 тыс. обучающихся, что составляет 69,2% от общего количества детей школьного возраста.
На сегодняшний день сложившаяся система дополнительного образования детей является первым уровнем трехуровневой модели подготовки кадров в отраслях "Культура", "Физическая культура и спорт" и "Образование": организация дополнительного образования детей - профессиональная образовательная организация - образовательная организация высшего образования. Особенностями организации системы дополнительного образования детей по отраслям являются:
1) по отрасли "Культура" деятельность детских школ искусств (по видам искусств) определяется обучением детей различным видам искусств, эстетическим воспитанием через вовлечение в процесс творческой деятельности в период обучения и предпрофессиональной подготовки юных музыкантов, художников, хореографов и др.;
2) по отрасли "Физическая культура и спорт" особенностью деятельности детско-юношеских спортивных школ является создание эффективной системы подготовки спортивного резерва в Республике Коми, в рамках которой внедрена четырехуровневая система подготовки спортивного резерва;
3) по отрасли "Образование" особенностью деятельности творческих объединений различной направленности является возможность свободного выбора образовательной и досуговой деятельности.
Дополнительное образование детей реализуется через дополнительные общеобразовательные программы, которые направлены на решение следующих задач:
1) создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
2) удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
3) формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся;
4) обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
5) формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
6) подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе детей-инвалидов;
7) выявление одаренных детей в раннем возрасте и формирование комплекса навыков и компетенций, необходимых для получения профессионального образования (предпрофессиональные программы), а также развитие значимых для образования, социализации, самореализации духовно-интеллектуальных и художественно-творческих личностных качеств ребенка (общеразвивающие программы).
Основными проблемами дополнительного образования детей являются:
1) отсутствие взаимодействия государственных и муниципальных органов власти в части развития системы дополнительного образования детей из-за существующего разграничения полномочий;
2) отсутствие единой функционирующей системы подготовки и повышения квалификации кадров в системе дополнительного образования детей;
3) отсутствие единой системы по оценке качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей;
4) отсутствие межведомственной системы взаимодействия в дополнительном образовании детей;
5) отсутствие конкурсных механизмов финансирования организаций дополнительного образования детей;
6) отстраненность негосударственной сферы дополнительного образования детей от ведомственных учреждений;
7) значительный отток обучающихся из системы дополнительного образования детей, начиная со средней школьной ступени;
8) необходимость обновления форм реализации и содержания дополнительных общеобразовательных программ;
9) отставание инфраструктуры дополнительного образования детей республики от современных требований;
10) недостаточный уровень информированности населения о деятельности организаций дополнительного образования детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.