Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы образования муниципального района "Ижемский"
Муниципальная программа муниципального района "Ижемский" "Развитие образования" (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлениями администрации муниципального района "Ижемский" N 61 от 31.01.2014 г. "О муниципальных программах муниципального образования муниципального района "Ижемский", N 287 от 08.4.2014 г. "Об утверждении перечня муниципальных программ муниципального района "Ижемский" и выступает инструментом реализации муниципальной политики в сфере образования.
Развитие муниципальной системы образования осуществляется на основе программно-целевого метода. В 2012, 2013 годах Управление образования и муниципальные образовательные организации работали в рамках реализации целевых программ. Проводимая работа обеспечила достижение оптимальных показателей в муниципальной системе образования.
В процессе реализации ранее принятых районных программ удалось добиться позитивных изменений в системе образования района, создать условия для ее дальнейшего развития, а также позволила значительно укрепить и обновить материально-техническую базу образовательных организаций, заложить основы новой образовательной модели.
Сеть организаций дошкольного, общего и дополнительного образования, подведомственных Управлению образования муниципального района "Ижемский" составляет 31 муниципальную образовательную организацию, в которых обучается и воспитывается более 3,3 тысяч детей. В составе организаций:
- 10 муниципальных дошкольных образовательных организаций,
- 19 муниципальных общеобразовательных организаций, в том числе 2 начальные школы - детских сада, 9 образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.
- 2 муниципальных организаций дополнительного образования.
В течение последних трех лет в 1,71 раза увеличились расходы бюджета района по отрасли "Образование" (2011 г. - 390 450 тыс. рублей, 2013 год - 668393,6 тыс. руб.).
В соответствии с приоритетными направлениями модернизации образования в муниципальном районе "Ижемский" все дети предшкольного возраста охвачены дошкольным образованием.
За период с 2012 по 2013 год сеть дошкольного образования увеличилась на 110 мест за счет реконструкции групповых помещений в действующих детских садах и обеспечением необходимой мебелью, инвентарем.
Нуждающихся в предоставлении места в дошкольные образовательные организации по району составляет 157 детей. В 2014 году будет завершено строительство детского сада в с. Ижма на 100 мест, в стадии разработки проектно-сметная документация на строительство детского сада - начальной школы в д. Усть-Ижма на 80 мест, детского сада в д. Бакур на 90 мест.
В муниципальном районе "Ижемский" решается проблема доступности образования, осуществляется подвоз к месту учебы 206 учащихся. В 2013 году в муниципальных общеобразовательных организациях обучалось 13 детей-инвалидов.
С 2010 года осуществляется плановый переход на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам в системе общего образования.
С 2013 года все дошкольные образовательные организации работают в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.
Обеспечивается изучение коми языка как государственного в старшем дошкольном возрасте с 5 лет с использованием программ "Парма" и "Дзолюк" в 10 дошкольных образовательных организациях, в 7 образовательных организациях с правом дошкольного образования с охватом 100%.
Коми язык изучается во всех 19 общеобразовательных организациях (2141 обучающийся), в т.ч. коми язык как неродной (государственный) изучают 431 учащийся, в 18 школах коми язык изучается как родной с 1 по 11 класс (1710 учащихся).
На старшей ступени образования созданы условия для получения профильного обучения. На базе 9 муниципальных образовательных организаций (75,0% от общего количества средних общеобразовательных организаций) реализуются программы профильного обучения с охватом 59,0% старшеклассников. На базе МБОУ "Ижемская СОШ" получают предпрофессиональное образование (водитель категории "В") 32,0% учащихся 10 - 11 классов школы. Данные условия наряду с проводимой профориентационной работой обеспечивают достаточно высокий процент выпускников, планирующих продолжать обучение в вузах. Увеличивается количество выпускников, сдающих предметы естественно-технической направленности: физику, информатику, химию, что является показателем выбора выпускниками профессий технической направленности, особо востребованных на рынке труда.
Сформирована система работы по выявлению и поддержке одаренных учащихся. В системе дошкольного образования в рамках фестивалей "Коми лун", "Малые олимпийские игры" ежегодно охват их участниками стали 58 детей, 20 педагогов.
Более 40,0% участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников - учащихся школ района - в течение трех лет являются его победителями и призерами муниципального этапа олимпиады. В 2012 году учащиеся района принимали участие на заключительном Всероссийском этапе олимпиады. Более ста учащихся ежегодно являются призерами и победителями конкурсов республиканского и всероссийского уровней.
В направлении совершенствования педагогического потенциала решаются задачи поэтапного доведения среднемесячной заработной платы учителей общеобразовательных организаций до уровня заработной платы работников в Республике Коми; доведение заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы организаций общего образования в Республике Коми, осуществлен переход на новый порядок аттестации педагогических кадров, обеспечивается внедрение моделей реализации "эффективного контракта".
Соотношение фактически начисленной среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций к среднемесячной заработной плате в целом по экономике в Республике Коми по итогам 2013 года составило 101,4%. Соотношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате организаций общего образования в Республике Коми составило 100%.
Задача обеспечения современного качества образования обусловливает новые подходы в области кадровой политики в части поддержки творчески работающих педагогов и коллективов. Ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства "Учитель года", "Воспитатель года", "Ярмарка педагогических инноваций" и другие.
В системе образования муниципального района "Ижемский" осуществляется внедрение современных организационных и экономических механизмов. С 2008 года во всех образовательных организациях введена новая система оплаты труда. Начат плановый переход муниципальных образовательных организаций в иные организационно-правовые формы: с 2012 года - бюджетные организации нового типа.
Повышается открытость системы образования. В 2013 году все образовательные организации имеют официальные сайты, обеспечивается доступность информации в соответствии с требованиями действующего законодательства. В 60,0% муниципальных образовательных организаций функционируют органы общественного управления. Отмечается развитие института общественных наблюдателей в проведении государственной итоговой аттестации выпускников.
С 2012 года муниципальные образовательные организации муниципального района "Ижемский" предоставляют муниципальные услуги в сфере образования на основе муниципальных заданий.
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", комплекса мер по модернизации общего образования способствует совершенствованию материально-технической базы школ. Во всех общеобразовательных организациях условия реализации основных образовательных программ соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов в диапазоне от 60 до 100%.
Обеспечивается проведение мероприятий по укреплению антитеррористической защищенности. Во всех 31 муниципальных образовательных организациях имеются паспорта безопасности и антитеррористической защищенности; 3 образовательные организации, имеющие собственные здания, оснащены кнопками экстренного вызова (тревожными кнопками). Во всех образовательных организациях организовано круглосуточное дежурство; 31 образовательная организация имеет ограждение территории по периметру.
В целях исполнения требований законодательства по вопросам энергосбережения и обеспечения учета систем жизнеобеспечения 48% эксплуатируемых зданий муниципальными образовательными организациями оснащены приборами учета тепла, 80% холодного водоснабжения.
Ведется работа по развитию муниципальной системы оценки качества образования, муниципальная образовательная система муниципального района "Ижемский" активно участвует в процессе формирования республиканской системы оценки качества. Рост качества результатов ЕГЭ по сравнению с 2012 годом по 6 из 13 предметов по среднему баллу и доле выпускников, не набравших минимального количества баллов. В итоге доля выпускников, сдавших ЕГЭ по основным предметам и получившим аттестат о среднем (полном) общем образовании, составила 97%, что выше показателя прошлого года на 1%.
Отмечается рост количества результатов ЕГЭ свыше 80 баллов с 2 единиц в 2011 году до 5 - в 2013 году.
Организации общего и дополнительного образования развиваются как институты социализации детей и молодежи. В организациях дополнительного образования обучается 60% детей и молодежи от 5 до 18 лет. Получили развитие клубные формы воспитания, ежегодно проводятся районные конференции, конкурсы. Обеспечивается реализация мероприятий по молодежной политике, проводится конференция молодежных активистов, благотворительные концерты, соревнования "Внедорожник" и "Автоледи".
Большое внимание в системе образования района уделяется профилактике асоциального поведения детей. Число несовершеннолетних, состоящих на учете в Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в 2013 - 2014 учебном году составляет 18 несовершеннолетних. Проводимая работа, межведомственное взаимодействие обеспечивают стабильность и снижение показателей на протяжении последних двух лет.
Одним из приоритетов муниципальной политики в области образования является организация круглогодичной оздоровительной кампании. Ежегодно охват составляет свыше 56% от общего количества учащихся. В системе образования сложились эффективные формы организации оздоровления, отдыха и труда учащихся, в числе основных: детские оздоровительные лагеря с дневным пребыванием, трудовые объединения совместно с предприятиями района, отряды глав поселений. В течение ряда лет около 420 подростков трудоустраиваются в период летних каникул.
Таким образом, к положительным факторам, влияющим на развитие системы образования в муниципальном районе "Ижемский", относятся:
- доступность общего образования и предшкольного образования;
- наличие внутренних резервов и предпосылок для повышения доступности качественного образования, что подтверждается результатами участия муниципальных образовательных организаций в конкурсах различных уровней, участием в экспериментальной деятельности;
- сложившаяся система районных мероприятий физкультурно-спортивной, гражданско-патриотической направленности, работа детских и молодежных общественных организаций;
- продуктивная система организации оздоровления, отдыха и труда детей в каникулярные периоды;
- сложившаяся практика участия общественных структур в управлении отраслью образования.
Вместе с тем, имеются проблемы, решение которых обеспечит рост доступности и качества дошкольного, общего и дополнительного образования в ближайшей перспективе в соответствии с запросами граждан и приоритетами государственной политики в области образования.
В числе основных проблем:
1) Дефицит мест в детских дошкольных организациях, обусловленный увеличением рождаемости детей, увеличением числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольных образовательных организаций до достижения детьми трехлетнего возраста.
Проблема дефицита мест в детских дошкольных организациях приводит к снижению доступности дошкольного образования. По состоянию на 1 января 2014 г. охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 до 7 лет составил 81,6%. Доля детей в возрасте от 1 года до 7 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации, в общей численности детей в возрасте от 1 года до 7 лет в 2013 году составила 10,6%. На 01.09.2013 в школу пошли 250 выпускников, приняли в дошкольные образовательные организации 293 ребенка. Количество детей в возрасте от 0 до 6 лет, ожидающих места в дошкольные образовательные организации на 01.09.2013, составило 271 человек.
Необходимость обеспечения соответствия услуг, предоставляемых образовательными организациями, меняющимся запросам родителей.
2) 50% зданий, принадлежащих образовательным организациям, построены в период с 1965 до 1978 годов и требуют серьезного ремонта кровли, фасадов, канализационной и водопроводной системы.
3) Актуальным является развитие предметно-развивающей среды дошкольных образовательных организаций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
4) Необходимость обновления и развития материально-технической базы образовательных организаций в соответствии с современными требованиями, в том числе низкие показатели высокотехнологической среды для преподавания (высокоскоростной доступ к сети Интернет, цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное экспериментальное оборудование). Наиболее остро эти проблемы проявляются в системе дополнительного образования детей.
5) Требует значительных финансовых вложений доведение уровня безопасности образовательных организаций до нормативных требований, в том числе восстановление и установка ограждения территорий муниципальных образовательных организаций.
6) При значительном росте заработной платы педагогических работников необходимо обеспечить развитие механизмов оплаты труда, ориентированных на стимулирование ее результативности.
7) Тенденция старения педагогических кадров, число работающих пенсионеров в отрасли составляет 10,0% (РК - 35,3%, данные 2011 г.), свидетельствует о необходимости повышения социального престижа педагогической деятельности для молодых специалистов на фоне роста заработной платы.
8) Введение в учебный план третьего часа физической культуры требует развития инфраструктуры для занятий физкультурой и спортом.
9) Требует развития система работы с одаренными детьми и талантливой молодежью; существует нехватка ресурсов для организации участия учащихся в конкурсных мероприятиях республиканского, российского и международного уровней.
10) Наличие учащихся, совершающих правонарушения и преступления, свидетельствует о необходимости внедрения новых эффективных механизмов профилактики с учетом информационных способов распространения различного рода асоциальной информации.
11) Подвоз детей из д. Картаель в п. Том, из д. Ыргеншар до д. Диюр
Решение выше обозначенных проблем наиболее эффективно программно-целевым методом, обеспечивающим скоординированность, единство подходов по их решению. В соответствии с приоритетами муниципальной политики в области образования выделяются следующие ключевые направления развития муниципальной системы образования:
- повышение доступности и качества дошкольного образования;
- повышение доступности качества начального общего, основного общего и среднего общего образования,
- развитие условий, обеспечивающих успешную социализацию детей и молодежи,
- развитие муниципальной системы организации отдыха и занятости учащихся в каникулярное время, поддержка круглогодичного оздоровления детей и подростков.
Применение программно-целевого метода позволит наряду с обеспечением функционирования муниципальной системы дошкольного, общего и дополнительного образования сконцентрировать средства на развитие системы, обеспечить формирование новых качественных связей для достижения системных эффектов и результатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.