Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Состояние системы образования республики
1.1. Краткая характеристика системы образования
Система образования Республики Коми представлена всеми типами и видами образовательных учреждений.
(по состоянию на 1 января 2000 г.)
Виды и типы образовательных учреждений | Количество образова- тельных учреждений |
Количество учащихся (студентов) |
1. Дошкольные образовательные учреждения | 617 | 45105 |
в том числе национальные детские сады | 152 | 3400 |
2. Общеобразовательные учреждения, всего | 557 | 173933 |
в том числе 1) начального общего образования |
148 |
6215 |
из них: | ||
начальных школ-садов | 42 | 1260 |
2) основного общего образования | 104 | 9684 |
3) среднего (полного) общего образования | 305 | 158034 |
из них: | ||
гимназий | 12 | 5747 |
лицеев | 12 | 2495 |
школ с углубленным изучением отдельных предме- тов |
15 | 3858 |
3. Негосударственные общеобразовательные учреж- дения |
3 | 178 |
4. Вечерние (сменные) общеобразовательные уч- реждения |
18 | 4663 |
5. Общеобразовательные школы-интернаты для ро- дительских детей |
3 | 782 |
6. Специальные коррекционные школы | 7 | 977 |
7. Специальные коррекционные школы-интернаты для родительских детей |
15 | 1346 |
8. Детские дома | 15 | 874 |
9. Общеобразовательные школы-интернаты для де- тей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро- дителей |
4 | 576 |
10. Специальные коррекционные школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попече- ния родителей |
4 | 585 |
11. Учреждения дополнительного образования | 90 | 80176 |
в том числе | ||
лицеи дополнительного образования | 3 | 799 |
12. Учреждения начального профессионального об- разования |
44 | 17710 |
в том числе | ||
1) профессиональные лицеи | 7 | 2742 |
2) профессиональные училища при исправительно- трудовых колониях Министерства юстиции Российс- кой Федерации |
11 | 1309 |
13. Учреждения среднего профессионального обра- зования |
||
1) государственные | 20 | 14071 |
2) негосударственные | 2 | 644 |
14. Учреждения высшего профессионального обра- зования |
||
1) государственные (в том числе филиалы) | 14(9) | 16800 (1600) |
2) негосударственные (в том числе филиалы) | 8(6) | 3000 (2480) |
15. Учреждения послевузовского профессионально- го образования |
1 | 5200 |
В республике не только сохранилась, но и получила дальнейшее развитие региональная система образования, позволяющая удовлетворять образовательные потребности населения.
Произошли позитивные изменения в формировании нормативной правовой базы, обеспечивающей сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, доступность образовательных услуг для различных слоев населения, введение инноваций в содержание дошкольного образования. Продолжается процесс создания нового вида образовательных учреждений: начальная школа - детский сад.
В сфере образования продолжаются процессы демократизации и гуманизации. Активизировался переход к образованию по выбору, происходит дальнейшее углубление и дифференциация содержания базового уровня образования. В республике сохранено единое образовательное пространство.
Разработан и утвержден республиканский базисный учебный план, который предусматривает наряду с сохранением федерального компонента содержания образования введение национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.
Характерной для общеобразовательных учреждений стала инновационная деятельность.
Для осуществления новых образовательных задач создана сеть инновационных учреждений, работающих в тесном контакте с учреждениями высшего профессионального образования республики (приложение 1 к настоящей Программе).
В инновационных образовательных учреждениях работают уникальные педагогические коллективы, разрабатываются и реализуются новые педагогические идеи.
В основном сформирована система республиканских лицеев и гимназий интернатного типа, сориентированных на углубленное обучение детей из сельской местности, проявивших способности в области дисциплин гуманитарного, естественно-математического и эстетического циклов. Эти образовательные учреждения осуществляют профильную подготовку в высшие учебные заведения, в результате чего в республике ежегодно увеличивается число выпускников из сельских общеобразовательных учреждений, поступающих в учреждения высшего профессионального образования.
В республике наметилась тенденция интеграции инновационных общеобразовательных учреждений (в том числе сельских) в систему непрерывного образования (общеобразовательные учреждения - учреждения начального профессионального образования - учреждения среднего профессионального образования - учреждения высшего профессионального образования).
Дальнейшее развитие получила национальная система образования. За последние 3 года на 3,3 процента увеличилось количество учащихся, изучающих коми язык как один из государственных языков Республики Коми.
Ведется работа по разработке проектов национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
В общеобразовательных учреждениях республики идет обновление системы воспитания, значительную роль в этом направлении играют учреждения дополнительного образования, создающие условия для коллективного творчества, а также для раннего личностного и профессионального самоопределения детей, их самореализации и саморазвития.
В детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается около 2 тысяч детей. Функционирует сеть специальных коррекционных школ и школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии.
В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи особая роль принадлежит вечерним (сменным) общеобразовательным учреждениям.
В общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования работают около 16 тысяч педагогических работников.
В государственных учреждениях среднего профессионального образования работает около 1 тысячи преподавателей, в государственных учреждениях высшего профессионального образования - 1200. Преподавательский состав государственных учреждений высшего профессионального образования республики насчитывает 65 докторов наук (профессоров), в том числе 39 в Сыктывкарском государственном университете (54 процента от числа всех преподавателей); 375 - кандидатов наук (доцентов) (31 процент от числа преподавателей). Открыто 5 аспирантур при образовательных учреждениях и научных заведениях на территории республики, что позволяет преподавателям проводить научные исследования, работать над докторскими и кандидатскими диссертациями.
В 1999 году показатель числа студентов учреждений высшего профессионального образования на 10 тысяч человек населения составлял 172 человека, численность учащихся учреждений среднего профессионального образования на 10 тысяч человек населения - 131 человек (соответственно по Российской Федерации - 246 и 139).
Подготовка специалистов в учреждениях высшего профессионального образования ведется по 65 специальностям, в учреждениях среднего профессионального образования - по 72. За последние три года в учреждениях высшего профессионального образования с учетом перспектив развития региона открыта подготовка по новым специальностям: в Сыктывкарском государственном университете - "геология", "физическая культура и спорт", "экология", "прикладная математика и информатика", "дизайн", "народное художественное творчество", в Сыктывкарском лесном институте (филиал Санкт-Петербургской государственной академии им.С.М.Кирова) - "механизация сельского хозяйства", "электрификация и автоматизация сельского хозяйства", "экономика и управление аграрным производством", "автомобильные дороги и аэродромы", "информационные системы в химико-лесном комплексе (экономике)", "автомобили и автомобильное хозяйство", "сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)", "охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов"; в Коми государственном педагогическом институте - "культурология", "педагогика и психология", в Воркутинском филиале Санкт-Петербургского горного института - "открытые горные породы". Увеличен набор на бюджетные места в Коми филиале Кировской государственной медицинской академии и в Коми филиале Вятской государственной сельскохозяйственной академии.
Продолжается формирование учебно-научно-производственных комплексов при учреждениях высшего профессионального образования республики.
Усилено внимание к подготовке и закреплению педагогических кадров, повышению их профессионального мастерства. Наблюдается тенденция к улучшению качественного состава педагогических кадров. Свыше 80 процентов учителей имеет высшее педагогическое образование, ежегодно возрастает число педагогов высшей категории.
1.2. Проблемы образования в Республике Коми
Развитие системы образования Республики Коми происходит в сложных экономических условиях.
Обеспеченность финансовых нормативов по содержанию образовательных учреждений снизилась с 75 процентов в 1996 году до 38 процентов в 1999 году (1996 год - 75 процентов, 1997 год - 47 процентов, 1998 год - 51 процент, 1999 год - 38 процентов). Сохраняется тенденция к сокращению реального объема ассигнований на нужды образования, что не позволяет полностью финансировать расходы на социально защищенные статьи и не обеспечивает покрытие значительной части затрат на питание, оплату коммунальных услуг, текущее содержание зданий и сооружений, принадлежащих образовательным учреждениям.
Устаревает и приходит в негодность материально-техническая база образовательных учреждений. Темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. В две смены работают 169 общеобразовательных учреждений республики (около 29 процентов), 21,5 процента зданий и сооружений образовательных учреждений требуют капитального ремонта или реконструкции. В аварийном состоянии находятся 4,8 процента зданий. Недостаточными темпами ведется строительство и капитальный ремонт объектов образовательных учреждений. По состоянию на 1 января 2000 года в стадии строительства находятся около 150 объектов системы образования Республики Коми с остаточной сметной стоимостью около 700 млн. рублей.
Нарушены взаимоотношения по подготовке рабочих кадров между учреждениями начального профессионального образования и предприятиями-работодателями, что привело к резкому ухудшению состояния учебно-материальной базы, обострило проблему прохождения учащимися производственной практики и трудоустройства выпускников.
В связи с недостаточным финансированием учреждений среднего и профессионального образования и учреждений высшего профессионального образования из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Коми на развитие материально-технической базы ухудшилось обеспечение учебного процесса, происходит устаревание имеющегося оборудования.
Обеспеченность общеобразовательных учреждений Республики Коми учебниками федерального компонента составляет 67,3 процента, национально-регионального компонента - 78,3 процента. Учреждения начального профессионального образования обеспечены учебниками федерального компонента на 65,0 процента, при этом 81,0 процента учебной литературы - физически и морально устаревший. Средства, ежегодно выделяемые на издание и доставку бесплатных учебников, покрывают потребность в них лишь на 10-14 процентов.
Не имеют компьютерных классов 81 учреждение среднего (полного) общего образования, что составляет 26,6 процента от общего числа учреждений данного типа, 101 учреждение основного общего образования, что составляет 97,0 процента от общего числа учреждений этого вида и 18 учреждений начального профессионального образования. Не оснащены компьютерами общеобразовательные школы-интернаты и республиканские учреждения дополнительного образования. Наблюдается тенденция к старению и сокращению уже имеющегося компьютерного парка. Образовательные учреждения не имеют средств для подключения к телекоммуникационным сетям, нет средств для приобретения лицензионных программных средств, информационно-методических материалов, автоматизированных информационных ресурсов (потребность в обеспечении современными компьютерными классами образовательных учреждений Республики Коми определена в приложении 2 к настоящей Программе).
Актуальными проблемами в области общего образования остаются его дальнейшая гуманизация, достижение современного уровня его содержания, ориентированного на развитие личности, формирование жизненных ценностей у учащихся.
Недостаточно осуществляется преемственность дошкольного образования и начального общего образования, а также среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования.
Особого внимания требуют общеобразовательные учреждения на селе, состояние и уровень работы которых влияют на ценностные ориентации учащейся молодежи села уровень ее образованности, социо-культурную ситуацию на селе, обеспеченность сельхозпредприятий кадрами, стабильность сельской семьи.
Важнейшей задачей является восстановление единства систем обучения и воспитания, достигаемого за счет реализации в образовательных учреждениях программ дополнительного образования, развития детских и молодежных общественных организаций. Существуют проблемы, связанные с дальнейшим развитием и совершенствованием системы дополнительного образования детей и учащейся молодежи. Сокращается количество детских объединений по техническому творчеству, уменьшается сеть детских, юношеских спортивных школ и детских юношеских клубов физической подготовки в связи с их передачей в другие ведомства. Неудовлетворительно научно-методическое и программное обеспечение учреждений дополнительного образования.
Не разработан эффективный механизм контроля за исполнением норм законодательства в части защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования.
В последние годы отчетливо проявляется ухудшение социального положения детей. Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что обусловлено падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Из общей численности детей данной категории более 70 процентов остались без попечения при живых родителях.
Все дети-сироты нуждаются в педагогической, медицинской, психологической реабилитации. Остаются острыми проблемы постинтернатной адаптации выпускников, выбора ими профессии (специальности), соответствующей личностным запросам и требованиям современного рынка труда.
Существующая сеть образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии не в состоянии обеспечить им специальную адаптацию, коррекцию нарушений развития, адекватные условия и равные со здоровыми детьми возможности получения образования. Требует дополнительного финансирования обучение подростков из числа сирот и подростков, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии, в учреждениях начального профессионального образования, в связи с этим введение в штаты указанных учреждений образования социальных педагогов, психологов, медицинских работников.
В республике растет детская безнадзорность и преступность среди молодежи. Ежегодно увеличивается число лиц, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав за употребление алкогольных напитков, токсических и наркотических веществ.
Актуальными остаются проблемы охраны и укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях республики, что предполагает проведение комплексной оздоровительно-воспитательной работы, включающей активное внедрение в образовательно-воспитательный процесс различных оздоровительных технологий, в том числе здоровьесберегающих технологий доктора медицинских наук В.Ф.Базарного.
Требует улучшения кадровое обеспечение образовательных учреждений. В Республике Коми наблюдается "старение" педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов. На 1 января 2000 года число педагогических работников пенсионного возраста составляют 19,3 процента от их общего количества. Вследствие низкого уровня оплаты труда, невысокого социального престижа профессии педагога и слабой социальной защищенности педагогических работников в последние годы происходит отток педагогических кадров в другие сферы приложения труда, в общеобразовательные учреждения приходит не более 50 процентов выпускников педагогических образовательных учреждений, в связи с чем не хватает учителей иностранного языка, истории, музыки, химии, биологии, географии, трудового обучения, особенно в сельской местности. В республике не ведется подготовка дефектологов и олигофренопедагогов. На протяжении ряда лет наблюдается недостаток педагогических кадров высшей квалификации (докторов и кандидатов наук) и их возрастное старение. В условиях введения государственных образовательных стандартов требует повышения уровень профессиональной компетентности и квалификации руководящих, педагогических и инженерно-педагогических работников образовательных учреждений.
Дальнейшего совершенствования требует система взаимодействия республиканского и муниципальных органов управления образованием, особое значение приобретает использование эффективных механизмов управления учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, координация их деятельности на федеральном и межотраслевом уровнях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.