Определение Конституционного Суда Республики Коми
от 28 декабря 2004 г.
"По ходатайству Главы Республики Коми об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Республики Коми от 17 сентября 2004 года по делу о проверке конституционности Закона Республики Коми от 4 июня 2004 года "Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара".
Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,
с участием представителя Главы Республики Коми М.А.Козловой - консультанта отдела конституционного законодательства и государственного строительства Государственно-правового управления,
заслушав в открытом заседании заключение судьи С.Г.Толстова, проводившего на основании статьи 37 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" предварительное изучение ходатайства Главы Республики Коми, выступление представителя Главы Республики Коми, установил:
1. Глава Республики Коми обратился в Конституционный Суд Республики Коми с ходатайством об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Республики Коми от 17 сентября 2004 года "По делу о проверке конституционности Закона Республики Коми от 4 июня 2004 года "Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара" в связи с обращением Совета муниципального образования "Город Сыктывкар" и жалобами граждан Э.А.Мезака и П.О.Марущака" (далее Постановление).
Своим Постановлением Конституционный Суд Республики Коми признал Закон Республики Коми от 4 июня 2004 года "Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара" не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 7 (части 1 и 2), 15 (часть 1), 33 (часть 2), 64 (часть 2) и 65 в той мере, в которой закон принят без учета мнения населения города Сыктывкара.
При этом Суд указал, что этим не исключается правомочие законодательного органа Республики Коми - при соблюдении требований Конституции Республики Коми и с учетом настоящего Постановления - регулировать посредством законов вопросы образования, изменения границ муниципальных образований применительно к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года.
В своем ходатайстве Глава Республики Коми просит разъяснить следующие вопросы:
1) возможно ли устранение неконституционности Закона Республики Коми путем проведения опроса на территории города Сыктывкара;
2) в каком порядке необходимо учесть мнение населения города Сыктывкара: путем проведения опроса на территории города Сыктывкара в порядке, установленном Законом Республики Коми "О выборах, референдумах, опросах и отзыве в Республике Коми", либо необходимо проведение голосования в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
3) при проведении голосования для учета мнения населения города Сыктывкара, возможно ли применение части третьей статьи 24 Федерального закона, учитывая, что положения статьи 24 вступают в силу с 1 января 2006 года;
4) необходимо ли проведение голосования на территории всего города Сыктывкара либо с учетом мнения населения, уже выраженного путем проведения опроса на территории муниципального образования "Эжвинский район города Сыктывкара", возможно проведение голосования только на территории муниципального образования "Город Сыктывкар";
5) возможно ли объявление голосования для учета мнения населения в городе Сыктывкаре по инициативе Государственного Совета Республики Коми.
По смыслу статей 68 и 77 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" официальное разъяснение решения Конституционного Суда Республики Коми дается им в пределах содержания разъясняемого решения.
2. При уяснении смысла Постановления по первому вопросу ходатайства необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" нормативно-правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном законом порядке; юридическая сила постановления Конституционного Суда Республики Коми о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Закон Республики Коми от 4 июня 2004 года "Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара" Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 17 сентября 2004 года признан неконституционным в целом, поэтому утрачивают юридическую силу и результаты опроса жителей Эжвинского района города Сыктывкара, так как голосование должно проводиться на всей территории муниципальных образований, одновременно и при равных условиях. При соблюдении законодательства о получении согласия жителей города Сыктывкара должен быть принят закон об изменении границ и преобразовании муниципальных образований, что не будет противоречить запрету преодолевать юридическую силу решения Конституционного Суда о неконституционности акта повторным его принятием, поскольку в абзаце втором пункта 1 резолютивной части Постановления прямо указано на такую возможность.
3. Ответы на второй и третий вопросы ходатайства содержатся в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Республики Коми, а именно, что в соответствии с частью второй статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон) до приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона указанные акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Закон Республики Коми "О выборах, референдумах, опросах и отзыве в Республике Коми" в целях получения согласия населения может применяться в части, не противоречащей Федеральному закону; изменение границ и преобразование муниципальных образований производятся с соблюдением требований соответственно статей 12 и 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года, на основании которых изменение границ поселений, влекущее образование двух и более поселений осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью третьей статьи 24 Федерального закона от 6 октября 2003 года.
При проведении голосования с целью получения согласия населения на преобразование муниципального образования и изменение его границ применение части третьей статьи 24 Федерального закона возможно, так как отсылка на данную норму содержится в статьях 12 и 13 (часть 5), уже вступивших в силу. По общему правилу, нормы права применяются в системном единстве, и реализация положений статей 12 и 13 (часть 5) предполагается с учетом применения статьи 24 (часть 3).
5. В ходатайстве поставлен также вопрос: необходимо ли проведение голосования на территории всего города Сыктывкара либо с учетом мнения населения, уже выраженного путем проведения опроса на территории муниципального образования "Эжвинский район города Сыктывкара", возможно проведение голосования только на территории муниципального образования "Город Сыктывкар".
В соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года (статьи 12 и 13) изменение границ поселений и разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования.
Конституционно-правовой смысл вышеизложенных требований Федерального закона от 6 октября 2003 года означает, что голосование по вопросам изменения границ муниципального образования и преобразования муниципального образования должно проводиться на всей территории муниципального образования, одновременно и при равных условиях.
В пункте 4 Постановления Конституционного Суда Республики Коми указано, что границы города Сыктывкара определены нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми и Уставом МО "Город "Сыктывкар", согласно которым населенные пункты, входящие в его состав, являются составной частью города Сыктывкара с подчиненными ему территориями. Таким образом, голосование должно проводиться на всей территории города Сыктывкара в границах, определенных названными нормативными правовыми актами.
При этом вопрос о "подчиненной территории", об указании на типы поселков "городские" и "сельские", Конституционным Судом не рассматривается в настоящем официальном разъяснении, так как указанные вопросы не были предметом рассмотрения по делу.
Конституционный Суд в соответствии с частью третьей статьи 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.
На вопрос ходатайства, возможно ли объявление голосования для учета мнения населения в городе Сыктывкаре по инициативе Государственного Совета Республики Коми, Конституционный Суд разъясняет, что в пунктах 2 и 3 Постановления Конституционного Суда Республики Коми указывается на возможность инициативы органов государственной власти субъекта Российской Федерации по этим вопросам. При этом инициатива проведения голосования должна соответствовать Конституции Республики Коми (статьи 70 и 73), законодательству Российской Федерации и Республики Коми.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частью второй статьи 66, статьями 72, 73 и 77 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд определил:
1. Разъяснить, что признание Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 17 сентября 2004 года не соответствующим Конституции Республики Коми Закона Республики Коми от 4 июня 2004 года "Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара" в той мере, в которой Закон принят без учета мнения населения города Сыктывкара, означает, что Закон признан неконституционным в целом и утратил юридическую силу.
Конституционно-правовой смысл принятого Судом решения означает, что образование города на территории другого города, имеющего статус муниципального образования, является преобразованием муниципального образования и изменением его границ, поэтому требуется согласие населения, проживающего на всей территории муниципального образования "Город Сыктывкар", полученное в порядке, определенном действующим законодательством.
2. При получении согласия населения изменение границ и преобразование муниципальных образований оформляется законом Республики Коми.
Данное обстоятельство не будет противоречить запрету преодолевать силу решения Конституционного Суда Республики Коми о неконституционности акта повторным его принятием.
3. Определение Конституционного Суда Республики Коми по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд
Республики Коми
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Коми от 28 декабря 2004 г. "По ходатайству Главы Республики Коми об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Республики Коми от 17 сентября 2004 года по делу о проверке конституционности Закона Республики Коми от 4 июня 2004 года "Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара"
Текст определения опубликован в Дайджесте оперативной информации "Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации", 2005 г., N 1