Указ Главы Республики Коми от 12 ноября 1997 г. N 320
"О Программе развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев в Республике Коми на 1998-2000 годы"
Указом Главы Республики Коми от 19 июня 2002 г. N 204 настоящий Указ признан утратившим силу
В целях реализации государственной национальной политики Республики Коми, Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" и развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев в Республике Коми постановляю:
1. Утвердить Программу развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев в Республике Коми на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа) согласно приложению.
2. Министерству финансов Республики Коми ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Коми рассматривать финансирование Программы в установленном порядке и включать его в бюджет Министерства по делам национальностей Республики Коми отдельной строкой.
Включить в республиканский бюджет 1998 года финансирование данной Программы в объеме 1198,5 млн. рублей, в том числе по разделам:
развитие образования - 64,0 млн. рублей
развитие культуры - 62,5 млн. рублей
затраты на науку и научные исследования - 9,2 млн. рублей
затраты на социально-экономическое развитие мест компактного проживания - 1050,0 млн. рублей
затраты на социальную реабилитацию - 3,8 млн. рублей.
3. Рекомендовать главам администраций городов и районов Республики Коми при формировании местных бюджетов на 1998-2000 годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы по согласованию с местными отделениями национально-культурной автономии в Республике Коми.
4. Министерству по делам национальностей Республики Коми совместно с национально-культурной автономией немцев в Республике Коми обеспечить координацию и выполнение мероприятий Программы.
5. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Министерство по делам национальностей Республики Коми.
Глава Республики Коми |
Ю.Спиридонов |
г.Сыктывкар
12 ноября 1997 г.
N 320
Программа
развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев в Республике Коми на 1998-2000 годы
(утв. Указом Главы Республики Коми от 12 ноября 1997 г. N 320)
Введение
Разработка программы осуществлена в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации N ВК III-20423 от 13.06.1996 г. и распоряжением Главы Республики Коми N 1030-р от 23.10.1996 г. О разработке программы развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев в Республике Коми.
В основу разработки Программы положены также ранее принятые законодательные акты Российской Федерации и Республики Коми, в том числе:
Законы Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" от 26.04.1991 г. и "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 г.
Указ Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по реабилитации российских немцев" от 11.02.1992 г. N 231
Постановление Государственного Совета Республики Коми "О концепции государственной национальной политики Республики Коми" N 1-7/27 от 10.10.1996 г.
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми "О программе социально-экономического и культурного развития российских немцев в Республике Коми" N 52-14 от 20.04.1993 г.
Закон Республики Коми "О национально-культурной автономии" N 41-РЗ от 09.12.1996 г.
Указ Главы Республики Коми "Об утверждении комплексной целевой программы реализации государственной национальной политики Республики Коми на 1997-1999 гг." N 44 от 03.03.1997 г.
Намечаемые в программе меры являются продолжением практических шагов, осуществляемых в Республике Коми по решению проблем российских немцев.
I. Содержание проблемы и необходимость решения ее программными методами
Массовое переселение российских немцев в Республику Коми было связано, прежде всего, с политикой Советского государства, в начале с репрессиями в отношении и более зажиточных слоев населения России в 30-х годах, а затем насильственным переселением десятков тысяч немцев с Поволжья и Украины в 1941 г. Большинство из них подвергались физическому и моральному уничтожению в лагерях и трудовых колониях.
Запрет на возвращение в родные места, на использование родного языка, ограничения на получение высшего и специального образования, других гражданских прав, продолжавшиеся до 70-х годов подорвали социокультурную основу немецкого этноса и создали предпосылки для процесса его исчезновения в Республике Коми.
Отсутствие целенаправленной государственной политики в России по сохранению и возрождению немецкого народа и реально ощутимых и значимых шагов в направлении действительной реабилитации привели к нарастанию тенденции массового отъезда немцев из СССР, а затем из России. В период с 1960 по 1996 г. из страны выехало более миллиона человек, в том числе из Республики Коми 4 тыс. человек. По данным Всесоюзной переписи 1989 года в республике насчитывалось 12866 немцев, причем 80,7% их проживало в городах и поселках. Крупные диаспоры, по данным статистики, проживают в Сыктывкаре, Ухте, Воркуте, а также в Койгородском, Усть-Вымском, Корткеросском районах. С учетом того, что свыше 70% браков немцев являются смешанными, число немцев и членов их семей в настоящее время составляют около 30 тысяч человек.
По данным различных исследований от 50 до 70% семей немцев утратили родную культуру, традиции, язык.
Сложность положения и негативные тенденции в развитии российских немцев в республике серьезным образом ставят вопрос об условиях и возможностях его возрождения.
Предпосылками возрождения российских немцев в Республике Коми являются:
все более отчетливое стремление российских немцев к самоидентификации и восстановлению своей этнической общности на территории Республики Коми;
распространение различных форм объединения немцев, (активно работают республиканское общество немцев и его отделения в четырех городах и трех районах республики, а также лютеранские общины в Сыктывкаре, Ухте, Койгородском районе);
восстановление этнокультурного потенциала в форме творческих самодеятельных коллективов;
понимание проблем российских немцев и стремление помочь в их решении со стороны республиканских и местных органов власти;
наличие практического опыта в реализации программы социально-экономического и культурного развития Российских немцев в Республике Коми, одобренной Президиумом Верховного Совета Республики Коми в апреле 1993 года;
разветвленная система государственного преподавания немецкого языка и подготовки педагогических кадров в Коми государственном педагогическом институте;
наличие практического опыта в углубленном изучении немецкого языка в школе N 42 г.Сыктывкара;
сеть языковых курсов для взрослых по изучению немецкого языка в городах и районах республики;
очевидный прирост числа немцев в Сыктывкаре, в основном, за счет переселения из северных районов республики. В настоящее время почти 30% немцев республики проживает в г.Сыктывкаре;
начатое строительство поселения "Немецкая слобода" в районе пос.Максаковка.
Наличие имеющихся условий и предпосылок свидетельствуют о том, что при осуществлении целенаправленной государственной политики в рамках реализации республиканской целевой программы в интересах развития российских немцев даст возможность решить их этнические проблемы.
II. Основные цели и задачи программы
Основной целью программы является создание максимально возможных, в современных условиях, социально-экономических предпосылок для сохранения и развития российских немцев в Республике Коми с учетом интересов других народов, проживающих на ее территории.
Программа не ставит своей целью охватить воздействием буквально всех российских немцев и решить абсолютно все их проблемы. Это невозможно в связи с высоким удельным весом их дисперсного проживания.
С учетом этого к составляющим основной цели программы относятся:
создание социально-экономических и культурных предпосылок для возрождения российских немцев в Республике Коми в рамках территорий их компактного проживания;
создание условий для доступа и участия в возрождении языка, культуры, традиций российских немцев в местах их дисперсного проживания.
Задачи республиканской программы заключаются в следующем:
возрождение и развитие образования на основе углубленного изучения немецкого языка, в том числе на билингвальной и бикультурной основе;
сохранение и развитие культуры российских немцев, традиционного вероисповедания;
обеспечение условий для развития научных исследований в сфере истории, культуры и традиций российских немцев;
создание информационного пространства для целей развития народа;
поддержка эффективного предпринимательства, традиций хозяйственного уклада в жизни российских немцев, содействие экономическому развитию территорий компактного проживания;
создание и развитие структур и механизмов, финансовых потоков, способствующих достижению целей программы на основе взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами.
Программа также исходит из того, что решение данных задач основывается задач на инициативном участии самих российских немцев при поддержке республиканских и федеральных органов государственной власти и взаимовыгодном сотрудничестве с Правительством Германии.
III. Этапы и сроки реализации программы
Этапы и сроки реализации программы определяются необходимостью принятия достаточно радикальных мер организационного, управленческого и финансово-ресурсного характера, а также учитывают степень готовности существующих базовых условий для решения поставленных задач, состояние экономики и ресурсные возможности республики. В этой связи предполагается реализовать первоочередные задачи в течение 1998-2000 гг., создать базу для организации комплексной реализации перспективных мероприятий.
IV. Система программных мероприятий
Общие направления работы и конкретные мероприятия обусловлены целями и задачами программы и охватывают основные сферы возрождения российских немцев в Республике Коми.
4.1. Развитие национального образования российских немцев
Основная задача состоит в том, чтобы обеспечить российским немцам реальную возможность восстановить язык и культуру в первую очередь в рамках образовательной подготовки. Существенным элементом развития национального образования является системность и непрерывность, предусматривающая включение в систему всех звеньев - от дошкольного учреждения до высшего учебного заведения и подготовки кадров.
При практическом решении задач этой сферы предусматривается развитие долговременных, устойчивых связей с соответствующими учреждениями, ведомствами и организациями Германии, позволяющими использовать опыт языковой подготовки и образования в Германии.
Основными программными мероприятиями этой сферы являются:
подготовка педагогических кадров для национального образования и дошкольного воспитания;
подготовка и повышение квалификации специалистов для сферы развития культуры, науки, научных исследований новых технологий и менеджмента;
становление и развитие системы непрерывного национального образования с использованием существующей базы и создания ее новых элементов;
4.2. Создание условий для сохранения и развития культуры и традиций российских немцев
Реализация задачи состоит в создании комплекса условий, позволяющих сохранить и развивать культуру российских немцев как взаимосвязанную систему, основанную на достижениях культур коми, русского и немецкого народов, что предполагает интегрированный подход к развитию культурной среды. Важным условием возрождения культурно-образовательной среды является создание единого информационно-культурного пространства, позволяющего обеспечить возможности широкого культурного обмена в содружестве различных национальных культур.
К программным направлениям этой сферы относятся:
создание и использование имеющейся сети учреждений и организаций, обеспечивающих сохранение и развитие культуры российских немцев;
создание центров немецкой культуры, организация их взаимодействия с другими культурно-образовательными учреждениями;
обеспечение подготовки профессиональных кадров для сферы культурной деятельности, создание системы повышения их квалификации;
обеспечение сотрудничества с организациями и учреждениями культуры Германии, расширение и обогащение культурного обмена;
формирование условий для развития различных видов досуговой деятельности;
создание и использование существующих средств массовой информации для ознакомления населения с историей российских немцев, решением их проблем и текущими событиями;
Реализация основных направлений и мероприятий позволит создать базовые условия для решения поставленных задач.
4.3. Создание условий для развития науки и научных исследований
Программа призвана решить важную прикладную задачу - способствовать восстановлению истории российских немцев, исследованию проблем, развития образования, культуры и традиций, научному анализу процессов возрождения.
К числу программных мероприятий данной сферы относятся:
создание условий для организации исследовательских работ в области истории российских немцев Республики Коми, подготовка и издание сборников документов, исторической литературы;
создание условий и организация научных исследований в сфере образования, культуры, традиционного вероисповедания российских немцев;
сотрудничество в сфере развития научных исследований с научно-исследовательскими структурами России и Германии.
4.4. Содействие социально-экономическому развитию мест компактного проживания российских немцев
К местам компактного проживания российских немцев относятся города Сыктывкар, Ухта и Воркута, а также отдельные населенные пункты Усть-Вымского, Койгородского и Корткеросского районов. Характерно развитие миграционных процессов как внутри республики, так и за ее пределами. Решение задач сохранения и развития немецкого этноса в этих условиях требует регулирования миграционных потоков, в частности, путем создания компактных поселений.
В данном случае речь идет о пос.Максаковка, особенностью которого является то, что он изначально являлся местом проживания немцев, но в силу ряда причин, в том числе выезда в Поволжье, Казахстан, Германию, утратил свою компактность. С учетом имеющейся социальной базы, инженерного обеспечения, производственной сферы, наличия свободных земель под застройку и другими факторами этот поселок вполне может стать местом компактного проживания российских немцев. При выполнении соответствующих мероприятий здесь можно принять значительное количество переселенцев из северных городов республики, так как по данным республиканского общества немцев, желающих переехать из северных районов в Сыктывкар насчитывается около 2,3 тысяч человек.
Основные задачи в данной сфере сводятся к следующему:
создание и строительство в городах и поселках так называемых "немецких слобод" за счет различных источников финансирования и создания в них национально-культурной среды;
с целью создания нормальных условий жизнедеятельности обеспечить в них нормативно-необходимое строительство объектов социального и инженерного (коммунального) характера;
обеспечить необходимые условия для создания рабочих мест, развитие малого и среднего предпринимательства;
обеспечить условия развития, прежде всего, индивидуального и кооперативного землепользования с учетом традиционных черт российских немцев в сфере хозяйственной деятельности.
4.5. Содействие социальной реабилитации российских немцев
Настоящая программа предусматривает решение задач реабилитации российских немцев в Республике Коми и сохранение памяти о российских немцах - жертвах политических репрессий.
Решение задач социальной реабилитации включает в себя:
содействие всем подвергшимся репрессиям немцам, включая подпавших под репрессии детей и внуков, в оформлении документов, отражающих факт репрессии, обеспечение беспрепятственной возможности реализации этого права;
содействие репрессированным немцам в возмещении причиненного им ущерба.
Вопросы сохранения памяти о российских немцах - жертвах политических репрессий предусматривают создание книг памяти, мемориальных досок в память о погибших в результате репрессий.
Решение этих задач инициируется и контролируется, в основном, органами местной администрации, их комиссиями по восстановлению прав жертв политических репрессий, общественными объединениями российских немцев.
4.6. Создание структур и механизмов реализации Программы
Одним из важнейших условий реализации подобной комплексной Программы является наличие механизмов и структур, способных обеспечить выполнение намеченных мероприятий, тесное взаимодействие с органами государственной власти Республики Коми, и, главное, непосредственное участие в этом процессе самих российских немцев. В частности, предусматривается:
создание при заместителе Главы Республики Коми совета из представителей государственной власти и общественных организаций российских немцев, отвечающего за реализацию программы по государственной линии;
создание специализированной организации исполнителя программы для выполнения конкретных задач социально-экономического обустройства мест компактного проживания российских немцев.
Создание подобных структур и построение системы взаимоотношений позволит более эффективно выполнять и контролировать намеченную Программу.
V. Ресурсное обеспечение программы
При разработке стратегии ресурсного обеспечения программы учитывалось реальное положение дел в финансово-бюджетной сфере Республики Коми, России, возможности самого населения российских немцев.
Оценка возможностей в этих сферах позволяет утверждать, что ресурсное обеспечение Программы может оказаться жестким и неблагоприятным. Возможная ситуация заставляет определить приоритетные направления Программы, без реализации которых сохранение и возрождение этноса невозможно.
С учетом этих, а также ряда других факторов, финансирование Программы предусматривается из следующих источников и для следующих целей:
1. Средства федерального бюджета России в рамках федеральной программы возрождения российских немцев, в основном, на становление и развитие образования, культуры и традиций российских немцев, решение миграционных проблем, инженерное и жилищное строительство, а также строительство объектов социального назначения.
2. Средства республиканского бюджета Республики Коми, в основном, на развитие образования и культуры российских немцев и текущее содержание объектов социального назначения, учреждений культуры, развитие коммунального хозяйства, строительство объектов социально назначения, развитие сети рабочих мест в производственной сфере через систему кредитной поддержки малого и среднего бизнеса, долевое участие в жилищном строительстве.
3. Кредитные ресурсы Германии - под гарантии Правительства Республики Коми, в основном, на цели создания рабочих мест, развития предпринимательства.
4. Привлеченные средства частных инвесторов Республики Коми, России, Германии - на создание предприятий и производств, в т.ч. на совместной основе.
5. Средства, зарабатываемые за счет предпринимательской деятельности, - на развитие культурно-образовательной среды, создание рабочих мест.
6. Средства населения - на жилищное строительство и развитие малого предпринимательства, в т.ч. за счет получения кредитов и ссуд.
7. Средства, накапливаемые для реинвестиционных целей - за счет выделяемых Германией из бюджетных средств на обустройство переселенцев - российских немцев - на возвратной основе.
8. Средства за счет спонсорства, благотворительных мероприятий - на реализацию республиканских проектов.
9. Средства, выделяемые бюджетом ФРГ на гуманитарной основе, - на развитие образования и культуры, строительство жилья.
Общая стоимость Программы составляет 119,71 млрд.руб., в т.ч. за счет:
республиканского бюджета - 21,51 млрд.руб.
бюджета Российской Федерации - 68,5 млрд.руб.
предусматривается привлечение бюджетных средств - 14,2 млрд.руб.
Правительства ФРГ
Сводная таблица
потребностей в финансовых ресурсах из республиканского бюджета на реализацию программы развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев в Республике Коми
млн.руб. (в ценах 1997 г.)
N | Направление формирования | Всего | в том числе по годам | ||
1998 | 1999 | 2000 | |||
в том числе: |
21513,0 | 6010,0 | 7476,0 | 8027,0 | |
1 | Развитие образования | 1302,0 | 320,0 | 420,0 | 562,0 |
2 | Развитие культуры | 1526,0 | 375,0 | 551,0 | 600,0 |
3 | Затраты на науку и научные исследова- ния |
206,0 | 46,0 | 75,0 | 85,0 |
4 | Затраты на социально-экономическое развитие мест компактного проживания в том числе: капитальные вложения на строительство |
18360,0 18200,0 |
5250,0 5200,0 |
6350,0 6300,0 |
6760,0 6700,0 |
5 | Затраты на социальную реабилитацию | 119,0 | 19,0 | 80,0 | 20,0 |
Сводная таблица
потребностей в финансовых ресурсах на реализацию программы развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев в Республике Коми на 1998-2000 годы (по направлениям)
млрд.руб. (в ценах 1997 г.)
N | Финансируемые направления и меро- приятия |
Финансовые ресурсы | в том числе по источникам финансирования | |||
Всего | % | Республикан- ский бюджет |
Федеральный бюджет |
Внебюджетные средства |
||
119,71 | 100 | 21,52 17,9% |
68,5 57,2% |
29,7 24,9% |
||
1 | Затраты на развитие образования | 6,8 | 5,68 | 1,3 | 3,0 | 2,5 |
2 | Затраты на развитие культуры | 8,73 | 7,29 | 1,53 | 4,0 | 3,2 |
3 | Затраты на науку и научные иссле- дования |
3,5 | 2,92 | 0,2 | 1,3 | 2,0 |
4 | Затраты на социально-экономичес- кое развитие мест компактного проживания |
97,36 | 81,32 | 18,36 | 59,0 | 20,0 |
5 | Затраты на социальную реабилита- цию |
3,32 | 2,79 | 0,12 | 1,2 | 2,0 |
Примечание. Средства Федерального бюджета и внебюджетные средства в указанных размерах представлены в проекте федеральной целевой программы развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев (1997-2006 гг.) и будут уточняться.
VI. Механизм реализации программы
Для реализации Программы Государственный заказчик Министерство по делам национальностей Республики Коми обеспечивается финансовыми ресурсами в соответствии с законом о республиканском бюджете на каждый год на основе заявок, прошедших экспертизу Министерства экономики Республики Коми.
Исполнительная дирекция Программы взаимодействует с организациями-исполнителями, представительными органами национально-культурной автономии с целью эффективной реализации утвержденных мероприятий.
VII. Организация управления программой и контроля за ее реализацией
Управление Программой осуществляет Министерство по делам национальностей Республики Коми (как государственный заказчик) и исполнительная дирекция Программы.
В целях координации деятельности и создания условий для участия в реализации программы общественных организаций российских немцев создается республиканский межведомственный координационный совет из представителей министерств, ведомств, общественных организаций российских немцев. Возглавляет совет заместитель Главы Республики Коми.
Деятельность совета осуществляется на основе положения, утверждаемого Главой Республики Коми.
Государственный заказчик осуществляет контроль за реализацией Программы, который включает в себя:
периодическую отчетность о ходе реализации программных мероприятий;
контроль за использованием выделяемых финансовых ресурсов;
контроль за сроками и качеством реализации мероприятий и договоров.
Государственный заказчик готовит статистическую и аналитическую информацию, вносит при необходимости предложения по изменению сроков реализации программных мероприятий и их финансированию.
Исполнители Программы отчитываются перед государственным заказчиком в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Коми.
VIII. Оценка эффективности реализации программы
Реализация программы позволяет вовлечь в процесс возрождения и развития российских немцев около 10 тыс. человек.
Существенным результатом возрождения и развития российских немцев станет сформированная система национального образования и дошкольного воспитания. Будут созданы прочные основы для дальнейшего развития их культурной среды. Главным результатом реализации Программы станут созданные условия для возрождения языковой, обрядовой среды российских немцев, без которой возрождение и сохранение народа - практически нерешенная задача.
Процесс социально-экономического развития мест компактного проживания российских немцев (поселений) - совершенно особый фактор формирования этнообразующих связей. Эффективность деятельности немецких поселений будет достигнута практически по всем направлениям, причем в кратчайшие сроки. С социально-экономической точки зрения важно и то, что системой подобных мер достигается миграционная стабильность (оседлость) российских немцев.
Не менее важной ролью для Республики Коми, в социально-политическом плане, является решение проблем сохранения этноса, достижения гармонии в межнациональных отношениях, построение более прочных и глубоких социально-экономических связей с Германией.
Достижение целей Программы позволяет, в конечном счете, создать саморазвивающуюся этническую среду, обеспечивающую дальнейшее динамичное развитие российских немцев.
Паспорт программы
Наименование Программы Программа развития социально-экономической и
культурной базы возрождения российских немцев в
Республике Коми на 1998-2000 годы
Основание для разработки Распоряжение Главы Республики Коми N 1030-р от
Программы 23.10.1996 г.
Государственный заказчик Министерство по делам национальностей
Программы Республики Коми
Исполнители Программы Министерство по делам национальностей
Республики Коми;
Министерство образования и высшей школы
Республики Коми;
Министерство архитектуры, строительства,
коммунального хозяйства и энергетики Республики
Коми;
Министерство культуры Республики Коми;
Министерство внешних связей Республики Коми
администрации городов и районов Республики
Коми;
республиканское общество российских немцев;
общественные объединения российских немцев
Задача Программы Обеспечение условий для сохранения и развития
российских немцев в Республике Коми;
Основные целевые Создание возможностей для обучения немецкому
показатели Программы языку взрослого населения до 1300 чел. в год;
создание условий для дошкольного воспитания,
среднего и высшего образования на основе
углубленного изучения немецкого языка для 900
чел. в год;
создание и поддержка центров немецкой культуры
в местах наиболее компактного проживания немцев
- 6 центров (включая городские, районные,
поселковые);
подготовка педагогических кадров для школ и
дошкольных учреждений - до 70 чел. в год;
строительство поселения "Немецкая слобода" на
1000 чел.;
создание немецкой гимназии в г.Сыктывкаре;
издание бюллетеня на немецком языке;
создание 430 рабочих мест
Сроки реализации 1998-2000 годы
Программы
Объемы и источники Стоимость реализации программы 125,4 млрд.руб.
финансирования Программы (в ценах 1997 г.) на весь период, в том числе:
федеральный бюджет - 68,5 млрд.руб.;
республиканский бюджет -21,52 млрд.руб.;
внебюджетные средства - 29,7 млрд.руб.
Ожидаемые результаты создание базовых условий,
социально-экономических и культурных
предпосылок для сохранения и развития этноса
российских немцев;
обогащение многонациональной культуры в
Республике Коми этнокультурой российских
немцев;
снижение миграции российских немцев и их семей
из Республики Коми;
социально-экономическое развитие мест
компактного проживания российских немцев,
создание новых рабочих мест.
Система организации Министерство по делам национальностей
контроля за исполнением Республики Коми, другие органы исполнительной
Программы власти в порядке установленном для контроля за
реализацией республиканских программ
Приложение
к программе развития
социально-экономической и
культурной базы
возрождения российских немцев
в Республике Коми
Приложение N 1
Мероприятия по развитию национального образования российских немцев
(в ценах 1997 г.)
N | Мероприятия | Сроки реа- лизации |
Основные исполнители |
Ожидаемые результаты |
Источники фи- нансирования |
Стоимость (млн.руб.) |
1. | Создание и организация работы временных творчес- ких коллективов для раз- работки концепции нацио- нального образования и подготовки кадров россий- ских немцев, учебно-мето- дических комплексов и программ обучения для системы образования раз- личных уровней и центров немецкой культуры |
1998-2000 гг. |
Минобразования и высшей школы РК, Миннац РК, Общество рос- сийских немцев РК |
Утвержденная концепция на- ционального образования и учебные посо- бия |
Республикан- ский бюджет РК |
27,0 |
2. | Приобретение и издание учебно-методических посо- бий и учебников для учеб- ных заведений и культур- ных центров |
1998-2000 гг. |
Минобразования и высшей школы РК, Миннац РК |
Обеспечение учебниками |
Республикан- ский бюджет РК |
134,0 |
3. | Выявление круга необходи- мых специалистов в сфере образования и культуры и подготовка их в ВУЗах, училищах и колледжах рес- публики и России |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, Мин- образ. и высшей школы РК, Общес- тво российских немцев |
Утвержденный перечень учеб- ных заведений и подготовка специалистов |
Республикан- ский бюджет РК |
163,0 |
4. | Создание центра непрерыв- ного национального обра- зования российских немцев на базе гимназии им.Гете г.Сыктывкара |
1998-2000 гг. |
Минобразования и высшей школы РК, Миннац РК, Администрация г.Сыктывкара, Общество россий- ских немцев |
Создание сис- темы непрерыв- ного нацио- нального обра- зования |
Республикан- ский бюджет РК, Местный бюджет г.Сык- тывкара привлеченные средства |
340,0 |
5. | Организация стажировки студентов-педагогов и преподавателей учебных заведений в школах и ВУЗах Германии |
1998-2000 гг. |
Минобразования и высшей школы РК, Миннац РК, Общество россий- ских немцев |
Повышение квалификации |
Привлеченные средства Республикан- ский бюджет |
60,0 |
6. | Проведение конференции по проблемам образования российских немцев |
1999 г. | Минобразования и высшей школы РК, Миннац РК |
Рекомендации конференции |
Республикан- ский бюджет РК, привле- ченные сред- ства |
48,0 |
7. | Развертывание сети круж- ков и групп по изучению немецкого языка для взрослых |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, Мин- образования и высшей школы РК, Общество россий- ских немцев |
Возрождение языковой среды |
Республикан- ский бюджет РК, привле- ченные сред- ства |
117,0 |
8. | Оказание поддержки цент- рам немецкой культуры, общественным объединениям российских немцев в орга- низации воскресных школ и групп по углубленному изучению языка |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, Мин- образования и высшей школы РК, администрации городов и райо- нов, общества немцев |
Организация учебного про- цесса |
Республикан- ский бюджет РК, местные бюджеты, привлеченные средства |
85,0 |
9. | Организация летнего язы- кового учебно-оздорови- тельного лагеря |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, Мин- образования и высшей школы РК, Администрация г.Сыктывкара |
Организация летнего отдыха детей и совер- шенствование знания немец- кого языка |
Республикан- ский бюджет РК, привле- ченные сред- ства |
142,0 |
10. | Организация летнего отды- ха детей в Германии и в Поволжье |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, Мин- образования и высшей школы РК, Общество россий- ских немцев |
Совершенство- вание немецко- кого языка в языковой среде |
Республикан- ский бюджет РК, привле- ченные сред- ства |
186,0 |
Приложение N 2
Мероприятия по созданию условий для сохранения и развития культуры и традиций российских немцев
N | Мероприятия | Сроки реа- лизации |
Основные исполнители |
Ожидаемые результаты |
Источники фи- нансирования |
Стоимость (млн.руб.) |
1. | Создание, организация ра- боты и техническое осна- щение сети центров немец- кой культуры |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, Мин- культуры РК, ад- министрации го- родов и районов, общественные объединения рос- сийских немцев |
Создание сети структурных элементов и механизмов для развития куль- туры и тради- ций рос. нем- цев |
Республикан- ский бюджет РК, местные бюджеты, при- влеченные средства |
490,0 |
2. | Подготовка кадров для культурно-просветитель- ской деятельности |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, Мин- культуры РК |
Подготовка квалифициро- ванных кадров |
Республикан- ский бюджет РК, привле- ченные сред- ства |
105,0 |
3. | Организация фольклорных и этнографических исследо- ваний и публикация их ре- зультатов |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, Мин- культуры РК |
Материалы в помощь работе центров немецкой куль- туры |
Республикан- ский бюджет РК |
42,0 |
4. | Организация творческих самодеятельных коллекти- вов и поддержка их дея- тельности |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, Мин- культуры РК, местные админис- трации, Общество российских нем- цев |
Развитие куль- турных тради- ций и ознаком- ление с ними населения |
Республикан- ский бюджет РК, местные бюджеты, при- влеченные средства |
243,0 |
5. | Организация гастролей творческих самодеятельных коллективов |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, Мин- культуры РК, местные админис- трации, Общество российских нем- цев |
Расширение творческого потенциала |
Республикан- ский бюджет РК, местные бюджеты, при- влеченные средства |
215,0 |
6. | Организация выставок ху- дожников - российских немцев и издание катало- гов их произведений (1 раз в год) |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, Мин- культуры РК, от- делы культуры, Общество россий- ских немцев |
Развитие худо- жественного творчества, его стимулиро- вание и попу- ляризация |
Республикан- ский бюджет РК, местные бюджеты, при- влеченные средства |
71,0 |
7. | Организация стационарной и передвижной выставки "Российские немцы в Рес- блике Коми" в Националь- ном музее РК |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, Мин- культуры РК, Об- щество россий- ских немцев |
Ознакомление населения с историей рос- сийских немцев |
Республикан- ский бюджет РК, привле- ченные сред- ства |
87,0 |
8. | Расширение немецкоязычно- го фонда литературы в На- циональной библиотеке РК |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, Мин- культуры РК, Об- щество россий- ских немцев |
Создание биб- лиотечного фонда для це- лей культурно- образователь- ного развития |
Республикан- ский бюджет РК, привле- ченные сред- ства |
27,0 |
9. | Выпуск телефильма о нем- цах в Республике Коми |
1998 г. | Миннац РК, ГТРК "Коми гор", Об- щество россий- ских немцев |
Ознакомление населения с историей рос- сийских немцев |
Республикан- ский бюджет РК, привле- ченные сред- ства |
36,0 |
10. | Оказание помощи немецким церковным общинам в под- боре помещений для их де- ятельности |
1998-2000 гг. |
Администрации городов и райо- нов, Общества немцев |
Сохранение культурных традиций |
||
11. | Организация системы Интернет на базе культур- ных центров и образова- тельных учреждений |
1998-2000 гг. |
Миннац РК | Действующая сеть системы Интернет |
Федеральный бюджет, рес- публиканский бюджет РК, привлеченные средства |
27,0 |
12. | Поддержка издания инфор- мационного двуязычного бюллетеня общества рос- сийских немцев |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, ГТРК "Коми гор", Об- щество россий- ских немцев |
Информирование населения, в т.ч. россий- ских немцев о текущих собы- тиях и вопро- сах, связанных с немцами в Республике Ко- ми |
Республикан- ский бюджет РК, привле- ченные сред- ства |
47,0 |
13. | Организация регулярных передач на республикан- ском телевидении и радио на немецком языке |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, ГТРК "Коми гор", Об- щество россий- ских немцев |
Информирование населения, в т.ч. россий- ских немцев о текущих собы- тиях и вопро- сах, связанных с немцами в Республике Ко- ми |
Республикан- ский бюджет РК, привле- ченные сред- ства |
136,0 |
Приложение N 3
Мероприятия в сфере развития науки и научных исследований
N | Мероприятия | Сроки реа- лизации |
Основные исполнители |
Ожидаемые результаты |
Источники фи- нансирования |
Стоимость (млн.руб.) |
1. | Создание отделения общес- твенной академии россий- ских немцев в Республике Коми |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, КНЦ Ур0 РАН, Общест- во российских немцев |
Привлечение научных работ- ников к иссле- дованиям в об- ласти истории немцев |
Республикан- ский бюджет РК, привле- ченные сред- ства |
32,0 |
2. | Подготовка и издание сборников документов и материалов "Немцы в Рес- публике Коми, история и современность" |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, КНЦ Ур0 РАН, Нацио- нальный музей, общество россий- ских немцев |
Ознакомление с историей немцев в РК широких кругов общественности в России и за границей |
Республикан- ский бюджет РК, привле- ченные сред- ства |
89,0 |
3. | Установление прямых свя- зей ВУЗов и научных уч- реждений Республики Коми и организация научных стажировок в Германии (1 чел. в год) |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, Мин- образования и высшей школы РК, КНЦ УрО РАН, ВУЗы РК |
Организация совместных на- учных исследо- ваний и повы- шение уровня квалификации |
Республикан- ский бюджет РК, привле- ченные сред- ства |
85,0 |
Приложение N 4
Мероприятия по социально-экономическому развитию мест компактного проживания российских немцев и решение миграционных проблем
N | Мероприятия | Сроки реа- лизации |
Основные исполнители |
Ожидаемые результаты |
Источники фи- нансирования |
Стоимость (млн.руб.) |
1. | Завершение разработки проектной документации и осуществление строитель- ства "Немецкой слободы" в пос.Максаковка на 1000 жителей с необходимой производственной и соци- альной инфраструктурой |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, Мин- архстройэнерго РК, Минэкономики РК, администра- ции гг.Сыктывка- ра, Воркуты, Ин- ты, Общество немцев РК |
Организация места компакт- ного прожива- ния российских немцев, допол- нительное про- изводство, создание рабо- чих мест |
Республикан- ский бюджет РК, федераль- ный бюджет, привлеченные средства |
10000,0 |
2. | Разработка и реализация проектов обустройства компактных поселений рос- сийских немцев в городах и районах |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, Мин- архстройэнерго РК, администра- ции городов и районов |
Организация мест компакт- ного прожива- ния российских немцев |
Республикан- ский бюджет РК, федераль- ный бюджет, привлеченные средства |
8360,0 |
3. | Изучение ожидаемых пото- ков миграции российских немцев и осуществление мер по их регулированию |
1998-1999 гг. |
Миннац РК, Мин- труд РК, Госком- стат РК |
Обеспечение приема пересе- ленцев и соз- дание условий для обустрой- ства |
Республикан- ский бюджет РК, привле- ченные сред- ства |
60,0 |
4. | Создание возможностей для индивидуального жилищного строительства |
2000 г. | Администрации городов и райо- нов |
Развитие инди- видуального строительства |
Кредитные ре- сурсы |
|
5. | Подготовка банка данных по предпринимательским структурам российских немцев и российским нем- цам, занимающим# пред- принимательской деятель- ностью и готовыми ею за- ниматься, формирование предпринимательского ядра российских немцев в РК |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, Мин- экономики РК, Торгово-промыш- ленная палата РК, общество российских нем- немцев |
Информация для формирова- вания предпри- нимательских структур рос- сийских немцев РК |
Республикан- ский бюджет РК, привле- ченные сред- ства |
20,0 |
6. | Подготовка технико-эконо- мического обоснования бизнес-центра как основы организации предпринима- тельской деятельности российских немцев |
1999 гг. | Миннац РК, Мин- экономики РК, Торгово-промыш- ленная палата |
Создание осно- вы организации предпринима- тельской дея- тельности рос- сийских нем- цев |
Республикан- ский бюджет РК, привле- ченные сред- ства |
12,0 |
7. | Установление партнерских связей с предприниматель- скими структурами в ФРГ |
1998-2000 гг. |
Миннац РК, Мин- внешсвязей РК, Минэкономики РК, Торгово-промыш- ленная палата, Общество россий- ских немцев |
Создание сов- местных пред- приятий, прив- лечение инвес- тиций |
Привлеченные средства |
68,0 |
Приложение N 5
Содействие социальной реабилитации российских немцев
N | Мероприятия | Сроки реа- лизации |
Основные исполнители |
Ожидаемые результаты |
Источники фи- нансирования |
Стоимость (млн.руб.) |
1. | Содействие всем подверг- шимся репрессиям немцам в оформлении документов, отражающих факт репрессии |
1998-2000 гг. |
МВД РК, Минсоц РК |
Реабилитация граждан |
||
2. | Содействие репрессирован- ным немцам в возмещении причиненного им матери- ального ущерба за конфис- кованное имущество, в по- лучении полагающегося льготного пенсионного обеспечения, других льгот |
1998-2000 гг. |
Комиссии по вос- становлению прав реабилитирован- ных жертв поли- тических репрес- сий |
Возмещение ма- териального ущерба |
||
3. | Организация персонального учета трудармейцев в го- родах и районах |
1998 г. | Администрации городов и райо- нов |
Создание воз- можностей для оказания ад- ресной помощи |
Республикан- ский и мест- ные бюджеты |
12,0 |
4. | Проведение комплексного анализа, исполнения всех законодательных и иных актов государственного уровня, принятых в Рос- сийской Федерации и Рес- публике Коми и касающихся реабилитации российских немцев с подготовкой со- ответствующего аналити- ческого материала для рассмотрения у Главы РК |
1998 г. | Минсоц РК, Рес- публиканская ко- миссия по вос- становлению прав реабилитирован- ных жертв поли- тических репрес- сий, администра- ции городов и районов, общест- ва российских немцев |
Принятие мер по обеспечению выполнения за- конодательных и нормативных актов |
||
5. | Подготовка и проведение мероприятий, связанных с сохранением памяти о рос- сийских немцах - жертвах политического# репрессий |
1998-2000 гг. |
Администрации городов и райо- нов, общества российских нем- цев |
Сохранение ис- торической па- мяти |
Республикан- ский бюджет РК, местные бюджеты, привлеченные средства |
40,0 |
6. | Подготовка и проведение съезда российских немцев Республики Коми |
1999 г. | Миннац РК, Об- щество россий- ских немцев |
Формирование органов нацио- нального само- управления |
Республикан- ский бюджет РК, привле- ченные сред- ства |
67,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Коми от 12 ноября 1997 г. N 320 "О Программе развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев в Республике Коми на 1998-2000 годы"
Текст Указа официально опубликован не был
Указом Главы Республики Коми от 19 июня 2002 г. N 204 настоящий Указ признан утратившим силу