Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению Совета муниципального
района "Троицко-Печорский"
от 9 февраля 2007 г. N 39/364
Муниципальная целевая программа
"Развитие туризма в Троицко-Печорском районе на 2007-2010 годы"
Паспорт программы
1. Наименование программы | муниципальная целевая программа "Развитие туризма в Троицко-Печорском районе на 2007-2010 годы" |
2. Основания для разработки программы |
постановление Правительства РК от 27.03.06 года "О Стратегии экономического и социального развития РК на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" |
3. Заказчик программы | администрация муниципального района "Троицко-Печорский" |
4. Разработчики программы | отдел экономического анализа и развития администрации муниципального района "Троицко-Печорский" |
5. Цель программы | создание в Троицко-Печорском районе современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных видах туристских услуг |
6. Основные задачи программы |
- формирование муниципальных правовых актов для развития и поддержки малого и среднего бизнеса в сфере туризма; - совершенствование системы муниципального регулирования туристской деятельности; - создание условий для развития внутреннего и въездного туризма; - поддержка и развитие предпринимательства в сфере туризма; - развитие материальной базы туризма (строительство и реконструкция средств размещения и других объектов инфраструктуры) путём привлечения отечественных и иностранных инвестиций; - интеграция Троицко-Печорского района и Республики Коми в российский туристский рынок и развитие международного сотрудничества в области туризма; - реализация в Троицко-Печорском районе концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов; - рекламно-информационное обеспечение сферы туризма, формирование единого информационного туристского пространства, создание информационного туристского центра; - осуществление базовых научных исследований в области туризма; - совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма, менеджмента и маркетинга; - создание условий для привлечения необходимых кадров |
7. Этапы реализации программы |
- первый этап - 2007-2008 годы - второй этап - 2009-2010 годы |
8. Исполнители основных мероприятий программы |
органы исполнительной власти местного самоуправления (по согласованию) администрации муниципального района "Троицко-Печорский", указанные в программных мероприятиях, научные, образовательные и другие организации по профилю предусматриваемых мероприятий |
9. Источники финансирования программы |
финансирование данной программы предполагается из средств федерального, республиканского бюджетов и бюджета муниципального района "Троицко-Печорский"; финансирование инвестиционных проектов развития инфраструктуры туризма предполагается осуществлять преимущественно за счет привлечения финансовых средств из внебюджетных источников и привлеченных инвестиций, как российских, так и иностранных |
10. Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- формирование в Троицко-Печорском районе современного туристского комплекса; - привлечение российских и зарубежных инвестиций; - создание новых рабочих мест и, как следствие, снижение безработицы на 20 процентов; - увеличение доходной части бюджета района от 1 до 5 процентов; - сохранение и возрождение объектов культурного и природного наследия, традиционного природопользованиями народных промыслов района; - улучшение имиджа района, приобретение новых контактов (банки, инвестиционные фонды, средства массовой информации и др.) и партнеров; - удовлетворение потребностей населения района и граждан РФ и иных государств в полноценном, активном и интересном отдыхе (5 туров по экзотическим, экологически чистым местам района для туристов из стран Европы, Кировской, Пермской, Архангельской областей); - выход Троицко-Печорского района на новый рынок (международный, и сотрудничество с соседними регионами РФ) |
11. Период, основание и порядок корректировки программы |
корректировка программы, производится заказчиком ежегодно после разработки прогноза социально-экономического развития МР "Троицко-Печорский" и утверждения муниципального и республиканского бюджета на очередной год, а также после внесения изменений и дополнении в отраслевые, региональные и районные целевые программы |
12. Мониторинг реализации программы |
ежегодная отчетность по результатам реализации программы представляется исполнителями основных мероприятий Программы в первой декаде января года, следующего за отчётным, главе муниципального района "Троицко-Печорский" |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. На долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Причем, если среднегодовые темпы роста мировых поступлений от международного туризма за последние десять лет составляют 13%, то от экспорта туристических товаров и услуг - соответственно 7% и 10%. По прогнозам ВТО, высокие устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся, и к 2010 году количество международных туристических поездок удвоится, составив 937 млн. поездок, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн. долларов США.
Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления.
Вместе с тем важнейшими факторами развития отрасли являются природно-рекреационный и историко-культурный. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет странам и регионам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на внутреннем и мировом туристическом рынке при обязательном условии - проведении активной государственной политики в области развития туризма.
Российская Федерация, несмотря на свой колоссальный туристский потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристического потока. Однако в отдельных регионах страны туризм развивается довольно высокими темпами. К их числу следует отнести, прежде всего, г.Москву и г.Санкт-Петербург, а также Краснодарский край, район Байкала, Приморский край. Одним из таких туристических центров может и должна стать Республика Коми, а в ней - Троицко-Печорский район.
Троицко-Печорский район, обладая высоким туристским потенциалом, занимает весьма скромное место на республиканском рынке туристских услуг ввиду значительной изношенности, а в большей степени - отсутствия материально-технической базы отрасли, неразвитости системы информационного и рекламного продвижения района на туристский рынок, острого дефицита квалифицированных специалистов, отсутствия государственной стратегии развития туризма.
В основе туристского потенциала Троицко-Печорского района лежат такие факторы, как большое количество памятников истории и культуры, многие из которых являются уникальными; красота и многообразие природных ландшафтов и памятников природы, некоторые из них включены в список Всемирного наследия; благоприятная экологическая среда; выгодное и исключительное геополитическое положение. Последнее объясняется прежде всего тем, что Троицко-Печорский район располагается на непосредственном стыке двух континентов - Европы и Азии, в связи с этим на территории района отражены последствия явления этой истории. Кроме того, выгодным является и близость района к соседним Пермской, Свердловской областям, а также к Ханты-Мансийскому автономному округу Тюменской области, районам, достаточно экономически продвинутым и развитым.
В настоящее время Правительством РФ предпринимаются меры по активизации государственной политики в области туризма и в деятельности ряда общественных организаций. Это проявляется и в ряде объявленных Правительством РФ конкурсов, например, конкурс, объявленный Министерством экономического развития и торговли РФ на создание особых туристско-рекреационных зон в 2006 году. Кроме того, активную деятельность проводят региональные и российские ассоциации туристских фирм, которые тоже заинтересованы в развитии внутреннего въездного туризма и ищут новые предложения для сотрудничества, одним из таких представителей общественных организаций является РАТА. Кроме того, активно уделяют внимание экономическому и социальному развитию Крайнего Севера международные организации.
Данная программа направлена на формирование современной туристической индустрии в Троицко-Печорском районе и разработана с учетом постановления Правительства РК от 27 марта 2006 года N 45 "О стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года", а также в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Основные мероприятия программы направлены на совершенствование взаимодействия и сотрудничества субъектов туристской деятельности, развитие информационной и научной базы туризма, подготовку кадров, внедрение проектных и программных методов управления, совершенствование инфраструктуры туризма и обустройство объектов туристского показа, продвижение Троицко-Печорского района на российский и международный рынки туристских услуг.
II. Исследование Троицко-Печорского района как внешней среды создания туристских предприятий в районе
Туристское предприятие действует в постоянно меняющихся условиях, связанных с многообразием отношений, складывающихся внутри него, а также с другими экономическими субъектами. Совокупность этих отношений составляет понятие маркетинговая среда. Она во многом определяет характер деятельности фирмы и должна в обязательном порядке детально рассматриваться в процессе проведения маркетинговых исследований. Изучение маркетинговой среды позволит определить маркетинговую стратегию и провести ее в жизнь. Маркетинговая среда подразделяется на внутреннюю и внешнюю. В данной программе мы исследовали внешнюю среду будущих потенциальных туристских предприятий.
Исследование Троицко-Печорского района с точки зрения макроокружения предприятий туриндустрии в контексте маркетинга.
Демографическое состояние
На 1 января 2006 года население составило 16,5 тыс. человек. По численности населения район занимает в РК 17 место. Надо сказать, что за последние 6 лет изменилось не только количество человек в районе - с 18,2 тыс.чел до 16,5, но соотношение мужчин и женщин: удельный вес мужчин в общей численности уменьшился, число женщин, приходящихся на 1000 мужчин, увеличилось на 13%. Данные изменения отражены в таблицах NN 1 и 2.
Таблица N 1. Численность населения в Троицко-Печорском районе
(на 1 января 2006 г., тыс. человек)
Годы | Всего | В том числе: | В процентах ко всему населению: |
||
городское1 | сельское | городское | сельское | ||
2001 2002 2003 2004 2005 2006 |
18,2 17,9 17,5 17,3 16,8 16,5 |
9,0 9,0 8,8 8,7 8,5 8,4 |
9,2 8,9 8,7 8,6 8,3 8,2 |
49,5 50,3 50,3 50,3 50,6 50,6 |
50,5 49,7 49,7 49,7 49,4 49,4 |
1 К городскому населению отнесены жители населенных пунктов, имеющих статус поселков городского типа, - Троицко-Печорск.
Таблица N 2. Численность мужчин и женщин
(* по итогам переписи населения, тыс.чел.)
Годы | Все население |
В том числе: | В процентах ко всему населению: |
Численность женщин на 1000 мужчин |
||
мужчины | женщины | мужчины | женщины | |||
1989* | 26,2 | 13,4 | 12,8 | 51,2 | 48,8 | 952 |
2002* | 17,6 | 8,5 | 9,1 | 48,5 | 51,5 | 1062 |
2005 | 16,8 | 8,1 | 8,7 | 48,2 | 51,7 | 1072 |
Также в Троицко-Печорском районе наблюдается увеличение численности трудоспособного населения трудоспособного возраста, с 2002 по 2005 год - на 1,9%. Однако численность детей и подростков за этот же период сократилась на 2,1%. Особенно резкое снижение произошло в возрастной группе до 10 лет.
Снижение рождаемости, миграционные потери за последнее десятилетие привели к уменьшению числа нетрудоспособного возраста, приходящихся на население рабочих возрастов. В 2005 году на 1000 лиц этого возраста приходилось 570 лиц нетрудоспособного возраста. Большую часть совокупной демографической нагрузки составляли дети, но в 2005 г. происходит ее перераспределение в пользу пожилых людей. Данные приведены в сравнительной таблице N 4.
Таблица N 4. Демографическая нагрузка на трудоспособное население
(на 1000 чел. трудоспособного населения приходилось детей в возрасте от 0 до 15 лет и лиц старше трудоспособного возраста).
Годы | Всего | В том числе: | Справочно по Республике Коми |
|
моложе трудоспособного |
старше трудоспособного |
|||
2002 | 617 | 322 | 295 | 513 |
2004 | 583 | 297 | 286 | 488 |
2005 | 570 | 280 | 290 | 479 |
Надо отметить, что в районе наблюдается и старение населения. Средний возраст населения с 1989 г. по 2002 г. увеличился с 30,3 до 37,6 года, а в 2005 г. составил 38,3 года. Женщины старше мужчин в среднем на 4,4 года.
Рассматривая вопрос, распределение населения по национальности, то в 2002 г. на территории района проживали представители 50 национальностей. Русское население является наиболее многочисленным и составляет 59% общей численности населения (по республике - 59,6%).
Проблемой Троицко-Печорского района является снижение рождаемости, с 1993 года обозначилось превышение смертности над рождаемостью. В связи с этим следует отметить, что в Троицко-Печорском районе средний размер семьи состоит не более, чем из трех человек, и таких семей - 80% всех частных домохозяйств. Рассматривая данный вопрос далее, можно сказать следующее: в составе семей, имеющих детей до 18 лет: удельный вес всех семей с одним ребенком составил 65,5 %, с двумя детьми - 28,9%, с тремя и более детьми - 5,6%. Среди многодетных семей преобладали семьи с тремя детьми - 80,6% от всего числа семей с тремя и более детьми.
В районе отмечается повышенная миграция населения, и она продолжает оставаться определяющим фактором снижения численности, даже несмотря на то, что доля миграционной убыли от общей убыли населения района, по сравнению с 2003 годом, снизилась с 64% до 62%. Отмечается рост интенсивности миграционной подвижности населения - коэффициент миграционного оборота на 1000 жителей увеличился с 41 в 2001 г. до 45 человек в 2005 г.
Проводя рейтинговую оценку демографической ситуации МР "Троицко-Печорский", то нынешняя ситуация, по сравнению с "неблагоприятной" в 2002 г. (средний рейтинг характеризовался 11 местом), несколько улучшилась и стала "относительно благоприятной" (9 место). Однако продолжает оставаться напряженной и неблагоприятной: население трудоспособного возраста все так же продолжает покидать район, преимущественно молодежь; население так же# покидает отдаленные населенные пункты и переезжает ближе к центру района (в некоторых деревнях и селах количество местных жителей достигает 1-5 человек), т.е. происходит закрытие населенных пунктов. Наблюдается и сокращение рождаемости, вызванное и сокращением численности женщин репродуктивного возраста, и сокращением мужчин (происходит старение женщин, в среднем по району, и превышение их числа над количеством мужчин в районе). В связи с трудной экономической ситуацией, а также социальной незащищенностью сокращается количество многодетных семей.
Экономические факторы
В Троицко-Печорском районе развиты следующие отрасли хозяйственной деятельности: лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области; образование; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; здравоохранение, управление, обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение и проч. К организациям, относящимся к индустрии туризма, функционирующим в Троицко-Печорске, относятся гостиницы и рестораны, а также турклубы района, музеи, дома культуры; существуют также предприятия транспорта и связи, оптовая и розничная торговля, а также отделение Сберегательного банка РФ.
Рассматривая занятость населения, то преимущественная часть трудоспособного населения занята в лесной сфере, как правило, это в возрасте от 40-45 лет, трудоспособное население в возрасте от 15-29 лет занято в сфере розничной и оптовой торговли и в сфере обработки древесины и производстве древесных изделий.
По уровню образования трудоспособное население Троицко-Печорского района подразделяется следующим образом (на 1000 человек опрошенных):
- среднее профессиональное - 346;
- среднее (полное) общее - 316;
- основное общее - 227;
- послевузовское и высшее профессиональное - 91;
- неполное высшее профессиональное - 12;
- начальное общее, не имеют начального общего образования - 8.
Рассматривая рынок труда, то надо отметить, что уровень безработицы снижается, но в то же время остается по-прежнему высоким.# Преимущественно наблюдается женская безработица, среди женщин с уровнем образования - не имеющие среднего (полного) общего образования. Данные выводы можно сделать на анализе таблиц N N 5, 6.
Таблица N 5. Численность зарегистрированных безработных мужчин и женщин (на конец года, человек)
"Таблица N 5. Численность зарегистрированных безработных мужчин и женщин (на конец года, человек)"
Таблица N 6. Распределение численности зарегистрированных безработных по уровню образования (на конец года, человек)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
всего | мужчин | женщин | ||||||
Всего | 659 | 707 | 698 | 677 | 665 | 638 | 182 | 456 |
В том числе имеющие образование: |
||||||||
высшее и незаконченное высшее профессиональное |
6 | 12 | 1 | 7 | 9 | 4 | 3 | 1 |
Среднее профессиональное | 92 | 89 | 73 | 73 | 64 | 69 | 16 | 53 |
Начальное профессиональное | 124 | 148 | 175 | 181 | 182 | 180 | 45 | 135 |
Среднее (полное) общее | 212 | 197 | 180 | 167 | 179 | 156 | 35 | 121 |
Не имеющие среднего (полного) общего образования |
225 | 261 | 259 | 249 | 231 | 229 | 83 | 146 |
По уровню жизни населения Троицко-Печорского района, выявляется следующая ситуация: 61,2% всего трудоспособного населения района имеют один источник средств к существованию и преимущественно это доход от трудовой деятельности (кроме работы в личном подсобном хозяйстве) - 39,6% населения от общего числа; второе и третье места по распределению источников средств к существованию занимают соответственно - положение на иждивении отдельных лиц (30,3%) и пенсии (кроме пенсий по инвалидности) (20,7%) (данные приведены в таблице N 7). При этом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составляет 6085 рублей, что составляет 53,5% от среднемесячной заработной платы по РК.
Таблица N 7. Распределение населения по источникам средств к существованию (в процентах к общей численности населения)
"Таблица N 7. Распределение населения по источникам средств к существованию (в процентах к общей численности населения)"
Рассматривая среднемесячные заработные платы отдельно по отраслям, то можно сказать следующее: заработные платы в отраслях, где занята наибольшая часть населения, не являются высокими и немного превышают прожиточный минимум по Троицко-Печорскому району (3789 руб. для трудоспособного населения) (таблицы NN 8, 9). Рассматривая распределение дохода в семье, то часть семейного бюджета, которая приходится на покрытие прожиточного минимума для детей, - не превышает данный минимум.
Таблица N 8. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций за январь - ноябрь 2005 года (на одного работника)
Рублей | |
Всего | 6085 |
Сельское хозяйство, предоставление услуг в данной отрасли | 1997 |
Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области | 3876 |
Добыча полезных ископаемых | 26402 |
Обрабатывающие производства | 5210 |
Производство пищевых продуктов, включая напитки | 3308 |
Обработка древесины и производство изделии из дерева | 5399 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 5362 |
Строительство | 6405 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования |
3851 |
Гостиницы и рестораны | 6717 |
Деятельность сухопутного транспорта | 6038 |
Связь | 5533 |
Финансовая деятельность | 12009 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
14429 |
Государственное управление, обязательное социальное обеспечение |
10824 |
Образование | 4454 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 5083 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
3858 |
Таблица N 9. Величина прожиточного минимума отдельных социально-демографических групп населения1 (на душу населения, руб. в месяц)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Всего | 1486 | 1919 | 2297 | 2669 | 3135 | 3624 |
Из нее южная природно-климатическая зона2 | 1385 | 1819 | 2166 | 2542 | 3010 | 3504 |
В том числе по социально-демографическим группам населения: - трудоспособное население; - пенсионеры; - дети |
1490 976 1337 |
1961 1328 1726 |
2319 1571 2124 |
2717 1884 2479 |
3252 2314 2918 |
3789 2678 3413 |
1 С 2001 года оценка на основе данных о величине прожиточного минимума за I-IV кварталы, установленной постановлением Правительства РК на следующие за ним кварталы.
2 В Южную природно-климатическую зону входят 14 городов и районов республики, в том числе и Троицко-Печорский район.
Таким образом, мы можем сказать, что население Троицко-Печорского района находится в критическом экономическом состоянии, уровень заработных плат преимущественно не соответствует нормальному, достойному уровню жизни и ценам на продукты. Что еще раз приводит к необходимости развивать в районе новые высокодоходные отрасли экономики.
Рассматривая бюджет МР "Троицко-Печорский" (таблицы NN 10, 11), можно сделать однозначный вывод, что район является дотационным, поскольку 92% всех доходов района составляют безвозмездные поступления из республиканского и федерального бюджетов. Однако доходы превышают расходы, и данные финансы можно использовать как инвестиции в развитие района.
Таблица N 10. Доходы и расходы муниципального бюджета
Всего, тыс. рублей | На душу населения, рублей | |||
доходы | расходы | доходы | расходы | |
2003 | 208559 | 202803 | 11986 | 11655 |
2004 | 264161 | 261166 | 15448 | 15273 |
2005 | 297080 | 287029 | 17832 | 17229 |
Таблица N 11. Структура муниципального бюджета (в процентах к итогу)
2000 | 2004 | 2005 | |
Доходы Налоговые поступления Налог на прибыль Налог на совокупный доход Неналоговые поступления Безвозмездные поступления |
100 25,3 3,1 1,8 0,5 74,1 |
100 4,8 0,3 1,4 2,4 92,8 |
100 6,6 4,1 0,9 1,4 92,0 |
Расходы Государственное управление Правоохранительная деятельность Жилищно-коммунальное хозяйство Образование Здравоохранение Культура и искусство Социальная политика |
100 9,3 0,0 40,9 30,3 6,0 2,5 8,1 |
100 6,8 0,1 29,8 35,0 10,7 2,9 12,0 |
100 7,4 0,1 29,9 31,1 9,7 3,1 17,7 |
Природные факторы
Троицко-Печорский район расположен на юго-востоке Республики Коми. Граничит с территориями городов Вуктыл, Сосногорск, Усть-Куломского района республики, а также с Пермской и Свердловской областями, Ханты-Мансийским автономным округом Тюменской области.
Район расположен на Печорской низменности, на западе проходит Тиманский кряж. Наиболее возвышенной частью территории является Уральская горная система.
Климат континентальный. Среднегодовые температуры: января - минус 18 °С, июля - плюс 17 °С. Среднегодовое количество осадков 700-1000 мм. Многолетняя мерзлота занимает до 5%, болота - 9% территории района. Гидросеть района хорошо развита и принадлежит бассейнам рек Печора и Илыч.
Общая площадь лесного фонда достигла 3984,4 тыс.га, в том числе покрытая лесом - 3462,3 тыс. гектаров. На площади 721,3 тыс.га (1,7% территории республики, или 17,7% района) расположен крупнейший в Европе Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник, созданный в 1930 г. Таких девственных лесов, не подвергавшихся влиянию человека и техногенному воздействию, в Европе уже не сохранилось. Именно поэтому в 1985 году Печоро-Илычский государственный заповедник был включен в список биосферных, а через 10 лет, по решению ЮНЕСКО, этот заповедник с охранной и буферной зонами и национальным парком "Югыд ва", объединенные под названием "Девственные леса Коми", были внесены в перечень объектов Всемирного культурного и природного наследия.
Границами заповедника служат Уральские горы, река Печора и ее многоводный приток Илыч. Здесь выделяются три своеобразных природных комплекса: равнинная, предгорная и горная ландшафтные зоны. В горной части заповедника встречаются причудливые формы выветривания горных пород. Обнаружены уникальные пещеры, одна из них с останками птиц и зверей.
На территории района также проводятся экспериментальные работы по проблеме одомашнивания лося, сохранена и действует когда-то первая в мире опытная ферма по одомашниванию лося в пст.Якша. Там же находятся центральная усадьба заповедника и музей природы.
Кроме Печоро-Илычского заповедника, территория Троицко-Печорского района представлена и другим природно-заповедным фондом
- исток реки Печоры - памятник природы. Уральские притоки реки Печоры являются основными нерестилищами семги и находятся под охраной государства. Вплотную к истоку проходит тропа оленеводов.
- Илыч - заповедник, нерестовая река, правый приток Печоры. В бассейне реки имеется 172 мелких озера. Река после выхода с гор выходит в Печорскую низменность, где преобладают длинные плесы, чередующиеся с быстрыми перекатами. В Илыч впадает 201 река.
- Сойвинский ботанический заказник расположен в пределах участка долины р.Сойва, между устьями притоков Нижняя Омра и Бадъель. На известняковых склонах - редкие реликтовые тундровые и горно-тундровые, лесостепные растения.
- Чамейный плес - геологический памятник, расположенный на берегу реки Унья, в 30 км выше с.Усть-Унья. Живописные геологические выходы вдоль реки на протяжении 2 км. Опорный разрез отложений от верхнего девона до кровли серпуховского яруса нижнего карбона. Отдельные скалы имеют собственные названия: Камень Чамейный, Камень Высокий, Камень Лазарев Нос.
Существует большое множество уникальных объектов природы, сохранившихся на территории района до наших дней еще со времен ледникового периода и ранее, вызывающих огромный интерес как у любителей экологического туризма, так и у профессионалов - геологов, историков, археологов и т.д. Известные многим "Семь Болванов", Медвежья, Кварцевая и Ледяная пещеры, различные так называемые останцы; таинственные места с завораживающими названиями, так называемое в народе "Чертово озеро" в бассейне реки Северная Мылва - являются не только объектом научного исследования, но экскурсионно-познавательного и экологического туризма.
Минерально-сырьевые ресурсы Троицко-Печорского района представлены топливно-энергетическим сырьем (нефть, газ, торф), цветными металлами, каменными и калийными солями, нерудными строительными материалами (известняк, песчано-гравийные смеси), подземными водами.
Социально-культурный фактор
Рассматривая социально-культурную сферу жизни в Троицко-Печорском районе, можно сказать, что этой области уделяется должное внимание.
За более чем трехвековую историю из отсталой, "Богом забытой окраины", Троицко-Печорск стал культурным центром с сетью социально-культурных учреждений в населенных пунктах района. В районе создана сеть музеев. С 1957 года функционирует районный историко-краеведческий музей, в 1973 году открыт музей естественной истории Печоро-Илычского биосферного заповедника. География посетителей обширна - это гости не только из России, но и из европейских стран, Канады, Америки, Японии. Во многих общеобразовательных школах района созданы музеи истории, гражданской войны и др.
Большой интерес для гостей района представляют исторические места: старая дорога с Камы на Печору, место спасения потерпевших аэронавтов Семенова и Зыкова в 30-х годах, памятник гражданской войны - братская могила, где покоятся тела бойцов, погибших в октябре 1919 года во время мятежа белогвардейцев.
Сегодня в районе функционируют 17 сельских и один районный Центр досуга и культуры, сеть библиотек, Центр национальных культур, деятельность которого направлена на сохранение традиций, культуры, самобытности края и народов, его населяющих. Художественные коллективы известны как в районе, так и в Республике Коми.
В п.Троицко-Печорске имеется полноценная спортивная школа, детская музыкальная школа. Успешно работает туристский клуб "ВИСП", который в октябре 2006 года отметил 20 лет.
Активно вовлекается в культурную жизнь района молодежь. Традиционными стали слеты, КВНы, молодежные праздники, конкурсы.
Научно-технический фактор
Рассматривая данный фактор, следует отметить, что технические достижения современного мира в Троицко-Печорском районе применяются, но не во всех населенных пунктах. Если говорить о компьютерном оснащении, то в большинстве организаций, действующих на территории района, оно имеется, а также компьютер есть почти в каждой семье. Если говорить об Интернете, то он также осваивается населением района, где он доступен.
Однако в такой сфере, как гостиничное хозяйство, которое непосредственно связано с туризмом, современной технологии бронирования и работы как таковой не наблюдается. В техническом прогрессе отстает и сфера общественного питания, к которой относятся местные кафе. Отсталой является не только сама технология обслуживания клиентов, но и средства обслуживания. Отставание в техническом отношении наблюдается и в такой организации, как филиал Сберегательного банка РФ. Здесь негативным фактором является полное отсутствие банкоматов. Причем, не обслуживаются как пластиковые карты международного действия, например MasterCard, но и карты самого Сберегательного банка РФ. Надо отметить, что банкоматы отсутствуют на всей территории района.
Более благоприятно выглядит обстановка с мобильной связью, в Троицко-Печорском районе действуют сегодня 2 оператора сотовой связи: МегаФон и МТС, однако действие сетей МегаФон и МТС ограничено только п.Троицко-Печорском. Поэтому средством связи между населенными пунктами района остается телефонная связь от "Северо-Западного Телекома", однако и она до сих пор не доступна в таких отдаленных местах, как кордоны на реках Печора и Илыч, там связь поддерживается за счет раций. На территории заповедника и в удаленных лесах связь отсутствует. Поэтому существует необходимость налаживать в тех местностях спутниковую связь.
Политико-правовой фактор
В настоящее время политико-правовое положение Троицко-Печорского района позволяет наблюдать и вносить свои предложения по социально-экономическому развитию. Органы местного самоуправления периодически публикуют в местной газете результаты своих президиумов, проводимых собраний, на которых могут присутствовать и граждане района. Также публикуются все принятые местным Советом депутатов положения и положения и другие законодательные акты, принятые на республиканском уровне. Кроме того, администрация готова к сотрудничеству с предприятиями в направлениях, способствующих развитию района, и готова продвигать идеи, запрашивать поддержки у республиканских органов исполнительной и законодательной власти.
Исследование Троицко-Печорского района с точки зрения непосредственного окружения в контексте маркетинга
Непосредственное окружение
При дальнейшем развитии туриндустрии в Троицко-Печорском районе необходимо соответствие не только современным техническим достижениям и уровню организации уже имеющихся предприятий туринфраструктуры, но и создание новых предприятий сферы туризма.
При создании новых предприятий и определении дальнейшей стратегии развития уже существующих предприятий необходимо иметь полную информацию не только о макроокружении предприятий, но и исчерпывающую достоверную картину о непосредственном окружении фирмы. Непосредственное окружение представлено теми составляющими внешней среды, с которыми район находится в непосредственном взаимодействии. Основные составляющие непосредственной внешней среды маркетинга представлены на рис.1.
Рис.1. Непосредственная внешняя среда маркетинга
Потребители /---- ----\ конкуренты
| |
| /-----------\ |
|Туристское |
|предприятие|
| \-----------/ |
Контактные | | Смежники
аудитории \---- ---/
Информация об этих составляющих непосредственного окружения турпредприятия позволит в наибольшей степени: 1 - кто является его потенциальным клиентом (это и возраст, и пол, и его социально-экономическое положение в обществе и т.д.), какие он преследует интересы - выявить и соответствовать его потребностям; 2 - кто является его конкурентом, его клиентскую базу и продукты, а также преимущества и недостатки своего конкурента; 3 - выявить "слабое" звено всей цепочки комплексного предоставления и доведения турпродукта до конечного потребителя и устранить существующие проблемы; 4 - получать полную и достоверную информацию о влиянии деятельности предприятий сферы туризма на развитие района, об отношении местного населения и других организаций района к данной отрасли.
Проанализируем существующее непосредственное окружение для потенциальных турфирм Троицко-Печорского района.
Потребители
"Первые среди равных" в непосредственном окружении любой турфирмы (и вообще любой фирмы) - это потребители. Главное для туристского предприятия заключается в том, что маркетинг в состоянии чутко реагировать на перемены потребительского поведения, анализировать причины, их вызывающие, и предлагать соответствующие меры по корректировке деятельности предприятия. Составляя на основе проведенных исследований и результатов опроса потребительский портрет той клиентской аудитории, которая существует на сегодняшний день в районе, его можно представить следующим: это человек со средним достатком в возрасте 35 лет, с высшим образованием, как правило, семейный, поэтому предпочитает как семейный, так и групповой отдых либо на природе, либо за пределами РК. Если же составлять портрет потенциальных клиентов в соответствии с уже разработанными турмаршрутами, то целевую аудиторию составят: российские граждане из центральных городов (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород), жители соседних регионов: Свердловская область, Коми-Пермяцкий автономный округ, Тюменская область, и зарубежные гости (на данный момент англичане, американцы, финны и шведы). Данные люди должны быть спортивно ориентированы или иметь опыт походов в горы и сплава по рекам, а также это могут быть и научные исследователи: археологи, геологи, палеонтологи, экологи и т.п.; иметь возраст не младше 14 лет и не старше: 55, со средним и выше среднего достатком. Интересы потенциальных туристов Троицко-Печорского района составляют горные, экологические походы, сплав по рекам либо охота и рыболовство, т.е. отдых и изучение природы со средним уровнем сложности и выше, а также экстрим.
"Конкуренты"
Следующей важнейшей составляющей непосредственной внешней среды являются конкуренты, участвующие в непрекращающейся борьбе за предпочтения потребителей. Поскольку в Троицко-Печорском районе нет на сегодняшний день ни одной турфирмы - туроператора или даже турагента, то прямых конкурентов в самом районе не существует. Все приезжающие в район туристы - это туристы - "дикари", которые самостоятельно добираются, устанавливают контакты с гидом и проводниками, если они в них нуждаются. Конкурентами как таковыми являются соседние районы Республики Коми, в которых активно пытаются развивать туризм и уже в большей степени достигнуты результаты. Среди подобных районов можно выделить Интинский, Ижемский, Сыктывдинский. Наиболее опасным конкурентом для Троицко-Печорска является Интинский, поскольку по природному потенциалу эти два района весьма схожи, а вот по развитости инфраструктуры и по политике продвижения района Интинский район преуспевает в большей степени. Это проявляется и в активных участиях Интинского района на различных ярмарках и выставках, и в принятии разработанной программы "Развитие туризма в Интинском районе", в различных публикациях в газетах республиканского значения по темам развития туризма и т.д. Поэтому необходимо как можно более внимательнее следить за развитием соседних районов и регионов в том числе. А также активнее продвигать район на рынок туризма и развивать его инфраструктуру.
"Смежники"
Практически ни одно туристское предприятие не в состоянии самостоятельно организовать тур, обеспечить клиентов всеми необходимыми транспортными средствами, предоставить жилье, организовать питание и т.д., для этого привлекаются соответствующие предприятия и организации ("смежники"), обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании:
- средства размещения;
- транспортные предприятия;
- экскурсионные бюро и иные фирмы, предоставляющие услуги по сопровождению и информационному обеспечению туристов;
- посреднические туристские предприятия;
- торговые предприятия;
- предприятия общественного питания.
В Троицко-Печорском районе еще предстоит создать посреднические турпредприятия, экскурсионные бюро, специализированные магазины (магазины сувениров и традиционных изделий) и рецептивного туроператора как такового. Но на сегодняшний день уже можно проводить работы по улучшению качества предоставляемых услуг, усовершенствованию технологий их предоставления в таких предприятиях, как предприятия общественного питания: все различные кафе (их в Троицко-Печорске насчитывается до пяти, включая "Интернет-кафе" и ресторан "Престиж", который не соответствует своему статусу), это и гостиницы п.Троицко-Печорск - их в поселке две: "Печора" и общежитие гостиничного типа при Центре внешкольной работы (ЦБР) - обе муниципального ведения.
Контактные аудитории
Существенное влияние на деятельность туристского предприятия оказывают отношения с контактными аудиториями. Это группы лиц, организаций, учреждений, потенциально или реально воздействующих на деятельность фирмы. Потенциальное воздействие может выражаться как в сохранении нейтралитета по отношению к фирме, так и в проявлении определенного отношения к ней.
Основными контактными аудиториями, окружающими турфирму, являются:
- финансовые круги (банки, инвестиционные фонды, финансовые, страховые компании и другие финансово-кредитные институты);
- средства массовой информации (пресса, радио, телевидение);
- общественность (союзы потребителей, общественные формирования, а также население, не выступающее в качестве какой-либо организованной силы);
- персонал фирмы, от мнения которого о деятельности своей фирмы зависит отношение к работе.
Основные направления развития туризма на 2007-2010 годы:
1) активизация инвестиционной политики; совершенствование инфраструктуры туризма и приоритетное развитие материально-технической базы на основных направлениях туристских потоков, реализация первоочередных мер по реконструкции и строительству туристских объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристским потенциалом;
2) совершенствование системы информационно-технического обеспечения туристского комплекса;
3) разработка проектов по созданию новых туристских объектов, маршрутов и услуг на основе туристских ресурсов района;
4) участие в выставочной деятельности и продвижение Троицко-Печорского района на международный и российский рынки туристских услуг;
5) совершенствование системы подготовки кадров;
6) расширение межрегионального и международного сотрудничества;
7) развитие специализированных видов туризма, в том числе развитие охотничье-рыболовного, природного, культурного, водного и сельского туризма.
Настоящей программой определена система организационных, технических и научных мероприятий, реализация которых создаст стимулы и предпосылки для развития туризма и станет одной из точек экономического роста района наряду с лесопромышленной отраслью.
III. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Основной целью программы является создание в Троицко-Печорском районе современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей района и Республики Коми, российских и иностранных граждан в туристских услугах, а с другой - значительный вклад в экономику района, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия района.
Главной задачей программы является развитие позитивных тенденций в формировании современной конкурентоспособной туристской индустрии в Троицке-Печорском районе. При этом должны быть учтены как положительные, так и негативные моменты, связанные с реализацией программы развития туризма на 2007-2010 годы, накопленный опыт в период организационной работы, а также особенности социально-экономических условий, в которых будет осуществляться настоящая программа.
Сроки реализации программы - 2007-2010 годы. Работа по ее осуществлению организационно разделена на два этапа.
Первый этап - 2007-2008 годы: включает подготовку, включающую в себя проведение маркетинговых исследований, разработку маркетинговой стратегии развития туризма в районе, программы маркетинга и бюджета; и начало реализации системы программных мероприятий, анализ промежуточных результатов работы, корректировку системы программных мероприятий второго этапа.
Второй этап - 2009-2010 годы: предусматривает продолжение и завершение реализации системы программных мероприятий, подведение итогов реализации программы, разработку основных направлений развития отрасли до 2012 года.
IV. Система программных мероприятий
Исходя из целей и задач программы и опыта реализации целевых программ развития туризма в соседних регионах, современных тенденций развития туризма, разработана система программных мероприятий, включающая:
1. совершенствование материально-технической и научной базы туризма.
2. Совершенствование системы регулирования и планирования развития туризма;
3. Рекламно-информационное обеспечение отрасли.
4. Совершенствование системы подготовки туристско-экскурсионных кадров.
В области научного обеспечения развития туризма основное внимание уделяется группе актуальных научных исследований, направленных на усиление прогнозно-аналитического и организационно-экономического направлений в регулировании развития туризма, необходимость которого обосновывается постоянными изменениями на туристском рынке: потребностей туристов, современными научно-техническими достижениями, политической и экономической ситуации как в районе, так и в Республике Коми и в России в целом. Среди них:
- комплексный анализ состояния и прогноз развития туристского рынка Троицко-Печорского района и Республики Коми с целью более эффективного использования природного и культурно-исторического наследия;
- системный экономический анализ комплекса отраслей, связанных с обслуживанием туристов, и разработка методики оценки реального вклада туризма в социально-экономическое развитие района с учетом мультипликативных эффектов, вызываемых туристскими расходами, с целью выработки адекватных этому воздействию мер государственной поддержки и стимулирования развития туристской отрасли района;
- совершенствование статистического мониторинга в сфере туризма.
В области организационно-управленческой деятельности особое внимание будет уделяться созданию в районе туристско-информационного канала, который будет входить в единый туристско-информационный центр Республики Коми, направленный на формирование единого информационного туристского пространства и совершенствование взаимодействия и координации субъектов туристской деятельности и органов управления, а также совершенствование приграничного и межрегионального сотрудничества.
Мероприятия по рекламно-информационному обеспечению туристской отрасли будут направлены на активизацию продвижения туристского продукта Троицко-Печорского района на международный и внутренний рынки туристских услуг, создание и укрепление положительного имиджа Троицко-Печорского района как региона с уникальным туристским потенциалом. С этой целью планируется издание туристских информационных справочников и путеводителей, каталогов туристских баз и маршрутов, туристских карт.
В ходе реализации программы предусматривается усиление работы по мероприятиям, связанным с совершенствованием системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма.
От степени реализации мероприятий по нормативно-правовому обеспечению развития туризма зависит эффективность функционирования системы государственного регулирования и стимулирования туристской деятельности. Указанные мероприятия направлены на снижение республиканских налогов для фирм и предприятий, расширяющих собственную материально-техническую базу, разрабатывающих и продвигающих на рынок туристские продукты внутреннего въездного туризма, а также на обеспечение государственной поддержки в получении земельных участков из состава земельного фонда в лесах 1 группы для строительства туристских баз и туристских комплексов на берегах водоемов. Туристские фирмы и предприятия должны иметь гарантии по обеспечению их устойчивого функционирования и развития на период действия выданных им лицензий.
Программные мероприятия
Нормативно-правовая область
1. Подготовка предложений и замечаний к проектам федеральных и республиканских законов и программ в части, касающейся развития туризма.
2. Разработка предложений по обеспечению кредитования туристических проектов и предоставлению соответствующих правительственных гарантий.
3. Подготовка предложений по льготному налогообложению в сфере социального и детско-юношеского и молодежного туризма.
4. Разработка системы мер, обеспечивающих все виды безопасности в сфере туризма.
5. Подготовка рекламного продукта, информационных сборников по туризму.
6. Разработка предложений по развитию транспортного обеспечения туризма в республике и в Троицко-Печорском районе в частности.
7. Подготовка предложений об упрощении въезда в РФ иностранных граждан Финляндии, Швеции, Германии, Англии.
8. Подготовка и заключение соглашений о сотрудничестве в области развития туризма с субъектами Российской Федерации, регионами, уполномоченными ведомствами и организациями зарубежных стран.
Регулирование туристической деятельности и управление развитием
1. Содействие в осуществлении комплекса мероприятий по стандартизации туристических услуг и услуг гостиниц, а также предприятий общественного питания.
2. Содействие в лицензировании туристической деятельности.
3. Реализация мер по защите прав потребителей в сфере туризма и ограничению монополистической деятельности на туристском рынке.
4. Представление своих туров на единых стендах Республики Коми при участии в международных туристических ярмарках и выставках.
5. Участие в организации и проведении туристических выставок в Республике Коми.
6. Содействие в осуществлении международного сотрудничества в области туризма.
7. Участие в организации и проведении фольклорных фестивалей и праздников.
8. Организация и проведение туристических лагерей и соревнований по детскому и юношескому туризму.
9. Участие и проведение международных семинаров и конференций по ключевым проблемам развития туризма.
Содействие развитию материальной базы туризма
1. Обеспечение условий для строительства и реконструкции туристических объектов Троицко-Печорского района.
2. Разработка организационно-финансовых схем осуществления реконструкции и строительства туристических объектов в районе.
3. Содействие реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие материальной базы туризма.
Рекламно-информационное обеспечение продвижения туристического продукта Троицко-Печорского района на внутреннем и внешнем рынках
1. Подготовка и издание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях туристического рынка Троицко-Печорского района.
2. Проведение рекламных кампаний в российской и зарубежной прессе с целью формирования благоприятного имиджа района и как региона, благоприятного для туризма.
3. Создание информационных банков данных туристических средств размещения, фирм, туров, туристических объектов и маршрутов Троицко-Печорского района.
4. Включение в единый информационный туристический центр Республики Коми.
Кадровое обеспечение
1. Содействие подготовке и переподготовке специалистов в области туризма в специальных учебных учреждениях.
2. Содействовать дальнейшему привлечению молодых кадров в район.
Научное обеспечение
1. Базовые научные исследования туристического потенциала Троицко-Печорского района.
2. Разработка экономического и правового механизма приоритетной поддержки въездного, внутреннего, социального, детско-юношеского и молодежного туризма как в районе, так и в республике в целом.
Реализация программных мероприятий будет стимулировать дальнейшее усиление позитивного влияния туристского комплекса на экономику и социальную сферу Троицко-Печорского района, а также увеличит значение туристской отрасли в структуре районного и регионального производства.
V. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программы предполагается за счет следующих источников:
1. Средства федерального бюджета в объемах, предусмотренных мероприятиями реализации второго этапа (2009-2010 г.г.), выделяемые на конкурсной основе в виде централизованных инвестиционных ресурсов.
2. Средства республиканского бюджета, предусмотренные постановлением Правительства РК от 27.03.06 г. "О стратегии экономического и социального развития РК на 2006-2010 годы и на период до 2015 года".
3. Средства бюджета муниципального района "Троицко-Печорский" в сумме не менее 10 млн. рублей.
4. Внебюджетные средства, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, средства частных отечественных и зарубежных инвесторов, целевые отчисления от прибыли организаций, заинтересованных в развитии туризма (на добровольной и договорной основе) в сумме не менее 10 млн. рублей.
Общий объём финансовых средств, необходимых для реализации системы программных мероприятий, составляет не менее 20 млн. рублей.
VI. Механизм реализации, организационное сопровождение и мониторинг выполнения программы
Механизм реализации программы предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения системы мероприятий и проектов развития материальной базы туризма в соответствии с содержанием программы.
Подготовка системы программных мероприятий и начало их реализации будут осуществляться путем ежегодного выделения бюджетных средств на выполнение программы администрации муниципального района "Троицко-Печорский" как заказчику, главному распорядителю бюджетных средств и основному исполнителю программы.
Исполнители обеспечивают выполнение программы и в случае необходимости определяют соисполнителей по профилю предусматриваемых мероприятий посредством заключения договоров и на основе проведения открытых конкурсов для выбора соисполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов на выполнение работ по каждому мероприятию.
Развитие материальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкретных приоритетных проектов, в основном за счет внебюджетных средств, привлекаемых в ходе проведения мер прямой и косвенной государственной поддержки при реализации инициативных негосударственных инвестиционных проектов. Прямую государственную поддержку реализации инвестиционных проектов программы предполагается осуществлять на условиях конкурсного размещения бюджетных кредитов.
Прочие меры государственной поддержки развития материальной базы туризма включают в себя предоставление налоговых льгот, государственных гарантий, разработку наиболее перспективных проектов развития материальной базы туризма (в том числе путем оказания организационно-методической помощи в бизнес-планировании), содействие в продвижении инвестиционных проектов, направленных на развитие туристской инфраструктуры, участие во внутренних и международных инвестиционных конкурсах, биржах, ярмарках и выставках, осуществление переговоров с потенциальными инвесторами. Предусматривается активное привлечение кредитов банков, средств фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в выгодном вложении средств и в получении прибыли, а также другие внебюджетные средства. При этом условия и меры государственной поддержки инвестиционных проектов будут определяться в каждом конкретном случае путём переговоров с инвесторами. Государственный заказчик программы при необходимости может обращаться в установленном порядке в федеральные и республиканские органы исполнительной власти с ходатайством о предоставлении организациям, участвующим в реализации программы, инвестиционных кредитов, целевых субсидий, а также с предложениями о других видах государственной поддержки.
Организация эффективного взаимодействия и сотрудничества с ведущими туристскими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями России и Республики Коми, туристскими фирмами и предприятиями, другими участниками туристской деятельности является важным условием реализации программных мероприятий.
С целью координации работ по реализации программы создается Координационный совет развития туризма в Троицко-Печорском районе, возглавляемый главой муниципального района "Троицко-Печорский". Взаимодействие администрации МР "Троицко-Печорский" с субъектами туристской деятельности по реализации мероприятий программы осуществляется через Совет учредителей и руководителей туристских фирм, баз, предприятий туриндустрии района и Информационного туристского центра района. Администрация МР ежегодно рассматривает на расширенном заседании с приглашением основных исполнителей и направляет в Правительство Республики Коми информацию о ходе реализации программы и об эффективности использования финансовых средств.
VII. Социально-экономическая эффективность реализации программы
Программа состоит из двух частей: системы мероприятий, рассчитанных на бюджетное финансирование, и перечня важнейших объектов туристской инфраструктуры, строительство которых должно вестись за счет кредитных и инвестиционных ресурсов.
Выполнение системы намеченных мероприятий приведет к укреплению материальной базы туризма, расширению географии и многообразия туристских маршрутов, позволит существенно усовершенствовать нормативную и организационную базу для осуществления туристской деятельности.
Принимая во внимание, что туризм, как никакая другая сфера экономики, способен оказывать стимулирующее влияние на функционирование многих смежных отраслей (торговля, транспорт, связь, строительство, производство товаров потребителя и др.), то реализация Программы будет способствовать общему оздоровлению экономики района, сохранению и созданию новых рабочих мест, увеличению финансовых поступлений в местный и республиканский бюджеты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.