Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Паспорт
республиканской целевой программы "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1997-2001 годы"
(утв. Указом Главы Республики Коми от 26 сентября 1996 г. N 253)
Наименование Программы
Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1997-2001 годы.
Основание для разработки Программы
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1102 "О федеральной целевой программе "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы".
Заказчики Программы
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Коми.
Основные разработчики Программы
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Коми (ЦГСЭН в РК)
Институт биологии Коми научного центра УрО РАН (ИБ)
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (Минприроды РК).
Цель и задачи Программы
Организация Республиканского аналитического центра по определению суперэкотоксикантов в окружающей среде;
проведение локального экологического и гигиенического мониторинга в зоне влияния Сыктывкарского ЛПК и Ухтинско-Сосногорского промузлов, инвентаризация сбросов и выбросов, а также контроль за содержанием диоксинов и диобензофуранов во внешней среде, включая продукты питания, питьевую воду;
санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей природной среды и здоровья населения Республики Коми в районах загрязнения диоксинами и диоксиноподобными токсикантами; создание информационной системы и банков данных по основным "диоксиноопасным" производствам и источникам на территории Республики Коми, уровня загрязнения диоксинами и диоксиноподобными токсикантами объектов внешней среды;
ранжирование территории Республики Коми по загрязненности диоксинами и диоксиноподобными токсикантами;
подготовка предложений по снижению выбросов диоксинов и диоксиноподобных токсикантов в окружающую среду и по защите населения от вредного воздействия диоксинов.
Сроки и этапы реализации Программы
1997-2001 годы
I этап - 1997-1998 годы;
II этап - 1999-2001 годы.
Объемы и источники финансирования
2900 миллионов рублей (в ценах 1 квартала 1996 г.), бюджет Российской Федерации - 800 миллионов рублей, республиканский бюджет Республики Коми - 1500 миллионов рублей, средства предприятий - 600 миллионов рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Организация системы экологического и санитарно-гигиенического мониторинга за диоксинами и диоксиноподобными токсикантами. Сокращение технологического загрязнения природной среды диоксинами и диоксиноподобными токсикантами и минимизация их вредного воздействия на здоровье населения на территории Республики Коми.
Система организации контроля за исполнением Программы
Департамент охраны окружающей среды и природных ресурсов Минприроды Республики Коми.
I. Обоснование Программы
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1102 "О федеральной целевой программе "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" рекомендовано субъектам Российской Федерации, имеющим территории, загрязненные диоксинами и диоксиноподобными токсикантами, и производства, являющиеся источниками их поступления в окружающую среду, разработать и утвердить в 1996-1997 годах целевые региональные программы неотложных мер по снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую среду и население.
Состояние проблемы
Диоксины и диоксиноподобные соединения - это глобальные суперэкотоксиканты с широким спектром биологического действия в исключительно низких дозах на все аэробные организмы, включая человека, и на экологические системы.
Диоксины - самые токсичные из полученных человеком соединений, обладают мутагенным, иммунодепрессантным, канцерогенным, тератогенным, эмбриотоксическим действием, вызывая своеобразный "химический СПИД". Эти соединения являются побочными продуктами в химической, целлюлозно-бумажной, металлургической, электротехнической и других отраслях промышленности. Они также образуются при сжигании мусора, бензина со свинцовыми присадками и т.п. Основные пути поступления диоксинов в организм человека - с питьевой водой, с продуктами питания и мелкодисперсными аэрозолями Они медленно разрушаются в среде обитания и накапливаются в организме, переходят в эмбрион и с молоком матери в значительных количествах поступают в организм новорожденных.
В Российской Федерации, в отличие от развитых стран, практически отсутствуют сведения о характере, масштабах и степени загрязнения и экомедицинской опасности диоксинов для населения и окружающей среды, до сих пор не созданы правовая и информационная базы, не проработаны экогигиенические нормативы.
На территории Республики Коми потенциальными источниками диоксиноподобных соединений и их предшественников являются предприятия лесохимического комплекса, главным образом, Сыктывкарский лесопромышленный комплекс (СЛПК). По данным международной экологической экспертизы (1993 г.), содержание соединений диоксинового ряда в пробах ила, отобранных ниже сброса сточных вод СЛПК, превысило фоновый уровень для данного района в 8,3 раза, а в шламах это превышение составило 1150 раз. Высокий уровень загрязнения р.Вычегды характеризует и тот факт, что даже через 300 км от места сброса сточных вод СЛПК содержание в донном иле диоксиноподобных загрязнений снизилось лишь в 1,5 раза. Очевидно, что зона активного диоксинового загрязнения не может быть ограничена только водными экосистемами р.Вычегды. Высокая устойчивость диоксиноподобных соединений в окружающей среде, выраженные кумулятивные свойства ставят территорию бассейна р.Вычегды ниже стоков СЛПК и прилегающие к ним районы в разряд наиболее приоритетных для оценки экологических и социально-экономических последствий загрязнения окружающей природной среды.
В настоящее время в Республике Коми отсутствуют лаборатории, оснащенные соответствующим аналитическим оборудованием, требуют тщательной проработки методические вопросы химико-аналитических исследований по определению суперэкотоксикантов в объектах окружающей среды. Все эти проблемы из-за больших материальных затрат, необходимых для их реализации, могут быть решены при условии целевого финансирования из бюджетов Республики Коми в рамках рассматриваемой Программы и финансовой поддержки из федерального бюджета, предусмотренной в мероприятиях федеральной программы.
Общая концепция решения проблемы диоксинов исходит из требований Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", реальных социально-политических и экономических условий, объективной оценке диоксиновой опасности для генофонда населения, животного и растительного мира и основывается на анализе данных состояния здоровья населения и результатов выборочного обследования содержания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов в объектах окружающей природной среды, питьевой воде и продуктах питания в Российской Федерации, а также из предпосылки, что решение данной проблемы, в первую очередь, зависит от отказа от диоксиноопасных производств и технологий.
Обеспечение защиты окружающей природной среды и населения Республики Коми от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов будет способствовать реализации Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236.
II. Цели и технико-экономическая эффективность Программы
Целями Программы являются:
создание Республиканского аналитического центра по определению суперэкотоксикантов в окружающей среде;
осуществление системных исследований, научно-технических разработок и решение задач по сокращению техногенного загрязнения природной среды диоксинами и аналогичными суперэкотоксикантами и минимизации их вредного воздействия на здоровье населения на территории Республики Коми;
санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей среды и здоровья населения в районах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами;
разработка и создание системы социально-медицинских мероприятий по диагностике, профилактике воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей, пострадавших в результате воздействия этих веществ.
Социальная эффективность реализации Программы достигается:
повышением достоверности и полноты информации о содержании диоксинов в природной среде и продуктах питания;
обеспечением государственного санитарно-эпидемиологического контроля за содержанием диоксинов в объектах окружающей среды, питьевой воде, продуктах питания, кормах, в промышленной продукции и отходах производства;
разработкой научно обоснованных рекомендаций по локализации, снижению поступлений этих веществ от известных источников и по реабилитации территорий и здоровья населения в диоксиноопасных районах республики;
разработкой правовых, экономических и организационных механизмов защиты окружающей природной среды и населения Республики Коми от диоксинов;
проведением локального экологического и гигиенического мониторинга, выявлением источников поступления диоксинов в окружающую природную среду и инвентаризацией диоксиноопасных технологий и производств;
получением объективных данных о санитарно-гигиеническом и медико-биологическом состоянии окружающей среды и здоровья человека в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами;
обеспечение диагностики, профилактики воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей, пострадавших в результате их воздействия.
Технико-экономическая эффективность Программы обеспечивается:
концентрацией необходимых финансовых и материальных ресурсов, их минимизацией за счет использования перспективных разработок, исключением дублирования в исследованиях и координацией усилий компетентных научно-исследовательских организаций.
Для финансирования мероприятий (приложение к республиканской программе), предусмотренных данной Программой и рассчитанных на 1997-2001 годы, необходимо выделение 2900 миллионов рублей (в ценах 1 квартала 1996 г.).
Трудовые ресурсы для реализации Программы включают в себя специалистов Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Коми, Института биологии Коми научного центра УрО РАН и привлекаемых на договорной основе специалистов профильных научно-исследовательских учреждений, вузов и других организаций.
Материальные ресурсы для реализации Программы выделяются исполнителям мероприятий по согласованию с заказчиками в пределах, предусмотренных сметной стоимостью соответствующих мероприятий Программы.
III. Основные направления Программы
1. Организация Республиканского аналитического центра по определению суперэкотоксикантов в окружающей природной среде.
2. Внедрение в практику надзорных служб экологических и санитарно-гигиенических нормативов по контролю за содержанием диоксинов в различных объектах.
3. Разработка системы комплексной экономической оценки ущерба окружающей природной среды от загрязнения диоксинами, базовых нормативов платы за выбросы диоксинов в окружающую природную среду.
4. Разработка гибкой системы мер экономического стимулирования при создании и внедрении диоксинобезопасных технологий.
5. Выявление на территории Республики Коми источников диоксинов и диоксиноподобных соединений и определение сферы их влияния.
6. Организация системы контроля за выбросами диоксинов и диоксиноподобных соединений.
7. Подготовка предложений по защите населения Республики Коми от загрязнения среды диоксинами.
8. Научно-информационная и просветительская деятельность, подготовка аналитических материалов и докладов по проблеме диоксинов, создание банков данных по основным диоксиноопасным производствам и источникам на территории Республики Коми.
9. Ранжирование территории Республики Коми по загрязненности диоксинами и диоксиноподобными токсикантами.
IV. Механизм реализации и конечные результаты Программы
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственными заказчиками:
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - по экологическим аспектам проблемы диоксинов;
Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Коми - по санитарно-гигиеническим аспектам проблемы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для республиканских и федеральных государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками Программы со всеми исполнителями программных мероприятий.
В результате реализации Программы будет:
организована система экологического и санитарно-гигиенического мониторинга за диоксинами и диоксиноподобными токсикантами;
сокращено технологическое загрязнение природной среды диоксинами и диоксиноподобными токсикантами и минимизировано их вредное воздействие на здоровье населения республики;
подготовлен переход к следующему этапу решения проблемы защиты окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов - снижению уровня загрязнения ими территории Республики Коми до физиологически допустимых норм путем разработки и организации системы постоянного мониторинга окружающей среды, реализации плана мероприятий по локализации и снижению уровня загрязнения территории республики диоксинами, реабилитации здоровья населения, реорганизации диоксинпродуцирующих производств и внедрения диоксинобезопасных технологий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.