Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Паспорт
Республиканской целевой программы поддержки Печоро-Илычского биосферного государственного природного заповедника на период до 2000 года
(утв. Указом Главы Республики Коми от 27 декабря 1996 г. N 350)
Наименование Программы
- "О поддержке Печоро-Илычского биосферного государственного природного заповедника на период до 2000 года".
Основание для разработки Программы
- Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 1995 г. N 1032 "О Федеральной целевой программе государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года" и распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1500-р.
Заказчик Программы
- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Основные разработчики Программы
- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Печоро-Илычский биосферный государственный природный заповедник.
Цель и задачи Программы
- охрана Печоро-Илычского заповедника от незаконного использования его ресурсов и пожаров; сохранение типичных и уникальных природных ландшафтов, объектов природного и культурного наследия на территории заповедника; оценка биологической значимости его территории; организация эколого- и культурно-просветительской деятельности заповедника.
Сроки и этапы реализации Программы
- 1997-2000 годы.
1 этап - 1997-1998 годы,
2 этап - 1999-2000 годы.
Основные мероприятия Программы
- оформление границ заповедника, лесоустройство, обследование территорий с оценкой их биологической значимости и охрана лесов от пожаров; эколого-просветительская деятельность; поддержка коллекционных, музейных и библиотечных фондов заповедника.
Исполнители Программы
- Печоро-Илычский биосферный государственный природный заповедник, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Объемы и источники финансирования
- 1427,9 миллиона рублей (в ценах 1 квартала 1996 г.), в том числе: 1261,9 миллиона рублей - республиканский бюджет Республики Коми, 166 миллионов рублей - внебюджетный государственный экологический фонд Республики Коми.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
- сохранение уникальной территории заповедника, включенного в ЮНЕСКО в Список всемирного наследия, от пожаров и незаконного использования его ресурсов, вовлечение заповедника в систему экологического образования и просвещения населения Республики Коми.
Контроль за исполнением Программы
- контроль за исполнением Программы и целевым использованием средств осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Республиканская целевая программа
поддержки Печоро-Илычского биосферного государственного природного заповедника на период до 2000 года
Обоснование Программы
Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 1995 г. N 1032 утверждена Федеральная целевая программа государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1996 г. N 1500-р рекомендовано субъектам Российской Федерации, на территориях которых имеются государственные природные заповедники и национальные парки, предусматривать при формировании соответствующих бюджетов выделение средств на реализацию мероприятий Федеральной программы.
Состояние проблемы
Единственный в Республике Коми Печоро-Илычский государственный природный заповедник, образованный в 1930 году и имеющий площадь 721,3 тысячи га, является одним из крупнейших и старейших в Европе.
Значение заповедника трудно переоценить, так как это единственное место в Европе, где сохранились сплошные массивы никогда не вырубаемых равнинных, предгорных и горных лесов.
Здесь произрастают 66 видов эндемов и субэндемов Урала и европейского Северо-Востока, отнесенных к очень редким видам, и 61 - регионально редких видов.
Шесть позвоночных, обитающих в заповеднике, включены в Красную книгу Российской Федерации.
Водная среда является местом обитания и нереста ценных видов рыб - хариуса европейского, лосося атлантического, сига, тайменя и др.
В 1949 году в заповеднике создана первая в мире опытная лосеферма.
В 1984 году заповеднику присвоен статус биосферного. В 1995 году заповедник первым в России включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
До 60-х годов проблема охраны заповедника от пожаров и незаконного использования его природных ресурсов ввиду труднодоступности его территории и малочисленности местного населения не стояла так остро.
Последующее резкое увеличение объемов лесоэксплуатации, сопровождавшееся строительством дорог, вплотную примыкающих к заповеднику, и поселков, вызвавшее рост населения, обострили проблемы охраны территории заповедника.
Тем не менее ситуация была вполне контролируемой, так как заповедником, имевшим достаточную материально-техническую и правовую государственную поддержку, осуществлялся в необходимом объеме авиа- и наземный контроль за территорией.
Со второй половины 80-х годов с началом хронического недофинансирования деятельности заповедника из федерального бюджета одновременно начинает резко возрастать пресс незаконного использования его территории и браконьерства.
По сравнению с 1995 годом за 9 месяцев текущего года произошло увеличение случаев незаконного рыболовства в 4 раза, охоты - в 3 раза.
Если раньше заповедник имел дело с нарушениями местных жителей, то сейчас неоднократно регистрируются случаи незаконного авиа- и наземного проникновения на его территорию нарушителей из Свердловской, Пермской, Тюменской областей.
С 1994 года заповедник не имеет возможности заключать договоры на авиационную охрану лесов от пожаров.
Сочетание все более ухудшающейся ситуации по поддержанию установленного охранного режима заповедника и широких материально-технических возможностей частных лиц и групп, незаконно проникающих на его территорию, приводит к увеличению масштабов бесконтрольного использования природных ресурсов заповедника.
В результате чего природно-заповедному фонду охраняемой территории наносится существенный экономический и экологический ущерб.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" одним из важных направлений достижения целей и задач создания заповедника является организация эколого-просветительской и научно-исследовательской деятельности, ибо работа по пресечению нарушений природоохранительного законодательства только тогда становится наиболее эффективной, когда сочетает в себе элементы предупреждения и профилактики подобных нарушений.
Рассматривая с этой стороны деятельность Печоро-Илычского заповедника, приходится признать, что все усилия в этом направлении ввиду отсутствия необходимых средств не находят должного воплощения.
Здание, используемое заповедником в качестве музея природы, построено в 1905 году, более 10 лет не производился даже косметический ремонт коллекционных и библиотечных помещений.
С 1990 года неукоснительно снижалось число научных и научно-популярных публикаций заповедника.
Последний информационный бюллетень о заповеднике был издан в 1980 году тиражом 1000 экземпляров.
Отсутствует элементарная возможность осуществления редакционно-издательской, лекционно-экскурсионной деятельности и семинаров, организации эколого-пропагандистской деятельности из-за отсутствия необходимого оборудования, начиная от стульев и стеллажей и заканчивая фото- и видеооборудованием и материалами.
Практика показывает, что только целенаправленная государственная поддержка особо охраняемых природных территорий и, в первую очередь - заповедников, позволяет сохранить природный генофонд экосистем, способствует сохранению биоразнообразия, устойчивости природной среды и развитию экологического мировоззрения населения.
Цели и задачи Программы
Программа направлена на сохранение уникального природного потенциала Печоро-Илычского биосферного заповедника для обеспечения устойчивого развития природных экосистем заповедника и сопредельных территорий, использования их в научных и рекреационных целях.
Основные задачи Программы заключаются в:
организации системы контроля и охраны территории заповедника от пожаров и незаконного использования его ресурсов;
создании материально-технической базы для организации рациональной эколого- и культурно-просветительской деятельности;
государственной поддержке музейной и научно-исследовательской деятельности;
включении заповедника в систему экологического образования и просвещения населения республики,
создании научно-обоснованных критериев для определения биологической значимости охраняемых территорий,
повышении роли и ответственности органов управления и граждан в сохранении особо охраняемых природных территорий.
Технико-экономическая эффективность Программы
Технико-экономическая эффективность Программы обеспечивается концентрацией необходимых финансовых и материальных ресурсов, координацией усилий федеральных и республиканских производственных, научно-технических и исследовательских организаций.
На финансирование Программы, рассчитанной на 1997-2000 годы, потребуется 1427,9 млн. рублей (в ценах 1 квартала 1996 г.).
Трудовые ресурсы для реализации Программы включают в себя специалистов Печоро-Илычского биосферного государственного природного заповедника, структурных подразделений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, привлекаемых на договорной основе специалистов производственных, научно-исследовательских организаций.
Материальные ресурсы для выполнения Программы выделяются исполнителям мероприятий по согласованию с заказчиком в пределах, предусмотренных сметной стоимостью соответствующих мероприятий Программы.
Основные мероприятия Программы
Оформление границ заповедника, лесоустройство, обследование территорий и охрана лесов от пожаров
В целях создания действенной охраны территории заповедника, внешняя граница которого имеет протяженность 679 км (в т.ч. сухопутная - 317 км), следует предусмотреть, в первую очередь, оформление должным образом границ заповедника. Сюда включается проведение работ по расчистке просек шириной 4 м по периметру сухопутной границы и установлению аншлагов (опознавательных знаков). Это позволит исключить ссылку потенциальных нарушителей на незнание границ заповедной территории.
Для определения экологической ценности различных природных ландшафтов заповедника, в целях установления дифференцированных нагрузок на природные экосистемы предусматривается проведение оценки биологической значимости территории заповедника.
В этой связи планируются создание ряда карт, разработка оценочной шкалы, которая может послужить основой для наложения штрафных санкций нарушителям в зависимости от ценности нарушенных природных компонентов.
Одним из главных видов в организации охраны территории заповедника является авиапатрулирование по оперативному пресечению браконьерства и лесных пожаров.
Авиационная охрана включает в себя:
ежегодное наблюдение и охрану лесов от пожаров по договорам с Сыктывкарской авиабазой;
патрулирование вероятных мест несанкционированных посещений заповедника;
проведение рейдов по пресечению браконьерства совместно с органами по охране природы, рыбинспекции, охотинспекции, внутренних дел;
контрольные облеты территории в наиболее опасные периоды времени.
Эколого-просветительская деятельность
В рамках эколого-просветительской деятельности предусматривается существенная активизация работ по изданию на современном уровне фото-, видео-, печатной продукции о заповеднике.
В целях максимального привлечения различных слоев населения и организаций-природопользователей к проблемам заповедных территорий и повышения их роли в сохранении устойчивого развития планируется создание и проведение цикла лекционно-экскурсионных занятий, научных семинаров, в том числе межрегионального и международного уровней.
Путем организации тесного сотрудничества заповедника, обладающего особым научно-воспитательным потенциалом, с образовательными учреждениями республики предполагается вовлечение его в систему экологического образования и просвещения населения республики.
Поддержка коллекционных, музейных и библиотечных фондов
В целях должного хранения и использования уникальной информации архива и коллекционных фондов и материалов, научных и природных экспонатов, накопленных за более чем 65-летнюю историю существования заповедника, предусматривается подготовка музейных помещений и хранилищ, что включает в себя ремонт помещений, книжных и коллекционных хранилищ, системы отопления, замену электропроводок.
Техническое обустройство помещений неразрывно связано с наращиванием эколого-просветительской деятельности.
В этой связи предполагается осуществить обустройство и подготовку мест установки кино-, видео- и аудиоаппаратуры, хранения кино- и видеоматериалов, закупку стульев для посетителей. Приобретение стеллажей и мелкого инвентаря позволит организовать постоянно действующие экспозиции и проводить обновление выставочных экспонатов, а также снимет проблемы с размещением библиотечного фонда.
Объемы и источники финансирования Программы
Программа построена с учетом некоммерческого характера деятельности заповедника, а также экономического положения в республике, по принципу минимальной достаточности, обеспечивающей возможность функционирования заповедника в соответствии с целями и задачами его создания.
Финансирование Программы предусматривается из республиканского бюджета Республики Коми и внебюджетного государственного экологического фонда Республики Коми в соответствии со статьями Федеральной целевой программы государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года.
Затраты на реализацию Программы составят 1427,9 миллиона рублей (в ценах 1 квартала 1996 г.), в том числе:
1261,9 миллиона рублей - из республиканского бюджета Республики Коми;
166 миллионов рублей - из внебюджетного государственного экологического фонда Республики Коми.
При этом наиболее ресурсоемкими являются первые два года выполнения Программы, как годы вывода заповедника из кризисного состояния и стабилизации его деятельности (1997-1998 годы - 1008,90 миллиона рублей, в том числе:
885,90 миллиона рублей - из республиканского бюджета Республики Коми;
123 миллиона рублей - из внебюджетного государственного экологического фонда Республики Коми.
Механизм реализации и конечные результаты Программы
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяет государственный заказчик - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Выполнение Программы осуществляется на основе государственного контракта (договора) на закупку и поставку продукции для республиканских и федеральных государственных нужд, заключаемых государственным заказчиком Программы со всеми исполнителями программных мероприятий.
В результате реализации Программы будет:
проведено четкое разграничение территории заповедника;
организован регулярный наземный и авиаконтроль за территорией заповедника, что в конечном итоге должно способствовать созданию эффективной системы охраны Печоро-Илычского биосферного государственного природного заповедника от незаконного использования его ресурсов и от пожаров;
создана оценочная шкала для выявления биологической значимости заповедных территорий;
организована широкая пропагандистская деятельность об экологической значимости заповедника;
организовано включение заповедника в единую систему экологического образования населения республики, а также вовлечение его в культурно-просветительскую деятельность;
достигнуто повышение престижа Республики Коми на федеральном и международном уровнях как активного участника в проведении приоритетной экологической политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.