Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Основные направления социальной политики в Республике Коми
(утв. Указом Главы Республики Коми от 21 июня 1995 г. N 250)
Социальная политика в Республике Коми направлена главным образом на стимулирование экономической активности трудоспособных членов общества, содействие развитию предпринимательства и самозанятости населения, адресную поддержку граждан, наиболее в ней нуждающихся, создание механизмов реализации принципов социальной политики, адекватных новым экономическим условиям.
В нынешней ситуации необходимо изменить механизм и источники финансирования социальной сферы, создать предпосылки для постепенной трансформации общественных фондов потребления в доходы населения. Практику прямого бюджетного дотирования отраслей сферы обслуживания населения должны сменить потоки трансфертных платежей, обеспечивающих государственные социальные гарантии и защиту малообеспеченных слоев населения.
I. Основные приоритеты социальной политики
Главной целью социальной политики в Республике Коми на ближайшую перспективу станет стабилизация уровня жизни населения.
Основными приоритетами социальной политики в Республике Коми в условиях переходного периода к рыночной экономике являются:
усиление социальной направленности экономической реформы, прогнозирование и учет социальных последствий при принятии решений;
стабилизация и рост реальных денежных доходов населения, достижение оптимального соотношения доходов активной части населения и нетрудоспособных граждан;
создание правовых и экономических условий трудоспособным гражданам для обеспечения своего благосостояния на трудовой и предпринимательской основе;
обеспечение государственных гарантий в социальной сфере;
повышение эффективности социальной помощи и поддержки особо нуждающихся граждан;
сдерживание массовой безработицы, воздействие на занятость населения.
II. Политика в сфере труда и трудовых отношений
Основным направлением политики в сфере труда и трудовых отношений является создание экономических и правовых условий трудоспособным гражданам для обеспечения своего благосостояния на трудовой и предпринимательской основе.
1. Оплата труда
Органы государственного управления Республики Коми содействуют развитию рыночных отношений в вопросах оплаты труда, обеспечивают работникам соблюдение законодательных гарантий оплаты труда в соответствии с его результатами и стоимостью рабочей силы на рынке труда.
Формы, системы и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников внебюджетного сектора экономики устанавливаются предприятиями самостоятельно не ниже установленной минимальной заработной платы, выступающей в качестве социального норматива.
Осуществляются меры по совершенствованию оплаты и нормирования труда, усилению стимулирующей роли заработной платы в повышении эффективности труда, устранению с одной стороны уравнительности и с другой - неоправданных диспропорций в уровне оплаты труда работников отдельных отраслей и предприятий.
Регулирование средств на оплату труда осуществляется преимущественно через оптимизацию налогового механизма.
Намечаются меры по усилению контроля за соблюдением условий применения порядка оплаты труда работников представительной и исполнительной власти в учреждениях и организациях, деятельность которых финансируется из республиканского бюджета, работников отраслей социальной сферы, а также во внебюджетных фондах, своевременному пересмотру ставок и окладов в связи с индексацией минимальной заработной платы, снижению задолженности по выплате заработной платы.
Продолжается работа по упорядочению контрактной формы оплаты труда руководителей государственных предприятий.
2. Социальное партнерство
Правительство Республики Коми принимает участие в подготовке Генерального Соглашения по социально-экономическим вопросам между Правительством Республики Коми, Союзом предпринимателей Республики Коми и Федерацией профсоюзов Республики Коми, осуществляет контроль за выполнением обязательств сторон и реализацией мероприятий Соглашения, учитывает конструктивные предложения социальных партнеров при подготовке нормативных актов, регулирующих трудовые отношения.
3. Охрана труда и социальное страхование
Главной задачей органов государственного управления в области охраны труда остается обеспечение гарантий работникам предприятий всех форм собственности безопасных условий труда, соответствия их требованиям норм и правил техники безопасности.
Осуществляется государственный надзор и контроль за соответствием рабочих мест требованиям охраны труда, принимаются меры по повышению ответственности руководителей предприятий за выполнение законодательства по охране труда. Меры по укреплению системы контроля за соблюдением прав наемных работников направлены в первую очередь на решение организационных вопросов, связанных с деятельностью государственной инспекции надзора, разработки механизма воздействия на руководителей предприятий в случае нарушения ими законодательства по охране труда.
В отношении социального страхования трудящихся намерения органов государственной власти Республики Коми связаны прежде всего с повышением его надежности в обеспечении минимальных государственных гарантий социального страхования, предусмотренных законодательством.
Вместе с тем оказывается всемерная поддержка развитию дополнительных негосударственных форм социального страхования.
4. Защита трудовых прав граждан
В целях защиты трудовых прав наемных работников предприятий всех форм собственности и учреждений бюджетной сферы создается действенная система контроля со стороны государственных исполнительных органов, укрепление структуры правовых инспекций труда.
III. Политика занятости
Политика в сфере занятости направлена на сдерживание массовой безработицы, усиление гарантий занятости трудоспособного населения, содействие занятости лиц с пониженной конкурентоспособностью и ограниченными возможностями на рынке труда.
Предусматриваются меры по усилению активных действий со стороны служб занятости. Наряду с этим оказывается поддержка развития малого предпринимательства и самозанятости населения (создание кооперативов и фермерских хозяйств, развитие мелкого и среднего бизнеса, различных форм надомного труда), предоставляется организационная и финансовая помощь в профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан.
Разрабатывается и реализуется Программа содействия занятости населения республики, включающая меры по созданию дополнительных рабочих мест в городах и районах республики с учетом их специфики прежде всего в непромышленной сфере деятельности, квотирование и бронирование рабочих мест для лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда, предоставление рабочих мест на общественных работах, трудоустройство молодежи. Выполнение мероприятий Программы может стать важнейшим фактором экономического развития и стабильности на рынке труда. Необходимо усовершенствовать механизм стимулирования руководителей предприятий # сохранения и перепрофилирования имеющихся рабочих мест и создания новых, предоставления ощутимых льгот предприятиям, использующим труд граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите.
Реализуется механизм регулирования рынка труда в период возникновения кризисной ситуации.
IV. Миграционная политика
Миграционная политика направлена на упорядочение и регулирование миграционных потоков на основе мониторинга, изучения и прогнозирования миграционных процессов.
Разрабатывается республиканская Миграционная Программа, включающая меры государственной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев, прибывающих в республику.
Принимаются меры по регулированию привлечения и использования в республике иностранной рабочей силы.
Вместе с тем органы государственного управления Республики Коми осуществляют политику постепенного отселения части избыточного населения из районов Крайнего Севера в другие регионы с целью смягчения демографической ситуации, снижения нагрузки на социальную инфраструктуру и защиты здоровья граждан от воздействия экстремальных природно-климатических условий.
V. Социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан
Политика органов государственной власти направлена на предоставление гражданам республики минимальных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и достижение приемлемого уровня жизни.
В условиях сложной экономической обстановки при дефиците финансовых возможностей республиканского и местных бюджетов органы государственного управления Республики Коми намерены реформировать систему социальной помощи и поддержки в пользу наиболее уязвимых категорий населения.
1. Пенсионное обеспечение
Основная цель политики в области пенсионного обеспечения - стабилизация уровня жизни пенсионеров республики, создание надежной системы пенсионного обеспечения с учетом трудового вклада и роста стоимости жизни.
Правительство Республики Коми осуществляет реализацию мер по повышению уровня доходов пенсионеров республики на региональном уровне исходя из имеющихся финансовых ресурсов, своевременному начислению и перерасчету пенсий и компенсаций с учетом изменения потребительских цен и тарифов на товары и услуги.
Вместе с тем оказывается содействие развитию негосударственных фондов пенсионного обеспечения с целью выплаты дополнительных пенсий за счет средств работодателей и работников.
2. Социальная помощь нуждающимся гражданам
Социальная помощь со стороны государства предоставляется прежде всего нетрудоспособным малообеспеченным гражданам, наиболее незащищенным в условиях формирования рыночных отношений.
Главной целью проводимой политики социальной помощи и поддержки отдельных категорий населения становится сокращение масштабов бедности. Основным принципом оказания социальной помощи является ее адресный характер.
К контингентам населения, которые нуждаются в первоочередном порядке в предоставлении социальной помощи, относятся: престарелые граждане, одинокие пенсионеры и одинокие супружеские пары, неспособные к самообслуживанию, инвалиды 1 и 2 групп, одинокие и престарелые родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, семьи с детьми-инвалидами, многодетные матери (с тремя и более детьми), дети-сироты, лица, попавшие в экстремальные ситуации.
Разрабатывается и реализуется механизм оказания социальных услуг и предоставления льгот, соответствующий новым экономическим условиям. Критерием предоставления социальной помощи должно стать материальное положение граждан. Право на получение льгот и социальных пособий поставлено в прямую зависимость от размера среднедушевого совокупного дохода, имущественного положения семьи, а также наличия объективных причин невозможности получения трудового дохода и самостоятельного преодоления бедности.
Социальная помощь гражданам предоставляется преимущественно в заявительной форме.
Основой для оценки материального положения семьи является утвержденный бюджет прожиточного минимума для соответствующих категорий населения, дифференцированный по территориям республики.
Социальная помощь предоставляется отдельным категориям населения в денежной и натуральной форме, в виде услуг и льгот в соответствии с законодательными актами, а также с учетом конкретных условий и исходя из целесообразности выбора.
Система денежной помощи включает: социальные пособия по бедности, доплаты к пенсиям и пособиям при наличии финансовых средств, целевые пособия, предназначенные для удовлетворения первостепенных потребностей, пособия на оплату жилья и коммунальных услуг, оказание материальной помощи и другие.
Натуральная помощь может заменить или дополнить денежное обеспечение малообеспеченных граждан и в ряде случаев является предпочтительной (продукты питания, одежда, топливо, лекарства и т.п.). Адресную помощь малообеспеченным семьям (особенно многодетным) необходимо оказывать в основном в виде натурального обеспечения. Гражданам могут оказываться бесплатные услуги юридического, медицинского, психологического характера центрами социального обслуживания, срочная социальная помощь, надомное социально-бытовое обслуживание. Принимаются меры по совершенствованию системы социального обслуживания отдельных категорий населения, нуждающихся в повышенной социальной защите, созданию специализированных отделений социальной помощи на дому, отделений срочной социальной помощи, территориальных центров и специальных домов по обслуживанию одиноких престарелых, приютов для временного проживания детей, детских домов, созданию благоприятной среды для инвалидов, обеспечивающей нормальную их жизнедеятельность, реабилитационных центров для инвалидов и подростков, телефонов доверия, центров по работе с молодежью и молодыми семьями. Для смягчения проблемы лиц без определенного места жительства предполагается расширить сеть домов ночного пребывания.
Необходимо пересмотреть систему льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг транспорта, связи и других льгот, предусмотренных республиканским законодательством, сократив расходы на эти цели в соответствии с принципом адресности государственной поддержки и с учетом их социальной и политической значимости.
В условиях ограниченных бюджетных возможностей предстоит изменить механизм реализации прав граждан на пользование льготами. Определенные виды льгот могут направляться непосредственно гражданам в денежном выражении без финансирования предприятий, обслуживающих население, и заключения соответствующих договоров.
Источниками финансирования мероприятий социальной помощи и поддержки населения являются республиканский бюджет, бюджеты городов и районов, фонд социальной поддержки населения, другие внебюджетные фонды. Дополнительная социальная поддержка населения осуществляется за счет фондов предприятий, организаций и учреждений, а также благотворительных фондов.
VI. Политика в области развития социальной сферы
Государство гарантирует гражданам республики обеспечение минимального набора общедоступных и бесплатных услуг социальной сферы. Приоритетным направлением политики в Республике Коми в области развития социальной сферы является обеспечение стабильного финансирования и функционирования учреждений медицины, образования, культуры и жилищно-бытового обслуживания, восстановление и развитие социальной инфраструктуры, особенно в сельской местности.
В связи с ограничениями бюджетных возможностей предпринимаются меры, направленные на рационализацию расходования государственных средств, развитие сети дополнительных услуг отраслей социальной сферы, предоставляемых населению на платной основе.
1. Здравоохранение
Главной целью политики в Республике Коми в области здравоохранения является сохранение, поддержание и улучшение здоровья граждан.
Основные направления этой политики: обеспечение гражданам минимальных гарантий получения медицинской помощи в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования, повышение качества медицинского обслуживания, обеспечение санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия, улучшение лекарственного обеспечения, медико-социальная поддержка незащищенных и малообеспеченных слоев населения.
Одним из факторов формирования системы охраны здоровья населения в новых условиях рыночной экономики станет развитие обязательного медицинского страхования для всего населения республики. Кроме того, в республике будет развиваться обязательное лекарственное страхование. Таким образом, в республике будет происходить процесс реформирования бюджетной медицины в бюджетно-страховую медицину. Продолжится формирование рынка медицинских услуг, предоставляемых на платной основе. Платные медицинские улуги# станут дополнением к минимальному объему гарантированного медицинского обслуживания.
Вместе с тем принимаются меры по бесплатному и льготному обеспечению лекарственными средствами некоторых категорий населения в рамках лекарственного страхования.
Предусматривается повысить эффективность работы участковых больниц в сельской местности, улучшить качество медицинского обслуживания в специальных санаториях и интернатах, усилить контроль за целевым использованием санитарно-курортных# учреждений.
Продолжится создание территориальных центров оказания специализированной медицинской помощи. Будет продолжена практика предоставления консультационно-диагностической помощи сельскому населению (в виде консультаций республиканского диагностического центра и создания выездных диагностических бригад).
Здоровье населения напрямую зависит от природно-климатических, санитарно-эпидемиологических, экологических условий жизнедеятельности, качества питания и уровня других критериев качества жизни. Органы государственного управления Республики Коми осуществляют комплексный подход к решению острых проблем сохранения здоровья населения, включающий в себя вопросы политического, экономического и социального характера.
2. Физкультура и спорт
Политика в Республике Коми в области физкультуры и спорта направлена на обеспечение выполнения Закона Республики Коми "О физической культуре и спорте" и республиканской программы "Здоровье" в части раздела мероприятий по организации физкультурно-массовой, оздоровительной и спортивной работы.
Приоритетными направлениями политики являются: развитие детско-юношеского спорта, физкультурно-оздоровительная работа среди дошкольников и учащейся молодежи, сохранение и укрепление материально-технической базы физкультуры и спорта.
3. Образование
Политика в сфере образования направлена на выполнение Закона Республики Коми "Об образовании" и республиканской программы "Образование".
Органы государственного управления Республики Коми обеспечивают гарантии бесплатного и общедоступного начального общего, основного общего, среднего общего и начального профессионального образования; бесплатного, на конкурсной основе, среднего и высшего профессионального образования, общедоступного дошкольного образования.
Политика в сфере образования предусматривает меры стабилизации финансирования и функционирования государственных образовательных учреждений, обеспечению всех обучающихся бесплатным комплектом учебников, развитию и поддержке основных и дополнительных образовательных программ, негосударственных форм образования, разумному сочетанию платности и бесплатности образовательных услуг, совершенствованию социальной защиты детей дошкольного, школьного возраста и студентов.# Осуществляются меры по поддержке системы дошкольного образования, регулированию предельных размеров родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и нормативов льготирования групп населения в этой части. Наряду с этим предусматривается укрепление и развитие материально-технической базы государственных образовательных учреждений.
Органы государственного управления оказывают содействие развитию высших учебных заведений республики, укреплению их кадрового и научно-технического потенциала, предпринимают меры по наиболее эффективному использованию молодых специалистов в отраслях экономики республики.
4. Наука
Целью научной политики становится увеличение вклада науки в решение острейших проблем социально-экономического развития республики.
Политика в Республике Коми в сфере науки является составной частью социально-экономической политики и направлена на повышение эффективности научной деятельности, более полное использование результатов фундаментальных и прикладных исследований в народном хозяйстве республики.
Органы государственного управления Республики Коми оказывают содействие научно-технической деятельности, направленной на получение, развитие, распространение и применение новых знаний в области решения технологических, инженерных, экономических, экологических, социальных и гуманитарных проблем, обеспечивают финансирование и стабильное функционирование научных учреждений, содействуют привлечению средств внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и населения для финансирования научных разработок, коммерциализации научных идей.
Органы государственного управления Республики Коми определяют приоритеты развития научно-технического потенциала. Для определения приоритетных научных исследований, имеющих первостепенное значение для народного хозяйства республики и их координации организуется работа Координационного Центра при Главе Республики Коми.
Осуществляется первоочередное бюджетное финансирование приоритетных научных исследований, принимаются меры по организационной поддержке, установлению связей науки с другими отраслями народного хозяйства республики.
5. Культура
Главной целью политики в сфере культуры является создание условий для сохранения и развития культурных ценностей, обеспечение преемственности культурных традиций, воспроизводство культурного потенциала Республики Коми.
Основными направлениями политики в сфере культуры являются:
сохранение и использование недвижимых памятников истории и культуры, музейных и библиотечных фондов, осуществление комплекса мер по повышению эффективности их использования;
сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры, поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности;
сохранение и развитие национального профессионального искусства, поддержка классических видов художественной культуры, молодых дарований в сфере культуры и искусства, творческих союзов;
поддержка образования в области культуры и искусства, обеспечение воспроизводства творческих кадров, сохранение и укрепление национальных творческих школ;
межнациональное культурное сотрудничество, поддержка национальных культурных инициатив народов, проживающих в Республике Коми, укрепление культурных связей с соотечественниками за пределами республики, финно-угорскими государствами и республиками;
сохранение и развитие системы киновидеообслуживания населения, создание условий для сохранения киновидеопрокатных организаций, кинотеатров, сельских киноустановок, пропаганды лучших произведений мирового и отечественного кино;
обеспечение деятельности организаций культуры, осуществление мер по формированию базы учреждений культуры и искусства, улучшению социально-бытовых условий жизни их работников.
6. Жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищная политика в Республике Коми предусматривает постепенный переход жилищной сферы в режим самофинансирования. Бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства сменит механизм перераспределения средств общественных фондов потребления в пользу нетрудоспособных малообеспеченных граждан.
Процесс приватизации жилищного фонда осуществляется с учетом специфики формирования рынка жилья в условиях Севера и перспектив развития городов и районов республики. Превалирующей формой собственности в структуре жилищного фонда республики, особенно в районах Крайнего Севера, должна остаться муниципальная.
Вместе с тем стимулируется инвестиционная деятельность в жилищном строительстве и привлечение средств населения на эти цели.
Органами государственного управления Республики Коми используются различные формы государственной поддержки малоимущих слоев населения в оплате строительства, приобретения и содержания жилья.
VII. Семейная политика
Семейная политика как составная часть социальной политики представляет собой систему мер экономического, правового и воспитательного характера, направленных на улучшение жизнедеятельности семьи.
Приоритетным направлением в сфере семейной политики будет создание условий для реальной экономической самостоятельности семьи. Имеется в виду обеспечение гарантий занятости трудоспособных членов семьи, развитие многообразных форм семейного предпринимательства, поддержки надомных видов труда.
В то же время органы государственного управления осуществляют меры социальной поддержки семьям, не имеющим возможности в силу объективных обстоятельств самостоятельно обеспечить себе приемлемый уровень жизни.
Предоставляются различные виды социальной помощи многодетным и неполным семьям, семьям, имеющим инвалидов. Усилия органов государственного управления направлены также на социальную защиту детей, снижение масштабов социального сиротства, ослабление остроты проблем семьи в деле воспитания детей.
Органы государственного управления оказывают семье материальную, юридическую и психологическую помощь, содействуют развитию новой системы подготовки детей и подростков к семейной жизни.
VIII. Молодежная политика
Государственная молодежная политика является неотъемлемой частью общей социальной политики в республике и направлена на создание правовых, экономических и организационных условий для созидательной деятельности молодых граждан. Главной целью молодежной политики остается включение молодежи в социально-экономическую, политическую, культурную жизнь общества, усиление гарантий в получении образования, обеспечении занятости молодых людей, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.
Органы государственного управления предпринимают меры по социальной защищенности молодых граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию, содействуют социальной адаптации молодых людей, оказавшихся в особо неблагоприятных условиях в силу физических недостатков (инвалидность), оказывают поддержку молодежному предпринимательству, развитию молодежных объединений, формированию условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, активизацию научно-технической, творческой и инновационной деятельности молодых людей.
IX. Политика в области решения проблем населения в условиях работы и жизни в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Социальная политика в Республике Коми основывается на учете региональной северной специфики, обуславливающей сложность социальных проблем и особенности реформирования экономики.
Органы государственного управления Республики Коми концентрируют свои усилия на обеспечении гражданам республики приемлемых условий жизнедеятельности, решении проблем, связанных со здоровьем, экологией и культурой коренных народов, развитием социальной инфраструктуры.
Одним из главных направлений социальной политики в Республике Коми в условиях Севера является обеспечение своевременного и достаточного завоза продовольствия, товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения.
Органы государственного управления Республики Коми содействуют созданию условий для переселения части населения из районов Крайнего Севера. Новые производственные мощности, расположенные в районах Крайнего Севера, будут развиваться с привлечением рабочей силы преимущественно вахтовым методом.
Органы государственного управления Республики Коми проводят взвешенную политику в решении национальных вопросов, способствуют сохранению национального согласия, содействуют постепенной адаптации коренных народов республики к новым экономическим условиям, повышению конкурентоспособности представителей коренных народов на рынке труда, восстановлению традиционных видов хозяйствования.
X. Социальная политика в сельской местности
Социальная политика в сельской местности направлена на стабилизацию жизненного уровня населения, восстановление социальной инфраструктуры, сокращение диспропорций в доходах городского и сельского населения. Органами государственного управления Республики Коми предусматриваются меры по созданию благоприятных экономических условий для повышения доходов производителей сельскохозяйственной продукции и продукции лесозаготовительной отрасли, укрепления экономического и социального положения сельской семьи.
Обеспечивается сохранение гарантий социальной защищенности жителей села и лесных поселков, бесперебойного функционирования школ, домов культуры, медицинских учреждений и других социальных объектов с передачей их местным органам управления. С этой целью формируются стабильные финансовые ресурсы, обеспечивающие содержание социальной инфраструктуры, строительство дорог, объектов связи, электрификации и газификации. Предпринимаются меры по финансированию сельского жилищного и социального строительства.
Разрабатываются мероприятия по механизации сельского хозяйства и производственных процессов в лесозаготовительной промышленности, внедрению передовых технологий, обеспечению нормальных условий труда.
Одним из наиболее перспективных направлений содействия занятости сельского населения станет создание малых предприятий деревообработки, предприятий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции.
Реализация основных направлений социальной политики в Республике Коми позволит осуществить комплексный подход к решению социальных проблем, будет способствовать стабилизации уровня жизни населения и ослаблению социальной напряженности. Стратегия и тактика социальной политики будет во многом предопределяться экономической ситуацией в республике и финансовыми возможностями. Вместе с тем при достижении роста экономической активности трудоспособного населения республики и повышении эффективности расходования бюджетных средств на содержание отраслей социальной сферы и социальной защиты граждан социальная политика может оказать положительное влияние на ход экономических реформ.
<< Назад |
||
Содержание Указ Главы Республики Коми от 21 июня 1995 г. N 250 "Об основных направлениях социальной политики в Республике Коми"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.