Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Временный порядок
аттестации образовательных учреждений Республики Коми
(утв. приказом Министерства образования и высшей школы РК от 29 декабря 2006 г. N 286)
1. Общие положения
1.1. Временный порядок аттестации образовательных учреждений Республики Коми (далее Порядок) разработан в соответствии с Законами Российской Федерации и Республики Коми "Об образовании" и Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.05.98 N 1327, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 14.08.98 N 1589 (далее - федеральное Положение), и устанавливает нормативные правовые и организационно-методические основы аттестации образовательных учреждений всех типов, видов и организационно-правовых форм Республики Коми, а именно.
- общеобразовательные учреждения (начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия, лицей);
- вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения (вечерняя (сменная) общеобразовательная школа (в том числе вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ИТУ и ВТК), открытая (сменная) общеобразовательная школа, центр образования);
- общеобразовательные школы-интернаты (школа-интернат начального общего образования; школа-интернат основного общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования, школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия-интернат, лицей-интернат);
- образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа - детский сад, прогимназия, начальная школа - детский сад компенсирующего вида);
- все виды негосударственных общеобразовательных учреждений.
1.2. Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях Республики Коми.
1.3. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов общего образования (далее ГОС).
1.4. Критерии аттестации (значения рассматриваемых при аттестации образовательного учреждения показателей, свидетельствующих об исполнении (неисполнении) образовательным учреждением государственных требований в отношении обеспеченности образовательного процесса и показателей предметной обученности выпускников на каждой ступени образования) определяются ФГНУ "Главэкспертцентр" по согласованию с Министерством образования и высшей школы.
1.5. До внесения изменений и дополнений в законодательство РФ по вопросам аттестации образовательных учреждений аттестация образовательных учреждений Республики Коми проводится Управлением по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и высшей школы РК (далее - орган, проводящий аттестацию) при участии муниципальных органов управления образованием на основании Договора на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд.
1.6. Орган, проводящий аттестацию, руководствуется требованиями утвержденных в установленном порядке нормативных актов, определяющих минимум содержания, максимальный объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по соответствующей образовательной программе.
1.7. Орган, проводящий аттестацию:
- составляет и утверждает годовой план-график проведения аттестации на основании поступивших заявлений от образовательных учреждений;
- утверждает:
- состав аттестационной комиссии;
- план-программу работы аттестационной комиссии в образовательном учреждении;
- смету расходов на аттестацию.
- издает приказ о проведении аттестации образовательного учреждения;
- определяет форму проведения* и процедуру аттестации, аттестационные технологии**;
- организует (в соответствии с используемой аттестационной технологией) подготовку аттестационных измерительных материалов (контрольных работ или специализированных тестовых заданий);
- издает приказ о признании образовательного учреждения аттестованным (не аттестованным);
- обеспечивает хранение аттестационных дел (состав аттестационного дела определен п.15 федерального Положения);
- организует мониторинг содержания, уровня и качества подготовки выпускников аттестуемых образовательных учреждений.
Примечание: * Под формой проведения аттестации понимается время, место, организационные условия проведения аттестации.
** Аттестационные технологии (традиционная, КАС ДОУ - Аттестация Главэкспертцентра) определяются видом используемых аттестационных измерительных материалов (специализированных тестовых заданий, контрольных и других работ) и способами их применения.
2. Организация и содержание аттестации
2.1. Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" аттестация образовательного учреждения проводится один раз в пять лет.
2.2. Организация и проведение аттестации образовательных учреждений возлагается на Управление по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и высшей школы Республики Коми.
2.3. Для аттестации образовательного учреждения создается аттестационная комиссия, деятельность которой регламентируется соответствующим Положением.
2.4. При аттестации образовательного учреждения рассматриваются следующие показатели:
первый показатель - исполнение образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов общего образования при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся и полноты выполнения основных образовательных программ;
второй показатель - соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов общего образования.
2.6. Соответствие деятельности образовательного учреждения государственным (федеральным и республиканским) требованиям по первому показателю устанавливается на основании экспертизы соответствующего перечня образовательных программ, указанных в заявлении на аттестацию и приложении к лицензии на право ведения образовательной деятельности, учебного плана, рабочих учебных программ по учебным предметам, учебно-методического обеспечения и информационно-технического оснащения образовательного процесса по учебным предметам каждой ступени образования, расписания учебных занятий, классных журналов и иных документов и материалов, предусмотренных технологией проведения аттестации.
В качестве критериев исполнения образовательным учреждением требований ГОС при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности используются: максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, который задается требованиями, установленными федеральным Базисным учебным планом, примерным учебным планом средних общеобразовательных учреждений Республики Коми с русским (родным) языком обучения, примерным учебным планом средних общеобразовательных учреждений Республики Коми с русским (неродным) языком обучения; минимум содержания учебных программ, который задается требованиями ГОС начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; полнота выполнения учебных программ.
2.7. Соответствие деятельности образовательного учреждения государственным (федеральным и республиканским) требованиям по второму показателю устанавливается на основании анализа соответствия содержания учебного материала (изученных тем) рабочим учебным программам, материалов и результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников по предметам учебного плана за три последних года, годовых (итоговых) результатов успеваемости учащихся выпускных классов на каждой ступени образования за три последних года, предшествовавших аттестации; результатов аттестационных контрольных работ, проведенных аттестационной комиссией.
В качестве критериев соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников государственным (федеральным и республиканским) требованиям используются средние показатели предметной обученности по Российской Федерации и Республике Коми.
2.8. Количество учебных предметов для проведения аттестационных контрольных работ устанавливается в зависимости от направленностей реализуемых образовательных программ и видовых особенностей образовательного учреждения и применяемой технологии аттестации.
2.9. Аттестационные контрольные работы проводятся по перечню, определяемому следующим образом:
Ступени, классы |
Кол-во выпуск- ников, выполняющих аттестационные контрольные работы в репрезентативных группах |
Учебные предметы | |
Обязательные | По выбору образовательного учреждения (по согласованию с аттестационной комиссией). |
||
1 ступень 5 класс (I полугодие) 4 класс (II полугодие) |
20 чел.* | Русский язык, математика. |
Чтение/природоведе- ние |
2 ступень 10 класс (I полугодие) 9 класс (II полугодие) |
20 чел.* | Математика** / информатика Русский язык Предметы, обеспе- чивающие дополни- тельную (углуб- ленную) подготовку |
Физика/ биология/ химия История/ ин.язык/ география |
3 ступень, 11 класс (I, II полугодие) |
20 чел.* | Математика** / информатика Литература Предметы, обеспе- чивающие дополни- тельную (углубленную) подготовку |
Физика/ биология/ химия |
* - в случае, если в соответствующей параллели обучается менее 20 чел., в аттестационном обследовании (тестировании и анкетировании) принимают участие все обучающиеся данной параллели.
** - математика - комбинированная работа по курсам алгебры и геометрии.
2.10. При аттестации образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся, и программы изучения коми языка как учебного предмета, помимо аттестационных контрольных работ по предметам, указанным в п.2.9, обязательными являются аттестационные контрольные работы по предметам, обеспечивающим дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся (с учетом вида образовательного учреждения), и по коми языку, которые проводятся на аттестационном (экспертном) этапе членами аттестационной комиссии.
Примечания:
1. Аттестационные контрольные работы проводятся с обучающимися всех классов параллели, составляющих репрезентативную группу по представлению администрации ОУ.
2. Аттестационные измерительные материалы Главэкспертцентра обеспечивают контроль содержания, уровня и качества подготовки выпускников за весь период изучения предмета на ступени образования.
3. Аттестационные измерительные материалы для аттестационных контрольных работ по учебным предметам, обеспечивающим дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся, разрабатываются привлеченными экспертами и согласуются с Министерством образования и высшей школы РК. .
2.12. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты государственной (итоговой) аттестации на каждой ступени образования не менее чем половины его выпускников в течение трех лет, предшествовавших аттестации. При установлении соответствия уровня и качества подготовки выпускников государственным (республиканским) требованиям применяются аккредитационные показатели и критерии, утвержденные приказом Министерства образования и высшей школы РК от 11 ноября 2004 года N 197.
2.13. Образовательное учреждение признается аттестованным при положительных значениях всех аттестационных показателей.
2.14. Образовательное учреждение, реализующее программы разных уровней (ступеней), аттестуется по образовательной программе каждого уровня (ступени) в соответствии с пунктом 12 федерального Положения.
3. Процедура аттестации и оформление ее результатов
3.1. Образовательное учреждение подает на имя министра образования заявление на аттестацию по установленной форме (форма прилагается) на следующий календарный год и гарантийное письмо об оплате затрат на проведение аттестации в Министерство образования и высшей школы Республики Коми до 1 октября текущего года.
Министерство образования и высшей школы Республики Коми на основе поступивших заявлений составляет план-график проведения аттестации образовательных учреждений Республики Коми на календарный год и доводит его до сведения образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием.
3.2. Проведение аттестации конкретного образовательного учреждения утверждается приказом Министерства образования и высшей школы Республики Коми, который доводится до сведения администрации образовательного учреждения и муниципального органа управления образованием (учредителя).
Информация для подготовки приказа о проведении аттестации муниципального образовательного учреждения предоставляется муниципальным органом управления образованием в соответствии с Договором на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд.
3.3. Аттестация образовательных учреждений осуществляется в период с января по июнь и с октября по декабрь календарного года.
3.4. Аттестация образовательного учреждения осуществляется в три этапа.
Подготовительный (организационно-инструктивный) этап (до 3 недель) проводится специалистами органа, проводящего аттестацию - собеседование с администрацией образовательного учреждения и представителями муниципальных органов управления образованием (учредителя) по организации аттестации; определение сроков проведения и разработка порядка аттестации; разработка индивидуального плана экспертизы по направлению деятельности образовательного учреждения; формирование аттестационной комиссии; предварительное рассмотрение документов и материалов, представленных образовательным учреждением в соответствии с планом-программой аттестации; консультации по процедуре аттестации и ее содержанию; организационное совещание с администрацией образовательного учреждения; организация и проведение администрацией образовательного учреждения предаттестационных контрольных работ по всем предметам учебного плана на всех ступенях образования; разработка аттестационных измерительных материалов для проведения аттестационных контрольных работ по учебным предметам, обеспечивающим дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся; формирование экспертных групп для проверки аттестационных контрольных работ, проводимых аттестационной комиссией.
Образовательным учреждением готовятся и направляются в орган, проводящий аттестацию:
1. Списки всех учащихся следующих классов: 1) если аттестация проводится в I полугодии: 5 и 10 кл. - из числа учащихся, обучавшихся в данном учреждении в прошлом учебном году, 11 кл.; 2) если аттестация проводится во II полугодии: 4, 9 и 11 кл. При этом указываются полные имена обучающихся и последние итоговые (четвертные или полугодовые) отметки по следующим предметам: 4 (5) кл. - чтение, русский язык, математика; 9 (10), 11 кл. - литература, иностранный язык, русский язык, алгебра, геометрия, физика, история, биология, химия, география.
2. Данные об итоговых отметках (с учетом результатов ЕГЭ) всех выпускников ступеней начального, основного и среднего (полного) общего образования, вошедших в аттестат (для основного и среднего (полного) общего образования), в личные дела выпускников начальной школы, за 3 предыдущих учебных года (по установленной Главэкспертцентром форме, полученной из органа, проводящего аттестацию).
3. Информационная карта (по установленной данным Положением форме (форма прилагается)) и информационный лист (по установленной Главэкспертцентром форме) для учета особенностей изучения программ по тестируемым предметам (состав предметов определяется аттестационной комиссией по согласованию с администрацией образовательного учреждения, с указанием: 1) одного из трех предметов естественно-научного профиля (физика/биология/химия); 2) одного из трех предметов гуманитарного профиля (история/иностранный язык/география); 3) одного из двух предметов (математика/информатика), выбранных для тестирования в 9 (10) классе; 4) одного из трех предметов естественно-научного профиля (физика/биология/химия), выбранных для тестирования в 11 классе. При этом, если в перечень данных предметов включается история, то в информационном листе сообщается тип программы (линейная или концентрическая).
Все сдаваемые документы заверяются подписью директора и печатью образовательного учреждения.
4. В органе, проводящем аттестацию, образовательное учреждение получает списки репрезентативных групп, комплекты бланков для участников тестирования и анкетирования.
5. В комплекте бланков для учащегося классными руководителями тестируемых учащихся заполняется лист N 1 (кроме шифра учащегося) и лист N 2.
Аттестационный (экспертный) этап (до 5 дней) - проведение тестирования и анкетирования участников образовательного процесса; изучение членами аттестационной комиссии результатов деятельности образовательного учреждения: экспертиза и обработка информации по направлению деятельности образовательного учреждения; проведение аттестационных контрольных работ по учебным предметам соответствующего профиля, отражающего статус образовательного учреждения, и обеспечивающим дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам; экспертиза учебного плана, рабочих учебных программ, учебно-методического обеспечения, информационно-технического оснащения образовательного процесса; экспертиза документов и материалов государственных (итоговых) аттестаций за три года, предшествовавших аттестации; годовых (итоговых) результатов успеваемости учащихся выпускных классов на каждой ступени образования за три последних года, предшествовавших аттестации; результатов аттестационных контрольных работ; установление соответствия содержания учебного материала (изученных тем) рабочим учебным программам; собеседование с администрацией образовательного учреждения по результатам экспертизы; составление экспертных заключений членами аттестационной комиссии; обсуждение с администрацией образовательного учреждения предварительных итогов аттестации.
Заключительный (до 3 недель) - обработка полученных результатов; составление аттестационного заключения, отражающего содержание, результаты и оценку деятельности образовательного учреждения; издание приказа Министерства образования и высшей школы Республики Коми об аттестации (не аттестации) образовательного учреждения.
Примечание. Срок работы аттестационной комиссии в образовательном учреждении не может быть увеличен без согласия администрации образовательного учреждения (учредителя). Консультирование администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения на втором и третьем этапах аттестации не проводится.
3.5. Работа аттестационной комиссии в образовательном учреждении регламентируется Положением об аттестационной комиссии Министерства образования и высшей школы Республики Коми, утвержденным приказом Министерства образования и высшей школы Республики Коми от "29" декабря 2006 N 286 (приложение 3).
3.6. По результатам аттестационной экспертизы членом аттестационной комиссии составляется заключение (по установленной Главэкспертцентром форме или по установленной данным Положением форме (форма прилагается) при экспертизе деятельности образовательного учреждения, отражающего статус образовательного учреждения, и по предметам, обеспечивающим дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся). Заключения членов аттестационной комиссии являются основанием для составления Заключения аттестационной комиссии Министерства образования и высшей школы Республики Коми об аттестации образовательного учреждения (и его филиала).
3.7. Заключение аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя и членами аттестационной комиссии. Руководитель образовательного учреждения (и его филиала) знакомится с Заключением.
3.8. Заключение аттестационной комиссии утверждается приказом Министерства образования и высшей школы Республики Коми и является основанием для принятия решения об аттестации или не аттестации образовательного учреждения (и его филиала).
3.9. Приказ доводится до сведения образовательного учреждения (и его филиала) и учредителя.
3.10. Результат аттестации (решение об аттестации (неаттестации)) вносится в реестр аттестованных образовательных учреждений.
3.11. По резултиатам# аттестации формируется аттестационное дело, в которое входят материалы, представленные образовательным учреждением (и его филиалом), заключения экспертов, итоговое заключение и приказ о признании образовательного учреждения аттестованным (не аттестованным).
3.12. Аттестационное дело хранится в органе, проводящем аттестацию в соответствии с требованиями делопроизводства и номенклатуры дел.
4. Финансирование аттестации
4.1. В соответствии с Законами Российской Федерации и Республики Коми "Об образовании" затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.
4.2. Оплата труда членов аттестационной комиссии, привлеченных экспертов по разработке аттестационных измерительных материалов для проведения аттестационных контрольных работ по учебным предметам, обеспечивающим дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся, и привлеченных экспертов по проверке аттестационных контрольных работ, обработка результатов аттестационных контрольных работ и анкетирования участников образовательного процесса производится образовательным учреждением на основании приказа Министерства образования и высшей школы Республики Коми о проведении аттестации образовательного учреждения в соответствии с утвержденной сметой и на основании договора, заключенного руководителем образовательного учреждения и членом аттестационной комиссии или привлеченным экспертом, по согласованию с председателем аттестационной комиссии Министерства образования и высшей школы Республики Коми.
4.3. Смета расходов на проведение аттестации образовательного учреждения составляется на основании нормативов трудозатрат членов аттестационной комиссии и привлеченных экспертов, утвержденных приказом Министерства образования и ВШ РК от 29 декабря 2006 N 286 (приложение 4).
4.4. Нормативы трудозатрат для определения стоимости работ, связанных с аттестацией образовательного учреждения, разработаны на основе Временной инструкции о порядке оплаты за проведение Минобразованием России аттестации образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы и программы начального профессионального образования, и Нормативов трудозатрат членов аттестационной комиссии и привлеченных экспертов при проведении Минобразованием России аттестации образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы и программы начального профессионального образования, утвержденных приказом Минобразования России от 09.12.99 N 1134.
4.5. Командировочные расходы членов аттестационной комиссии входят в смету расходов отдельной строкой и оплачиваются ОУ на основании представленных документов по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.