Решение Арбитражного суда Республики Коми
от 13 ноября 2006 г. N А29-6345/06А
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 января 2007 г. N А29-6345/2006а настоящее решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению предпринимателя И. о признании недействующими пунктов 2, 3 решения Совета муниципального образования "Город Ухта" N 5 от 10.01.2002, пунктов 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 16, 18 Положения о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта", Приложения N 1 к Положению о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта", пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.7, 2.4, 4.2.2, 7.1, 7.2, 7.3 Положения по проведению аукциона по продаже права установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта" Приложения N 2 к Положению о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта",
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика
установил:
Предприниматель И. обратилась с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующими пунктов 2, 3 решения Совета муниципального образования "Город Ухта" N 5 от 10.01.2002, пунктов 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 16, 18 Положения о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта", Приложения N 1 к Положению о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта", пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.7, 2.4, 4.2.2, 7.1, 7.2, 7.3 Положения по проведению аукциона по продаже права установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта" Приложения N 2 к Положению о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта".
По мнению заявителя, оспариваемый акт не соответствует положениям статей 4, 6, 8, 12, 15, 17 Налогового кодекса Российской Федерации; статьям 3, 6, 22, 34, 38, 46 Земельного кодекса Российской Федерации; статье 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"; статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; статье 32 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; статьям 23, 49, 447, 448, 450, 606, 607, 610, 619, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации; статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Ответчик в письменных отзывах указывает на то, что Положение о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта", утвержденное решением Совета муниципального образования "Город Ухта" N 5 от 10.01.2002 регулирует вопрос, связанный с созданием условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли, а органы местного самоуправления пользуются полной гражданско-правовой свободой и административно-правовой самостоятельностью, следовательно, обжалуемый акт не может рассматриваться как нормативный акт в порядке статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и заявителем пропущен срок для подачи заявления в суд в силу пункта 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 23 октября 2006 г. до 30 октября 2006 г. по делу объявлялся перерыв.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании установлено следующее.
Статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрено право на обращение граждан, организаций и иных лиц в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления и иным органом, должностным лицом, если они полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 12 постановления от 20.01.2003 N 2 Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Из указанного следует, что изданный нормативный правовой акт должен соответствовать в совокупности всем перечисленным критериям.
Довод ответчика о ненормативном характере оспариваемого акта является ошибочным в силу того, что решение Совета муниципального образования "Город Ухта" от 10.01.2002 N 5 и утвержденное решением Положение о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта" отвечают критериям нормативного правового акта, обладают признаками нормативного акта и подлежат рассмотрению в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленных в дело документов, решение Совета муниципального образования "Город Ухта" от 10.01.2002 N 5 опубликовано в газете "Ухта" от 6 февраля 2002 г. N 21 (11825). Положение о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта" и Приложения N 1, 2 к Положению официально не опубликованы, что сторонами не оспаривается.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Информационного письма от 13.08.2004 N 80 разъяснил следующее.
В статье 52 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
По существу Закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Законодательство не ограничивает право на обращение в суд с заявлением об оспаривании нормативного акта в связи с его неопубликованием, поскольку при обращении в арбитражный суд с указанным иском заявитель должен доказать, что его права и законные интересы оспариваемым нормативным актом были нарушены.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Материалы дела свидетельствуют о том, что администрация МО "Город Ухта" на основании обжалуемого нормативного акта отказывала в предоставлении земельных участков индивидуальным предпринимателям, в том числе и заявителю (письмо администрации от 10.06.2002 N 11-550), чем нарушила права и законные интересы предпринимателя.
Оспариваемые нормативные акты - решения Совета муниципального образования "Город Ухта" N 5 от 10.01.2002, Положение о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта", Приложения N 1 и 2 к Положению - затрагивают права предпринимателя И. в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, исходя из положений части 1 статьи 27, пункта 1 статьи 29, части 1 статьи 192 АПК РФ, статьи 52 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ, заявление И. о признании недействующими отдельных положений нормативного акта органа местного самоуправления подведомственно арбитражному суду и подлежит рассмотрению по существу заявленных требований, учитывая субъектный состав спорного правоотношения и экономический характер спора.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 2 решения Совета муниципального образования "Город Ухта" N 5 от 10.01.2002 "Об утверждении положения о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта" предоставляется первоочередное право перестановки на места, определенные в соответствии с пунктом 4 Положения (с учетом внешнего вида малой формы), предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим на момент принятия настоящего Положения торговлю в киосках хлебобулочными изделиями, молочными продуктами, овощами и фруктами, печатными изданиями, товарами бытовой химии, цветами.
По мнению заявителя, данный пункт противоречит части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускающей установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны в том числе не допускать установления приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии со статьей 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается:
необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов.
Обжалуемым пунктом в нарушение названных норм введены ограничения, не предусмотренные действующим законодательством.
Исходя из изложенного пункт 2 Решения не соответствует части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Пунктом 3 решения Совета муниципального образования "Город Ухта" N 5 от 10.01.2002 установлено, что денежные средства, полученные от продажи права установки малой формы, по договору на право установки и эксплуатации малой формы архитектуры, в полном объеме направляются в местный бюджет.
По мнению заявителя, оспариваемый пункт не соответствует статьям 4, 6, 8, 12, 15 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В судебном заседании заявитель не мог пояснить суду, какая норма права нарушена при принятии обжалуемого пункта решения.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 25.09.1997 "О финансовых основах местного самоуправления" к собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
С учетом изложенного пункт 3 решения Совета муниципального образования "Город Ухта" N 5 от 10.01.2002 "Об утверждении Положения о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта" соответствует пунктам 1, 2 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу частей 2, 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено Федеральным законом.
Исходя из подпункта 7 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок принятия и вступления в силу нормативно-правовых актов органа местного самоуправления устанавливается в Уставе муниципального образования. Статьей 37 Устава МО "Город Ухта" закреплено, что акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, доводятся до сведения населения в полном объеме и вступают в силу после их опубликования (обнародования). Решения Совета подлежат опубликованию (обнародованию) в течение 10 дней после их принятия.
Судом установлено, что Положение о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта", Приложение N 1 к Положению о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта", Положение по проведению аукциона по продаже права установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта" Приложения N 2 к Положению о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта" официально опубликованы для всеобщего сведения не были.
Официальное опубликование нормативного акта имеет формально-юридическое значение и заключается в придании органом местного самоуправления определенному печатному изданию статуса официального, доведении до всеобщего сведения полного и точного текста принятого нормативного акта путем его помещения в этом издании и направлении обязательных экземпляров документа в организации, перечень которых устанавливается действующим законодательством.
Часть 2 статьи 19 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регламентирует, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
На основании изложенного обжалуемые заявителем пункты 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 16, 18 Положения о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта", Приложение N 1 к Положению о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта", пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.7, 2.4, 4.2.2, 7.1, 7.2, 7.3 Положения по проведению аукциона по продаже права установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта" Приложения N 2 к Положению о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта" не соответствуют части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статье 19 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
признать пункт 2 решения Совета муниципального образования "Город Ухта" N 5 от 10.01.2002 не соответствующим части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
пункт 3 решения Совета муниципального образования "Город Ухта" N 5 от 10.01.2002 соответствующим пунктам 1, 2 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
пункты 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 16, 18 Положения о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта", Приложение N 1 к Положению о порядке установки киосков, павильонов на территорий МО "Город Ухта", пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.7, 2.4, 4.2.2, 7.1, 7.2, 7.3 Положения по проведению аукциона по продаже права установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта" Приложения N 2 к Положению о порядке установки киосков, павильонов на территории МО "Город Ухта" не соответствующими части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статье 19 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 13 ноября 2006 г. N А29-6345/06А (извлечение)
Текст решения опубликован в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2007 г., N 2
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании