Решение Арбитражного суда Республики Коми
от 16 января 2007 г. N А29-7286/2006А
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми о признании частично недействительным решения N 66 от 23.06.2006 г.,
при участии в судебном заседании представителей от заявителя и от ответчика
установил:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, по результатам камеральной проверки налоговой декларации ОАО (далее общество) по налогу на прибыль за 12 месяцев 2005 г., 23.06.2006 г. вынесено решение N 66, которым общество привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в размере 681452 руб. 60 коп., доначислено 3407263 руб. налога на прибыль, 69104 руб. 30 коп. пени.
Заявитель считает, что решение налогового органа является незаконным в части отказа в принятии расходов по налогу на прибыль на строительство, бурение и ликвидацию скважины N 1 Юбилейной площади в размере 14195132 руб., и начислении на эту сумму налога, пени и штрафа.
Ответчик с предъявленными требованиями не согласен, просит в удовлетворении заявления отказать, считает, что оспариваемое решение вынесено в соответствии с действующим законодательством. Доводы подробно изложены в отзыве на заявление.
Стороны о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В представленной в налоговый орган декларации по налогу на прибыль за 12 месяцев 2005 года обществом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, были отнесены затраты на строительство поисковой скважины N 1 Юбилейной площади в размере 14195132 руб. (строка 051 приложения N 2 к листу 02).
Согласно представленной обществом расшифровке стоимости поисковой скважины N 1 Юбилейной площади стоимость данного объекта составила 21292698 руб. 18 коп., в том числе:
17280000 руб. затраты на строительство дороги по счету-фактуре АОА N 269 от 29.09.2000 г.,
6736 руб. 67 коп. затраты на макрофаунистический анализ по счету-фактуре ГУП ТПНИЦ N 39 от 25.01.2002 г.,
9997305 руб. затраты на строительство скважины по счету-фактуре ОАО-1 N 32 от 29.01.2002 г.,
8656 руб. 51 коп. затраты на определение остракод по счету-фактуре ГУП ТПНИЦ N 47 от 22.02.2002 г.
Обществом в адрес инспекции было направлено уведомление (письмо N 09-04/539 от 28.04.2005 г.) о принятии решения о ликвидации поисковой скважины N 1 Юбилейная площадь, поскольку согласно акту N 05 от 17.01.2005 г. "О ликвидации поисковой скважины N 1 Юбилейной площади, ОАО данная скважина ликвидирована 22.02.2003 г. по категории II, пункт "а" Инструкции "О порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов", утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.2002 г. N 22: скважины, доведенные до проектной глубины, но оказавшиеся в неблагоприятных геологических условиях, давшие непромышленные притоки нефти, газа, воды, скважины, где были проведены работы по интенсификации притока, которые не дали результатов.
Поскольку обществом произведена ликвидация поисковой скважины, а расходы на строение (бурение) поисковой скважины, которая оказалась непродуктивной, не включены в перечень расходов на освоение природных ресурсов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, налоговым органом было принято решение об исключении из состава расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, расходов на ликвидацию поисковой скважины N 1 Юбилейной, площади, оказавшейся непродуктивной в размере 14195132 руб. и доначислении на эту сумму 3406831 руб. 68 коп. налога на прибыль, 68413 руб. 26 коп. пени и 681366 руб. 34 коп. штрафа.
По мнению заявителя налоговый орган неправомерно уменьшил базу по налогу на прибыль на затраты в размере 17280000 руб., как произведенные до 01.01.2002 г., то есть до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ.
Суд первой инстанции считает, что вышеуказанный довод заявителя является ошибочным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 261 Налогового кодекса РФ расходы на освоение природных ресурсов, осуществленные после введения в действие главы 25 Кодекса, подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с настоящей главой, если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов.
По Закону Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (действовавшему до 2002 года) расходы будущих периодов не учитывались для целей налогообложения.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в некоторые акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ ввел главу 25 Кодекса "Налог на прибыль организаций" в действие с 01.01.2002.
В силу указанного выше Закона определен переходный период, в котором налогоплательщик должен привести налоговый учет в соответствие с главой 25 Кодекса по состоянию на 01.01.2002. На указанную дату при определении налоговой базы налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по методу начисления, также обязан включить в состав расходов, уменьшающих доходы, суммы, подлежащие единовременному списанию в результате изменения классификации объектов, учитываемых в целях налогообложения в связи с вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Единовременному списанию подлежат, в частности, суммы расходов будущих периодов, которые в порядке, установленном в главе 25 Кодекса с 01.01.2002 (в связи с непризнанием их расходами будущих периодов в соответствии с указанной главой Налогового кодекса Российской Федерации), подлежат единовременному списанию в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу, либо не учитываются в целях налогообложения в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, расходы на освоение природных ресурсов, признаваемые до 01.01.2002 расходами будущих периодов, единовременному списанию не подлежат.
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на освоение природных ресурсов (подпункт 3 пункта 1 статьи 253 Кодекса), которыми признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера. К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах (пункт 1 статьи 261 Кодекса).
Расходы на освоение природных ресурсов, указанные в пункте 1 статьи 261 Кодекса, учитываются в порядке, предусмотренном статьей 325 Кодекса. Указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов в течение 12 месяцев (пункт 2 статьи 261 Кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 325 Кодекса при проведении геолого-поисковых работ и геолого-разведочных работ по разведке полезных ископаемых сумма осуществленных налогоплательщиком расходов определяется на основании актов выполненных работ по договорам с подрядчиками, а также на основании сумм фактически осуществленных налогоплательщиком затрат, относимых к расходам на освоение природных ресурсов в соответствии с положениями настоящей статьи. По окончании работ по договору с подрядчиком осуществленные расходы по данному договору включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан последний акт выполненных работ с подрядчиком по данному договору. Осуществленные расходы равными долями включаются в состав прочих расходов в сроки, предусмотренные статьей 261 Кодекса.
Из анализа приведенных норм следует, что затраты на освоение природных ресурсов, произведенные в 2001 году, не учитывались в целях налогообложения и в то же время не подлежали единовременному списанию в переходный период в силу прямого указания закона. Данные затраты должны быть приняты к учету на 01.01.2002 по правилам статей 261, 325 Кодекса и отнесены в состав прочих расходов в течение 12 месяцев 2002 года.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между ОАО и ОАО-1 было заключено дополнительное соглашение N 14/03/02 согласно п.1 которого стоимость строительства подъездной дороги до площадки буровой N 1 - Юбилейная составляет 17280000 руб., основанием для оплаты фактически выполненных работ являются акты, подписанные обеими сторонами и счета-фактуры.
27.09.2000 г. подписан акт сдачи-приемки продукции (подъездной дороги круглогодичного действия), на оплату услуг по строительству подъездной дороги обществу был выставлен счет-фактура N 269 от 29.09.2000 г. 31 марта 2002 г. ОАО погасило задолженность перед ОАО-1 в сумме 17280000 руб. за выполненные работы по счету-фактуре N 269 от 29.09.2000 г. путем заключения соглашения N 19/03-627 на проведение взаимозачета.
Таким образом, поскольку в силу прямого указания закона общество должно было включить эти затраты в состав прочих расходов равномерно в течение 12 месяцев 2002 и 2003 годов, а они отнесены обществом как расходы будущих периодов в целях налогообложения за 9 месяцев 2005 г. (равномерно в течение 12 месяцев с февраля 2005 г.), то они не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в 2005 г.
Доводы заявителя о том, налоговый орган неправомерно не принял в состав расходов, при исчислении налога на прибыль на основании пункта 3 статьи 261 Налогового кодекса РФ как расходы на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, которые оказались безрезультатными, не могут быть приняты судом во внимание.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 253 Кодекса предусмотрено, что расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на освоение природных ресурсов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 261 Кодекса в целях настоящей главы расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера, к которым относятся расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах.
Порядок списания безрезультатных расходов на освоение природных ресурсов в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, установлен пунктом 3 статьи 261 Кодекса, в соответствии с которым если расходы на освоение природных ресурсов по соответствующему участку недр оказались безрезультатными, указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик уведомил федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение о прекращении дальнейших геолого-поисковых, геолого-разведочных и иных работ на этом участке в связи с их бесперспективностью.
Согласно акту N 05 от 17.01.2005 г. "О ликвидации поисковой скважины N 1 Юбилейной площади, ОАО" скважина ликвидирована 22.02.2003 г.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 314 от 09.03.04 г., постановлением Правительства РФ N 370 от 22.07.2004 г., приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 896 от 26.02.2002 г. "О структуре территориального управления Министерства природных ресурсов Российской Федерации" в 2003 г. федеральным органом управления государственным фондом недр в Республике Коми являлось территориальное подразделение Министерства природных ресурсов Российской Федерации - Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Коми.
Обществом доказательств уведомления Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Коми о прекращении деятельности геолого-поисковых, геолого-разведочных и иных работ на участке скважины N 1 Юбилейной площади в связи с их бесперспективностью суду первой инстанции не представлено.
Исходя из вышеизложенного, требования заявителя в указанной части удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 16 января 2007 г. N А29-7286/2006А (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании