Решение Верховного суда Республики Коми
от 10 июля 2007 г. N 3-22-2007
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В. при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 10 июля 2007 года дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Республики Коми "Об определении уполномоченного органа, в который подается уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми" от 20 апреля 2007 года N 68, установил:
И.о. прокурора Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Республики Коми "Об определении уполномоченного органа, в который подается уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми" от 20 апреля 2007 года N 68.
В обоснование заявления указал, что в нарушение требований Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" Администрация Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми определена указанным постановлением в качестве государственного органа, в который подается уведомление о проведении публичного мероприятия, хотя администрация органом исполнительной власти Республики Коми не является.
В судебном заседании прокурор Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Правительство Республики Коми в суд своего представителя не направило.
Заслушав объяснения прокурора и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление и.о. прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению.
Согласно п."в" ст.71 Конституции Российской Федерации регулирование прав и свобод человека и гражданина, в том числе и предусмотренных ст.31 Конституции Российской Федерации, находится в исключительном ведении Российской Федерации, что в силу положений ст.76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых в соответствии с делегированными им Российской Федерацией полномочиями нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания постановления Правительства Республики Коми "Об определении уполномоченного органа, в который подается уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми" от 20 апреля 2007 года N 68 применительно к приведенному выше принципу свидетельствует о несоответствии данного нормативного правового акта действующему федеральному законодательству в области обеспечения права граждан на мирные публичные мероприятия.
Так, согласно принятому в развитие положений ст.31 Конституции Российской Федерации и общепризнанных правил и норм международного права Федеральному закону "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях состоит из настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации, относящихся к обеспечению указанного права (ст.1).
В соответствии с положениями ст.1, 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" субъектам Российской Федерации делегированы только полномочия по принятию законов, регламентирующих порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, и не предоставлено права изменять содержание и смысл норм настоящего Федерального закона.
В нарушение приведенных требований Федерального закона пунктом 4 части 1 статьи 1 Закона Республики Коми "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми" от 5 марта 2007 года N 22-РЗ предусмотрена возможность замены органа исполнительной власти Республики Коми на иной уполномоченный Правительством Республики Коми государственный орган, что, исходя из установленных ст.26.1, 26.3, 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями принципов разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, является недопустимым.
Поэтому принятое в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 1 указанного выше Закона Республики Коми постановление Правительства Республики Коми, которым в качестве иного государственного органа уполномоченного принимать уведомление о проведении публичного мероприятия определена Администрация Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, не может быть признано законным, т.к. в соответствии с положениями ст.7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о проведении такого мероприятия подается именно в орган исполнительной власти, а не иной государственный орган, и при этом орган исполнительной власти должен быть непосредственно указан в законе субъекта Российской Федерации, а не ином нормативном правовом акте органа исполнительной власти.
Администрация же Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми согласно ст.19, 30 Закона Республики Коми "О должностных лицах и органах исполнительной власти Республики Коми" от 5 июля 2005 года N 76-РЗ с изменениями и дополнениями органом исполнительной власти Республики Коми не является и образована только с целью обеспечения деятельности Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми и контроля за исполнением органами исполнительной власти решений, принятых Главой Республики Коми и Правительством Республики Коми.
При таких обстоятельствах постановление Правительства Республики Коми "Об определении уполномоченного органа, в который подается уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми" от 20 апреля 2007 года N 68 следует признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении данного постановления, суд находит, что оно подлежит признанию недействующим со дня вступления дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о принятом судом решении после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Письменное ходатайство Правительства Республики Коми о прекращении настоящего дела в связи с принятием постановления Правительства Республики Коми "Об определении уполномоченного органа, в который подается уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми" от 9 июля 2007 года N 136 подлежит отклонению, поскольку на день рассмотрения и разрешения дела это постановление не вступило в силу в порядке, предусмотренном ст.1.1., 4.1 Закона Республики Коми "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов органов государственной власти Республики Коми" от 4 ноября 2002 года N 101-РЗ с изменениями и дополнениями.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1 статьи 1 и пункт 1 статьи 4 названного Закона
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление и.о. прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Правительства Республики Коми "Об определении уполномоченного органа, в который подается уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми" от 20 апреля 2007 года N 68.
Сообщение о принятом судом решении о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Республики Коми "Об определении уполномоченного органа, в который подается уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми" после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в газете "Республика".
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
В.В.Кретов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 10 июля 2007 г. N 3-22-2007
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 9 августа 2007 г. N 146-147