Решение Верховного суда Республики Коми
от 3 апреля 2007 г. N 3-8-2007 г.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 г. N 3-Г07-13 настоящее решение отменено в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании недействующими ч.2 ст.12 в части, устанавливающей различные меры социальной поддержки граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) в зависимости от даты достижения ими указанного возраста (до 1 января 2005 г. и после 1 января 2005 г.), Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 г. N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 декабря 2006 г. N 129-РЗ
Верховный Суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В. при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 3 апреля 2007 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 1 ч.1 и абзаца 1 ч.2 ст.12 в части слов: "и не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям"; ч.2 ст.12 в части, устанавливающей различные меры социальной поддержки граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) в зависимости от даты достижения ими указанного возраста (до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года); ч.1 и 2 ст.17.1 в части слов: "в зависимости от заслуг указанных лиц по решению Правительства Республики Коми может назначаться ежемесячная денежная выплата в размере и порядке, установленных Правительством Республики Коми. Размер ежемесячной денежной выплаты определяется индивидуально с учетом заслуг и размеров доплат, получаемых по другим основаниям", Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 декабря 2006 года N 129-РЗ, установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 1 ч.1 и абзаца 1 ч.2 ст.12 в части слов: "и не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям"; ч.2 ст.12 в части, устанавливающей различные меры социальной поддержки граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) в зависимости от даты достижения ими указанного возраста (до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года); ч.1 и 2 ст.17.1 в части слов: "в зависимости от заслуг указанных лиц по решению Правительства Республики Коми может назначаться ежемесячная денежная выплата в размере и порядке, установленных Правительством Республики Коми. Размер ежемесячной денежной выплаты определяется индивидуально с учетом заслуг и размеров доплат, получаемых по другим основаниям" Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 декабря 2006 года N 129-РЗ. В обоснование заявления указал, что приведенные нормы Закона Республики Коми противоречат прописанным в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми принципам и, в частности, неосновательно ограничивают право граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по другим основаниям, на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом, незаконно устанавливают меньший объем мер социальной поддержки для граждан, достигших пожилого возраста после 1 января 2005 года, чем гражданам, достигшим этого же возраста до 1 января 2005 года, и предусматривают возможность установления Правительством Республики Коми индивидуальной ежемесячной денежной выплаты лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Коми, в зависимости от заслуг и размеров доплат, получаемых этими лицами по другим основаниям, что не имеет объективного и разумного оправдания.
В судебном заседании прокурор Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Представители Государственного Совета Республики Коми Туркова А.Л., Главы Республики Коми Бабенко А.В., Разумовская Н.А. и Лукина А.Н. считали, что оснований для удовлетворения заявления прокурора Республики Коми не имеется. Полагали, что оспариваемые нормы Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" приняты в пределах предоставленных Республике Коми полномочий и полностью согласуются с действующим законодательством Российской Федерации.
Заслушав объяснения прокурора, лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление прокурора Республики Коми подлежит отклонению.
Согласно п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст.76 Конституции Российской Федерации, ст.1, 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания абзаца 1 ч.1 и абзаца 1 ч.2 ст.12; ч.2 ст.12; ч.1 и 2 ст.17.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 декабря 2006 года N 129-РЗ применительно к приведенному принципу свидетельствует о соответствии указанных норм действующему федеральному законодательству о социальной поддержке населения в Российской Федерации.
Так, абзацем 1 ч.1 и абзацем 1 ч.2 ст.12 Закона Республики Коми для граждан достигших пожилого возраста (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет), имеющих соответствующий стаж трудовой деятельности и являющихся получателями трудовой пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет, предусмотрены дополнительные по отношению к федеральному законодательству меры социальной поддержки, которые в силу ст.1; 26.3; 26.3.1; 26.14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, ст.15, 31, 38, 69, 75, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются расходными обязательствами Республики Коми и реализуются исходя из уровня бюджетной обеспеченности указанного субъекта Российской Федерации собственными средствами и общих правил осуществления социальной поддержки населения в Российской Федерации, в том числе установленных Федеральным законом "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (по аналогии с имеющим большую юридическую силу законом).
Согласно ст.13 Федерального закона "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев; предусмотренных законодательством.
Аналогичные положения содержатся и в ст.2 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" и именно с ними корреспондируются абзац 1 ч.1 и абзац 1 ч.2 ст.12 того же Закона в части слов: "и не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям".
Суд находит, что указанное ограничение не может расцениваться как нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, поскольку оно касается только мер социальной поддержки населения, предусмотренных настоящим Законом, не затрагивает вопросы социального обеспечения, социального обслуживания и социальной защиты граждан, урегулированных в иных нормативных правовых актах, установлено в соответствии с предоставленными ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочиями и прописанными в федеральном законодательстве о социальной поддержке отдельных категорий граждан принципами.
Поэтому законных оснований для признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 1 ч.1 и абзаца 1 ч.2 ст.12 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части слов: "и не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям" не имеется.
Не подлежит удовлетворению и заявление прокурора Республики Коми в части признания недействующей ч.2 ст.12 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", которой предусмотрены различные меры социальной поддержки граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет) в зависимости от даты достижения ими указанного возраста (до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года), т.к. эта норма принята с учетом установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации и изложенных выше правил и с соблюдением требований преамбулы и ст.153 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, предусматривающими в рамках длящихся правоотношений сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, у которых право на получение мер социальной поддержки возникло до 1 января 2005 года.
В частности, до вступления в силу с 1 января 2005 года Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в Республике Коми действовал Закон Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" от 15 ноября 2001 года N 70-РЗ, в соответствии с которым гражданам пожилого возраста (мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет), имеющим соответствующий стаж трудовой деятельности и являющихся получателями трудовой пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет, предоставлялись за счет средств бюджета Республики Коми меры социальной поддержки, сохраненные для этих лиц и в приведенных выше нормах Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Такое решение республиканского законодателя согласуется с положениями Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и общими принципами социальной защиты граждан, исключающими возможность отмены ранее предусмотренных, в том числе законодательством субъекта Российской Федерации, мер социальной поддержки без их равноценной замены.
Однако в отношении граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет), достигших указанного возраста после 1 января 2005 года, указанное правило не действует, поскольку меры социальной поддержки этой категории лиц являются расходными обязательствами Республики Коми, носят дополнительный и не предусмотренный как ранее действовавшим, так и действующим федеральным законодательством характер, и установлены с учетом положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, т.е. с учетом обеспеченности Республики Коми собственными бюджетными средствами, специфики правового и имущественного положения указанной категории граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств (финансовых возможностей, перспектив такого вида социальной защиты и т.п.).
Требование прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству ч.1 и 2 ст.17.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части слов: "в зависимости от заслуг указанных лиц по решению Правительства Республики Коми может назначаться ежемесячная денежная выплата в размере и порядке, установленных Правительством Республики Коми. Размер ежемесячной денежной выплаты определяется индивидуально с учетом заслуг и размеров доплат, получаемых по другим основаниям" также не может быть признано обоснованным, т.к. в соответствии с положениями ст.1; 26.3; 26.3.1; 26.14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.ст.15, 31, 38, 69, 75, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации за счет собственных бюджетных средств может устанавливать меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, не имеющих права на такой вид социальной защиты по федеральному законодательству. При этом круг таких лиц определяется субъектом Российской Федерации самостоятельно, в том числе с учетом их статуса, правового положения, степени заслуг перед государством и обществом.
Поэтому суд находит, что предусмотренная ч.1 и 2 ст.17.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" дополнительная мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, которая может быть предоставлена неработающим и имеющим особые заслуги перед Республикой Коми лицам, являющимся получателями трудовой пенсии по старости и награжденным государственными наградами СССР, Российской Федерации и Республики Коми, соответствует всем требованиям федерального законодательства, регулирующим общие вопросы социальной поддержки населения.
То обстоятельство, что назначение ежемесячной денежной выплаты производится по решению Правительства Республики Коми в зависимости от заслуг указанных выше лиц, а сама выплата определяется индивидуально с учетом заслуг и размеров доплат, получаемых данными лицами по другим основаниям, не влияет на законность ст.17.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", поскольку субъект Российской Федерации при реализации отнесенных к его ведению полномочий по дополнительной и финансируемой исключительно за счет собственных средств субъекта социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе учитывать приведенные выше критерии.
Доводы прокурора о неправомерном наделении Правительства Республики Коми полномочиями по установлению порядка назначения ежемесячной денежной выплаты и ее размера не могут быть приняты во внимание, т.к. все необходимые условия предоставления данной меры социальной поддержки и круг субъектов, которым она может быть предоставлена, определены в Законе Республике Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Поэтому делегирование Правительству Республики Коми указанных полномочий не подменяет собой положения настоящего Закона и в целом соответствует требованиям ст.21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.26 Закона Республики Коми "О должностных лицах и органах исполнительной власти Республики Коми".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые прокурором Республики Коми нормы Закона Республике Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" не противоречат федеральному законодательству о социальной защите граждан, и следовательно оснований для их признания недействующими не имеется.
Ссылки прокурора на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Республики Коми являются несостоятельными, поскольку в силу ст.251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд общей юрисдикции при рассмотрении дела о признании нормативного правового акта недействующим (полностью или в части) проверяет этот акт только на предмет его соответствия федеральным законам и другим нормативным правовым актам большей юридической силы.
Проверка конституционности нормативного правового акта и выявление его конституционно-правового смысла в компетенцию суда общей юрисдикции не входит.
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 1 ч.1 и абзаца 1 ч.2 ст.12 в части слов: "и не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям"; ч.2 ст.12 в части, устанавливающей различные меры социальной поддержки граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) в зависимости от даты достижения ими указанного возраста (до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года); ч.1 и 2 ст.17.1 в части слов: "в зависимости от заслуг указанных лиц по решению Правительства Республики Коми может назначаться ежемесячная денежная выплата в размере и порядке, установленных Правительством Республики Коми. Размер ежемесячной денежной выплаты определяется индивидуально с учетом заслуг и размеров доплат, получаемых по другим основаниям", Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 декабря 2006 года N 129-РЗ прокурору Республики Коми отказать.
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
В.В.Кретов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 3 апреля 2007 г. N 3-8-2007 г.
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 18 августа 2007 г. N 153