Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Положение
об экспертной комиссии Министерства образования и высшей школы Республики Коми
(утв. приказом Минобразования и высшей школы Республики Коми от 26 декабря 2007 г. N 281)
1. Общие положения
1.1. Экспертная комиссия Министерства образования и высшей школы Республики Коми (далее - экспертная комиссия) является государственно-общественным органом Министерства образования и высшей школы Республики Коми, действующим в целях проведения аккредитационной экспертизы деятельности образовательных учреждений (и их филиалов), реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и среднего профессионального образования (далее - образовательные учреждения), по которым установлены федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, а также реализующих образовательные программы соответствующего уровня и направленности для дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей, зарегистрированных на территории Республики Коми, за исключением образовательных учреждений, государственная аккредитация которых отнесена к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - образовательные учреждения).
1.2. Целью проведения аккредитационной экспертизы деятельности образовательных учреждений (далее - экспертиза) является подтверждение:
- соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов (за исключением учреждений дошкольного образования и учреждений дополнительного образования детей);
- подтверждение уровня и направленности реализуемых образовательных программ;
- подтверждение соответствия деятельности образовательных учреждений критериальным значениям показателей, необходимых для определения его типа и вида (категории).
1.3. Экспертная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации "Об образовании", статьей 3 Закона Республики Коми "Об образовании", Порядком государственной аккредитации образовательных учреждений и их филиалов, расположенных на территории Республики Коми, утвержденным настоящим приказом Министерства образования и высшей школы Республики Коми, Типовыми положениями об образовательных учреждениях, требованиями других нормативных правовых документов Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства образования и высшей школы Республики Коми и настоящим Положением.
1.4. Предметом и содержанием экспертизы является:
- установление соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, требованиям государственных образовательных стандартов;
- установление соответствия образовательных программ соответствующего уровня и направленности, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей, требованиям законодательства в области образования (нормативно-правовым документам);
- установление соответствия деятельности образовательных учреждений критериальным значениям показателей, необходимых для определения его типа и вида (категории);
- установление достоверности информации, содержащейся в представленных образовательным учреждением документах, отражающих следующие показатели: условия организации и обеспечения процесса обучения и воспитания в соответствии с аккредитационными показателями; содержание, уровень и качество подготовки обучающихся и выпускников.
1.5. Экспертиза деятельности образовательных учреждений всех типов и видов проводится по технологии, применяемой Рособрнадзором.
2. Состав и организация работы экспертной комиссии
2.1. Состав экспертной комиссии формируется в соответствии с уровнем и направленностью образовательных программ, указанных в заявлении образовательного учреждения о государственной аккредитации.
Ответственность за формирование состава экспертной комиссии возлагается на специалистов-экспертов Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и высшей школы Республики Коми (далее - Управление).
2.2. Состав экспертной комиссии утверждается приказом Министерства образования и высшей школы Республики Коми (далее - Министерство).
2.3. Экспертная комиссия формируется из специалистов-экспертов Управления, специалистов муниципальных органов управления образованием, представителей действующих образовательных учреждений, научных и общественных организаций, а в случае необходимости - представителей заинтересованных министерств и ведомств, прошедших соответствующую подготовку.
2.4. Членами экспертной комиссии не могут быть лица, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с аккредитуемым образовательным учреждением.
2.5. Возглавляет экспертную комиссию председатель или его заместитель, назначаемый приказом Министерства.
2.6. Председатель (заместитель председателя) экспертной комиссии:
- доводит до сведения руководителя образовательного учреждения и его учредителя требования к проведению экспертизы, согласовывает условия работы экспертной комиссии, а также перечень необходимой для изучения документации;
- организует работу экспертной комиссии с учетом типа и вида образовательного учреждения;
- координирует работу членов экспертной комиссии в рамках государственной аккредитации образовательного учреждения;
- проводит заседание экспертной комиссии, в случае возникновения спорных вопросов ставит их на голосование;
- информирует руководство Министерства о ходе и результатах проведения экспертизы;
- анализирует представленное образовательным учреждением самообследование, заключения членов экспертной комиссии и заключения, полученные из ФГНУ "Главэкспертцентр";
- готовит заключение об итогах проведения экспертизы;
- докладывает о результатах экспертизы на заседании аккредитационной комиссии и вносит мотивированные предложения об аккредитации или не аккредитации образовательного учреждения.
2.7. Члены экспертной комиссии:
- проводят подборку нормативных правовых документов по предусмотренному в плане-программе направлению экспертизы;
- изучают документы и материалы, представленные образовательным учреждением на экспертизу;
- участвуют в обсуждении и принятии решения по результатам экспертизы;
- вносят предложения, делают обоснованные выводы по изученным в ходе экспертизы направлениям деятельности образовательного учреждения;
- составляют заключение об итогах деятельности образовательного учреждения по экспертируемому направлению и заполняют формы, предусмотренные технологией, применяемой Рособрнадзором.
2.8. Экспертная комиссия осуществляет экспертизу в течение срока, утвержденного приказом Министерства.
2.9. Экспертиза деятельности образовательных учреждений проводится экспертной комиссией с выездом в образовательное учреждение (далее - выездная экспертиза) или без выезда в образовательное учреждение путем рассмотрения документов, представленных заявителем (далее - камеральная экспертиза).
2.10. При проведении экспертизы у заявителя могут быть затребованы следующие документы:
- устав образовательного учреждения (организации), положение о филиале (оригиналы);
- локальные акты по организации образовательного процесса;
- личные дела обучающихся и выпускников;
- приказы о зачислении обучающихся, их переводе, отчислении в связи с завершением обучения, книги выдачи документов об образовании государственного образца;
- протоколы заседаний педагогического совета;
- планы воспитательной работы, отчеты о воспитательной работе;
- по каждой представленной программе: сведения об учебно-методическом и информационном обеспечении реализации образовательных программ;
- учебные планы, рабочие программы учебных предметов (дисциплин), учебно-методические комплексы по дисциплинам;
- расписания учебных занятий;
- материалы государственной (итоговой) аттестации выпускников;
- иные материалы по вопросам, подлежащим экспертизе и отражающим деятельность образовательного учреждения определенного типа и вида.
2.11. При проведении выездной экспертизы:
2.11.1. По прибытии в образовательное учреждение председатель комиссии (заместитель председателя комиссии) представляет руководителю образовательного учреждения членов комиссии, информирует указанное лицо о порядке проведения экспертизы.
2.11.2. В ходе экспертизы комиссия проводит анализ содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников, анализ реализуемых образовательных программ соответствующего уровня и направленности, анализ деятельности образовательного учреждения по показателям, необходимым для определения его типа и вида (категории). При этом члены комиссии:
- запрашивают у уполномоченных должностных лиц и иных работников образовательного учреждения документы и иные материалы по вопросам, подлежащим анализу, и проводят рассмотрение указанных материалов;
- проводят беседы с работниками образовательного учреждения, обучающимися, воспитанниками по вопросам, подлежащим анализу;
- проводят анкетирование обучающихся, воспитанников по вопросам, подлежащим анализу;
- проводят проверку качества подготовки обучающихся и выпускников в различных формах;
- проводят наблюдение за ходом образовательного процесса (включая учебные занятия, практику, промежуточную аттестацию, итоговую аттестацию);
- заполняют формы, предусмотренные технологией, применяемой Рособрнадзором.
2.12. При проведении камеральной экспертизы комиссия проводит анализ самообследования образовательного учреждения, содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников, анализ реализуемых образовательных программ соответствующего уровня и направленности и анализ показателей деятельности образовательного учреждения по показателям, необходимым для определения его типа и вида (категории), на основании представленных заявителем документов.
2.13. При проведении экспертизы в рамках государственной аккредитации может осуществляется# проверка достоверности информации, содержащейся в самообследовании образовательного учреждения.
3. Обязанности, права и ответственность членов экспертной комиссии
3.1. Председатель и члены экспертной комиссии обязаны:
- руководствоваться при проведении экспертизы нормативными правовыми документами по вопросам государственной аккредитации образовательного учреждения соответствующего типа и вида;
- осуществлять свою деятельность в соответствии с планом-программой экспертизы деятельности образовательного учреждения;
- не разглашать до официального принятия решения комиссией информацию, обсуждаемую при проведении экспертизы.
3.2. Председатель и члены экспертной комиссии имеют право:
- запрашивать от руководства образовательного учреждения (и его филиала) необходимую и дополнительную информацию;
- знакомиться с документами и материалами, поступившими на экспертизу от образовательного учреждения (и его филиала);
- направлять устный или письменный запрос о доработке либо о внесении изменений и дополнений в материалы самообследования деятельности администрации образовательного учреждения;
- вносить предложения по результатам экспертизы;
- излагать особое мнение в письменной форме в случае несогласия с заключением экспертной комиссии.
3.3. Право председателя и членов экспертной комиссии осуществлять свои функции влечет за собой определенную ответственность:
- соблюдать объективность, гласность, компетентность, профессионализм при анализе документов и изложении суждений, мнений по итогам проведения экспертизы;
- соблюдать вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса и должностными лицами;
- соблюдать сроки проведения экспертизы и подготовки заключения по ее результатам.
4. Оформление результатов деятельности экспертной комиссии
4.1. Экспертная комиссия устанавливает:
- соответствие (несоответствие) содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, требованиям государственных образовательных стандартов;
- соответствие (несоответствие) деятельности образовательных учреждений критериальным значениям показателей, необходимых для определения его типа и вида (категории);
- соответствие (несоответствие) образовательных программ соответствующего уровня и направленности, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей, требованиям законодательства в области образования (нормативно-правовым документам);
- достоверность информации, содержащейся в представленных образовательным учреждением документах.
4.2. По результатам экспертизы членом экспертной комиссии составляется заключение, с которым знакомится руководитель образовательного учреждения (под подпись). Заключения членов экспертной комиссии являются основанием для составления Заключения об итогах аккредитационной экспертизы деятельности образовательного учреждения с указанием перечня образовательных программ, предлагаемых к государственной аккредитации. К заключению прилагаются необходимые документы и материалы, подтверждающие выводы экспертной комиссии.
4.3. Заключение об итогах аккредитационной экспертизы подписывается председателем экспертной комиссии.
4.4. Заключение об итогах аккредитационной экспертизы является основанием для рассмотрения вопроса о государственной аккредитации или не аккредитации образовательного учреждения аккредитационной комиссией Министерства.
4.5. Заключение об итогах аккредитационной экспертизы утверждается приказом Министерства о государственной аккредитации (не аккредитации) образовательного учреждения.
5. Финансирование деятельности экспертной комиссии
5.1. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются учредителем (руководителем) образовательного учреждения и регламентируются Нормативами затрат на проведение государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденными настоящим приказом Министерства.
5.2. Финансирование экспертизы производится образовательным учреждением в соответствии со сметой расходов на проведение экспертизы и Договором на выполнение работ (оказание услуг) по проведению экспертизы деятельности образовательного учреждения. Договор заключается между членом экспертной комиссии (привлеченным экспертом) и Министерством образования и высшей школы Республики Коми.
5.3. Оплата труда членов экспертной комиссии (привлеченных экспертов) производится после подписания сторонами и согласования с председателем (заместителем председателя) экспертной комиссии Акта об исполнении обязательств по договору на выполнение работ (оказание услуг) по проведению экспертизы деятельности образовательного учреждения.
Примечание. Оплата труда членов экспертной комиссии, являющихся работниками, в чьи должностные обязанности входит проведение экспертизы, производится только за проведение экспертизы деятельности негосударственных образовательных учреждений.
5.4. Командировочные расходы, связанные со служебными поездками членов экспертной комиссии, определяются в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, и оплачиваются образовательным учреждением на основании сметы расходов в соответствии с нормами, установленными законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.